Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Теории идентичностиможно объединить в четыре группы:психоаналитические теории, символический интеракционизм, когнитивно-ориентированная психология и конструктивизм.
Психоаналитические теории. Термин «идентификация» ввел в научный оборот основатель психоанализа З. Фрейд [9].
К. Г. Юнг ввел понятие коллективного (трансперсонального) бессознательного, хранилища скрытых воспоминаний, в которых заключен опыт всей нации[10]. Содержание коллективного бессознательного составляют архетипы. Архетип – универсальная мыслительная форма, содержащая значительный эмоциональный компонент. Например, темнота хранила для первобытных людей множество опасностей, что проявилось в латентном (скрытом) страхе темноты. Архетипов много – персона, тень, анима, анимус, но главным Юнг считал «самость», то есть идентичность. Основываясь на теории Юнга, некоторые современные международники пытаются ввести в научный оборот понятие «бессознательный компонент национального интереса». Например, известный отечественный международник Б. Межуев стремление России закрепиться на восточных пространственных рубежах объясняет тем, что «для политического сознания России характерно представление, будто сакральный центр Империи находится не внутри, а вне ее»[11]. Этим же объяснялось стремление русских правителей перенести столицу на край земли.
А. Адлер формирование идентичности объясняет теорией компенсации[12]. В отличие от Фрейда, который видел мотивы поведения человека в сексуальном инстинкте (либидо), Адлер считал, что человеком движет стремление к превосходству. Каждый человек появляется на свет со стремлением к превосходству, но его не всегда удается реализовать из-за физиологических или психологических особенностей. Поэтому все человечество страдает от чувства неполноценности вследствие недостатков или неудач. Для преодоления чувства неполноценности человек прибегает к компенсации. В процессе компенсации человек вырабатывает индивидуальный жизненный стиль, который трансформируется в идентичность. Нечто подобное наблюдается и в сфере международных отношений. Так, в XX веке развитие идентичности в Восточной Европе прошло три стадии. На первой стадии, до Второй мировой войны, идентичность характеризовалась сильным комплексом неполноценности перед Западом. На второй стадии, после Второй мировой войны, комплекс неполноценности сменился чувством превосходства над СССР и над Россией. Третья стадия, период после окончания холодной войны, связана с возвращением к комплексу неполноценности перед Западом[13].
Появление термина «идентичность» традиционно связывают с именем Э. Эриксона, который определил ее как чувство личного тождества и исторической непрерывности личности[14]. По Эриксону, идентичность существует на двух уровнях. Первый уровень, индивидуальный (Я – идентичность), предполагает восприятие себя как тождественного и осознание непрерывности своего существования во времени и пространстве. Второй, социальный уровень, включает восприятие индивидом того, что другие признают его тождество и непрерывность существования. Каждый из уровней идентичности имеет два полюса: положительный – то, каким человек должен быть с точки зрения своего социального окружения; и отрицательный – то, каким человек быть не должен. Для поступательного развития необходимо, чтобы положительная идентичность преобладала над отрицательной. Поэтому Эриксон подразделяет весь жизненный цикл на восемь фаз, каждая из которых имеет специфические задачи и может разрешиться благоприятно или неблагоприятно. Эриксон ввел понятие кризис идентичности. Человек перестает понимать, где начинается и заканчивается его личность, желания и чувства и начинается «Другой». Кризис идентичности может испытывать каждый человек в любой момент своей жизни. Кризису собственной идентичности способствует отрицание человеком или государством уникальности и ценности других, что характерно для США. Из кризиса есть как конструктивные, так и деструктивные выходы. Конструктивный выход ведет к поискам новой идентичности, а деструктивный – к повышению статуса, чтобы приобрести власть над «Другими».
Идеи Э. Эриксона развиты другими исследователями. На основе двух параметров: пережит ли кризис и принято ли решение (приняты обязательства) Дж. Марсиа выделил 4 статуса идентичности, которые могут быть применимы также и к международным отношениям[15]. Диффузная идентичность характеризуется «отягощенностью отсутствием обязательств и стремлений», что применимо к России 1990-х годов. Предрешенность – состояние международных акторов, еще не переживших кризис, но уже утвердившихся в своих ориентациях, что характерно для развивающихся стран. Мораторий (от moratorium (лат.) – отсрочка) означает, что международный актор, не в состоянии остановиться на какой-то одной идентичности, откладывает свой окончательный выбор. Примером может быть современная Россия. Достижение идентичности – характерно для тех, кто пережил кризис и сделал выбор, как, например, демократические страны.
Символический интеракционизм. Однимиз основателей символического интеракционизма является Ч. Кули – исследователь самости (понятий «я» (I), «меня» (Me), «мое» (mу), «я сам» (myself)) и автор концепции зеркального «Я»[16]. По мнению Кули, человек воспринимает свое “Я” через отражение в других. Поэтому огромную роль играет то, что думают о нас другие. Мы смотрим в представления других о нас самих, как в зеркало, и судим о самих себе по этому отражению. Именно через отношения с другими, через их оценки каждый человек устанавливает, умный он или глупый, привлекательный или некрасивый. При этом подобная оценка может не соответствовать реальности (эффект искаженного зеркала - misperception).
Дж. Мид разработал концепцию «обобщенного другого», дополняющую и развивающую теорию зеркального Я[17]. В соответствии с концепцией Дж. Мида «Обобщенный Другой» представляет собой всеобщие ценности и стандарты поведения некоторой группы, которые формируют у членов этой группы индивидуальный Я-образ. Индивид в процессе общения встает на место других индивидов и видит себя другой личностью. «Обобщенный Другой» развивается через процессы принятия и исполнения роли – принятия на себя поведения личности в другой ситуации или в другой роли.
Американский социолог А. Халлер в дополнение к теории Дж. Мида разработал концепцию «Значимого Другого». «Значимый Другой» – это та личность, одобрения которой данный индивид добивается и чьи указания он принимает. Такие личности оказывают наибольшее влияние на установки индивидов и на формирование их собственного «Я». В качестве «Значимых Других» могут выступать родители, замечательные учителя, наставники, некоторые товарищи детских игр и, возможно, популярные личности. Индивид стремится принять их роли, подражать им и таким образом осуществлять процесс социализации через «Значимого Другого».
Исследования идентичности в когнитивно-ориентированной психологии были начаты социальными психологами Х. Тэджфелом и Д. Тернером, разработавшими теорию социальной идентичности.По их мнению,социальная идентичность связана с категоризацией, благодаря которой устанавливаются различия между «своими» и «чужими». Простое восприятие принадлежности к группе достаточно для того, чтобы вызвать позитивные внутригрупповые установки и дискриминационное отношение к внешней группе. Становление идентичности проходит 3 этапа. На первом этапе происходит социальная категоризация (познание социальной структуры окружающего мира). На втором этапе человек выбирает группу, которая ему больше подходит, изучает правила и ценности этой группы. На третьем этапе у человека формируется чувство тождественности с этой группой, и он идентифицируется с ней. Например, после крушения «железного занавеса» перед советскими людьми открылись многообразие мира и возможности выбора идентичности. В качестве референтных вначале были выбраны ценности западной цивилизации. Однако идентификации с Западом не произошло, т.к. при более близком знакомстве оказалось, что эти ценности отторгаются русским менталитетом.
Создатель «теории поля» К. Левин считает, что субъект (индивид, государство) укоренен в окружающем пространстве (E - environment) и жизненном пространстве (L - life)[18]. Идентичность (I) понять можно только через анализ окружения: географические, исторические, религиозные, языковые и другие факторы: I = E + L. Идентичность государства – это отражение окружающих материальных (Е) – территория, климат, ресурсы и нематериальных (L) факторов – цивилизация, культура, идеология. Изменения идентичности связаны с изменением окружения: переехал человек из города в деревню, из провинции в столицу – произошли изменения.
Теория личностных конструктов Дж. Келли основана на предположении, чтоокружающий мир люди воспринимают с помощью четких моделей – конструктов[19]. Мы выдвигаем гипотезы относительно окружающего мира, а затем корректируем их в соответствии с реальностью. Например, на основе внешних деклараций может сложиться конструкт миролюбивого и гуманного государства. Однако в реальности может оказаться, что за миролюбивыми декларациями скрываются агрессивные намерения. В этом случае первоначальный конструкт корректируется.
Триумвират М. Вертгеймер, В. Келер и К. Коффка – основатели американской школы «Новый Взгляд» («New Look») – понимали под идентичностью сумму знаний о себе и поведенческое единство. Созданное ими направление получило название гештальт-психология(от нем. Gestalt – форма, структура). Гештальт-психологи изучали роль познавательных процессов в формировании идентичности – мышления и особенно восприятия. По мнению гештальт-психологов, восприятие и особенно ошибочное, искаженное восприятие (misperception) зависит от установок и стереотипов. Установка – готовность субъекта реагировать определенным способом на событие или явление. Стереотип (stereos - твердый, typos – отпечаток (греч.) – стандартизированный, схематизированный, упрощенный, эмоционально окрашенный образ объекта, обладающий значительной устойчивостью, но фиксирующий лишь некоторые, иногда несущественные его черты. Структура стереотипа включает центр (1-2 наиболее ярких и заметных признака) и периферию. Узнавая по наиболее ярким признакам объект, люди автоматически добавляют в свое восприятие характеристики периферии. Например, американское восприятие России состоит почти исключительно из стереотипов[20].
В последнее десятилетие XX века и особенно в начале XXI века бурно развивается и становится все более влиятельным новая парадигма - конструктивизм. В среде международников говорят даже о «конструктивистском перевороте», суть которого состоит в том, что традиционные механизмы и движущие силы международного развития, такие, как государственный суверенитет, национальные интересы, политическое противостояние сверхдержав, отжили свое и отходят на второй план, уступая место идентичности как ведущему фактору развития. Остановимся на взглядах конструктивистов подробнее.
Конструктивистское понимание идентичностизаложено концепцией социального конструирования реальности П. Бергера и Т. Лукмана [21].Эти американские социологипоказывают, что единство восприятия внешнего мира обусловлено самим обществом. Предметы внешнего мира существуют не сами по себе, а имеют тот смысл, который вкладывает в них общество и сами люди. Ученые сосредотачиваются на трех вопросах: что такое общественное знание, социальная реальность и идентичность. Понимание «общественного знания» П. Бергером и Т. Лукманом восходит к идее К. Маркса о том, что знание людей определяется их общественным бытием, и К. Мангейма, основную мысль которого можно сформулировать следующим образом: всякое мышление связано с духовной атмосферой своей эпохи. Социальная реальность передается нам как само собой разумеющаяся, и важнейшим средством этого выступает язык. Еще З. Фрейд столкнулся с тем, что многие его взрослые пациентки находятся под впечатлением потрясений, пережитых в юности. Однако углубленное исследование показало, что у некоторых истеричных пациенток никаких серьезных потрясений на самом деле не было, и они являются лишь плодом фантазии. Для характеристики такого душевного состояния Фрейд ввел понятие «психической реальности», под которым он понимал все, что оказывало сильное влияние на мышление и поведение человека, хотя и не имело места в действительности. Отсюда следуют два вывода. Во-первых, люди сами создают для себя социальную реальность, а значит, создают ее для других. Следовательно, всякая реальность отличается индивидуальными особенностями. Во-вторых, смысл, который мы приписываем вещам, является лишь одним из возможных вариантов интерпретации фактов, которые мы воспринимаем.
Дата публикования: 2015-09-18; Прочитано: 5167 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!