Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Для понимания динамики гендера как конструкции различий между полами необходимо обратиться к сексуальности. Существующее в обществе подчинение женщин мужчинам не может быть объяснено лишь посредством анализа экономической, политической и культурной систем. Конструирование и репродукция гендерной дифференциации происходят в наиболее интимных сферах жизни, начинаются с самого рождения ребенка.
Согласно традиционным взглядам биологические различия между мужчинами и женщинами находят свое выражение в сексуальности. Считается, что природа мужской сексуальности предполагает большую заинтересованность в сексе и большую ориентацию на получение физического удовольствия, чем на эмоциональную близость. Они воспринимаются как естественные инициаторы сексуальных отношений, женщины лишь отвечают им тем или иным образом.
Многие исследователи, опираясь на идеи Фрейда, рассматривают женскую сексуальность как пассивную и подчиненную, мужскую как более активную, инициативную. Отмечаются социальные последствия сексуального поведения человека и отклонения от рамок норм. Мужчине социальной нормой предписывается быть завоевателем, чем больше женщин он «завоюет», тем лучше будет его репутация «настоящего мужчины». Если женщина проявляет высокую активность в сексуальных отношениях, то ее поведение считается вызывающим и даже патологическим.
Разница в сексуальности мужчины и женщины объясняется разным воспитанием мальчиков и девочек. Девочек гораздо сильнее контролируют, чем мальчиков, и им своевременно внушается мысль о полной недопустимости открытых проявлений сексуальности.
Существование такого широко известного феномена как «двойной стандарт», означающий разную оценка поведения представителей разных полов. Это позволяет мужчинам более открыто выражать свою сексуальность, вступать до брака в многочисленные сексуальные связи, женатому мужчине иметь любовницу. Различные стандарты сексуального поведения женщин и мужчин утвердились с возникновением института моногамного брака и патриархальной семьи. Как отмечает Ф.Энгельс, «господство мужа в семье и рождение детей, которые были бы только от него и должны были наследовать его богатство, - такова была исключительная цель единобрачия…»[6].
Этнографический, социально антропологический материал показывает, как и в случае с социальными половыми ролями, большое разнообразие форм проявления сексуальности в разных культурах. В разных случаях представители обоих полов демонстрировали разную степень заинтересованности в сексе и разный темперамент, а иногда они были одинаково активны. Подавляющее большинство культур утверждают гетеросексуальность как норму, гомосексуализм как отклонение и извращение.
Для радикальных феминисток сексуальные отношения являются политическими актами, эмблематикой мужских/женских отношений власти (Маккинон). Социально сконструированный гендер и репродуктивные роли налагают жесткие рамки на женскую идентичность и поведение, они делают исключительно проблематичным для женщины осознание или удовлетворение своих собственных сексуальных желаний и потребностей. До тех пор, пока женская сексуальность интерпретируется в терминах мужской сексуальности, женщины не будут равны мужчинам в политическом, экономическом или социальных отношениях, в то время как гетеросексуальные отношения никогда не станут подлинно эгалитарными.
Гетеросексистская идеология склонна преувеличивать биологические различия между мужчиной и женщиной для того, чтобы сделать очевидным, что мужчина всегда доминирует и получает маскулинные роли, в то время как женщина всегда получает подчиненные или феминные роли. Гегемония мужчин институционализируется через легитимацию и нормализацию различных для мужчин и женщин сексуальных практик. Этим усиливается подчиненность женщин, многие из них несут внутри чувство мужского превосходства.
Мужчина вынуждает женскую сексуальность к обслуживанию собственных нужд и желаний. Ограничительная контрацепция, стериализация, законодательство об абортах и насилие, направленное против женщин посредством порнографии, сексуальных домогательств, изнасилований, инцеста, физическое насилие представляют собой примеры того, каким образом мужчины контролируют женскую сексуальность.
Устранение насилия, направленного на женщину, - одна из основных целей политики и практики радикальных феминисток. Они требуют дать возможность самим женщинам контролировать свою собственную сексуальность. Ее необходимо реконструировать применительно к имиджу и образу женщины, это даст возможность развиться женским репродуктивным и сексуальным потенциям на новых путях. Наиболее радикальные феминистки предлагают вообще отказаться от сексуальных отношений с мужчинами, проповедуют лесбийскую любовь (показательно название одной из статей «В постели с врагом?»).
Либеральные феминистки полагают, что с введением более честных законодательных и политических практик гетеросексуальные отношения станут более свободными, эгалитарными и справедливыми. Большая часть социал-феминисток утверждает, что с введением неэксплуататорских экономических институтов гетеросексуальные практики станут менее отчуждающими и подавляющими.
Анализ сексуальной практики и сексуальной культуры показывает, что различия в сексуальном поведении мужчин и женщин не являются врожденными, а конструируются социально. Сдвиги в современной сексуальной культуре неразрывно связаны с изменениями гендерного порядка, характера взаимоотношений мужчин и женщин. Сравнительно-исторический анализ динамики сексуального поведения, установок и ценностей за последние полстолетия показывает повсеместное значительное уменьшение поведенческих и мотивационных различий между женщинами и мужчинами. Это проявляется в возрасте сексуального дебюта, числе сексуальных партнеров, проявлении сексуальной инициативы, отношении к эротике и т.д. Главными агентами этих изменений являются женщины, поскольку они заинтересованы в изменении социальной стратификации, осваивают новые виды деятельности, быстрее принимают новые нормы, ценности и представления о взаимоотношениях между полами, меняют свое самосознание и ценностные ориентации.
Дело здесь не столько в более широкой адаптивности женщин, сколько в общей логике стратификационных отношений. Любые радикальные социальные изменения осуществляют, прежде всего, те, кто в них заинтересован. Степень и темпы изменения гендерного порядка и соответствующих ему образов маскулинности и фемининности, гендерных моделей поведения неравномерны в разных странах и культурах, в социально-экономических слоях, социально-возрастных группах и среди разных категорий женщин и мужчин. Многие традиционные различия мужского и женского, которые привычно ассоциируются с половым диморфизмом, не столько исчезают, сколько трансформируются и перестают быть обязательной социальной нормой. При этом происходит не "феминизация" мужчин и/или "маскулинизация" женщин и образование некоего "унисекса", а ослабление поляризации половых различий и связанной с ними социальной стратификации. Это открывает дорогу проявлению множества индивидуальных вариаций, которые могут быть вообще не связаны с полом и гендером.
5. Правомерность модели «андрогенного человека»
По мнению социологов-феминистов современное общество постепенно поворачивается от традиционных стереотипов к модели “андрогенного” человека (androgynous), то есть гибко сочетающего в себе типично мужские и женские качества и наборы поведения, выбираемые им скорее на основе собственной уникальной личности, чем по своему биологическому полу. Такой индивид может быть рациональным и эмоциональным, агрессивным и доброжелательным, жестким и мягким в зависимости от предписаний отдельной ситуации, т.е. человеческая личность универсальна по отношению к характеристикам феминности и маскулинности. Формирование модели “андрогенного” человека, например, отражается в появлении и широком распространении модного среди молодежи стиля «унисекс», когда сами изделия маркируются как одежда и для мужчин, и для женщин.
Концепцию «андрогинии» предложила психолог С.Бём, проводившая исследования представлений о маскулинности и феминности. Долгое время маскулинные и феминные качества считались дихотомическими, взаимоисключающими. К феминным психологическим характеристикам принято относить мягкость – уступчивость – гибкость – вариативность в поведении – нравственность – стремление к миру – практичность – усидчивость и другие. Маскулинные качества составляют противоположные свойства личности: воинственность – твердость – желание самоутверждаться – беспощадность – эгоизм – прямолинейность – нетерпимость – стремление к лидерству – честолюбие – воля и т.д. Всякое отступление от нормы рассматривалось в традиционном обществе как патология (ученая женщина – «синий чулок», мягкий по характеру мужчина – «маменькин сынок»).
По мере того, как разделение труда утрачивает свою жесткость, стала развиваться идея континуума маскулинно-феминных свойств. В 1930-1960-е гг. психологами были разработаны специальные шкалы для измерения, по ним индивиды могут различаться по степени феминности-маскулинности, при этом высокая степень маскулинности сочетается с низкой феминностью. Для мужчин желательным считалось иметь выраженные мужские качества.
В 1974г. С.Бём предложила новую шкалу, в которой представления о мужественности и женственности выступают независимыми измерениями личности. На основе проведенных психологических тестов она разделила мужчин и женщин на четыре группы:
Типы личности | Выраженность маскулинности | Выраженность феминности |
Маскулинный | Высокая | Низкая |
Феминный | Низкая | Высокая |
Андрогинный | Высокая | Высокая |
Недифференцированный | Низкая | Низкая |
Широкое принятие концепции “андрогинии” (androgyny) как образа жизни, в которой нет жесткой гендерно-ролевой дифференциации, должно привести к эффективному и здоровому человеческому функционированию. В этой системе нет необходимости утверждать, что природа женщин в основном соответствует домашнему труду, а «естественная» необходимость мужчин быть воинственными и неспособными воспитывать детей. Если посмотреть с позиции сегодняшнего дня, мы увидим принципиальные сдвиги к сближению социальных, экономических и культурных ролей мужчин и женщин, однако в этом процессе большую активность, заинтересованность и мобильность проявляет женская половина человечества. В целом, андрогинию следует понимать как эмансипацию обоих полов, а не как борьбу женщин за равенство в маскулинно ориентированном обществе.
Вопросы для самопроверки
1. Что такое гендерная социализация и гендерная идентичность?
2. Какие гендерные роли выполняют мужчины и женщины?
3. Нарисуйте портрет «идеальной женщины» и «идеального мужчины». Найдите в них сходство и различие.
4. Назовите и обоснуйте, какие социальные агенты оказали наибольшее влияние на вашу гендерную социализацию.
5. Каковы основные положения теории гендерной полотипизации?
6. Какова роль сексуальности в конструировании различий между полами?
7. Согласны ли вы с утверждением о формировании модели “андрогинного” человека в современной культуре (кинообразах, рекламных образах,
Лекция 5. Гендерные вопросы социальной политики
Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 1133 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!