Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
1. Понятия «гендерная социализация» и «гендерная идентичность»
Под социализацией мы понимаем сложный процесс включения человека в социальную практику, приобретения им социальных качеств, усвоения общественного опыта и реализации собственной сущности посредством выполнения определенной роли в практической деятельности.
В ходе него люди обучаются соблюдению социальных ном. Этот процесс делает возможным существование общества и передачу его культуры от поколения к поколению. Можно выделить три стадии социализации: 1) начальную – социализацию ребенка в пределах семьи; 2) среднюю – обучение в школе; 3) завершающую – социализацию взрослого человека, этап принятия социальными деятелями тех ролей, к которым они не могли полностью подготовиться в ходе первых двух стадий (роли работника, супруга/и, родителя).
Как правило, социальные деятели усваивают (интериоризуют) стереотипные представления о подобающих каждому полу характеристиках. Половая социализация отражает ожидания, основанные на этих представлениях. Гендерную социализацию можно определить как процесс формирования гендерной идентичности и усвоение гендерных ролей.
Когда рождается ребенок, первое, что становится о нем известно – это девочка или мальчик. И после этого начинается процесс обретения им/ей гендерной идентичности. Гендерная идентичность описывает осознание индивидом своей гендерной роли: является ли он девочкой или мальчиком, женщиной или мужчиной. Гендерная идентичность – аспект самосознания, описывающий переживание человека себя как представителя определенного пола. Эта первая категория, в которой ребенок осмысливает свое собственное Я. Осознание своего пола позволяет ему также понять свою принадлежность к социальной общности людей.
В основе воспроизведения социальных различий между женщинами и мужчинами лежат механизмы формирования половой идентичности, в структуре которой принято выделять четыре компонента:
- биологический пол (физические признаки);
- гендерная идентичность (осознание индивидом своего пола);
- гендерные идеалы (культурные представления о предназначении, поведении и чувствах мужчин и женщин);
- гендерные роли (ожидания социального поведения в сфере семьи, труда, политики и т.д., определяющие их статус в обществе).
Каждый из этих компонентов обусловлен различными факторами - биологическими, психологическими и социальными. Их соединение имеет не односложный характер. Так биологический пол может не соответствовать гендерной идентичности индивида.
Гендерные роли являются одним из видов социальных ролей, которые усваиваются личностью в процессе взаимодействия с другими людьми. Гендерной ролью называется комплекс нормативных ожиданий определенного поведения, приемлемого для представителей данного пола. Они в существенной мере определяются представлениями о «мужественности» и «женственности» в той или иной культуре. В основе гендерных ролей лежит дифференциация деятельности, статусов, прав и обязанностей индивидов в зависимости от их половой принадлежности. В традиционных обществах женские и мужские роли, как правило, полярны -мать, жена, хранительница домашнего очага и воин, кормилец, публичный деятель.
Гендерные представления являются одним из способов социальной классификации. Они представляют собой формы коллективного знания о различных аспектах жизнедеятельности женщин и мужчин как представителей социальных общностей. Гендерные представления – сеть понятий, взглядов, утверждений и объяснений о социальном статусе и положении в обществе мужчин и женщин. Это осмысленные знания о том, какие роли в обществе должны выполнять мужчины и женщины, каково их предназначение и какие модели поведения они должны демонстрировать окружающим. Они задаются в виде образов «настоящего мужчины» и «настоящей женщины». В гендерных идеалах и представлениях отражается поляризация, дифференциация и субординированность понятий «мужское» и «женское» (первичное и вторичное, активное и пассивное, рациональное и эмоциональное и т.п.).
В современном обществе сохраняются представления, что для мужчин главными ролями являются общественные и профессиональные, для женщин – семейные. Однако гендерные роли стали менее жесткими и обязательными, происходит ломка традиционных культурных стереотипов мужского и женского поведения. Идет постепенная трансформация взглядов мужчин и женщин в сторону их эгалитаризации, хотя этот процесс нелинейный и неоднозначный. Это меняет наполнение социальных ролей по полу. Расширение ролевого набора повышает социальный статус женщин в обществе, раскрывает для мужчин и женщин новые пути личностной реализации, делает разнообразным выбор жизненного сценария.
2. Основные агенты гендерной социализации
Основными агентами гендерной социализации личности являются родители, семья, ровесники, школа, масс медиа.
Родители конструируют гендерную идентичность покупая ребенку соответствующие игрушки, давая задания, приводя в пример других детей и т.д. Американская социолог Рут Хартли выделяет четыре основных способа конструирования взрослыми гендерной роли ребенка:
1) «социализация через манипуляции» - направленное влияние агентов социализации на ребенка. Матери сильнее озабочены внешностью девочки и физической подвижностью мальчиков;
2) «вербальная аппеляция» - манипуляция через обращения, речевые штампы, цитирование и т.п. Частые обращения в стиле «ты моя красавица» формируют у девочек представления о важности для них внешней привлекательности, красоты. Мальчику обычно говорят «мой защитник, мой батыр», ориентируя его на развитие силы и выносливости, терпимости к боли;
3) «канализация» - направление внимания ребенка на определенные объекты. Мальчикам обычно дарят игрушечное оружие, машинки и конструкторы, девочкам – куклы, мягкие игрушки, наборы для игры в «дом»;
4) «демонстрация деятельности» - ориентация и одобрение занятий, соответствующих полу. Девочек вовлекают в работу по дому, мальчики оказывают помощь в ремонте машины и бытовых приборов.
Игрушки девочек чаще связаны с миром дома, мальчикам чаще покупают игры, стимулирующие фантазию, сообразительность и вообще интеллект. Новым феноменом стала кукла Барби, отличающаяся от прежнего образца куклы-ребенка, девочки. Это готовый образец социализации согласно стандартам моды. Барби – это девушка на выданье, или молодая замужняя женщина, окруженная массой разнообразных предметов домашнего обихода и аксессуаров модных магазинов. Мальчики играют в «героев» - раньше с солдатиками, теперь с роботами-конструкторами, героями комиксов Бэтменом, Человеком-пауком и другими.
Все возрастающее воздействие на формирование гендерных идеалов и норм поведения людей оказывает масс медиа. Исследования показывают, что женские и мужские образы на телевидении сильно стереотипизированы. Мужчины выглядят предприимчивыми и агрессивными, женщины – слабыми, зависимыми и, главное, физически привлекательными. Подсознательно формируется убеждение в том, что главное в женщине – молодость, красота и сексапильность, в мужчине – сила, напористость, успешность.
Гендерные стереотипы, создаваемые и поддерживаемые в разных областях деятельности, играют важную роль в социализации и регулировании поведения людей. Они представляют собой стандартизированные представления о моделях поведения и чертах характера, приписываемых женщинам и мужчинам. Выступая продуктами культуры данного общества, они дают упрощенные и схематичные модели поведения и взаимодействия с людьми.
Российский психолог Клецина И.С. выделяет три группы стереотипов, которые осваиваются нами в процессе социализации. Во-первых, стереотипы маскулинности и феминности. К мужским чертам относят силу, независимость, самоуверенность, целеустремленность, логику, к женским – гибкость, мягкость, нежность, заботливость, уступчивость. Женщины, боясь прослыть «мужеподобными», опасаются проявлять такие качества как автономность, напористость, ориентация на профессиональные достижения. Большинство девушек не хотят идти в те профессии, например, в область программирования, где доминируют мужчины и высок уровень конкуренции.
Во-вторых, стереотипы, касающиеся закрепления семейных и профессиональных ролей в соответствии с полом. Жизненный успех мужчины принято оценивать по профессиональным успехам, женщин – по наличию семьи и детей. В скандинавских странах под воздействием феминизма и гендерной политики эти стереотипы значительно изменились. Например, культивируется образ заботливого отца, который занимается воспитанием ребенка с младенчества, использует свое право на оплачиваемый «родительский отпуск».
Третья группа стереотипов связана с различиями в содержании труда. Согласно традиционным представлениям женский труд носит исполнительский, обслуживающий характер, связан с заботой о людях. Женскими сферами занятости считаются области образования, здравоохранения, торговли, вспомогательные службы на производстве. Инструментальная сфера – это область деятельности мужчин, где главным является созидательный, руководящий труд.
На формирование и закрепление образцов мужественности и женственности оказывает влияние репрезентация образов женщины и мужчины в рекламе. Женщина наиболее часто предстает в рекламе в двух основных ролях – прилежной домохозяйки (реклама порошка «Ариель», масла «Рамы» и т.д.) и как сексуальный объект, становящейся неотразимой после приобретения или использования какой-либо вещи (мыло «Камей», тушь «Фактор» и т.д.). В рекламе, ориентированной на мужскую аудиторию, она предстает как предмет потребления, несет скрытую знаковую функцию. Мужчина-потребитель становится обладателем молоденькой красотки, рекламирующей товар. Для женщины покупка этого товара несет иное скрытое послание: купи и станешь этой самой красоткой. С другой стороны, чтобы привлечь внимание и запомнится, рекламные ролики в последнее время часто строятся на нарушении привычных стереотипов. В них мужчины с удовольствием готовят, а женщины укрощают природные стихии и служат полицейскими. Ироничность и комичность действий данных персонажей сигнализирует нам, что это скорее отклонение от нормы, чем стандарт.
Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 7019 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!