Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Основные положения гендерной теории познания



Эпистемология (теория познания) – это учение о том, каким образом люди оказываются способными вырабатывать знания о внешнем мире. В социологии также существует некая философская основа получения научного знания. Проблемой теории познания является интерпретация субъекта и объекта познания, их соотношения, это понимание природы истинного знания и его критериев. В рамках выбранной эпистемологии выстраивается методология как стратегия исследования. Она получает выражение в выборе проблемы исследования, постановке задач, исследовательском дизайне. Выбор методик исследования, в свою очередь, определяется предметом и методологией исследования.

Правила позитивистского метода лучше всего сформулированы Э.Дюркгеймом. Они были подвергнуты критике представителями многих направлений постклассической социологии, в том числе и гендерными исследователями. Рассмотрим эту критику.

1) Первое правило гласит, что «нужно систематически устранять се предпонятия», т.е. необходимо избавиться от чувств, предрассудков, оценочных суждений и эмоций, познающего субъекта. Надежность, устойчивость, верифицированность социальных знаний возможны лишь при условии отчуждения от заинтересованности познающего субъекта.

В феминистском исследовании, напротив, признается, что познающий субъект обладает конкретными желаниями и интересами, процесс познания локален и контекстуален, устранить чувство и заинтересованность из исследования невозможно. Претензия на беспристрастность – в лучшем случае самообман.

2) Второе положение предполагает, что сфера социального представляет собой объективную реальность и не зависима от субъекта познания.

Феминистская критика утверждает, что социальная реальность контекстуальна. Она конструируется взаимодействием познающего и познаваемого. Субъект не свободен от своих социальных связей и не может быть безэмоциональным. Рамки личного и группового опыта пронизывают весь процесс познания и сказываются на его результатах.

Поэтому важно выяснить, какой опыт, какая позиция стоит за псевдообъективизмом позитивистской социологии. Он отражается опыт общественной жизни эпохи модерна, который сложился преимущественно как мужской. Опыт исследователя – тоже опыт мужчины, поэтому он является гендерно-специфичным.

Феминистские исследователи утверждают, что предпонятия, эмоции и предрассудки оказывают влияние на выбор темы и задач исследования, язык обсуждения, методов сбора данных и их интерпретацию.

3) Дюркгейм утверждал, что необходимо устранять субъективные, чувственные данные. Постоянство и повторяемость – критерии объективности получаемого знания. Феминистки ставят под сомнение критерии верификации (надежности и валидности) социального знания. Новое знание в феминистских исследованиях озвучивает «молчавшее бытие», которое контекстуально, индивидуально, и, зачастую, уникально, т.е. непроверяемо и неповторяемо.

4) Дюркгейм утверждает, что социологическая методология независима от всякой идеологии (индивидуалистической, социалистической и т.д.). Феминистки утверждают, что идеология встроена в науку. Именно поэтому утверждение объективности получаемого знания о социальной реальности является отражением доминирующего дискурса, и этим утверждением поддерживается существующий порядок, однако идеологизированность социологии замаскирована.

Феминистки также переосмысливают классические социологические представления о субъекте и объекте познания, и их соотношение. Вместо термина «субъект познания» следует читать: «мужчина, занимающий господствующую социальную позицию». Абстрактного субъекта не существует, в него встроена социальная детерминированность позиции познающего, понимаемого как норма. Вместо понятия субъект предлагается категория познающего (knower - в англ. языке не имеет рода).

Объективность эмпирически обнаруженных социальных фактов подвергается сомнению. Так опыт женщин оказывается не представленным в исследовательском поле. Современная социология не дает достаточно информации о женском мире, концентрирует внимание на мужском мире. Неправильная, недостаточная информация (misinformation) превращается в дезинформацию (disinformation). Так, например, опыт деторождения находит выражение в демографической проблематике динамики рождаемости, а опыт изнасилования является маргинальным для исследований в традициях нормальной социологии.

Итак, феминистская социология ставит диагноз: классическая социология является политизированным знанием, далеким от объективности. Она представляет собой идеологию патриархата и оправдание мужского господства. Вместо термина объекта познания, предполагающего объективность знаний, предлагается категория познаваемое (the known).

Отношения между субъектом и объектом представляют собой властные отношения. Познающий абстрактный субъект, постулированный malestream – это социальный конкистадор, действующий в специфическом режиме открытия как насилия над другим. Подобно испанским завоевателям, порабощающим и истребляющим коренное население, «нормальные» социологи вытесняют на обочину, маргинализируют незначимые для них опыты, нормализируя реальность и выстраивая ее по своим меркам. Однако субъект всегда контекстуален, и познающая женщина будет ставить другие вопросы, использовать другие методы и получать другие ответы.

Претензия на объективность социального знания не реализуема и не реализована, необходима альтернативная эпистемология, выходящая за рамки собственно социологического знания.

Гендерная система и гендерная стратификация

Важным для понимания социально организованных отношений между женщинами и мужчинами является понятие гендерная система. Использование этого термина связано с традициями структурализма и структурного функционализма. Впервые термин «поло-гендерная система» был использован американским антропологом Гейл Рубин в статье «торговля женщинами». Она определяет ее как «набор механизмов, с помощью которых общество преобразует биологическую сексуальность в продукты человеческой деятельности».

Шведская исследовательница Ивонн Хирдман рассматривает гендерную систему как совокупность отношений между мужчинами и женщинами, включающую представления, неформальные и формальные правила и нормы, определенные в соответствии с местом, целями и положением полов в обществе. Хирдман описывает гендерную систему как совокупность гендерных контрактов.

Гендерная система – это институты, поведение и социальные взаимодействия, которые предписываются в соответствии с полом. Она включает три взаимосвязанных компонента: социальную конструкцию гендерных категорий на основе биологического пола; половое разделение труда, в соответствии с которым мужчинам и женщинам приписываются разные задачи; социальную регуляцию сексуальности, позитивно оценивающую одни формы сексуальности и негативно – другие.

Гендерный контракт – это доминирующий тип гендерных отношений, как практически, так и символически репрезентируемых на каждом этапе развития гендерной системы. Гендерная система является относительно устойчивой и воспроизводится механизмами первичной и вторичной социализации и нормативными системами общества.

В индустриальном обществе

Раздел 2. Гендер и социальная политика





Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 774 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...