Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Практически во всех обществах существует разделение труда между мужчинами и женщинами. Исторически его первой формой, как справедливо отмечал Карл Маркс, было разделение труда для воспроизводства детей. Первобытный человек рассматривал детородную способность женщины как свидетельство ее глубокой связи с матерью-природой. Отражением этого стало появление производственных табу, разделивших общину на две группы – мужскую и женско-детскую.
Данные археологии свидетельствуют, что в первобытном обществе не существовало неравенства, в том числе и по половому признаку. Всякий культурный прогресс был связан с улучшением условий питания, которое давалось упорной борьбой. Первобытные люди вели бродячий образ жизни и зависели и зависели от возможности добывать пищу. Мужчины занимались охотой, а женщины – собирательством и земледелием. Оба вида деятельности были важны для выживания общины и добытый продукт делился поровну между всеми членами общины. Постепенно стало развиваться пастушество, одомашнивание животных и земледелие. Женщины как менее мобильные члены общины (в связи с рождением детей и уходом за ними) занимались двумя последними занятиями. Поскольку эти занятия давали более стабильные источники пропитания, а также почитание материнства привели к тому, что женщины были более уважаемыми членами общества.
Это нашло свое отражение в первобытной мифологии – первым изображением божества, которое создал человек, были фигурки богини-матери, которые относятся к периоду 9-го – 7-го тысячелетия до н.э. В шумерской культуре, которая считается первой высокоразвитой культурой в Месопотамии (5-е тысячелетие до н.э.), женщина имела высокий статус. Главная богиня Мама сотворила по своему образу и подобию первого человека – женщину Луллу, а от нее произошли все остальные люди.
Археологи также находили следы матриархата и в европейской части средиземногорского региона, в частности, на острове Крит. Этнографам известны многочисленные племена в Африке, Южной части Синайского полуострова, и даже в Саудовской Аравии, где женщины играют в обществе более почетную, чем мужчины роль или даже занимают главенствующие позиции.
В настоящий момент считается доказанным и существование в некоторых регионах мира воинственной культуры амазонок. Так, на Кавказе, там, откуда, согласно Гомеру, происходили амазонки, этнографы в конце ХVIII века обнаружили воинственные объединения женщин, имевших матриархальную организацию. В долинах Терека в погребениях возле останков женских тел было найдено оружие. Другие погребения амазонок обнаружили археологи в Туркменистане, Узбекистане и Кыргызстане.
Ситуация изменения социального статуса женщины при переходе от матриархата к патриархату отражается в египетской, древнесемитской, греческой и римской мифологии, где женские божества постепенно теснятся и в завершение полностью вытесняются мужскими божествами. Известный американский психолог Эрих Фромм писал по этому поводу следующее: «Библейский миф о сотворении начинается там, где кончается вавилонский (шумерский). Чудесным образом не женщина рождает мужчину, а мужчина рождает женщину».
Базовыми факторами в формировании патриархата, то есть власти отцов, были разделение труда, развитие частной собственности и формирование традиционной семьи, сопровождавшиеся формированием соответствующих обычаев и права.
Мужчины как воины и охотники постепенно становились собственниками нового источника пищи – одомашненного скота и нового орудия труда – рабов. Накопление в их руках частной собственности привело к возникновению экономической зависимости женщин и их детей от мужчин. Парная, а затем моногамная семья, в которой обязанность содержать детей перекладывалась с общества на отдельных мужчин, возникла как социальный ответ на эту ситуацию. Хозяйственная деятельность также распадается на сегменты, становится частным занятием семьи. Семья первоначально формируется как производственная ячейка.
С развитием товарно-денежных отношений падает значимость материальной деятельности внутри семьи. Ведение и организация домашнего хозяйства теряют свою социальную значимость. Вместе с этим формируется разделение труда по половому признаку и между членами семьи. В прединдустриальном обществе в бедных семьях разделение занятий было менее выраженным, мужчины и женщины могли выполнять одинаковые работы или заменять друг друга, поскольку основной задачей было выжить совместно.
В прединдустриальную эпоху в ремесленных семьях мужчины начинают работать за деньги. Обучение ремеслу и труд в цеховых организациях был доступен только мужчинам, женщины туда не допускались, и их роль ограничивалась семейной сферой. Членство в цехе давало и определенные политические и гражданские права, а женщины были лишены этого. Мужчины нередко зарабатывали теми ремеслами, которые в крестьянском хозяйстве считались «домашними женскими занятиями», т.е. ткачеством, прядением, плетением кружев, портняжничеством.
С развитием индустриального общества происходит отделение производственной сферы от домашней, воспроизводственной. Это сопровождается формированием раздельных сфер труда для мужчин и женщин. Мальчики отправляются в школы или обучаются ремеслу, девочки по-прежнему остаются дома. При этом окончательно формируется идеология естественного предназначения женщины.
Исследования Э.Сюллеро, Р.Зидера и ряда других авторов доказывают, что разделение труда нельзя механически выводить из биологических различий между полами. В основе разделения труда лежат не биологическая неспособность или предрасположенность выполнять тот или иной вид труда. Проблема заключается в оценке обществом «мужских» и «женских» видов труда. В патриархатном обществе система разделения труда между мужчинами и женщинами организована иерархически, в зависимости от этого распределяется власть и общественное признание.
Вопросы для самопроверки
1. В чем состоит различие понятий «гендер» и «пол»?
2. Какова роль биологических различий между мужчинами и женщинами в их жизнедеятельности в обществе?
3. В чем состоит социологическое понимание гендера?
4. Каков основной тезис социального конструктивизма?
5. Какие прочтения гендера представлены в женских исследованиях? Что в них общего и особенного?
6. Приведите примеры культурно-символических основ гендера в нашей культуре
7. Дайте определения «феминности» и «маскулинности»
8. В каких случаях мы говорим о «феминизации» и «маскулинизации» общественных сфер деятельности?
Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 1317 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!