Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Дифференциация понятий биологический пол и гендер



Гендер как социальный термин появился и развивался в феминистской социальной теории пола с конца 1970-х годов. В женских, а затем гендерных исследованиях принято различать два конструкта - биологический (sex) и социальный (gender) пол человека.

Биологический пол представляет собой набор генетически заданных анатомо-физиологических признаков и человека. Пол – это то, что приписано нам биологически, т.е. это анатомия, гормоны и физиология. Гендер (gender – грамматический род – мужской, женский, средний) строится в конкретном социокультурном контексте в определенный исторический период и, следовательно, различен во времени и пространстве. То есть гендер – это достигаемый статус, конструируемый психологическими, культурными и социальными средствами. Его можно определить как комплекс заданных признаков и характеристик мужского и женского поведения, стиля жизни, образа мыслей, норм, предпочтений, жизненных устремлений и т.д. Гендер – это продукт социализации, в то время как пол – результат эволюции.

Традиционное объяснение всех различий между полами апеллирует, прежде всего, к биологическим различиям в организмах мужчины и женщины. Так мужчины считаются более сильными физически и более приспособленными к физически тяжелому труду. Женщины более эмоциональны и по своей природе склонны ухаживать и заботиться о других людях.

Какова же действительная роль биологических различий между мужчинами и женщинами?

Прежде всего, в сознании человека фиксируется главное различие между полами: женщины могут рожать детей, а мужчины нет. Однако их различают и другие биологические различия – набор хромосом, гормоны, размер головного мозга и вторичные половые признаки.

Человеческий пол определяют следующие признаки:

1. Генетический – набор хромосом (женский 46 ХХ, мужской 46 ХY);

2. Гонадный – репродуктивная функция (у женщин яичник-яйцеклетка; у мужчин яички-сперматозоиды);

3. Гормональный – половые гормоны (у женщин – экстрогены, у мужчин – андрогены);

4. Соматический – совокупность строения половых органов и развития вторичных половых признаков;

5. Гражданский – паспорт;

6. Психический – осознание своего пола индивидуумом, направленность его полового влечения.

Только первые четыре признака – биологические, два последних – социальные. Но в обыденном сознании эта разница, как правило, не осознается. Более того, в научных дискуссиях также пытаются жестко детерминировать социальные различия биологическими. Биологические особенности строения человеческого организма активно упоминаются в дискуссиях о природе «мужского» и «женского». Например, меньший размер мозга у женщин, по мнению некоторых авторов, свидетельствует об их интеллектуальной неполноценности, слабости по сравнению с мужчинами.

Английские исследователи Тайгер и Фокс в работе «Имперское животное» (1972) пишут, что мужчины и женщины имеют разные «биограммы» (генетические программы), которые приписывают обоим полам специфические формы поведения. Мужская биограмма предполагает агрессивность и стремление к господству, а женская, прежде всего, инстинкт продолжения рода. Отсюда вытекает половое разделение труда общества по естественным основаниям.

Важное следствие из всех этих представлений: природной, биологической функцией женщины является материнство. Все виды деятельности, которые отвлекают женщину от семьи и детей, являются противоестественными отклонениями.

В целом подход, разделяющий мужское и женское, и объясняющий различия между полами, прежде всего, отличной друг от друга биологической природой, определяющий естественность и неизменность сложившихся отношений между полами называют «эссенциалистским» (сущностная неизменность). Природа человека, с этой точки зрения, двойственна – все на свете делится на мужское и женское. Логика: Богу-богово, человеку – человеческое, негру – рабство, белому – президентское кресло.

Представители различных направлений феминизма и социологии гендера критикует биологический детерминизм. Остановимся на некоторых критиках.

Среди представителей психоаналитического феминизма, критикующих биологический детерминизм, следует выделить А.Адлера, К.Хорни, К.Томпсон. Все они солидарны в том, что:

1) человек развивается от биологии к культуре, и особенности психологии обоих полов коренятся скорее в культурном использовании биологии, а не в анатомических различиях как таковых, «анатомия – не есть судьба»,

2) они предложили единую или унитарную теорию развития человека вместо дуалистической теории развития мужчины и женщины;

3) они рассматривали каждого человека как уникальную индивидуальность. Их главной заслугой можно считать вывод о том, что не существует ни единого образца развития для «нормального, здорового, естественного мужчины», ни другого образца для «нормальной, здоровой и естественной женщины».

Представители феминистской социологии, не отрицая очевидных биологических различий между полами, считают, что факторы естественных различий по полу трактовались не с позиции их существования, а с позиции несовершенства женской природы по сравнению с мужской. Например, в прошлом веке расхожей была точка зрения о том, что репродуктивные функции отвлекают от мозга женщин «жизненную энергию», что применение контрацептивов приводит к прогрессированию массы смертельно опасных болезней и психическим расстройствам и т.п.

В то же время, согласно современным представлениям многих исследователей, неверно было представлять мужчин и женщин как абсолютно различных биологических существ. Энн Окли, например, полагает, что правильнее было бы говорить о континууме, на полюсах которого представлены «чисто мужские» и «чисто женские» биологические свойства. В реальности такие физические характеристики, как, например, рост, вес, физическая сила по-разному распределяются между индивидуумами обоих полов. Есть определенный процент детей, рождающихся со смешанными мужскими половыми и женскими половыми признаками – они располагаются в центре этого континуума. Наконец, есть люди, желающие переменить свой пол хирургическим путем («хирургический гендер»).

Мужчины и женщины являются носителями обоих видов гормонов, но только в разной пропорции. Причем пропорция женских и мужских гормонов в организме может быть разной, а также меняется в течение жизненного цикла.

Гендер как новая категория еще находится на стадии своего формирования и осмысления, часто раскрывается в весьма размытых, широких формулировках. К тому же понимание и использование этого понятия разными авторами, так и применяемые в ходе гендерных исследований его операционализации весьма различны. Однако то, что эта конструкция не имеет окончательного и однозначного определения, на наш взгляд, - не недостаток или проблема, а, скорее, особенность этого понятия, что говорит о ее сложности и динамизме, концептуальном характере.

2. Социальный конструктивизм как гендерная теория

Гендерный подход основывается на представлении о том, что отношения между полами, связанные с ними поведенческие нормы и стереотипы определены в первую очередь социальными факторами. Его обоснование строится на отрицании биологического детерминизма и эссенциалистских представлений. Известный социологический тезис «все в мире социально сконструировано» используется для изучения социальных отношений между полами.

Феминистские и гендерные исследователи опираются на теорию социального конструктивизма, связанного с именами П.Бергера и Т.Лукмана. Данный подход позволяет рассмотреть гендер как социально сконструированное отношение неравенства по признаку пола. Как считали П.Бергер и Т.Лукман, реальность создается в процессе нашего восприятия и зависит от ее субъективной значимости. Она определяет, что мы видим и как реагируем на эту ситуацию. Так Дж.Бернард («Будущее брака») проведя множество интервью доказала, что существует не один, а два брака – мужской и женский, так как каждый из супругов воспринимает свою семейную жизнь неодинаково и чувствует себя в ней по-разному.

В «Энциклопедии феминизма» (1986) Л.Таттл дается определение социального конструктивизма как «представления, что статус женщины и кажущееся естественным различие между мужским и женским не имеют биологического происхождения, а, скорее, являются способом интерпретации биологического, легитимным в данном обществе».

Конструктивистский подход оппонирует здравому смыслу биологического детерминизма. В обыденном представлении все в мире делится на женское и мужское. Иначе говоря, анатомия – это судьба. Следовательно, в основании культурной интерпретации пола, возраста, этничности содержится некая биологическая сущность. Социальный конструктивизм отстаивает тезис, что мужчины и женщины «создаются» исходя из ожиданий определенного исторического общества. Тезис Симоны де Бовуар «женщиной не рождаются, женщиной становятся» (он формулируется и в отношении мужчины) становится символическим для данного направления. Не существует ни мужской, ни женской сущности, нет изначально заданного и предопределенного женского/мужского. Все мужское и женское, молодое и старое имеет разные лица, поскольку создается в разных социальных и культурных контекстах, наполняется различным содержанием опыта и различными смыслами.

Поэтому теории социального конструирования подвергли критики классические направления социологической теории (марксизм, структурный функционализм, драматургический интеракционизм). Поскольку они основывались на эссенциалистской трактовке отношений между полами (их природной предопределенности). Так, например, согласно полоролевой теории Парсонса в результате социального развития и общественного разделения труда женщина выполняет экспрессивную роль, мужчина – инструментальную. В социологии широко используются понятия мужская и женская роль. Пол здесь является приписываемым статусом.

Гендер понимается как социальный конструкт, задаваемый характером общественных отношений, социальной структурой, социальной практикой в конкретное историческое время. Гендер – это повседневный мир взаимодействия мужского и женского, воплощенный в практиках, представлениях, нравах; это системная характеристика социального порядка, от которой невозможно отказаться – она постоянно воспроизводится и в структурах сознания, и в структурах действия.

С конструктивистской точки зрения гендер построен как общественные отношения властного взаимодействия. Задача исследователя – выяснить, каким образом создается мужское и женское в социальном взаимодействии, в каких сферах и каким образом оно поддерживается и воспроизводится. Теория социального конструирования гендера ориентирована на изменение социального порядка, в котором царит биологическая дихотомия полов.





Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 1982 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...