Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Если сравнить гендерные и традиционные исследования положения женщин в обществе, то первые имеют выраженную ориентацию на стратификационный анализ, изучение положения женщин в системе вновь возникающих социальных классов и групп. Ограниченность теории, методов и результатов традиционных исследований женских проблем связано с их инструментальной направленностью, а также с преимущественным развитием в рамках функционалистской парадигмы, разделяющей сферы деятельности и социальные обязанности мужчин и женщин.
В советской социологии проводилось достаточно много исследований по проблемам сочетания производственной занятости женщин и материнства, по изучению условий труда, трудовой ориентации и мотивации женщин, репродуктивного поведения и т.д., однако отсутствие в них гендерного плана снижало объективность картины положения женщин в обществе. К тому же долгое время считалось, что в период социалистического строительства было полностью преодолено неравенство женщин и мужчин, созданы равные условия для их доступа к различным областям общественной жизни, достижения в них высоких социальных статусов.
В период системных реформ и трансформации социальных отношений в казахстанском обществе наблюдался всплеск интереса исследователей к положению женщин в семье, экономике, политике, культуре. Подобная актуализация и расширение женской проблематики неслучайно. Женщины соотносятся с обществом как часть с целым, поэтому радикальные изменения, происходящие в стране, влияют на так называемый "женский вопрос”. Его суть можно определить как единство и противоречивость функций женщины - матери и работницы, воспитательницы детей и создательницы жизненных благ. На разных ступенях развития общества меняются способы решения данного вопроса, определения места женщин в обществе. Отношение к женщине выступает своего рода показателем цивилизованности нации, характеризуют культуру взаимоотношений между полами и уровень социального развития. Сквозь призму женских проблем ученые могут судить о глубине происходящих социальных изменений в обществе – включению социальных групп в рыночные отношения, трансформации общественных ценностей, ситуации социальной напряженности и конфликта, степени демократичности общества и социальной справедливости, уровне адаптации населения к произошедшим изменениям и социальной дифференциации.
В условиях социально-экономической трансформации изучаемые ранее женские проблемы приобрели особую остроту и значимость. Среди них сохраняющаяся занятость женщин тяжелым и вредным трудом, более низкий уровень квалификации по сравнению с мужчинами (в среднем на два - три разряда), меньший среднемесячный заработок (на одну треть), малое представительство на руководящих постах в организациях и на предприятиях. Не преодолено неравенство в быту - в ведении домашнего хозяйства и уходе за детьми. При широком вовлечении женщин в общественное производство на их плечи взвалена “двойная” (дома и на работе) и даже “тройная” нагрузка (в случае дополнительной экономической деятельности - работа в личном хозяйстве и на даче, вторая работа и т.д.).
В рыночных условиях старые нерешенные проблемы дополнились новыми - угроза безработицы и трудности с трудоустройством, более болезненные для женщин в силу их меньшей конкурентоспособности и большей “социальной цены” за их труд, вытеснение их в сферу семьи, растущая социальная незащищенность матерей в силу мизерности предоставляемых социальных пособий, разрушение и коммерционализация системы дошкольного и школьного воспитания, падение общего уровня жизни.
На первый план вышла проблема адаптации женского социума к реформирующейся среде. Второй раз за ХХ век казахстанцам пришлось радикально изменить уклад своей жизни, традиции, ценности и нормы поведения. Модернизация общества, к сожалению, имеет высокие социальные издержки для женщин, «ломает» сложившиеся жизненные стратегии, повышает конкуренцию в обществе, «разрушает» прежние механизмы социальной поддержки. В этих условиях важной общественной задачей становится сохранение достигнутых женщинами позиций, создание новых инструментов достижения равенства мужчин и женщин в различных сферах жизни: экономической, политической, культурной, семейной.
Социологический подход к изучению женских проблем предполагает выделение женщин как особой социальной общности и выявление отношений между полами как вида социальных отношений. Анализируя место женщин в обществе, их роль в его преобразовании и развитии к социально-ориентированной рыночной системе, необходимо сосредоточить внимание на понимании того, что представляет собой женский социум как массовая и представительная общность.
Стоит согласиться с исследовательницей Г.Силласте, которая предлагает отказаться от узкого толкования женщин (соответственно, и мужчин) как социально-демографической группы и рассматривать их совокупность как уникальное социальное образование, социодемокультурную общность, отличающуюся демографическими характеристиками, многоролевыми функциями и определенным социальным статусом. В этом качестве женщины участвуют в социальных и политических процессах, в сфере производства и быта, предпринимательства, культуры и политики. Таким образом, женщины - “реально существующая и эмпирически фиксируемая, относительно целостная и устойчивая социальная общность”[1].
Женская общность негомогенна, разнородна, ее можно подразделить на разные социальные группы - экономические, трудовые, этнические, конфессиональные, возрастные, брачные и т.п. Но в качестве объекта социальных отношений она выступает как конкретная, крупная, исторически сложившаяся социальная общность, объединяемая общими социальными интересами. Женщины как общность характеризуются относительной целостностью, самостоятельным историческим и социальным поведением, непосредственной или опосредованной совместной деятельностью в различных сферах общественной жизни, своеобразием выполняемых ими функций[2].
Такая постановка проблемы тесно связана с вопросами поиска женским социумом новой социальной идентичности, своего места на социальной вертикали формирующегося рыночного пространства, новой оценкой обществом ее роли в общественной жизни. Выделение женщин как особой социальной общности позволяет изучить их социальный статус, влияние такого фактора как пол на включение людей в социальные структуры.
Таким образом, в настоящее время женская проблематика переходит из сферы прикладных исследований таких социальных наук как социология, экономика, философия, демография, политология и т.д. в сферу сущностного, фундаментального исследования, имеющего свой собственный предмет и содержание. Новый этап изучения социального положения женщины в современной отечественной социологии связан с двумя пересекающимися научными областями. С одной стороны, на основе преемственности с традиционными инструментальными исследованиями формируется и успешно развивается социальная феминология. Это практически область так называемых женских исследований, которая комплексно охватывает все стороны участия и положения женщин как социума в различных сферах общественной жизни. С другой, все большее признание в социологии получают гендерные исследования, избравшие своим предметом изучения диалог полов как в плане эволюции социальных форм их взаимодействия и взаимодополнения, так и в ракурсе их иерархии, стратификации.
В основе методологии этих двух научных направлений лежит объединяющая их концепция гендера как базовый аналитический инструмент понимания социальных процессов. Гендерный анализ позволяет выявить социальные рамки различия и сходства, общее и особенное в деятельности, ожиданиях, способностях и возможностях мужчин и женщин в отдельных областях и срезах общественной жизни (в частности, в экономической и трудовой), выявить культурную и историческую изменчивость данных параметров.
Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 585 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!