Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Гражданское общество представляет собой специфический феномен социальной жизни, который складывается не одномоментно, а в ходе длительного исторического процесса, когда вследствие взаимодействия различных социально-политических, экономических и культурных факторов возникают соответствующие предпосылки, под воздействием которых общество приобретает признаки гражданского. Гражданское общество не учреждается и не декретируется «сверху», а формируется на протяжении жизни ряда поколений, эволюционно, с опорой на традиции, исторический опыт и обычаи населения. Гражданское общество «складывается в течение длительного периода, методом проб и ошибок, вырастая из традиционных институтов, которые претерпевали сложную эволюцию, приспосабливались к новым запросам меняющегося общества».
Познание предпосылок и закономерностей формирования исследуемого социального явления имеет особое значение и в целях решения одного из наиболее актуальных в современной отечественной науке и социальной практике вопросов о возможности формирования в казахстанской общественной системе активного, развитого гражданского общества.
Как и по вопросу о происхождении государственной власти, в научной литературе выдвигаются различные гипотезы о том, на каком историческом этапе и под воздействием каких детерминант возникает гражданское общество. Наиболее часто на первый план выводятся экономические процессы в развитии общества, которые рассматриваются как доминирующие факторы в становлении независимых общественных институтов.
С этой точки зрения авторами отмечается, что искать предпосылки гражданского общества имеет смысл лишь на рубеже феодализма, перехода от аграрного к индустриальному обществу. Именно в этот период, переживаемый в разных обществах не одномоментно и со своей спецификой, индивид обретает возможности горизонтальной и вертикальной мобильности. Этому способствует «крушение скреп сословного покровительства, кризис феодальных экономических отношений, развитие торговли, предпринимательства, производства». От политического и экономического единства часть общества стремилась к их размежеванию. Потребность в свободе собственности и независимости хозяйственной деятельности сопровождалась желанием оградить себя от произвола власти, центральной и отдельных сеньоров. Такая гарантия виделась в законах и политическом устройстве, охраняющем собственников, в договоре между обществом и властью. В теории это отразила школа естественного права, на практике же это выразилось в многочисленных социальных выступлениях (прежде всего горожан) в монархических государствах. В большинстве случаев авторитарный правитель, сам заинтересованный в ликвидации феодальной раздробленности и централизации своей власти, и третье сословие, ограничивающее свои требования экономикой, добивались компромисса. В обмен на гарантии частному предпринимательству монарх получал военно-политическую поддержку горожан.
Элементы гражданского общества проявлялись в первую очередь в экономике. Это были как независимые рыночные образования нового типа, так и выросшие из прежних семейных, общинных и корпоративных ассоциаций (например, немецкая модель гражданского общества того времени выразилась в гильдии, ставшей одной из первых форм объединения ремесленников и торговцев и формой их самозащиты и влияния на управление городами). От прежних средневековых феодальных властных структур оставались, но в новом качестве, институты сословий и рыцарства, университеты.
Значительно более активно этот процесс шел там, где авторитарное давление власти сказывалось в меньшей мере - в городах-республиках Северной Италии, где властные структуры вынуждены были уступать не только в экономике, но и в политике. Городское самоуправление, хотя и носило цензовый характер, значительно расширило возможности граждан, подтолкнув их потребность в более высоком уровне образования и политической культуры.
ХV-ХVI вв. горожане, добившись, некоторых экономических свобод, начинают стремиться к участию во власти. Первоначально этот порыв был заметен в пересмотре религиозной идеологии. Католическая церковь, один из главных институтов феодализма, подверглась длительному давлению из вне и изнутри и в итоге распалась. Результаты Реформации применительно к проблеме формирования гражданского общества означали возвышение человеческого разума, частичного отступления веры перед знанием, а следовательно, и новые возможности проявления личности, светских ассоциаций, частной жизни. Религиозное раскрепощение сопровождалось новыми требованиями к государству: ограничить произвол власти, предоставить всю полноту прав и свобод третьему сословию, в том числе ассоциациям общественной самодеятельности. Параллельное существование общества и государства в развитых европейских странах прервалось чередой революций в Англии, Франции, Нидерландах. Произнесено и обосновано само понятие гражданского общества, высказано предположение о противостоянии общества и государства.
Поворотным моментом в формировании современной цивилизации стала промышленная революция конца XVII - XVIII вв., следствием которой стало преодоление негибких различий цеховой структуры, появление новых статусных возможностей у рабочих, повышение уровня образования. Начиная с века Просвещения, затем Французской революции и вплоть до становления постиндустриального общества конца XX века реальный процесс развития гражданского общества шел по восходящей.
Таким образом, развитие гражданского общества связывается с преодолением жестких рамок сословно-феодального строя, с появлением капиталистических производственных отношений. Наиболее глубоко экономические причины образования гражданского общества раскрываются в политической философии марксизма, который связывает образование и укрепление гражданского общества с развитием буржуазных отношений, когда классовый антагонизм эксплуататоров и эксплуатируемых предстал в своем чистом виде. Капиталистический способ производства формирует социальную структуру общества в соответствии с отношениями собственности на средства производства. Частная собственность на средства производства определяет роль каждой малой или большой социальной группы в организации общественного производства и, соответственно, место этих социальных групп в исторически сложившейся системе общества.
Поскольку экономические отношения, связанные с господством частной собственности на средства производства, нуждаются в закреплении и освящении через политику и право, мораль и религию, то наряду с процессом самоорганизации эмансипированного гражданина складывается механизм оформления нового статуса государства как института авторитета власти. Государство как институт регламента жизни общества и его политической деятельности, а также идея гражданского общества как сообщества вольных граждан в проявлении их социальной активности образуют диалектическое противоречие, где люди выступают в двух ипостасях: как подданные государства и как граждане свободного общества.
Как писал К.Маркс, «там, где политическое государство достигло своей действительно развитой формы, человек не только в мыслях, в сознании, но и в действительности, в жизни, ведет двойную жизнь, небесную и земную, жизнь в политической общности, в которой он признает себя общественным существом, и жизнь в гражданском обществе, в котором он действует как частное лицо...». В конечном итоге, это противоречие обретает характер противостояния авторитета власти и авторитета народного согласия. Поскольку экономическое отчуждение приводит к политическому, то индивид в ипостаси подданного оказывается отчужденным от власти бюрократии. Однако индивид в ипостаси гражданина стремится не только защитить, но и расширить пространство своей частной жизни, компенсировать свою политическую отчужденность через свою включенность в структурно организованные по интересам большие или малые социальные группы.
Итак, в качестве онтологического основания гражданского общества можно рассматривать рынок и рыночные отношения, гражданина как члена гражданского общества - собственность в предельно широком смысле этого слова.
Представления об экономической обусловленности процесса формирования гражданского общества, несомненно, имеют существенные основания, поскольку гражданское общество означает существование свободных и суверенных личностей, обладающих в результате появления у них частной собственности экономической независимостью, как от государства, так и друг от друга. Экономическая независимость личности есть такой уровень свободы индивида, который дает последнему возможность бать относительно независимым от других людей в удовлетворении своих потребностей, интересов. Основа экономической независимости - частная собственность. Рынок и сама товарная форма производства содержат в себе особые уникальные свойства и качества, без которых общество не может обрести такие ценности, как свобода и равенство. Действительно, многие характерные черты рыночной экономики обретают свои проекции в политической системе. К примеру, экономика рыночного типа характеризуется разнообразием производителей, товаров и услуг, равенством, самостоятельностью и независимостью товаропроизводителей и потребителей, свободой выбора, эквивалентность товарообмена и т.д. Соответственно, в политике этим элементам противостоят следующие: разнообразие партий (многопартийность), их независимость и самостоятельность, равенство граждан в политической сфере, их политическая свобода и независимость и т.д.
Однако естественно, что для обеспечения личной экономической независимости необходимо не только наличие собственности, но требуются еще и другие предпосылки - прежде всего политические и правовые. Если политическая система исключает возможность существования частной собственности в обществе, а правовая система не закрепляет и не охраняет право граждан на частную собственность (право владеть, пользоваться и распоряжаться ею), то личная экономическая независимость индивидов остается нереализованным идеалом. С другой стороны реально обеспеченная экономическая независимость личности выступает надежным основанием для реализации независимости и свободы индивидов в других сферах жизнедеятельности: политической, социальной, духовной.
Таким образом, ключевым положением в теории экономических факторов развития гражданского общества, можно признать понятие экономической свободы личности, базирующейся на частной собственности и обусловливающей независимость индивида в других сферах общественной жизни.
В результате буржуазно-демократических революций происходит политическая эмансипация, т.е. эмансипация гражданского общества от политики, которая была призвана уничтожить все сословия, корпорации, цехи и другие институты, нарушающие принцип равенства подданных перед государством, и тем самым уничтожить «политический характер гражданского общества». В буржуазном обществе, особенность которого состоит в разделении политической и социальной форм стратификации, правовой статус человека отделен от его социально-экономической роли в гражданском обществе. Если при феодализме само общество как таковое носило политический характер, и все важнейшие институты социальной жизни - собственность, семья, и т.д., - в форме феодального землевладения, сословий и корпораций приобрели статус элементов государственной жизни, поэтому индивидуальные члены общества не создавали частную сферу. Там, где не существует частной сферы, нет и сферы общественной, поскольку именно диалектика отношений между публичной и частной сферой конституируют сферу общественную, т.е. гражданское общество.
Политическая свобода служит гарантией личной свободы, поэтому естественно, что гражданское общество предполагает разграничение между правами человека и правами гражданина: в рассматриваемом контексте гражданское общество обеспечивает права человека, государство - права гражданина. Основополагающая доминанта гражданского общества - отдельно взятая личность. В связи с чем его основными элементами являются институты и организации, которые призваны содействовать всесторонней реализации личности, ее интересов, целей, устремлений. Именно поэтому основной идеологией формирующегося гражданского общества стал индивидуализм, основанный на отождествлении личной свободы и частной собственности.
Основной характеристикой формирующегося буржуазного гражданского общества является его светское начало. Упраздняется гомогенное единство политики, религии и идеологии, утверждается дуализм общественного и частного, общества и государства, права и морали, политической идеологии и науки, религиозного и светского и т.д. В результате отделения религии от государства она оказывается перемещенной в сферу частных интересов, из государства - в гражданское общество. Аналогичные изменения претерпевают и наука, литература.
С развитием гражданского общества в структуре государственных органов появляются и устанавливаются в качестве постоянных представительные учреждения парламентского типа, обладающие правом принимать наиболее важные нормативно-правовые акты. Возникновение и развитие представительной демократии - явление, свойственное эпохе формирования гражданского общества. Без демократии, основанной на свободных выборах, не может быть гражданского общества.
Наконец, в качестве предпосылок гражданского общества следует назвать и уровень юридического признания прав и свобод человека. Законодательное признание юридического равенства людей на основе наделения их правами и свободами - основа гражданского общества. Значимость утверждения принципа юридического равенства обусловлена тем, что он способствовал развитию горизонтальных отношений, основанных на договорных началах. Замена сословного неравенства юридическим равенством определила качественно новое социальное положение личности. Разумеется, правовое равенство - это не фактическое равенство, а равенство возможностей. В этой связи в научной литературе отмечается, что юридическое начало реальному бытию гражданского общества положило принятие и утверждение биллей о правах (Англия, США), деклараций прав человека и гражданина (Франция). В процессе развития гражданского общества и представительной демократии постепенно возникает представление о конституции не только как о законе, определяющем устройство высших органов государственной власти, но и определяющем права и свободы граждан. В результате сама конституция рассматривается как соглашение общества и государства о разграничении сфер их деятельности.
Таким образом, отметив хронологические рамки начала процесса формирования гражданского общества XVII - XVIII вв., периодом промышленных и политических революций, территориальные границы - странами Западной Европы и США, необходимо обобщить вышеизложенный материал и обозначить следующие предпосылки формирования гражданского общества. С точки зрения материального производства гражданское общество есть, прежде всего, индустриальное общество, сформировавшееся на базе крупной промышленности и развитой сферы научно-технического обеспечения производства. В отличие от традиционных обществ, представляющих собой общественные уклады аграрного типа, это общество предполагает рост городов и расширение городского хозяйства и его инфраструктуры. В экономическом отношении гражданское общество является системой рыночного типа, для которой характерны разнообразие форм собственности и экономической деятельности, и значительное место в которой занимает частный сектор, основанный на частной и корпоративной форме собственности. В политическом отношении гражданское общество есть демократическая система, ядром которой выступает многопартийная система, обеспечивающая представительство всех основных классов и слоев общества в структуре государственной власти. С точки зрения социальной структуры гражданское общество представляет собой сложно дифференцированную и стратифицированную систему, состоящую из множества разнородных социальных групп и слоев. Считается, что социальной базой гражданского общества выступают средние классы и слои. Необходимо также отметить, что система социальной стратификации гражданского общества является открытой в противовес сословно-закрытым системам феодализма и позволяет индивиду изменять свое социальное положение. В духовно-идеологическом плане оно является светским обществом и отличается плюрализмом мнений, рационализмом, гуманизмом. В юридическом отношении гражданское общество достигает правового уровня гарантированности права и свобод человека и гражданина и его отношений с государством.
Необходимо отметить, что, несмотря на признание многофакторной обусловленности процесса формирования гражданского общества, отмеченные политические, социальные, юридические предпосылки традиционно считаются детерминированными экономическим фактором. В то же время, признавая гражданское общество цивилизационным явлением, следует учитывать существенную роль социокультурных предпосылок в формировании рассматриваемого явления. Культурологический подход получает постепенное признание в научной литературе, однако далек от того, чтобы не только стать доминирующим, но даже занять равное место наряду с экономическими и социально-политическими подходами.
Становление гражданского общества связывается с периодом классической культуры (XIV - XIX вв.), в рамках которой в качестве культурного достояния утверждается свобода, а сама культура рассматривается как поле свободной деятельности людей, ограниченное только рамками закона. Классическая культура также отличается непрерывным усложнением ее форм, а также гуманизмом, рационализмом и историзмом.
Гражданское общество рассматривается в данном контексте как совокупный продукт антропосоциокультурогенеза и антропосоциокультуросинтеза, в процессе которых происходит формирование гражданского типа личности. Соответственно, основными культурологическими предпосылками становления гражданского общества признаются гражданская личность, гражданственность, гражданское согласие, гражданское соучастие.
Антропосоциокультурогенез представляет собой процесс естественной и спонтанной эволюции субъектов гражданского общества; антропосоциокультуросинтез - сознательного формирования гражданской субъектности на основе интеграции индивидуальных и групповых интересов и социальных начал посредством совместно вырабатываемых норм и ценностей. Таким образом, гражданское общество выступает не только объектом эволюционного развития, но и совокупным субъектом самоконструирования (самоизменения).
Понятие «гражданская личность» характеризует особое состояние личности, обладающей свойствами гражданственности и получившей свою автономию в процессе длительной и упорной борьбы за свое социальное освобождение и духовное раскрепощение. Гражданственность соединяет в себе «высшие» свойства человека, взятые в их идеальном воплощении и реальном существовании: конструктивная и творческая активность, сознательность и целенаправленность, свобода и ответственность, солидарность, гуманность, духовность, сверхнормативность. Последнее означает установление внутренних пределов собственной активности, вненормативную саморегуляцию.
Гражданское согласие означает наличие консенсуса, единодушия, согласованность между различными социальными силами гражданского общества (или большинства их них) по кардинальным проблемам общественной жизни, что обусловливает согласованные действия граждан по их разрешению. Гражданское согласие основано на совпадении взглядов и на сходных ориентациях индивидов и их объединений. Для его возникновения необходимо политическое оформление различных социальных групп и слоев, союзов и организаций, выражающих интересы членов гражданского общества. Средство достижения гражданского согласия - общественный договор как результат компромисса и реальный переговорный процесс, в котором государство - одна из сторон и арбитр, посредник, координатор сталкивающихся интересов. Свое завершающее выражение гражданское согласие находит в существовании представительных органов власти гражданского общества (парламента), где представлены и соучаствуют все (или большинство) из общественных интересов.
Основной формой данного процесса является гражданское участие (соучастие) как феномен, раскрывающий механизм и степень вовлеченности и включенности интересов и деятельности граждан и их объединений в процесс разработки и принятия решений по кардинальным проблемам гражданского общества. Гражданское соучастие отличается от форм политического тем, что направлено и реализуется не на уровне и силами государства, а внутри и посредством гражданского общества, поэтому и цели гражданского соучастия не касаются реформирования политической системы. Однако для последовательного проведения в жизнь гражданских интересов необходимо придание силам гражданского общества (группам давления, партиям, объединениям) политического характера, что предполагает уже участие и в политическом процессе.
Как отмечалось ранее, формирование гражданской культуры как особой формы классической культуры и специфической разновидности культуры политической предполагает интеграцию в систему гражданских ценностей таких политических идей как народный суверенитет, ограничение государственной компетенции и др., которые позволяют говорить о политической природе гражданского общества.
Таким образом, формирование гражданского общества обусловлено закономерностями развития материального производства и социальной дифференциации, что обусловило отражение данных процессов в политической и духовно-идеологической сферах в форме плюрализма политических и духовных идей и ценностей, нашло оформление в разграничении частной и публичной сфер общественной жизни и получило юридическое выражение в признании равноправия субъектов общественной жизни, а также закономерностями антропосоциокультурогенеза и формирования особых свойств гражданской личности и гражданской культуры как синтезирующей основы гражданского общества.
Изложенный анализ природы, сущности, признаков, структуры, закономерностей формирования гражданского общества позволяет сформулировать следующие выводы.
1. Гражданское общество представляет собой специфический реально существующий и имеющий различные конкретные формы социальный феномен, качественно отличающийся по своим атрибутивным признакам от других социальных явлений, прежде всего, от государства.
2. Сущность гражданского общества рассматривается в рамках социологического, либертарного, коммуникативного и институционального подходов, каждый из которых опирается на собственную категориально- методологическую базу. Социологический подход определяет гражданское общество как внегосударственную сферу общественной жизни, либертарный - как автономную сферу активности свободных индивидов и организаций, коммуникативный раскрывает гражданское общество как посредника формирующиеся между личностью и государством, наконец, институциональный подход рассматривает гражданское общество как систему независимых от государства социальных институтов, выражающих частные интересы людей и создающих условия для их реализации. Последний из названных подходов представляется наиболее обоснованным как синтезирующий знания различных социальных наук (социологии, политологии) о гражданском обществе и раскрывающий субъектов гражданского общества как активных участников социальной системы в целом и политической системы в частности.
3. Природа гражданского общества раскрывается в контексте решения вопроса о его политичности либо деполитизированности. Гражданское общество имеет сложную социально-политическую природу: негосударственные социальные институты посредством различных форм и средств принимают активное участие в политической жизни общества в качестве самостоятельных, равноправных с государством субъектов политической системы. Политичность гражданского общества, активное воздействие на государственную власть является конституирующей характеристикой общества в качестве гражданского.
4.Гражданское общество - это сложноструктурированная саморегулирующаяся открытая система юридически свободных, автономных по отношению к государству социальных институтов и отношений, выражающих частные интересы и объединяющих индивидов на основе ценностей гражданской культуры.
5. Гражданское общество характеризуется следующими признаками: а) представляет собой органическую, динамическую, саморегулируемую, открытую относительно неравновесную, неаддитивную, сложноструктурированную социальную систему; б) является сферой реализации частного (а не публичного) интереса; в) автономия социальных институтов; г) юридическая свобода социальных субъектов; д) объединение индивидов и общностей на основе ценностей гражданской культуры. Названные признаки также конкретизируются такими свойствами, как: конкуренция, поликратичность, координация и преобладание горизонтальных социальных связей и отношений.
6. Структура гражданского общества - совокупность устойчивых, относительно неизменных внутренних связей общества, обеспечивающая его целостность и отражающая как дифференциацию гражданского общества на элементы, так и их интеграцию в единую систему. С точки зрения социально-философского подхода структура гражданского общества представлена сферами общественной жизни: экономической, политической, социальной, духовной, информационной, территориально-поселенческой. С учетом уровней в структурной организации гражданского общества различают личностную, культурную и социальную подсистемы. С позиции институционального подхода структура гражданского общества представляет собой совокупность автономных и зависимых политических и неполитических социальных институтов. Интегральный подход рассматривает гражданское общество как целостную, упорядоченную систему, включающую институционную, регулятивную, коммуникационно- функциональную и духовную подсистемы.
Институционная подсистема обозначает субъектов гражданского общества; ее элементами первого уровня является личность, второго - политические и неполитические общественные объединения, третьего - социальные группы и социальные общности. К регулятивным элементам относятся различные социальные нормы (мораль, обычаи, корпоративные и др.) как общественно-нормативные регуляторы социальной деятельности. Коммуникативно-функциональную подсистему составляют социальные отношения в различных сферах общественной жизни, выраженных в разнообразных формах социальной активности и образующие социальные процессы. Духовная подсистема гражданского общества включает себя гражданскую культуру как совокупность социальных ценностей субъектов гражданского общества, отражающих уровень их социальной активности
7. Понятие «структура гражданского общества» необходимо отличать от понятия «механизм гражданского общества», т.е. относительно упорядоченной самоорганизующейся системы функционирующих структур, направленных на достижение целей субъектов гражданского общества. Соотношение данных категорий можно представить следующим образом: структура раскрывает статическое, устойчивое состояние гражданское общество, механизм представляет собой его динамическую, функциональную характеристику.
8. Гражданское общество начинает формироваться на рубеже средневековья и Нового времени в условиях формирования индустриального общества и разграничения общественной и государственно-политической сфер. К числу предпосылок формирования гражданского общества относятся следующие: а) материальные - индустриально-капиталистический способ производства; б) экономические - формирование рыночных отношении и автономного частного сектора; в) социальные - усложнение системы социальной стратификации и преодоление ее замкнутого (сословного) характера; г) политические - становление демократических институтов (парламентаризма) и разграничение частной и публичной сфер; е) идеологические - светские начала государственной и общественной жизни, формирование идеологического плюрализма, терпимости; ж) юридические - признание естественных прав и свобод личности, утверждение принципов юридической свободы и равноправия граждан; з) культурные - формирование гражданской культуры интегрирующей такие социальные ценности, как гражданственность, гражданское согласие, гражданское соучастие, толерантность и др.
9. Формирование гражданского общества представляет собой многофакторно детерминированный процесс развития материального производства и социальной дифференциации, получивший отражение в политической и духовно-идеологической сферах в форме плюрализма политических и духовных идей и ценностей, нашедший оформление в разграничении частной и публичной сфер общественной жизни и получивший юридическое выражение в признании равноправия субъектов общественной жизни, а также процесс антропосоциокультурогенеза и формирования особых свойств гражданской личности и гражданской культуры как синтезирующей основы гражданского общества.
Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 1057 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!