Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Большой вклад в становление теории тоталитаризма и исследование прежде всего его "левого", коммунистического варианта внесли в 30-е годы философы зарубежья - прежде всего Н. А. Бердяев, Г.П.Федотов, П.Б. Струве, С. Л. Франк. Особенность подхода этих философов к феномену тоталитаризма заключалась в том, что они, как правило, не уделяли большого внимания институциональному анализу тоталитаризма, их характеризует прежде всего философский подход, философский характер размышлений. Русские философы пытались понять "истоки и смысл" прежде всего коммунистического тоталитаризма, однако целостной теории тоталитаризма они не создали. Основной вклад в изучение этого феномена внес Н.А. Бердяев во многих произведениях которого содержится обличение тоталитарного строя. Бердяев считал, что коммунизм и фашизм, как две капли воды похожи друг на друга, это явления одного порядка. Сходство фашизма и коммунизма философ усматривал в том, что оба они есть "явление господства масс, выдвигающих своих вождей, коллективизация сознания и совести, отрицание ценности человеческой личности и свободы духа, абсолютизация государства, которое делается тоталитарным, примат государственного, экономического и технического строительства над творчеством культуры, допущение каких угодно средств для реализации своих целей". В работе "Истоки и смысл русского коммунизма" (1937), посвященной выявлению исторических корней и философской родословной большевизма, Н.Бердяев также провел параллели между советским режимом 30-х годов и фашизмом. Ему (сталинизму) присущи все особенности фашизма: тоталитарное государство, государственный капитализм, национализм, вождизм и как базис - милитаризованная молодежь. В этой же работе русский философ отмечал: "Русское коммунистическое государство есть единственный сейчас в мире тип тоталитарного государства основанного на диктатуре миросозерцания на ортодоксальной доктрине, обязательной для всего народа". В понимании Бердяева, тоталитарное государство – это такое государство, которое полностью подчиняет все сферы жизни индивида и общества, в котором растворяется человеческая личность, выделившаяся из социума в период Нового времени. При коммунизме "должен погибнуть лик человеческий, человеческий образ должен быть подчинен новому коллективному целому, распространяющему на все и вся свои страшные щупальцы и отрицающему самоценность всего чисто человеческого, всех чисто человеческих черт", - писал русский философ через несколько лет после большевистской революции. Вклад Бердяева в разработку концепции тоталитаризма заключается в выделении его отличия от всех старых автократий. "Предел коллективизма есть обобществление всего человека без остатка, всего его тела и всей его души. Коллективизм, претендует на всего человека. Никакое государство, самое тираническое и деспотическое, не имело этого притязания. Многое в человеке оставалось свободным и индивидуальным, не регулированным и при самой страшной из тираний", - писал Бердяев в 1918 г., когда основы тоталитарного режима в России еще только закладывались. "Социализм есть обратная сторона глубочайшей человеческой разобщенности. Ужас от своей покинутости, покинутости и предоставленности судьбе без всякой помощи, без всякого соединения с другими людьми и побуждает к принудительному устроению общественной жизни и человеческой судьбы, социализм, есть, результат атомизации человеческого общества".
В это время возникает проблема, является ли тоталитаризм феноменом только XX века или он уже наблюдался в истории человечества; дискуссия по этому поводу продолжается до настоящего времени. Упомянутая проблема затрагивалась на организованном Американским философским обществом в 1939 г, через несколько недель после начала 2-ой мировой войны, симпозиуме, посвященному тоталитаризму. Это был первый симпозиум, посвященный проблеме тоталитарного государства. Одним из выступавших, К. Хэйсом, тоталитаризм был охарактеризован как "восстание против всей исторической цивилизации Запада". В ходе дискуссии на симпозиуме отмечалось, что тоталитаризм нельзя просто отождествлять с диктатурой, тоталитаризм отличен от всех известных человеческой истории видов автократий. Под тоталитарным государством большинство выступавших понимало - государство, полностью подчинившее себе общество и контролирующее любое проявление общественной активности. Симпозиум внес в понимание проблемы тоталитаризма и нечто новое: некоторые выступавшие возложили ответственность за возможность осуществления и победу тоталитаризма на поднятые на поверхность политической жизни массы. Эта мысль перекликается с работой Х. Ортеги - и - Гассета "Восстание масс" (1930), в которой испанский философ обвинил массы в стремлении подавить все индивидуальное, избранное, непохожее. Массы навязывают всему обществу, по мысли философа, свою волю, свои вкусы, подавляют меньшинство, оппозиционные группы, ненавидят свободные дискуссии. Он писал о враждебности поднятых на поверхность политической жизни индустриализацией и социальной мобильностью, "восставших" масс к либерализму и цивилизации вообще. Невиданная, по мнению многих участников симпозиума, массовая поддержка режимов в СССР, Германии и Италии говорила в пользу этой точки зрения.
В 1939 г. в Лондоне вышла одна из первых крупных монографий, посвященных тоталитаризму – "Тоталитарный враг" Ф. Боркенау. Автор ранее был функционером Коминтерна и изучил в деталях механику тоталитаризма. Под "тоталитарным врагом" Ф. Боркенау понимал и нацистскую Германию, и СССР, поскольку, заключив между собой в августе 1939 г. пакт о ненападении, они организовали блок тоталитарных держав, направленный против либерально-демократических государств. Сущностное сходство нацизма и коммунизма Ф. Боркенау видел в наличии одного вождя и одной партий, которые монопольно владеют властью, неограниченно господствуют над всем обществом и не терпят никакой конкуренции. Одной из характерных черт тоталитарного режима автор считал гигантскую роль государства во всех сферах жизни общества, в том числе и в экономике и в СССР, и в Германии осуществлялось жесткое централизованное управление экономикой и выполнялись планы экономического развития. Однако, поскольку коммунизм национализировал все средства производства, а нацизм формально сохранил частную собственность, Советская Россия является более тоталитарной, чем Германия. Тоталитарные режимы в России и Германии выросли на почве охлократии, и их можно в определенной степени считать властью толпы. Таковы основные положения концепции, изложенной Ф. Боркенау. Основной сущностной характеристикой тоталитарного режима он считал однопартийную систему.
В 1942 г. в Нью-Йорке и Лондоне была опубликована книга З. Ноймана "Перманентная революция", автор которой видел сущностное родство нацизма и коммунизма в осуществляемой ими в обществе непрерывной революции. Основными элементами тоталитарной диктатуры, по Нойману, являются партия, аппарат пропаганды и аппарат террора.
В 1944 г. вышла книга известного экономиста Ф. Хайека "Дорога к рабству", посвященная анализу связи между социалистическими учениями и тоталитаризмом. По мнению Хайека, истоки тоталитаризма лежат в антилиберальных доктринах XIX в. (Сен-Симона, Лассаля и Маркса), отрицавших абсолютную ценность человеческой личности. Духовным предшественником нацизма Ф. Хайек считал, в частности, сторонника государственного социализма Ф. Лассаля. Осуществление социалистических принципов (прежде всего всеохватывающего планирования) означает гибель человеческой свободы, оно ведет к ликвидации демократии и полному порабощению личности государством. "Конфликт между демократией и планированием возникает из того простого факта, что демократия препятствует подавлению свободы, которого требует централизованное руководство экономической жизнью" - писал Хайек.
В 1945 г. в Лондоне вышло другое исследование, также посвященное поискам философской родословной тоталитаризма "Открытое общество и его враги" К. Поппера. Поппер противопоставляет два типа общества - открытое (т.е. демократическое, основанное на личной ответственности и обеспечивающее свободу критики) и закрытое (авторитарное, характеризующееся неизменностью законов, обычаев, табу, подавляющее свободу критического разума; в таком обществе коллектив все, а индивид ничто). “Магическое, племенное или коллективистское общество мы будем именовать закрытым обществом, а общество, в котором индивиды вынуждены принимать личные решения - открытым обществом”, - так определял разницу между ними английский философ. Разновидностью закрытого общества является тоталитаризм. Закрытое тоталитарное общество порождается философией "историцизма", т.е. философией, признающей закономерное развитие мира и человеческого общества. Идеи исторического детерминизма, впервые выдвинутые Гераклитом и Платоном, повлияли на Гегеля, а через него - на Маркса. Марксистский "историцизм" и стал идейной опорой коммунистического тоталитаризма, поскольку он оправдывал данный социальный строй ссылкой на объективные законы исторического развития, сформировавшие данное общество. Аналогично обстоит дело и в случае с фашистским "историцизмом". Поппер выделил две наиболее важные версии "историцизма" - расистскую и фашистскую философию истории (условно говоря "правототалитарную") и марксистскую философию ("левототалитарную"). "Обе теории кладут в основание своих исторических предвидений такую интерпретацию истории, которая делает возможным открытие законов ее развития. Законы эти считаются своего рода естественными законами в случае расизма, где тезис о биологическом превосходстве крови избранной расы служит для объяснения хода истории прошлого, настоящего и будущего, и для которого история есть не то иное, как борьба между расами за власть. В марксистской философии истории ее законы считаются экономическими, и здесь ставится задача интерпретировать всю историю как результат классовой борьбы за экономическое превосходство". Таким образом, вклад К.Поппера в концепцию тоталитаризма заключается в выводе, что основой тоталитарного общества является господство легитимирующей данный строй идеологии "историцизма", согласно которой данное общество - результат действия неизбежной исторической закономерности.
В 1951 г. вышла книга Х. Арендт "Происхождение тоталитаризма". Основная причина возникновения тоталитаризма согласно Х. Арендт - разрушение традиционных социокультурных структур и появление массы атомизированных индивидов. Толчок разрушению социальных структур и связей между людьми дала 1-ая мировая война. В Германии процесс крушения классовой системы и атомизации общества совершался стихийно (он был также стимулирован экономическим кризисом 1929-1933 гг.), в большевистской России масса создавалась искусственно, целенаправленными действиями властей (например, коллективизацией). Именно масса, которая характеризуется распадом всех связей (профессиональных, социальных, семейных), которая состоит из атомизированных индивидов, испытывающих чувства потерянности, собственной ненужности, ущемленности и обиды, склонна предаваться фантастическим мечтам и верить в социальные мифы, что легко делает ее объектом манипуляции со стороны тоталитарных идеологов и вождей. Тоталитарный режим распыляет все уцелевшие классы и социальные группы, он заинтересован в том, чтобы постоянно поддерживать общество в атомизированном состоянии. Арендт подчеркивала, что цель тоталитарного террора - даже не столько уничтожить оппозицию, сколько изолировать индивида оставить его один на один с государством, ликвидировать всякую поддержку его со стороны семьи, друзей и, конечно, любых общественных организаций. Тоталитарным диктатурам необходимо обеспечить тотальную лояльность - психологическую основу тотального господства. Такой лояльности можно ожидать "лишь от полностью изолированной особи, которая при отсутствии всяких других социальных привязанностей - к семье, друзьям, сослуживцам или даже просто знакомым - черпает чувство прочности своего места в мире единственно из своей принадлежности к движению, из своего членства в партии". Выделение этой особой функции тоталитарного террора является первым существенным вкладом Х. Арендт в концепцию тоталитаризма. Второе важное положение ее концепции касается роли идеологии при тоталитарном режиме. Эта идеология имеет мало общего с идеями или убеждениями и является инструментом манипуляции массами и укрепления власти над ними правящей элиты. В-третьих, Х. Арендт выделила принципиальное отличие тоталитаризма от всех известных форм правления, основанных на произволе: тирании диктатуры деспотии. По мнению известного американского политолога Г. Моргентау, именно понимание тоталитаризма как новой формы правления является наиболее выдающимся вкладом Х. Арендт в политическую философию. Тоталитаризм отличается от всех беззаконных форм правления тем, что он - как утверждает тоталитарная пропаганда, основывается на специфических законах. Эти "законы", в отличие от всех норм позитивного права, являются "объективными" законами - в одном случае, законами истории (коммунизм); в другом - законами природы (нацизм). Это сверх- и над - человеческие законы, прокламирующие, что произвольно выбранная часть человечества (класс или раса) непригодны и вредны для жизни в силу объективной логики классовой (коммунизм) или межрасовой (нацизм) борьбы. Таким образом, режим оправдывает себя тем, что он выполняет волю исторической или природной необходимости. Традиционные же тирании диктатуры или деспотии осуществляли произвол, не ссылаясь ни на какие "высшие, объективные" законы истории или природы. Три вышеперечисленных положения явились основным вкладом Х. Арендт в разработку концепции тоталитаризма
Другое крупное исследование, посвященное тоталитаризму, было опубликовано в США в 1952 г. - "Истоки тоталитарной демократии" Дж. Тальмона. Парадоксальным словосочетанием "тоталитарная демократия" автор хотел показать, что демократия и тоталитаризм тесно связаны между собой; тоталитарные движения - порождение эпохи демократии, и сам тоталитаризм - разновидность массовой демократии. Тоталитарная демократия, по Тальмону, диктатура, основывающаяся на энтузиазме масс и, таким образом, полностью отличная от абсолютной власти данного монарха или тирана - узурпатора. Интеллектуальные истоки "левого" тоталитаризма Дж. Тальмон (как и А. Камю ("Бунтующий человек", 1951) и В.С.Варшавский ("Родословная большевизма”, 1982) видит в учении Руссо об "общей воле" (автор специально оговаривается что термин "тоталитарная демократия" применим только к "левому" тоталитаризму и неприменим к "правому", фашистскому). Продолжателями идей Руссо были якобинцы Бабеф, Буонаротти и большевики, а якобинская диктатура согласно Тальмону, была одним из ранних проявлений "тоталитарной демократии".
В марте 1953 г. в г. Бостон состоялась организованная Американской академией наук и искусств конференция, посвященная тоталитаризму, материалы которой были опубликованы в сборнике " Тоталитаризм" (1954) под редакцией американского политолога К. Фридриха. На этом политологическом симпозиуме К. Фридрих определил тоталитаризм как "синдром" из пяти взаимосвязанных характерных черт: 1. одна официальная идеология, которая должна признаваться всеми; 2. единственная массовая партия, обычно возглавляемая диктатором; 3. монополия на средства массовой информации; 4. монополия на все средства вооруженной борьбы; 5. система террористического полицейского контроля. В 1956 г. в книге К. Фридриха и Зб. Бжезинского “Тоталитарная диктатура и автократия” была сформулирована и шестая базовая характеристика тоталитарного "синдрома" - централизованная система контроля и управления экономикой. По мнению К.Фридриха, это сочетание характеристик никогда ранее не встречалось в истории, оно делает тоталитаризм уникальным явлением, феноменом, присущим только XX веку. С тех пор этот "синдром", включающий шесть базовых черт тоталитаризма вошел в западную политологию под названием "тоталитарного синдрома" или "синдрома из 6 пунктов.
На этом симпозиуме 1953 г. было сформулировано и определение тоталитаризма, также широко известное впоследствии: "Как это видно из корня "total", авторы, использующие данный термин обычно имеют в виду общество, в котором все виды деятельности - от воспитания детей до выпуска и распределения продукции - контролируются и направляются из единого центра". В целом значение конференции 1953 г. заключалось в том, что она утвердила за термином "тоталитаризм" статус научной концепции. Следует добавить, что впоследствии сам К. Фридрих несколько видоизменил свой синдром. В изданной в 1969 г. работе "Изменяющаяся теория и практика тоталитарных режимов", он внес в него две существенные оговорки: во-первых, теперь монополия на контроль распространялась не только на средства массовой информации и вооружение, но и на все организации, включая экономические. Это дополнение является существенным, поскольку при тоталитарном режиме не может существовать ни одна независимая общественная организация. Во-вторых, Фридрих уточнил, в чьих руках реально находится монополистический контроль: если раньше он утверждал, что его осуществляет партия, то в работе 1969 г. отмечается, что он находится в руках политической элиты. Его соавтор Зб. Бжезинский отметил, еще в 1956 г. (статья "Тоталитаризм и рациональность") недостаточность "синдрома" - для того, чтобы дать определение тоталитаризма, считал он, нужно выйти за рамки описательного синдрома Фридриха, который включает только видимые черты тоталитаризма, и сделать акцент на его сущности, а именно "институционализированном революционном рвении". Определение, предложенное Бжезинским, выглядит следующим образом: Тоталитаризм - это система, в которой технически передовыми инструментами политической власти владеет без ограничений централизованное руководство элитного движения, целью которого является осуществление социальной революции включающей изменение человеческой природы, на основе произвольных идеологических допущений, пропагандируемых властями, в атмосфере поддерживаемого насильственно единодушия всего населения. В совместной работе "Тоталитарная диктатура и автократия" (1956) К. Фридрих и Зб. Бжезинский подчеркивали, что тоталитаризм является феноменом исключительно XX века: во-первых, ни одна известная истории автократия не была столь тотальной, старые автократии не стремились подчинить себе всего человека, человеческое бытие в его целостности и не ставили целью переделать человека, изменить человеческую природу, во-вторых, сочетание шести упомянутых характерных черт никогда ранее в истории не встречалось; и, в-третьих, тоталитарные диктатуры могут возникнуть только в условиях массовой демократии и современной технологии, которые присущи лишь XX веку. Еще на конференции в марте 1953 г. К. Фридрих указывал, что, например, монополию на все средства массовой информации - прессу, радио, кино - невозможно установить без соответствующих технических достижений. Тоталитарная диктатура - отмечали Фридрих и Бжезинский может быть названа автократией, основанной на современной технологии и массовой легитимизации.
В книге Б. Мура "Террор и прогресс в СССР: некоторые причины изменений и стабильности в советской диктатуре" (1954) выделялись в зависимости от метода осуществления насилия - централизованный (вертикальный) и децентрализованный (горизонтальный) тоталитаризм, причем правление династии Цин в Китае и династии Маурья в Индии Б. Мур характеризовал как доиндустриальный централизованный тоталитаризм. Интересные параллели между древними восточными деспотиями ("гидравлическими обществами", в его терминологии) и современными тоталитарными режимами провел и К. Виттфогель в опубликованной в США в 1957 г. книге "Восточный деспотизм: сравнительное исследование тотальной власти".
К середине 50-х годов усилиями западных политологов и российских философов-эмигрантов концепция тоталитаризма в целом была создана. Основное содержание этой концепции, если его сформулировать кратко, заключается в том, что фашизм и нацизм с одной стороны и коммунизм (или сталинизм) - с другой одинаковы по своей сущности, как тоталитарные системы, принципиально сходны и представляют собой в принципе одинаковые государственные и общественные формы. Эти режимы обладают практически одинаковой структурой, институтами и базируются на аналогичных методах правления. Важнейший признак тоталитарной системы - политический монизм, т.е. безраздельное господство одной партии и одной партийной идеологии, которая должна признаваться всеми и которая пронизывает экономику, культуру, общественную и личную жизнь. Партия, монопольно овладевшая государством и слитая с государственными структурами, осуществляет неограниченную диктатуру, контролирует все стороны жизни человека и общества. Возглавляет партию обычно непогрешимый вождь харизматический лидер. Государство поглощает гражданское общество, все сферы жизни слиты, едины и пронизаны государственным началом, подчинены политическому руководству. Тоталитарные режимы одинаковыми методами угнетают людей, лишают их свободы. Конституционные демократические институты являются ширмой маскирующей всевластие партии - государства и репрессивного аппарата (секретной полиции). Не существует никаких общественных организаций общественные организации (женские, молодежные, профсоюзы к т.д.) находятся под руководством и контролем партии.
Ключевыми дискуссионными вопросами остаются следующие: 1) есть ли тоталитаризм феномен только XX века или некоторые известные истории деспотические режимы тоже могут быть названы тоталитарными; 2) являлся ли СССР тоталитарным государством только в годы правления Сталина (примерно с 1929 по 1953) и можно ли распространять термин "тоталитарный" на советский режим при Ленине и на режим, существовавший после смерти Сталина? Что касается первого вопроса, то к настоящему времени большинство политологов и историков пришли к выводу, что тоталитаризм нужно ограничить рамками XX века, ибо только современная технология способна обеспечить почти тотальный контроль над обществом. Полный контроль государства над всей жизнью общества невозможен без достижений современной техники в таких областях, как средства связи, транспорта, полицейская техника пропаганда и т.д. Без радио, телефона, телеграфа, кино невозможны массовая и всеохватывающая пропаганда, тотальная слежка, создание современной армии, молниеносная связь между всеми звеньями аппарата диктатуры, атомизация общества и т.д. В этом и заключается одна из важнейших причин того, что тоталитаризм - детище индустриального общества XX века.
Сложнее обстояло дело с ответом на второй вопрос. Как писал П. Шапиро, в Италии и Германии тоталитарные режимы были делом рук одного человек, который захватывал власть, удерживал ее в течение какого-то времени и затем терял ее в результате поражения в войне. В России же Сталин унаследовал власть, завоеванную Лениным и после смерти Сталина в 1953 г. режим подвергся изменениям. После смерти Сталина и особенно после XX съезда КПСС в СССР действительно произошли перемены: были ликвидированы наиболее чудовищные проявления сталинизма. Прекратился широкомасштабный террор, и органы госбезопасности были подчинены партии (в последний период жизни Сталина политическая полиция фактически стояла над партией). Вождю партии перестали приписывать божественные атрибуты, и было несколько ослаблено идеологическое давление в области культуры. В период с 1954 по 1960 г. советское общество в целом производило впечатление уходящего от "мертвой руки" Сталина, ликвидировались лагеря, освобождались заключенные, либерализовалась культурная жизнь, вводились экономические реформы, удовлетворявшие запросы потребителей и нужды сельского хозяйства. Непоследовательные и часто косметические перемены хрущевского периода привели некоторых западных исследователей (И. Дойчера, М. Кертиса) к выводу, что тоталитаризм в СССР исчез или исчезает.
Относительно того, можно ли считать ленинский режим тоталитарным, также существовали и существуют различные мнения. Некоторые отечественные и зарубежные политологи характеризуют его как авторитарный, другие считают, что Ленин заложил только фундамент тоталитарного государства, достроенного затем Сталиным, третьи, например Авторханов, что большевистский режим стал тоталитарным уже при Ленине. Можно сказать, что эволюция советского режима к тоталитаризму началась сразу же после большевистской революции. К концу гражданской войны и периода "военного коммунизма" о большевистской России можно было говорить как о тоталитарном государстве. Сталин же резко усилил тоталитарный характер системы, доведя подчинение общества государству до невиданных размеров, как уже говорилось, уровень тоталитарности СССР сталинской эпохи был выше уровня тоталитарности нацистской Германии. Точно сформулировал суть эволюции советского режима А.И. Солженицын: "Ленин задумал и основал, а Сталин развил и укрепил гениальную схему тоталитарного государства". Однако все-таки чисто тоталитарными можно считать сталинский режим в нашей стране и национал-социализм в Германии" [К.С. Гаджиев]; ленинский и постсталинский режимы нельзя назвать чисто тоталитарными.
Заслуживают внимания еще два крупных обобщающих исследования о тоталитаризме, вышедшие тогда, когда концепция в целом уже была создана – это "Тоталитаризм" П.Шапиро (1972) и "Тоталитаризм" М. Кертиса (1980). Книга П.Шапиро интересна тем, что ее автор отбрасывает "тоталитарный синдром" Фридриха и Бжезинского. "Синдром", писал английский советолог, затрудняет анализ, так как он смешивает две совершенно различные вещи: характерные черты (или контуры) общества и инструменты господства. К инструментам власти П. Шапиро относит партию, секретную полицию и идеологию. В то же время он считает, что Вождь, контроль над средствами массовой информации, экономикой – это контуры, характерные черты, без которых тоталитарный режим перестал бы быть самим собой.
П. Шапиро предлагает 5 основных контуров тоталитарного режима: наличие Вождя; подчинение ему законного порядка; контроль над личной моралью; постоянная мобилизация граждан на выполнение поставленных режимом задач; легитимность режима на основе массовой поддержки. П. Шапиро относит к тоталитарным режимам фашистскую Италию, гитлеровскую Германию и сталинский СССР. После смерти Сталина СССР, по Шапиро, превратился в некое "переходное общество", которое может эволюционировать или обратно, к жесткому сталинскому тоталитаризму, или к какой-то более известной форме авторитарной диктатуры. Вопрос о тоталитарности советского режима ленинской эпохи английский политолог оставляет открытым. Определения тоталитаризму Шапиро не дает.
В книге профессора политологии Университета Рутгерса (США) М. Кертиса "Тоталитаризм" (1980) тоталитаризм определяется как особый тип современного режима в век массовой демократии, при котором для осуществления контроля над населением применяются самые разнообразные методы, в том числе террористический. Тоталитаризм сходен с диктатурой, деспотизмом и автократией, бонапартистскими и полицейскими режимами. При этих авторитарных системах государственная впасть используется деспотически, личные права и свободы сведены к минимуму, система институтов власти организована иерархически. Бонапартистские режимы сходны с тоталитарным обожествлением диктатора, тем, что лидер обращается за поддержкой и одобрением к массам и использует демагогию об удовлетворении социальных требований масс; при полицейских режимах государственная власть бесконтрольно вмешивается в различные сферы жизни общества - но, во-первых, существование этих авторитарных режимов зависит от позиции определенных социально-политических сил (армии церкви, предпринимателей) и, во-вторых, на многие сферы жизни контроль не распространяется. Этим все авторитарные системы отличаются от тоталитарных, которые благодаря современным техническим средствам могут контролировать почти все сферы жизни общества. Кроме того, тоталитарные системы опираются, прежде всего, на поддержку масс массовых движений, а не на отдельные экономические и социальные группы как старые автократии, и обладают вдохновляющей и всеохватывающей идеологией, которой не было в распоряжении известных истории разновидностей авторитаризма. Этими чертами тоталитарные режимы, по мнению Кертиса, отличаются от авторитарных. Далее автор констатирует недостаточность 6 основных характеристик "тоталитарного синдрома" и выделяет 13 базовых критериев тоталитаризма. Помимо шести уже сформулированных Фридрихом и Бжезинским, Кертис выделяет также следующие критерии: монополия на контроль над личной жизнью индивидов; подчиненность личных интересов общественным; централизация власти, недопущение оппозиции и инакомыслия; отсутствие законных ограничений действий высшей власти; отсутствие "настоящих" свободных выборов; отказ гражданам в свободном выезде за рубеж; личная диктатура.
Таковы основные исследования о тоталитаризме в западной политической мысли.
По мнению Сумбатяна Ю.Г., тоталитаризм — это определенный общественно-политический строй, который характеризуется насильственным политическим, экономическим и идеологическим господством бюрократического партийно-государственного аппарата во главе с вождем над обществом и личностью, подчинением всей общественной системы господствующей идеологии и культуре. Сущность тоталитарного режима в том, что при нем нет места для личности.
Термин «тоталитаризм» (от лат. totalis — весь, целый, полный) отличается от всех других известных истории форм государственно организованного насилия — деспотии, тирании, монархии, авторитаризма, диктатуры, военного режима и т. п. Этот термин ввели в оборот в 20-е гг. итальянские критики Б. Муссолини, представитель которого философ Д. Джентиле считал, что первостепенной ролью государства в обществе является претворение в жизнь судьбы нации, оно должно обладать неограниченной властью и быть тоталитарным. Позднее сам Б. Муссолини использовал этот термин для характеристики фашистского государства и разъяснил концепцию этого государства. Он провозглашал фашизм как государство-абсолют, по сравнению с которым индивиды и группы имеют относительное значение.
Главной общей предпосылкой тоталитаризма стала индустриальная стадия развития общества. Она привела к созданию системы массовых коммуникаций, усложнила общественные связи и организацию, сделав технически возможной систематическую идеологическую обработку, тотальное «промывание мозгов» и всеобъемлющий контроль за личностью. На этой ступени развития в ряде стран появились мощные монополии, регулирующие целые отрасли промышленности и наладившие тесное взаимодействие с государством. Нарастание элементов организованности, управляемости, рациональности в общественной жизни, равно как и очевидные успехи в развитии науки, техники и образования, и повышение благосостояния населения порождали иллюзию возможности перехода к рационально организованной тотально управляемой форме жизни в масштабах всего общества. Ядром, стержнем этой тотальной организации могла быть только всесильная и всепроникающая государственная власть.
Социальными основами тоталитаризма стали углубление социально-классовых противоречий и социального неравенства между монополистической буржуазией и трудящимися массами, люмпенизация пролетариата, крестьянства и интеллигенции, их социальная аморфность, дезориентированность, ненависть ко всем состоятельным классам и социальным слоям буржуазного общества, наличие у них стабильного жизненного уклада, больших доходов и т. д. Психологическая неудовлетворенность существующим строем, а также привлекательность тоталитаризма резко возрастают в период острых социально-экономических кризисов, вливающих новую энергию в тоталитарные движения. Кризис многократно усиливает нищету и бедствия масс, недовольство населения, а значит и негативную мотивацию его действий. Он резко ускоряет созревание необходимых для тоталитаризма социальных предпосылок — появление значительных по численности и влиянию социальных слоев, непосредственно участвующих в тоталитарной революции или поддерживающих ее. Это достигается прежде всего через особенно интенсивные в кризисные времена маргинализацию и люмпенизацию общества.
Наиболее «решительными сторонниками тоталитаризма выступают маргинальные группы — промежуточные слои, не имеющие устойчивого положения в социальной структуре, стабильной социально-этнической среды обитания, утратившие социально-культурную и социально-этническую идентификацию. Маргиналы обычно нигилистически настроены по отношению к прошлому и настоящему, не дорожат им и склонны к различным политическим и социальным авантюрам. Они больше, чем кто-либо, связывают свои надежды с идеологическими утопиями, тоталитарным коллективистским мировоззрением. Они представляют окружающий мир как огромную механическую систему, а совершенное, идеальное государство как единую, хорошо организованную фабрику, как машину, состоящую из центра управления, узлов и винтиков и подчиняющуюся единой команде, выражающей общие цели.
Перечисленные выше факторы, благоприятные для рождения тоталитаризма как государственного строя, могут сыграть свою роль при наличии соответствующих политических условий. К ним относятся прежде всего этатизация общества, а также появление тоталитарных движений и партий нового типа — предельно идеологизированных, достаточно массовых организаций с жесткой полувоенной структурой, претендующих на полное подчинение своих членов новым символам веры и непосредственно их выразителям — вождям. Именно эти организации и движения, использующие благоприятные социальные условия, и явились главным непосредственным творцом тоталитаризма как политического и общественного строя.
Тоталитаризм представляет собой специфическую попытку разрешения обострившегося в ходе общественного развития реального противоречия между усложнением социальной организации и индивидуальной свободой. Исторический опыт начала XX в. показал, что с помощью социальной демагогии тоталитарные движения могут использовать в своих целях недовольство широких социальных слоев для проведения радикальных преобразований и изменения политического строя: Так, в России большевики, руководство которых состояло в основном из социальных и этнических маргиналов, мастерски использовали требования крестьян о безвозмездной передаче помещичьих земель, чтобы впоследствии отнять у них всю землю, а также массовое недовольство солдат и всего населения разрушительной войной и вызванными ею лишениями. В Германии социальной опорой национал-социалистического тоталитаризма стал «средний класс» — многочисленные конторские служащие, машинистки, учителя, торговцы, мелкие чиновники, небогатые представители свободных профессий, положение которых значительно ухудшилось по сравнению с привилегированным положением промышленных рабочих, защищенных сильными профсоюзами и государственными законами. Свои особенности были характерны для формирования тоталитарного общества в Италии и ряде других государств современного мира.
Как сложная общественно-политическая система тоталитаризм — это прежде всего абсолютная власть (диктатура), осуществляющая полный контроль над всеми сферами жизни общества и деятельности людей. Какова же связь между тоталитаризмом и диктатурой? Тоталитаризм — это особый вид диктатуры, который целиком и полностью подчиняет своей воле и диктату всю политическую, экономическую, социальную и духовную (идеологическую) жизнь общества через различные институты власти: партию, государство, армию, полицию (милицию), органы государственной безопасности, суд, прокуратуру, общественные организации.
Основным звеном политической структуры в тоталитаризме выступает не государство, а партия — носитель той идеологии, которая и создала данный общественно-политический строй. Конституционное закрепление руководящей роли правящей партии ведет к сращиванию партии с государством, разбуханию партийно-государственного аппарата, узурпации власти и привилегий, выходу аппарата из-под контроля выборных органов. Партия монополизирует право выступать от имени всего народа и подавляет всякую критику действий руководящей элиты под предлогом защиты общенародных интересов. Происходит жесткая политизация всех органов государственной власти, которые выходят из-под контроля народа. Все они используются для ограничения прав и свобод, утверждения монополии на все средства вооруженной борьбы и системы тотального контроля над личностью. Тоталитаризм предполагает насильственную организацию общественной жизни на принципах «чрезвычайного положения», сопровождающегося милитаризацией. Тоталитаризм и милитаризм — это две стороны одной медали. При тоталитаризме в процессе милитаризации создается новая модель «социального порядка», основанная на насилии, произволе, беззаконии и насаждении культа диктатора и его окружения. Этим определяется агрессивный характер тоталитарного режима в проведении внутренней и внешней политики (гонка вооружений, подготовка и проведение войн). В тоталитарном обществе правят бал не столько экономика, сколько политика и идеология.
При исследовании сущности тоталитарного режима необходимо рассмотреть и его исторические формы. В научной литературе приводятся три важнейшие разновидности тоталитаризма: «коммунистический», «фашизм» и «национал-социализм».
Западные социологи и политологи различают два варианта тоталитаризма: праворадикальный (фашистский и национал-социалистический) и левоэкстремистский, возникший как результат «термидорианского переворота», произведенного в революционной России Сталиным и связанный с идеологией сталинизма. X. Арендт в работе, «Истоки тоталитаризма» (1951), анализируя особенности тоталитарных режимов, обращает внимание на две системы: нацистскую и советскую.
Праворадикальная (фашистская) форма тоталитаризма возникла в период общего кризиса капитализма. Характерными чертами фашизма являются открытая террористическая диктатура, опирающаяся на милитаризацию всех сфер жизни, подавление демократических свобод и прогрессивных общественных движений. Фашистский государственный аппарат проникнут духом вождизма. В основу идеологической концепции фашизма положены воинствующий антикоммунизм, шовинизм и расизм, а также спекуляция на нуждах масс, страдающих от последствий экономического кризиса. Впервые фашистский режим был установлен в Италии (1922), затем в Германии (1933), а впоследствии в ряде стран Европы и Японии.
Германский фашизм, придя к власти, быстро превратился в главную силу мирового фашизма. На захваченных им территориях был установлен режим всеобщего порабощения и геноцида. Фашисты создали специальную систему тотального контроля за всеми сферами жизни людей. Приписывая государству абсолютный и первоначальный суверенитет, фашисты отвергали Демократию, демократические институты, любые демократические процедуры. Формулой фашизма в политической сфере была не демократия, а сила как источник власти в лице сильного государства, партии и вождя (фюрера).
Праворадикальная (фашистская, национал-социалистическая) форма тоталитаризма в Западной Европе и Японии имела различные варианты тоталитарного строя. В рамках праворадикальной формы тоталитаризма и его общих черт были свои варианты, характерные для фашизма в Германии, в отличие от Италии, тем более Испании, Японии, Португалии, Греции, ряда латиноамериканских стран, где были установлены реакционные военно-диктаторские режимы с тоталитарной тенденцией.
Левоэкстремистский (коммунистический) тоталитарный режим, который в западной социологии называют «сталинским», является советским вариантом тоталитарного строя. Необходимо различать разные социальные образования, имеющие ряд «социалистических признаков»: «государственный социализм», получивший распространение в СССР, странах Восточной Европы, Азии, на Кубе, и противоположный ему социал-демократический вариант «демократического социализма», существующий, в частности, в Швеции. Если первый вариант социализма непосредственно связан с левоэкстремистским тоталитаризмом, то второй ничего общего с тоталитаризмом не имеет, являясь вариантом западного демократического общества. Отсюда возникает вопрос о сущности государственного социализма и его непосредственной связи с «левоэкстремистским» тоталитаризмом. Суть государственного социализма заключается в наличии социальной отчужденности человека. В политической сфере отчуждение проявляется в отстранении трудящихся от власти и установлении всевластия бюрократического партийного и государственного аппарата, спаянного с охранно-репрессивной системой. В экономической сфере речь идет об отчуждении человека труда от средств производства путем чрезмерного огосударствления промышленного производства, природных богатств, земли, милитаризации экономики и установления бюрократических методов управления производством, обменом и распределением материальных благ. В духовной сфере отчуждение проявляется в установлении соответствующей идеологии в качестве господствующего государственного мировоззрения.
Рассмотрение основных черт государственного социализма в СССР и других странах показывает, что эта система общественных отношений являлась «левоэкстремистской» формой тоталитаризма. Советский вариант тоталитарного режима стал складываться в период гражданской войны и политики «военного коммунизма».
Следующий этап утверждения тоталитарной системы — от середины 20-х до середины 50-х гг. Сталинский тоталитаризм — это сложный и противоречивый процесс замены диктатуры пролетариата диктатурой партии и государства. В процессе строительства социализма возникла диктатура бюрократического партийно-государственного аппарата во главе с вождем И. В. Сталиным, сформировался культ личности.
Завершающий этап в истории тоталитаризма в СССР — с середины 50-х до середины 80-х гг. Он характеризовался «хрущевской оттепелью», смягчением тоталитарной системы, переходом к авторитаризму. С 1985 г. тоталитарная система стала разрушаться: была ликвидирована монополия КПСС в политической и общественной жизни страны и той идеологии, которая носила догматический характер; стали появляться альтернативные формы собственности, политическая система начала характеризоваться плюрализмом и многопартийностью, начался постепенный отход от идеологических догм и др.
Свои особенности были у тоталитарных режимов Болгарии, Германии, Венгрии, Польши, Чехословакии, Югославии, для которых были характерны всеохватывающая авторитарно-бюрократическая партийно-государственная система и монополия одной руководящей партии; командно-административная система управления экономикой и доминирующая государственная собственность в ней; всеобщая идеологизация политики, диктат марксистско-ленинской идеологии, монополия на общественную мысль, нарушение прав и свобод личности.
Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 2321 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!