Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Происхождение и сущность государства. Признаки, атрибуты и функции государства



Государство есть продукт развития общества. Госу­дарство появляется там, тогда и постольку, где, когда и поскольку противоречия объективно не могут быть примирены, когда общество делится на богатых и бедных. Везде и все­гда вместе с ростом и укреплением этого деления возникает и развива­ется особый институт — государство.

Общество создает себе орган для защиты своих интересов от внут­ренних и внешних нападений. Этот орган есть государственная власть. Едва возникнув, он приобретает самостоятельность по отношению к обществу и тем более преуспевает в этом, чем более становится орга­ном политических сил, стоящих у власти, и чем более явно осуществ­ляет его господство.

Ф. Энгельс в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» делает общий вывод, что государство никоим образом не представляет собой силу, извне навязанную обществу. Государство есть продукт общества на известной ступени развития; государство есть при­знание, что это общество запуталось в неразрешимом противоречии с самим собой, раскололось на непримиримые противоположности, изба­виться от которых оно бессильно. Нужна была сила, которая бы умеря­ла столкновения, держала общество в границах «порядка». И эта сила, происшедшая из общества, ставящая себя над ним, все более и более от­чуждающаяся от него, есть государство.

Если общественное производство в результате тысячелетней эволю­ции пришло к частной собственности, то для всех других областей орга­низации общества характерны перемены, приспособленные к тому, что произошло в производстве. Возникновение государства — это приспо­собление общества к новым условиям, которое не устраняет того, что произошло в производстве (т. е. в экономике), а наоборот, служит тому, чтобы новые экономические отношения частной собственности сохра­нялись, поддерживались, развивались.

Переход от первобытно-общинного строя к государству — это кру­той поворот в развитии общества. Он происходит не сразу, захваты­вает значительный промежуток времени, так как и изменения в про­изводстве совершаются не одномоментно. Возникновению рабовладения и феодализма из первобытно-общин­ного строя предшествуют исторические эпохи в сотни и тысячи лет, когда общество находится на переходной стадии. И лишь в ходе дли­тельной эволюции преодолеваются черты первобытного строя и утвер­ждаются характеристики, присущие рабовладению или феодализму. Родоплеменные отношения после возникновения государства могут еще долго сохраняться у того или иного народа, но главной силой ста­новится государство.

Для того чтобы сделать вывод, завершился ли пе­реход того или иного народа от догосударственного к государственно-организованному обществу, определяются признаки государства, отлича­ющие его от общественной власти первобытно-общинного строя.

Государственная власть отличается от родовой в первую очередь территориальным, а не родовым принципом организации населения. Факт проживания на одной территории — предпосылка объединения населения и подчинения его государству. Родовые связи отступают на второй план. Население становится как бы принадлежностью тер­ритории.

В качестве признака государства рассматривается не территория как таковая, а присущее государству деление граждан потерритори­альному признаку, их организация поместу жительства, в отличие от кровнородственной связи, являющейся специфическим признаком доклассовой организации общества. Территория и связи членов рода с определенной средой обитания как предпосылка кровных уз, на осно­ве которых возникли и держались старые родовые объединения, суще­ствовали и при первобытном строе. По мере разложения последнего эта связь постепенно была утрачена.

Второе отличие заключается в наличии общественной власти, инте­ресы которой не совпадают с интересами населения. В первобытно-об­щинном строе общественная власть — это власть, выбранная самим об­ществом — родом, племенем — на собрании, которая выражала интересы всего общества и опиралась на авторитет. Государственная власть — это власть не всего общества, а лишь его части, она стоит над обществом, отделена от него тем, что выражает интересы не всего общества, а толь­ко экономически сильного меньшинства, чужда основной массе насе­ления. Такую власть, власть над обществом, называют публичной.

Публичная власть воплощается (организуется, «материализуется») в аппарате власти (государственном аппарате). Первоначально госу­дарственная власть существовала в виде особого отряда вооруженных людей. Впоследствии складывается все более сложный аппарат при­нуждения. Развитие цивилизаций, формирование различных обще­ственных структур, обострение классовой борьбы — все это приводит к усложнению органов публичной власти. Аппарат рабовладельческих и ранних феодальных государств был несравнимо проще, чем аппарат современных государств.

Аппарат публичной власти коренным образом отличается не только от аппарата управления первобытно-общинного строя, но и от других возникающих политических организаций:

• во-первых, наличием особой категории людей, главным призва­нием которых является управленческий труд. В первобытном обществе такого разделения труда не существовало. Народ и вой­ско, народ и народное собрание были едины, совпадали, а старей­шины, вожди племен были только первыми среди равных;

• во-вторых, наличием особого аппарата принуждения для подчи­нения чужой воли насилию. Вместо старого ополчения возника­ют особое войско — новая военная организация из военных-про­фессионалов и другие орудия принуждения типа полиции;

• в-третьих, наличием самостоятельного фонда материальных средств для поддержания аппарата управления и принуждения, что приводит к введению налогов и займов;

• в-четвертых, важнейшим качеством государства — суверените­том, который означает независимость и самостоятельность в опре­делении и проведении политики как внутри, так и вне государства;

• в-пятых, возможностью государства заниматься правотворче­ством, в результате которого появляются правовые нормы, имею­щие отношение ко всему обществу или его части;

• в-шестых, государство становится официальным представителем всего общества.

Возникновение государства повсеместно происходило как пере­рождение родоплеменной организации в государственную, но про­цесс этот по длительности у разных народов неодинаков.

С возникновением племен общественная власть приобретает новые функции: наделение землей, ее перераспределение. Древняя вражда ро­дов и племен вырождается в систематический грабеж. Усложнение функ­ций племен постепенно приводит к изменениям в органах управления. Прежде всего, возвышается военный вождь, а вместе с ним и знатные се­мьи, представители которых стали занимать руководящие должности в родах и племенах. Так возникала родовая наследственная аристократия.

Этот слой от поколения к поколению укреплял свое положение. Во­енный грабеж, порабощение побежденных, умножение стад, преиму­щества и выгоды, порожденные усилением общественного неравен­ства, — все это способствовало выделению родовой аристократии. Благородство происхождения влекло за собой всякого рода привиле­гии, среди которых самой важной было право управлять родом, племе­нем. С течением времени власть в родах сосредоточивается в руках аристократического совета старейшин (у каждого народа в специфи­ческой для него форме).

Органы родоплеменной организации достигают такого состояния, что становятся аппаратом насилия над своими соплеменниками и со­седними племенами. В литературе такое состояние — «переходное к государству» — именуется военной демократией. Воен­ная демократия еще сохраняет родовую организацию в полной силе, но уже появляются имущественное неравенство, наследование имуще­ства детьми (в противовес роду), зарождение знати, царской (шахской, ханской и т. д.) власти. Совет старейшин всех родов превращается в совет старейших аристократических родов, т. е. тех, которые закрепи­ли за собой привилегию управлять соплеменниками. Объем власти народного собрания все более и более сужается. Военная демократия непосредственно превращается в государство — организацию эконо­мически сильного меньшинства.

Такова общая закономерность возникновения государства, но есть и конкретные формы, характерные для того или иного народа.

Признаки, отличающие государство от общественной власти
Наличие публичной власти, не совпадающей с население
Территориальное подразделение граждан (подданных) государства    
Взимание налогов, принудительных сборов с населения для содержания публичной власти


Признаки государства, отличающие его от других политических организаций  
Наличие особого аппарата управления (публичная власть)
Государство есть официальный представитель всего общего
Разделение населения по территориальному признаку
Суверенитет
Наличие аппарата принуждения
Налоги, займы


Ф. Энгельс выделяет три главные формы возникновения государ­ства, каждая из которых изучена на примере государств в Афинах, Риме и у древних германцев.

Формы возникновения государства
Афинское государство
Римское государство
Древнегерманское государство


Классической формой является возникновение государства в силу действия только внутренних факторов развития данного общества, расслоения на антагонистические классы. В данной форме образуется Афинское государство. Впоследствии по этому пути шло формирова­ние государства и у других народов, например у славян.

Возникновение государства у афинян является в высшей степени типичным примером образования государства вообще, потому что оно, с одной стороны, происходит в чистом виде, без всякого насильственного вмешательства, внешнего или внутреннего, с другой — потому, что в данном случае весьма высоко развитая форма государства — де­мократическая республика — возникает непосредственно из родового строя, и, наконец, потому, что существуют многочисленные литератур­ные источники, раскрывающие все существенные подробности обра­зования этого государства.

В Риме родовое общество превращается в замкнутую аристократию, окруженную многочисленным, стоящим вне этого общества, бесправ­ным, но несущим обязанности плебсом; победа плебса взрывает ста­рый родовой строй, и на его развалинах образуется государство, в ко­тором скоро растворяются и родовая аристократия, и плебс.

У германских победителей Римской империи государство возни­кает как непосредственный результат завоевания обширных чужих территорий, для господства над которыми родовой строй не дает ни­каких средств. Следовательно, нередко процесс формирования госу­дарства «подталкивается», ускоряется внешними для данного обще­ства факторами, например войной с соседними племенами или уже существующими государствами. В результате завоевания германски­ми племенами обширных территорий рабовладельческой Римской империи родоплеменная организация победителей, находившаяся на стадии военной демократии, быстро переродилась в феодальное го­сударство.

Для того чтобы более глубоко понять, что собой представляет госу­дарственно-организованное общество, необходимо рассмотреть сущ­ность государства.

Сущность любого явления есть главное, основное, определяющее в этом явлении, это совокупность внутренних характерных черт и свойств, без которых явление теряет свою особенность, своеобразие.

В чем состоит сущность государства? Ответ на этот вопрос предпола­гает выявление главного и определяющего в процессе, как возникнове­ния, так и дальнейшего развития функционирования государства, а так­же познание закономерностей развития государственно-организован­ного общества. Есть несколько подходов в исследовании этого вопроса.

Классовый подход состоит в том, что государство рассматривается как машина для поддержания господства одного класса над другим, причем меньшинства над большинством, а сущность такого государства заключается в диктатуре экономически и политически господствую­щего класса. Такое понятие государства отражает идею государства в собственном смысле слова, которое является орудием диктатуры это­го класса. Так, известные господствующие классы осуществляли дикта­туру рабовладельцев, феодалов, буржуазии. Диктатура класса опреде­ляет основные цели, задачи и функции этих государств.

Другой подход заключается в рассмотрении сущности государства с общечеловеческих, общесоциальных начал. Изменения произошли как в социалистических, так и в западных государствах.

Вопреки предсказаниям политологов западное общество устояло, сумело успешно преодолеть кризисные явления, спад произ­водства, во многом используя опыт развития государств социалисти­ческой ориентации. Государство как активная деятельная сила, вме­шиваясь в экономику, вывело общество из депрессии, тем самым подтвердив мысль о том, что любое государство призвано решать и общие дела в интересах всего общества. Были введены, правда, в ре­зультате борьбы народных масс за свои гражданские и политические права, социальные гарантии для различных слоев населения, расши­рены материальные стимулы.

Государственный механизм превратился из орудия преимуществен­но подавления в средство преимущественно реализации общих дел, инструмент достижения согласия и поиска компромиссов.

Следует подчеркнуть, что в сущности государства в зависимости от исторических условий на первый план может выходить либо классо­вое начало (насилие), что характерно для эксплуататорских госу­дарств, либо общесоциальное (компромисс), что все больше и больше проявляется в современных посткапиталистических обществах. Эти два начала сочетаются в сущности госу­дарства, характеризуют его во всей полноте. Если же отказаться от какого-либо из них, то характеристика сущности государства будет ущербной. Все дело в том, какое государство рассматривается и в ка­ких исторических условиях.

Поэтому любое современное демократическое государство с точки зрения его сущности можно охарактеризовать как орудие и средство социального компромисса по содержанию и как правовое по форме. Сущность государства как политической организации особенно ярко проявляется в его сопоставлении с гражданским обществом, включаю­щим все богатство общественных отношений за пределами политичес­кого государства. Государство и гражданское общество предстают как единство формы и содержания, где форма представлена правовым го­сударством, а его содержание — гражданским обществом.

Современная теория исходит из многомерности действительного бытия государства: его можно рассматривать с позиций национально­го, религиозного, географического и прочих подходов.





Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 963 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2025 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...