Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Авторитаризм (от лат. auctor — зачинатель, основатель, созидатель, творец, автор, даритель и auctoritas — суждение, мнение, взгляд, решение, власть, право) — характеристика и тип политического режима.
Впервые термин «авторитаризм» был введен так называемой франкфуртской школой и послужил обоснованием концепции, создающей социальную почву и питательную среду всех «фашистских» режимов XX в. В работе одного из ведущих представителей франкфуртской школы неомарксизма Т. Адорно «Авторитарная личность» (1950) концепция авторитаризма раскрывается с помощью социально-психологического анализа соответствующего типа личности. Для определения сущности современных авторитарных режимов прежде всего необходимо рассмотреть их характерные черты.
· Монистическая структура политической власти, в центре которой находится господство определенной личности (старейшины, вождя, монарха, диктатора) или группы людей (клана, касты, элиты, номенклатуры), осуществляющих чрезмерную централизацию в управлении общественно-политической жизнью общества. При этом политическая власть основывается в большей степени на силе, чем на насилии.
· Власть концентрируется в руках главы государства — гражданского или военного диктатора. Диктаторская власть, опирающаяся на силу, прежде всего на полицейский или военно-карательный аппарат, используется в целях применения жестких мер принуждения, наказания, расправы. Реальный механизм политической власти при авторитарном режиме, где лидер партии, как правило, становится президентом, независимо от характера режима (гражданский или военный), характеризуется сильной, в большинстве случаев неограниченной, президентской властью. В этих условиях диктатор, не прибегая к массовым репрессиям, обладает достаточными возможностями для использования власти в случае проявления неповиновения населения.
· Отчуждение народа от власти, недопущение реальной политической оппозиции, преследование независимых общественных объединений, легальной политической деятельности и ограничение свободы печати в условиях авторитарных режимов урезают права и свободы граждан, часто превращают население страны в объект политических манипуляций. При этом авторитаризм стремится объяснить свои действия неготовностью общества к созданию правового государства, отсутствием у населения потребностей в нем. В то же время авторитарная система непримирима к реальной политической конкуренции в борьбе за власть, к фактическому и широкому участию масс в принятии решений по общественно-политическим делам и тем самым препятствует формированию гражданского общества.
· Политическая структура авторитарного режима не предусматривает реального разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, а выборы при этом носят нередко показной, а то и фиктивный характер. Все ветви власти концентрируются в руках определенного диктатора (военного или гражданского), который использует антидемократические методы властвования, трактуя законы по своему усмотрению. По сути, эта власть нелегитимна, ибо основывается на принципах, отвергающих общечеловеческие ценности и правила. При авторитарных режимах сохраняется конституция, но в основном она носит декларативный характер, а существование партии (партий) допускается лишь при условии полной поддержки позиции диктатора.
· Авторитарный режим в условиях слабости и неразвитости доиндустриального и индустриального общества, социально-экономического и политического кризиса на определенном историческом этапе, как показывает опыт ряда развивающихся стран, может обеспечить определенный рост экономического развития и политическую устойчивость в обществе. При опоре на эти режимы диктаторам удается в ряде случаев подавить антиправительственные и оппозиционные выступления, этнические и религиозные движения, проводить достаточно умеренную социальную политику, не разрушая рыночные отношения и сохраняя многоукладность экономики. Все это создает благоприятные условия для перехода от авторитарных режимов к гражданскому цивилизованному обществу, правовому государству путем демократизации общественно-политической жизни.
На основе рассмотрения характерных черт, по мнению Сумбатяна Ю.Г., можно сформулировать сущность современных авторитарных режимов: авторитарный режим — это монистическая, недемократическая структура политической власти, где ее ветви сосредоточены в руках определенного диктатора (военного или гражданского), который использует антидемократические методы властвования в осуществлении руководства обществом в условиях отчуждения народа от власти. Реальный механизм власти диктатора основывается в большей степени на силе и использовании им законов по своему усмотрению, беспрекословном подчинении народа деспотической власти, ограничении прав и свобод граждан, превращении населения страны в простой объект политических манипуляций.
В 50-е гг. учеными Гарвардского университета была разработана концепция «нового авторитаризма» для исследования своеобразной политической формы, которая сложилась в процессе начальной стадии модернизации в странах «третьего мира». Основная ее идея состояла в том, что освободившиеся от колониальной зависимости страны Востока, пытаясь копировать современные западные модели демократического государственного устройства, впадали в политическую и социальную нестабильность и экономический хаос. По мнению американских ученых, причина этого заключается в том, что данные модели не соответствовали уровню экономического развития названных стран. Для них нужна была не демократическая и политическая свобода, а прежде всего политическая стабильность. Поэтому необходимо сосредоточить власть в руках «элиты» либо «просвещенного диктатора», значительно ограничив участие масс в политической деятельности, и дать «элите» возможность осуществить экономическую модернизацию.
Рассматривая отношения между авторитаризмом и демократией, В. Хорос и М. Чешков исходят из консенсуса как важнейшего критерия вышеупомянутых отношений и дают свою классификацию основных форм авторитаризма:
· авторитаризм при отсутствии консенсуса или в условиях псевдоконсенсуса;
· авторитаризм на базе ограниченного консенсуса;
· авторитаризм на базе широкого консенсуса.
В качестве первой формы эти авторы анализируют такие страны, как Гватемала, Сальвадор, Никарагуа (Латинская Америка), Заир (Африка), второй — Чили (Латинская Америка), Индонезия, Турция, Иран (Азия). Пример третьей формы — Таиланд, Южная Корея 60-70 гг., Тайвань (Азия).
Данная классификация является условной. Она заслуживает внимания при анализе авторитарных и демократических режимов на примерах ряда латиноамериканских и афроазиатских государств. Вместе с тем, как нам кажется, при анализе политических, в том числе авторитарных, режимов важнейшим критерием является характер власти. Вышеназванную классификацию можно, по мнению Ю.Г. Сумбатяна, детализировать следующим образом.
1. Реакционные военно-диктаторские и однопартийные режимы с тоталитарной тенденцией. Реальный механизм политической власти при таких режимах, где военный или гражданский лидер становится главой государства и руководителем единственной политической партии, характеризуется неограниченной президентской властью. Эти режимы выступают тормозом на пути социального прогресса в обществе, ибо основываются на псевдоконсенсусе.
2. Консервативные однопартийные и некоторые мно-
гопартийные авторитарные режимы с ориентацией на
сохранение и поддержание исторически традиционных
форм государственной и общественной жизни. Реальный
механизм политической власти находится при этом в ру-
ках главы государства (президента или премьер-мини-
стра), который контролирует не только исполнительную,
но и законодательную власть, носящие формальный ха-
рактер. Такая форма авторитаризма является весьма
удобной для осуществления режима личной власти на
базе ограниченного консенсуса.
3. Либеральные многопартийные авторитарные режимы с демократической тенденцией, представляющие
своеобразный симбиоз авторитаризма и демократии. Та-
кие режимы, признавая основные принципы демократии,
права и свободы человека, разделение властей, частное
предпринимательство, свободную конкуренцию и т. п.,
находятся между авторитаризмом и демократией - на
базе широкого консенсуса. Исходя из сущности и совре-
менных форм авторитарного режима, можно сделать вы-
вод о взаимосвязи авторитарного режи-
ма и политической власти. Власть является необходимым
элементом общественного организма, который воздей-
ствует на экономическую, социальную, политическую,
духовную сферы общества, социальное поведение людей.
Авторитарная власть, система, режим являются концен-
трированным выражением политических отношений в об-
ществе. Занимая промежуточное положение между тота-
литаризмом и демократией, авторитарные режимы на
протяжении многих веков имели самые разнообразные
формы. При этом необходимо учесть, что по своей сути
авторитарный режим является консервативным, ибо он
связан с традиционными тенденциями, основанными на
докапиталистических отношениях и отношениях раннего
домонополистического капитализма. Они по сей день ха-
рактерны для большинства стран Азии и Африки и ряда
государств Латинской Америки. Тесное переплетение тра-
диционных и современных форм авторитаризма способ-
ствует формированию многовариантных моделей переходных разновидностей этого политического режима.
Все это доказывает, что в переходный период авторитаризм в чистом виде не существует. В реальной жизни и политических процессах он проявляется преимущественно в виде тенденций, которые постоянно встречают противодействие либо отличных, либо противоположных сил. Это связано с тем, что в социально-политическом развитии общества происходит постоянная эволюция политических режимов. Практика общественного развития показывает, что помимо основных политических режимов во многих странах возникают многочисленные переходные, смешанные и гибридные политические режимы, которые можно рассмотреть в рамках авторитаризма как сложной и еще до конца не исследованной проблемы.
Рассмотрим общие черты и различия авторитаризма и тоталитаризма. Обе эти системы сходны недемократической формой управления обществом. Ряд характерных черт тоталитарного режима присущ и авторитаризму. Так, Л. Линц относит к ним следующие: сильно централизованную монистическую структуру власти, в которой господствующая группа «не несет ответственности ни перед каким выборным органом и не может быть лишена власти институциональными мирными средствами»; активную мобилизацию населения на выполнение политических и социальных задач с помощью целого ряда монополистических институтов.
При этом необходимо заметить, что тоталитарный режим характеризуется тем, что основным звеном выступает партия. Главное звено авторитаризма - государство. Наряду с государством не меньшее значение имеет армия — его орудие, в котором, как в единственном общенациональном институте, происходит сближение различных наций и этнических групп. Это дает возможность в условиях авторитарного режима подавлять общинные, националистические и трайбалистские тенденции, которые мешают достижению национальной независимости и развитию стран по пути социального прогресса.
Государство при авторитаризме, как и при тоталитарных режимах, опирается главным образом на харизматических лидеров, способных свернуть традиции и изменить действующие законы по своему усмотрению, чтобы выполнить «великую миссию» по установлению «нового порядка» и открыть новые горизонты в развитии страны. В условиях авторитаризма харизматические лидеры в целях легитимности своих решений широко используют исторические, религиозные, национальные концепции. Харизматическая власть, основанная на личности лидера, которому приписывали исключительные божественные черты, существовала при различных недемократических политических режимах (Юлий Цезарь, Александр Македонский, египетские фараоны, Наполеон, Гитлер, Муссолини, Сталин, Мао Цзэдун и др.). Авторитарный режим, как и тоталитарный, не является легитимным, ибо основывается на принципах, отвергающих общечеловеческие ценности, правила и законы. «Авторитарные режимы, — пишет Ги Эрме в монографии «Авторитаризм», — незаконны потому, что они не соблюдают наши основанные на так называемых общечеловеческих ценностях правила и законы — в том, что касается присвоения, обладания, практического осуществления и передачи политической власти. Их незаконность проявляется в их действиях по отношению к руководимым ими людям и к их международным партнерам».
Наряду с наличием общих черт авторитарный режим отличается от тоталитарного тем, что первый, как отмечает Л. Даймонд, не располагает четко разработанной руководящей идеологией. Авторитарный режим допускает некоторый ограниченный и контролируемый плюрализм в политическом мышлении, мнениях, действиях и даже мирится с наличием некоей «полуоппозиции». Руководство жизнью подданных в авторитарных системах не столь тотально, нет строго организованного контроля над социальной и экономической инфраструктурой гражданского общества. Тоталитарная система требует активной демонстрации преданности партии и государству, автократия же, как правило, довольствуется отсутствием открытого противоборства подданных. В отличие от тоталитаризма, при авторитарных режимах граждане не подвергаются репрессивным мерам и террору за политические взгляды, если они не являются активными противниками режима. Если авторитарный режим был свойствен на протяжении многих веков развития человечества различным общественно-политическим структурам — от родо-племенных до капиталистических и социалистических, то тоталитаризм является феноменом XX в. как социальная система, которая стремится к полному контролю над жизнью общества и личности, подчинению всего общественного организма господствующей идеологии, отличающейся от прошлых идеологических концепций, в том числе религиозных.
Авторитаризм формируется, считает Кочетков А.П., только в том случае, если наличествует его духовный и практический стержень — авторитет. В широком смысле под авторитетом понимается общепризнанное неформальное влияние отдельной личности или какой-то организации в различных сферах жизни общества. Без личности, имеющей огромный авторитет среди народа, авторитаризм невозможен. Она является знаком, символизирующим единство нации, ее суверенитет, ее великое прошлое, настоящее и будущее. В более узком смысле авторитет — одна из форм осуществления власти, стоящей выше права. Поэтому решающим условием возникновения авторитаризма является лидер, обладающий авторитетом, признаваемый большинством нации, что обеспечивает возможность бескровного, мирного захвата власти определенной политической группировкой. В ином случае неизбежна гражданская война, решающая спор между партиями и вождями.
Кочетков А.П. определяет авторитаризм как политический режим, при котором происходит концентрация власти в руках одного человека или небольшой правящей группировки, не ограниченных правом и не допускающих политической оппозиции, осуществляющих свое правление во многом при опоре на силовые структуры и методы.
К сильным сторонам авторитаризма относят сравнительно высокую способность в экстремальных условиях
- обеспечивать политическую стабильность и общественный порядок;
- мобилизовать общественные ресурсы на решение определенных задач, например на проведение радикальных общественных реформ;
- преодолевать сопротивление политических противников. К слабым относят:
- полную зависимость политики от позиции главы государства или группы высших руководителей;
- отсутствие у граждан возможностей предотвращения политических авантюр или произвола;
- ограниченность институтов артикуляции, политического выражения общественных интересов.
Потребность в авторитаризме обычно появляется в период острого социально-политического кризиса общества, выражающего переходный характер переживаемого времени. Для такого кризиса характерна ломка устоявшихся традиций, образа жизни, исторического уклада, которая связана с резкой модернизацией основных сфер общественной жизни и совершается в течение одного-двух поколений. Во время ломки исторического уклада жизни общества идет размывание существующей социально-классовой структуры, происходит маргинализация основной массы населения. Появляются большие массы людей, "выбитых" из тра-диционных "гнезд" существования, лишенных собственности и видящих в государстве и олицетворяющей его фигуре вождя единственный шанс на выживание. Вследствие этого в значительной мере радикализируется социальное и политическое поведение маргинальных переходных социальных слоев, повышается степень их активности, заряженной отрицательной энергией разрушения.
Важно отметить, что авторитаризм, как правило, утверждается там, где разбалансированы отношения между государством и обществом, где государство играет доминирующую роль в экономике, контролирует деятельность общественных ассоциаций. Способствует авторитаризму и низкий уровень политической институциализации. Там, где социальные группы не имеют возможностей с помощью политического инструментария (групп интереса, ассоциаций, партий, выборов) или с помощью экстраполитической активности (лоббизма, кампаний в СМ И, демонстраций и митингов) оказывать влияние на власть и принимаемые решения, для авторитаризма подготовлена почва.
В сфере социальной психологии и идеологии нарастают настроения заброшенности и отчаяния, стремление к "восстановлению" социальной справедливости путем установления всеобщего равенства. Потребительское отношение к жизни берет верх над этикой производительного труда. Рождается образ врага народа, персонифицируемого в лице какого-либо общественного института, социальной группы или нации. Возникает культ личности вождя, с которым связываются последние надежды на преодоление кризиса.
В этих обстоятельствах в большой степени возрастает роль исполнительных органов государственной власти и "силовых" структур общества (армии, органов внутренних дел и безопасности). Особое значение приобретает бюрократия, без которой невозможно функционирование — более или менее успешное — исполнительной власти в условиях нарастающего кризиса и которая становится источником и хранителем власти, стоящей над обществом.
Вопросы для самоконтроля:
1. Что отражает понятие «политический режим»?
2. Как соотносятся политический режим и политическая система?
3. Какие критерии используются для классификации политических режимов?
4. Почему тоталитаризм возник в XX в.?
5. Какие разновидности тоталитаризма выделяются в политической науке?
6. Назовите современные государства, в деятельности которых можно отметить наличие сущностных признаков тоталитарного режима.
7. Когда и в каких обществах обычно возникают тоталитарные режимы?
8. Чем авторитаризм отличается от тоталитаризма?
9. Сформулируйте признаки авторитаризма. Может ли авторитарный режим играть положительную роль в истории? Приведите примеры.
10. Какие разновидности авторитарного режима можно выделить? В чем их различия?
Рекомендуемая литература:
1. Арендт Х. Истоки тоталитаризма.М., 1996.
2. Авторитаризм и демократия в развивающихся странах. М., 1996.
3. Авторитаризм и демократия в «третьем мире». М., 1991.
4. Бердяев Н. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.
5. Боркенау Ф. Тоталитарный враг. Л., 1939.
6. Варшавский В. Родословная большевизма. М., 1982.
7. Даймонд Л. Преодолевая авторитаризм и тоталитаризм: стратегия демократизации / Мир политики. М., 1992.
8. Камю А. Бунтующий человек. М., 1951.
9. Ноймана З. Перманентная революция. Нью-Йорк, 1950.
10. Поппер К. Открытое общество и его враги. М., 1992.
11. Хайек Ф. Дорога к рабству // Вопросы философии. -1990. -№11.
12. Фридрих К., Бжезинский Зб. Тоталитарная диктатура и автократия. Кэмбридж, 1956.
13. Цыганков А.П. Современные политические режимы: структура, типология, динамика. М., 1995.
14. Фромм Э. Бегство от свободы. М.,1990.
15. Ортега - и – Гассет Х. Восстание масс. М., 1991.
Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 3066 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!