![]() |
Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | |
|
В политической науке сложились две традиции в определении политических режимов. Одна из них связана с политико-правовым, или институциональным, подходом, другая — с социологическим. Различия между ними весьма существенны, хотя отнюдь не непреодолимы.
Сторонники политико-правового (институционального) подхода отождествляют понятие "режим" с понятием "форма правления или государственного устройства". "Политический режим есть система или форма правления", — считает, например, американский исследователь К. Бекстер [Цыганков]. Г. Лассуэлл рассматривал политический режим как способ упорядочения, легитимизации политической системы. По его мнению, "режим" (форма правления, политический порядок) представляет собой образец политических форм. Политический режим функционирует для того, чтобы свести к минимуму элемент принуждения в политическом процессе [Lasswel, Kaplan]. Г. Лассуэлл противопоставляет понятие "режим" понятию "правление", которое, с его точки зрения, включает в себя пути распределения и реализации контрольных функций в политике. Такое понимание, во-первых, связывает режим главным образом с конституционными действиями; во-вторых, отказывает военным диктатурам в праве называться режимами.
Сторонники социологического подхода уделяют первостепенное внимание осмыслению тех связей между обществом и государством, которые сложились реально и необязательно в соответствии с предписанными конституцией и другими правовыми актами и нормами политического поведения. Режим рассматривается не только как форма правления или государственного устройства и даже не только как структура власти с присущими ей методами реализации политической воли, но и в гораздо более широком значении — как баланс во взаимоотношениях социального и политического. Сам термин "режим" обладает здесь совершенно иным смысловым значением. Сторонники социологического подхода нередко не проводят никаких разграничений между политическими режимами и политическими системами.
В то же время практически все представители данного направления сходятся на том, что режимы не могут быть трансформированы путем изменения определяющих их существование правовых процедур. Каждый режим покоится на соответствующей системе социальных оснований, и поэтому переход может состояться лишь в том случае, если данные основания принимаются в расчет. Так, например, М. Дюверже в одном случае рассматривает политический режим как "структуру правления, тип человеческого общества, отличающий одну социальную общность от другой", а в другом — как "определенное сочетание системы партий, способа голосования, одного или нескольких типов принятия решений, одной или нескольких структур групп давления" [Duverge].
Российские политологи Ф. Бурлацкий и А. Галкин считают, что "для определения политического режима необходимо сопоставление официальных, в том числе конституционных и правовых, норм с реальной политической жизнью, провозглашенных целей — с действительной политикой" [Бурлацкий, Галкин]. Как и западные социологи, они связывают анализ режимов не только с выявлением моделей поведения, но и с социальной природой политической власти. В совокупности же изучение режима требует, по их мнению, ответа на следующие вопросы: "какие группировки господствующего класса находятся у руководства государством; каким методам господства и управления отдается предпочтение — прямым, насильственным или косвенным, демократическим; какие партии или партийные коалиции выступают в качестве руководящей силы; допускается ли и в каких пределах деятельность институтов социальной борьбы и давления, в частности оппозиционных, революционных партий, профсоюзов и других форм объединений трудящихся; каково положение личности в государстве и т. п.".
Политический режим недостаточно связывать лишь с формой правления, т.к. он способствует организации макросоциальных процессов. В этом политический режим близок по содержанию политической системе, отражает ее динамичный аспект. Любой политический режим в своей деятельности, стремится опираться на сложившуюся систему экономических интересов и культурных ценностей, а его действия непременно оказываются внутри этой системы, укрепляя или ослабляя имеющиеся в ней связи и отношения.
Политический режим включает в себя не только методы государственного властвования, но и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций (партий, движений, клубов, союзов). Он обеспечивает не только динамизм, но и определенную стабилизацию в политической системе, приводя ее элементы, структурные характеристики в упорядоченное взаимодействие, обеспечивая их слаженность и координацию. И эта задача решается им успешно в случае, если политико-правовые механизмы создаются с учетом устройства и особенностей развития социальных структур.
Политический режим использует различные способы и методы достижения целей. Политические режимы существенно различаются методами достижения поставленных целей. Важно не смешивать способы и методы осуществления власти и собственно властные структуры. Свидетельством того, что это не одно и тоже, служит, например, богатый опыт функционирования авторитарных режимов.
Обладающие нередко сходными репрессивными структурами политической власти, авторитарные режимы далеко не всегда обращаются к фронтальному насилию в достижении поставленных целей. В тех случаях, когда более эффективным для правящей элиты является использование методов убеждения, а не принуждения, репрессивный по своей природе режим может вопреки ожиданиям оказаться способным проявить несвойственную ему гибкость и склонность к компромиссам.
В политических режимах могут сочетаться в определенной пропорции два основных начала организации государственной власти:
1) принцип авторитарности — односторонние централизованные властные начала: безусловное подчинение, в основе принудительное, властным решениям центральных органов, жесткая дисциплина и безоговорочная ответственность подвластных. В общественной жизни действует принцип "разрешено только то, что прямо установлено в законах государства".
2) принцип демократизма — характеризуется равноправием властных структур и общества; в организации государственной власти преобладает соглашение сторон в принятии решений, свобода выбора вариантов поведения, взаимная ответственность государства, общества и личности; наличие самоуправления в решении местных вопросов. В ос основе взаимоотношений общества и государства — дозволения по принципу "разрешено все, что прямо не запрещено законом".
Сочетание в определенных пропорциях начал авторитарности и демократизма, их модификация характеризует основные типы политических режимов, определяющих существенные черты современного государства.
Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 1914 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!