Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Политическая традиция в Древней Индии



Древнеиндийского мыслителя Каутилью подчас называют «индийским Бисмарком», «индийским Макиавелли» и даже величайшим организатором царства и твердой царской диктатуры. В его трактате «Артхашастра» рассматриваются разнообразные проблемы государственно-административного управления, судопроизводства, военной политики, экономики, внутренней и внешней безопасности. Политическим лидерам рекомендуется прибегать к эффективным и надежным политическим рычагам. Их рассмотрению посвящена большая часть (14 из 15 отделов) «Артхашастры».

«Артхашастра» - прежде всего наука об эффективном политическом действии, о тех качествах, которыми должен обладать тот или иной политический деятель. Другими словами, это наука государственного управления, понимаемая как искусство править по обстоятельствам. Главный вопрос, стрежневой для всякой государственности, который пронизывает трактат: в чем счастье, польза правителя?

«Счастье царя – в счастье подданных, в пользе подданных – его польза. Польза для царя – не то, что ему приятно, но что приятно подданным – в том польза царя». Идеальный государь должен быть высокого рода, со счастливой судьбой, должен обладать ясным умом, прислушиваться к советам старых и опытных людей, быть справедливым, правдивым, не изменяющим своему слову, благодарным, щедрым, в высшей степени энергичным, не имеющим обыкновения медлить. «Поэтому царь, всегда напряженный в работе, пусть то велит делать, что нужно. Корень того, что нужно, - это напряженность в работе, противоположное – корень вреда». Кроме того, государь должен быть господином своего окружения, своих вассалов, с сильной волей, не иметь в своем окружении лиц негодных. Вот те качества, которыми, как утверждается в «Артхашастре», он привлекает к себе людей.

Государь должен быть любознательным, способным учиться. Он должен уметь воспринимать, а главное – «удерживать в памяти, познавать, размышлять по поводу осознанного, отвергать негодное и проникать в истину. Вот качества ума, которые должны быть свойственны ему». Государь должен быть красноречивым, находчивым, сметливым, обладать физической силой, быть высокого образа мыслей, легко обуздываемым, должен искусно применять военную силу в случае притеснения со стороны врагов. Он должен видимым для подданных образом воздавать за добро и зло, быть стыдливым, заботиться о подданных. Очень важное его качество – дальновидность. Главное внимание здесь должно быть обращено на правильное использование людей в нужное время и в подобающем месте. Государь должен быть искусным при выборе мира, войны, послаблений, крутых мер, верным договорам, должен использовать слабые места своих врагов. Он должен быть сдержанным, веселым. Взгляд его – прямой, а не хмурый. Он свободен от страстей, гнева, жадности, надменности, рассеянности, вспыльчивости и наклонности к клевете. «Он должен говорить приятное, в разговоре улыбаться и вместе с тем держать себя достойно и поступать согласно наставлениям людей. Вот положительные качества государя как личности».

Если же государь такими качествами не обладает, то это значит, что у него непрочные основы. Другими словами, такой государь может попасть под власть врагов, «хотя бы он владел землей в четырех ее пределах». «Но тот, кто обладает личными качествами, хотя бы он владел и незначительной землей, обладая совершенными основами государства и зная методы правления, получит власть над всей землей и не потерпит ущерба».

Особое внимание в древнем индийском политическом трактате уделяется не только профессиональным, но и личным, нравственным качествам чиновников государственного аппарата управления. Все они должны быть способными, обладать в той или иной степени качествами министра. И царь должен постоянно испытывать их в работах. «Потому что непостоянно людское сердце. Ведь должностные люди, как и лошади, изменяются в работе. Можно узнать путь летящих в небе птиц, но не путь действующих чиновников, имеющих скрытые намерения».

Самым главным в деятельности правителя-государя становится кадровая политика. Малейший просчет в руководстве грозит не только государству, но и ему лично, поскольку именно он - главное лицо в государстве, гарант законности и безопасности в государстве.

Грамотная экономическая политика правительства, государя считается в «Артхашастре» очень важной, она связывается, в первую очередь с судебной, а не с законодательной или исполнительной властью. Права граждан провозглашаются очень четко и недвусмысленно: «Насильственное присоединение недвижимости влечет за собой наказание, как за воровство».

«Артхашастара» рассматривает много конкретных примеров, связанных с различными особенностями высшего политического управления, в частности такой: что хуже – государь больной или новый государь. Согласно Каутилье, больной государь предпочтительнее, поскольку он продолжает управлять страной в соответствии с плодотворной традицией, законом. Новый же государь считает, что государство добыто им силой, и потому действует необузданно, по произволу.

Неоспоримое первенство в «Артхашастре» отдается порядку, стабильности и закону. В данном трактате представлено политическое осмысление огромного опыта государственного строительства и организации экономики.





Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 1021 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2025 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...