Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Конфуций



Основатель школы — Кунцзы (Кунфо, Конфуций, 551-479 гг. до н. э.). Родился в г. Цзоуи в царстве Лу, был потомком аристократического рода. В детстве рано ли­шился отца, жил в бедности, изыскивая средства к пропитанию. О себе рассказывал: «В молодости я занимал низкое положение, поэтому научился многим занятиям про­стых людей». Достигнув зрелого возраста, занимал должность хранителя складов, смотрителя пастбиш, затем был назначен на должность «смотрителя общественных работ». В 22 года начал обучать и в последующем прославился как самый знаме­нитый педагог и мыслитель Китая. В его школе преподавали этику, язык, политику и литературу. В возрасте 50 лет Конфуций включился в государственную деятель­ность, три месяца в царстве Лу занимал должность начальника судебного приказа. Уйдя со службы вследствие интриг, 13 лет путешествовал по другим китайским госу­дарствам. После возвращения в Лу продолжал преподавать, собирал и редактировал книги, в том числе первую в истории Китая погодную хронику. Конфуций был похо­ронен на кладбище, специально отведенном для него, его потомков, ближайших уче­ников и последователей. Ученики Конфуция записали его мысли и поучения; так сло­жилось главное конфуцианское сочинение «Лунь Юй» («Беседы и наставления»). Идеи Конфуция излагались и развивались в книгах его учеников и продолжателей («Мэн-цзы», «Сунь-цзы», «Гуань-цзы», «Ли-цзы» и др.).

Конфуцианская цивилизация – это единственная цивилизация на Земле, названная именем конкретного человека. Сегодня конфуцианство не только не потеряло влияние, а напротив, его значение возрастает. В октябре 1999 года в Пекине и Цюйфу состоялась международная конференция, посвященная 2550 – летию со дня рождения Конфуция, на которой ученые отмечали, что западный мир также может извлечь пользу для своего развития. Деллиос Р. в своем выступлении «Конфуцианская парадигма глобальной политики» подчеркнула, что современный мир в значительной степени глобализован. Развитие социальных и политических коммуникаций, планетарная экономика – это реальность нашего времени. Иными словами – подготовлена инфраструктура для единства мира. Но эта инфраструктура представляет собой материальную основу для единства мира, а духовной основой, по мнению Деллиос, может быть конфуцианство. И не только потому, что оно признает разные идеи и культуры манифестациями единого принципа. Конфуцианство имеет перед другими учениями то преимущество, что в нем выработана политическая технология достижения и поддержания мирового порядка. Оно описывает принципы государственного управления, таким образом, что политической лидерство в центре должно развертывать власть как моральный престиж, как притягательную силу Добродетели. Если добродетель структурно укорена в системе функционирования как национальной, так и глобальной политики, то в международных отношениях политика насильственного манипулирования сменяется цивилизационными взаимодействиями.

Проблема конфуцианства и легизма исследуются многими учеными. Авторами китайских политических, правовых и этических учений являются Переломов Л.С., Попова И.Ф. Рубин В.А., Малявина Т.В., Конрад Н.И.

Философские аспекты политических учений Китая рассмотрены в трудах таких ученых, как Юань Кэ, Бань Гу, Куан Ямин, Ли Цицянь, Люй Шаоган, Фэнь Юлань.

Западные ученые также внесли свою лепту в изучение политических школ Китая – Дж. Легг, Ориент Ли, Генри Али, В. Лио.

Исследователи конфуцианства неоднозначны в своих оценках Конфуция. В частности, китайский реформатор девятнадцатого века Кан Ювей называл Конфуция некоронованным правителем Китая, учение которого безгранично как само Небо. Оно применимо в любую эпоху и в любом месте. Конфуций, по мнению Кан Ювея, реформатор, выступавший за изменение и совершенствование методов государственного управления в соответствии с требованиями эпохи [Избранные произведения прогрессивных китайских мыслителей Нового времени.1961.].

Конфуцианство также подвергалось неоднозначной трактовке. В разных исторических эпохах исследователи различают древнее конфуцианство, конфуцианство эпохи Хань, конфуцианство эпохи Сун (неоконфуцианство) и постконфуцианство. Несколько подходов существует по изучению конфуцианства. Одни исследователи рассматривают это учение как «собирательный образ», включающий в себя разнообразные теории, концепции, разрабатываемые в разные эпохи представителями различных конфуцианских школ в Китае, Японии, других странах. Такой подход получил свое развитие в трудах таких ученых как Форке Ф., Даббса Х., Хаксмана Х. [Козловский Ю.Б. 1988.]. В рамках этого подхода была сформирована концепция «неоконфуцианства», сторонниками которой являются Мартынов А.С., Краснов А.Б., Васильев Л.С.[Васильев Л.С. 1983.].

Ряд ученых, такие как Петров А.А., Конрад Н.И. считают, что существует коренное отличие древнекитайского конфуцианства (VI-III вв. до н.э.) от ханьского (II в. до н.э. - III в. н.э.) и неоконфуцианства эпохи Сунь (XI – XII вв.). Ввиду множества подходов к трактовке таких понятий как «конфуцианство» и «неоконфуцианство» необходимо сделать следующие уточнения. Под «конфуцианством» необходимо понимать учение Конфуция, учение Шан Яна – легизм рассматривается как самостоятельное оппозиционное по отношению к конфуцианству учение. Синтез конфуцианства и легизма формирует неоконфуцианство.

Одна из особенностей китайской культуры, включая и конфуцианство в том, что новое в Китае никогда не стремилось к ниспровержению старого, предпочитая сосуществование с ним. Так случилось и с учением Конфуция. Ни одна из его новаций не привела к уничтожению предшествовавшего.

Конфуций использует основные нравственные категории ДЭ, ВЭНЬ, ЖЭНЬ, ЛИ, но в контексте учения Конфуция они приобретают другое звучание.

Категория ДЭ. ДЭ – созидательная сила. Весь аппарат раннего Чжоу оформлялся на основе ДЭ. В этом государстве политическое решение принимало сакральное звучание, потому что оно было велением Неба, передаваемое через ДЭ правителю. Здесь ДЭ – особый вид благодати. По мнению Конфуция, ДЭ как божественная созидательная сила переходит и проявляет себя не только в престолонаследнике, но и в группе образованных людей, которые постигают политическое управление государством. Отдав предпочтение «порядку» конфуцианцы выбрали самую возвышенную форму – ненасильственный этический порядок, представленный как совокупность правил должного поведения. Ненасильственность конфуцианской системы была сформулирована Конфуцием, который сказал, что управлять с помощью ДЭ означает уподобиться Полярной звезде, которая остается на своем месте. Тогда как остальные звезды движутся вокруг нее [Конфуций. Лунь-юй. 2002].

Категория ЖЭНЬ. ЖЭНЬ переводится как «гуманность» или «человечность». Отвратить от социального беспорядка, по мнению Конфуция, может только гуманность. Только человеколюбие и гуманность, которая приносит в души людей покой, может предотвратить хаос и разрушение в обществе. Гуманность и покой как причина и следствие – вот стержень Конфуция о гуманности. Чтобы создать новый политический порядок, надо стать гуманным и человеколюбивым – вот, что значит обладать ЖЭНЬ.

Категория ЛИ. Конфуций, взяв за основу значение ЛИ как «надлежащие нормы поведения», он основное внимание уделил нормам поведения «совершенного мужа». В его понимании ЛИ - самодисциплина личности, способ и выражение индивидуальных достижений.

Категория ЖАН. В «Лунь юй» ЖАН используется как ритуал уступчивости. Этот ритуал рассматривался как часть этикета, умение уступить в споре, подчеркнуть значимость своего собеседника. Всеобщий культ ЖАН подчеркивался в церемонии обращения. Необходимо всячески принижать себя перед собеседниками, воздавая ему дань уважения. «Как Ваше почтенное имя - вежливо осведомлялся один китаец у другого при первом знакомстве и тот столь же вежливо отвечал: «Незначащее имя Вашего младшего брата Ван». «Сколько длиться Ваше блестящее существование?» - «Очень мало, всего каких-то семьдесят лет». – «Где Ваше благородное жилище?» - «Логовище, в котором я скрываюсь, находится там-то» - «Сколько драгоценных сыновей Вы имеете?» «Всего – навсего пять глупых поросят» [Очерки по истории мировой культуры.1997.]. Конфуций перенес категорию ЖАН из этикета в сферу управления государством. Конфуций считал, что устранив жажду власти в людях, в политике можно будет достичь такого состояния, когда кандидаты на престол и высшие государственные посты начнут уступать ЖАН их друг другу. Конфуций пропагандировал легенду о добровольной передаче престола совершенномудрыми императорами Яо и Шунем. По Конфуцию, если ЖАН будет в политике, там буде гармония, и управление государством превратится в легкий процесс.

Категория ВЭНЬ. Конфуций употребляет ВЭНЬ в следующем значении – просвещенность, направленная на благое дело, на разрешение конфликтов мирным путем. Переход на благую власть, власть, основанную на ВЭНЬ и ДЭ, означает мир, который был заветной мечтой древнекитайского мыслителя.

Конфуций выдвинул теорию управления на основе добродетели. Он говорил: «Если управлять народом посредством распоряжений и наводить порядок посредством наказаний, то народ станет уклоняться от распоряжений и наказаний и утратит стыд. Если же управлять народом посредством силы ДЭ (добродетели) и поддерживать в нем порядок посредством надлежащих норм поведения, то народ сохранит стыд и будет управляем» [Конфуций. Лунь юй.]. Всю свою жизнь он пытался этические нормы привнести в политику.

На вопрос ученика, что надо сделать, чтобы в стране был порядок, Конфуций выдвигает требование об «исправлении имен», «когда правитель был правителем, слуга – слугой, отец отцом, сын – сыном. Он считал, что четкая иерархическая лестница, выполнение в соответствии с иерархическими ритуалами правил поведения, даст людям возможность жить в гармонии. Каждый должен знать свою социальную и политическую нишу и не пытаться претендовать на место другого.

Центральное место у Конфуция занимает понятие благородного мужа. Управлять государством, по Конфуцию, должны благородные мужи во главе с государем - сыном Неба. Конфуций выделял благородных не по признакам происхождения, а по моральным качествам и знаниям. Благородный муж в учении Конфуция – это образец нравственного совершенства, человек который всем своим поведением устанавливает нормы морали. «Если выдвигать справедливых, устранять несправедливых, народ будет подчиняться. Когда вверху любят надлежащие правила, то и народ повинуется легко» [Конфуций. Лунь юй.].

Конфуций указывал на необходимость устранения четырех зол: жестокости, грубости, разбоя и жадности. «Если (народ) не поучать, а убивать — это называет­ся жестокостью. Если (народ) не предупредить, а затем (выразить недовольство), увидев результаты (труда), — это называется грубостью. Если настаивать на быст­ром окончании (работы), прежде дав указание не спешить, — это называется раз­боем. Если обещать награду, но поскупиться ее выдать, — это называется жадно­стью». Действия, противоположные этим четырем видам зла, заключаются в том, чтобы просвещать народ, предупреждать его, свято соблюдать разумные распоря­жения, быть щедрым.

Конфуций не был противником наказаний, но указывал на то, что сначала нужно «учить (народ), а уж затем казнить». Здесь следует напомнить, что в древ­некитайской философии сложились две различные концепции отношения к наро­ду: а) лучше, чтобы народ ничего не знал, поэтому не нужно допускать его к знани­ям; б) лучше, чтобы народ знал, поэтому необходимо воспитание и просвещение народа. Конфуций считал, что для эффективного правления народ следует учить. «Если хороший человек учит народ семь лет, то с таким народом можно идти на войну». «Если благородный муж желает исправления народных нравов и обыча­ев, он обязательно должен начинать с просвещения. Пока яшма не отшлифована, она еще не сосуд; пока человек не научился, ему не познать истины».

В книге «Дасгоэ» («Великое учение») сформулированы три принципа для управ­ляющих «благородных мужей»: «служить примером в добродетели, любить на­род, стремиться к высшей доброте», а также 8 установлений: «расширять знания, изучать вещи, следовать истине, исправлять сердце (разум), заниматься нравст­венным самоусовершенствованием, наводить порядок в семье, управлять страной, умиротворять Поднебесную».

Конфуций говорил о силе и значении нравственного примера вышестоящих для нижестоящих. «Если личное поведение тех, (кто стоит наверху), правильно, дела идут, хотя и не отдают приказов. Если же личное поведение тех, кто (стоит наверху), неправильно, то, хотя приказывают, (народ) не повинуется». «Если вы будете стремиться к добру, то и народ будет добрым. Мораль благородного мужа (подобна) ветру; мораль низкого человека (подобна) траве. Трава наклоняется ту­да, куда дует ветер».

Конфуций уделяет особое внимание категории ЖАН – уступчивости. Уступать другому власть – значит признать в нем человека, который в большей степени обладает нравственными качествами, а значит, он более эффективно будет управлять государством. Гуманность и покой – вот главный стержень Конфуция о правилах управления государством.

Огромная заслуга Конфуция в том, что он сформулировал и донес до сознания людей идею гуманизма к другому. К другому надо подходить как к самому себе с позиций равенства. Нравственность и политика, по мнению Конфуция, нераздельны. Нравственные и моральные ценности – это базис политики.





Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 1826 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2025 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...