Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Лава —коллегия магистрата, ведавшая судом по уголовным делам. 28 страница



Иван Иванович (Молодой) — сын великого князя Ивана III от первого брака с Марией Тверской, с 1471 г. упоминается как великий князь, соправитель отца, поддерживал его централизаторскую политику. Был одним из руководителей войск во время «стояния на Угре». Вместе с отцом возглавлял поход на Тверь, после присоединения ее к Москве (1485) был назначен великим тверским князем. В 1483 г. женился на дочери православного молдавского господаря Стефана III Великого Елене, от которой имел сына Дмитрия Ивановича, объявленного в 1498 г. наследником престола. Умер в 1490 г.

Иосиф Волоцкий — игумен основанного им Иосифо-Волоколамского монастыря, видный церковный публицист и общественный деятель, глава иосифлян, (светское имя — Иван Санин). Возглавлял борьбу с новгородско-московской ересью и нестяжателями. Автор «Просветителя», монастырского «Устава», многих посланий и др. Умер в 1515 г. Канонизирован Русской православной церковью.

Казимир IV Ягеллончик — великийкнязь литовский (1440—1492), король польский (с 1447 г.), сын Ягайло. Проводил политику укрепления великокняжеской власти. В 1440 и 1441 гг. подавлял восстания в Смоленске. Пытался противодействовать объединительной политике великих московских князей. Поддерживая сепаратистские тенденции в Новгороде, склонял боярство к переходу Новгородской республики в состав Великого княжества Литовского. В 1471 г. заключил союзный договор с Новгородом, а в 1483 г. — соглашение о взаимной помощи с Тверью, однако реальной поддержки не оказал.

Курицын Федор Васильевич (ум. после 1500) — дьяк, писатель, приближенный Ивана III. Один из руководителей дипломатии Москвы в 80—90-е гг. XV в., участник многих переговоров и составления Судебника 1497 г. В 1494 г. сопровождал в Вильно Елену Ивановну, дочь Ивана III, выданную замуж за великого литовского князя Александра. Глава московского кружка религиозных реформа торов-еретиков, выступал против церковного землевладения, монастырей и монашества, высказывал идеи о свободе воли человека.

Максимилиан I Габсбург — австрийский эрцгерцог, император Священной Римской империи (1493—1519). При нем были завязаны дипломатические отношения с Россией: посол С. Герберштейн посетил Россию в 1517 и 1526 гг. Через него император вел переговоры с великим московским князем Василием III о союзе для совместной борьбы с турецкой агрессией, фактически направленном против Ягеллонов. Однако сепаратное соглашение Максимилиана I с Казимиром IV сделало пакт нереальным, а от участия в антитурецкой лиге Москва уклонилась.

Максим Грек (в миру Михаил Триволис) — публицист, богослов, философ, переводчик, филолог. В 1518 г. по приглашению Василия III приехал из Ватопедского монастыря на св. Афоне в Россию для перевода и исправления богослужебных книг. Сблизился с церковной оппозицией (нестяжателями), резко осуждал второй брак Василия III с Еленой Глинской. Был обвинен в ереси, осужден на церковных соборах 1525 и 1531 гг. и посажен в тюрьму. Оставил обширное литературное наследие: публицистические статьи («Стязание о известном иноческом жительстве», «Главы поучительны начальствующим правоверно»), философские и богословские рассуждения, переводы, статьи по грамматике и лексикографии. Умер в 1555 г. Канонизирован Русской православной церковью (1988).

Мария Борисовна — первая жена Ивана III (1452—1467), дочь великого князя тверского, мать Ивана Ивановича Молодого, а ее внук Дмитрий Иванович был объявлен наследником престола (1498).

Менгли-Гирей — крымский хан (1466—1515 с перерывами). При нем Крымское ханство окончательно отделилось от Золотой Орды. Заключил военно-политический союз с Иваном III, поддерживал его в борьбе с ханом Большой Орды Ахматом (1480), вел войны с Польшей и Молдавией. В последние годы жизни совершил ряд набегов на территории России.

Михаил Андреевич — двоюродный брат Ивана III, удельный князь верейско-белозерский. Входил в окружение Софьи Палеолог, поддерживал ее сына Василия в борьбе за престолонаследие. По договору с Иваном III в 1483 г. завещал ему свой удел в обход прямого наследника — собственного сына Василия, вынужденного бежать в Великое княжество Литовское. Умер в 1486 г.

Михаил Борисович — последний самостоятельный князь тверской (1461—1485). Не имея сил противостоять Московскому великому княжеству, следовал политическому курсу Ивана III. Участвовал в его походах на Новгород и в «стоянии на Угре» (1480). Стремясь освободиться от растущей зависимости, заключил договор с великим князем литовским и польским королем Казимиром IV (1483), но по требованию Ивана III договор был аннулирован. По соглашению 1484—1485 гг. Михаил Борисович признал вассальную зависимость Твери от Москвы, но продолжал тайно сноситься с Казимиром IV, что явилось поводом для похода Ивана III на Тверь (1485). При наступлении московских войск тверской князь бежал в Великое княжество Литовское.

Михаил Олелькович — князь, наместник великого князя литовского в Новгороде (1470—1471). Выступал с притязаниями на великокняжескую власть в Великом княжестве Литовском, с этой целью организовал заговор против Казимира IV, предусматривающий переход украинских и белорусских земель под протекторат Москвы. Был обвинен в измене и казнен в 1481 г.

Нил Сорский — основатель и глава нестяжательства, противник Иосифа Волоцкого, церковный деятель, писатель (светское имя Николай Майков). До 1499 г. посетил Палестину и Афон, основал скит на реке Сорке, вблизи Кирилло-Белозерского монастыря. Развивал идеи нравственного самоусовершенствования и аскетизма. Выступал против церковного землевладения, сторонник реформы монастырей на началах скитской жизни и личного труда монахов. Автор многих сочинений, в которых проповедовал идеи духовного подвижничества. Умер в 1508 г.

Острожский Константин — князь, гетман Великого княжества Литовского (1497—1530), выдающийся полководец, одержавший победы более чем в 60 битвах. Возглавлял успешные походы на крымских татар. Был разбит в битве с московскими войсками на реке Ведроши (1500); попал в плен, но бежал в 1507 г. В битве под Оршей (1514) разгромил превосходящие численно московские войска.

Патрикеевы — влиятельный боярский и княжеский род. Иван Юрьевич — двоюродный брат Ивана III, московский наместник, в последней четверти XV в. возглавлял Боярскую думу. В 1478 г. выдвигал Новгороду условия капитуляции, принимал участие в подготовке Судебника 1497 г. В 1499 г. вместе с сыновьями был подвергнут опале и сослан в монастырь. Василий (Вассиан) Косой (ум. до 1545) — сын Ивана Патрикеева, в 90-х гг. XV в. участвовал в войне с Великим княжеством Литовским. В 1494 г. сопровождал дочь Ивана III Елену в Вильно для заключения брака с великим литовским князем Александром. Как и отец, являлся сторонником сближения с Великим княжеством Литовским. Поддерживал Дмитрия-внука как наследника престола. В 1499 г. вместе с отцом подвергся опале и был пострижен в монастырь. Примкнул к нестяжателям, стал ревностным последователем Нила Сорского. В 1509 г. был возвращен из ссылки. После победы иосифлян на церковном соборе в 1531 г. был обвинен в ереси и сослан.

Репня-Оболенский Иван Михайлович — воевода при Иване III, от Василия III получил боярский чин, родоначальник княжеской династии. В 1509 г. был назначен наместником великого князя в Пскове, правил жесткими методами и вызвал многочисленные жалобы псковичей. В конфликт вмешался Василий III, в результате чего наместник был отозван, а Псков присоединен к Москве (1510).

Ряполовский Семен Иванович, — князь стародубский, пожалован в боярский чин Иваном III (1478). Дипломат, в 90-х гг. XV в. вместе с братом Василием вел переговоры с Великим княжеством Литовским. В ранге «великого посла» заключил мирный договор 1494 г. Возглавлял посольство, сопровождавшее великую княгиню Елену Ивановну к великому литовскому князю Александру Казимировичу. Был сторонником сближения с Литвой. В 1499 г. попал в опалу и был казнен.

Стефан III Великий — господарьМолдавии (1457—1504). Последовательно проводил политику укрепления центральной власти, вел успешную борьбу за национальную независимость. Выиграл войны с Венгрией (1467) и Польшей (1497), разгромил в 1475 г. турецкую армию, однако в 1476 г. потерпел поражение и в 1487 г. признал зависимость от Турции. Выступил инициатором заключения военно-политического союза с Московским государством, направленного против Ягеллонов и Турции. Союз был скреплен браком его дочери Елены с сыном Ивана III Иваном Молодым (1483).

Соломония Сабурова — первая жена Василия III (1505—1525), дочь окольничего. Поскольку брак был бездетным, Василий III с 1523 г. начал подготовку к разводу. Несмотря на противодействие церковных иерархов, в 1525 г. Василий III обвинил великую княгиню в колдовстве. Вскоре она была пострижена в монахини под именем Софии и отправлена в Суздаль.

Софья Палеолог (Зоя Палеолог) — племянница последнего византийского императора Константина XI, вторая жена (1472—1503) великого князя Московского Ивана III, мать Василия III. Брак Ивана III с Софьей Палеолог способствовал укреплению престижа Московского государства в международных отношениях и авторитета великокняжеской власти внутри страны. По свидетельству современников, пользовалась влиянием на великого князя. В династической борьбе сумела посадить на престол своего сына.

Сигизмунд I Старый — король польский и великий князь литовский (1506—1548) из династии Ягеллонов. В своей политике опирался на католическую знать, что вызвало активизацию православной оппозиции и восстание Михаила Глинского (1508). Сторонник активной вооруженной борьбы с Россией. Вел войны с ней (1507—1508; 1512—1522), в результате которых был вынужден уступить Смоленск.

Феофил — новгородский архиепископ (1470—1478). Был избран новгородцами без санкции московского митрополита и великого князя Ивана III и утвержден не в Московской, а в Киевской митрополии, что явилось одной из причин похода Ивана III на Новгород. В 1478 г. был активным участником антимосковского заговора, сторонником союза с великим литовским князем. Был лишен сана, подвергнут опале и сослан.

Филофей — старец псковского Елеазарова монастыря, писатель и публицист первой половины XVI в. Автор ряда посланий к Василию III, Ивану IV, псковскому наместнику, дьяку Мисюрю-Мунехину и др. Сторонник присоединения Пскова к Москве, идеолог иосифлян. В 20—30 гг. XVI в. сформулировал и обосновал теорию «Москва — Третий Рим», утверждавшую идею преемственности ведущей роли Московского государства в православном мире после утраты ее Византией.

Юрий Дмитровский — брат Василия III, удельный князь. До рождения наследника у Василия III (1530) и некоторое время после смерти великого князя выступал претендентом на престол. Бежал в Новгород, возвратился в Москву, где был умерщвлен.

Ян Ольбрахт — польский король (1492—1501), сын Казимира IV Ягеллончика. Избрание одновременно великим князем литовским его брата Александра Казимировича привело к временному (до 1501) прекращению польско-литовской унии.

IV

Архиерей — в православной церкви общее название высших священнослужителей (епископ, архиепископ, митрополит).

Антитринитарии — (от лат. Trinitas — троица), приверженцы течений, сект в христианстве, не принимающих один из основных догматов христианства — догмат Троицы, еретики. В Российском государстве оформились в конце XV в. как новгородско-московская ересь. Были осуждены на церковных соборах 1488, 1490, 1504 гг.

Астраханское ханство — татарское государство в степных районах правобережья Нижней Волги и Северного Прикаспия. Столица — город Хаджитархан (Астрахань). Образовалось в начале XVI в. в результате разгрома Большой Орды Крымским ханством (1502). Господствующая религия — ислам. Население занималось кочевым скотоводством, ремеслом, торговлей. В 1556 г. было присоединено к России.

Бармы — оплечье, ожерелье, большой отложной воротник. Изготавливались из драгоценных металлов и украшались изображениями религиозного характера, обязательная часть парадного облачения византийских императоров, русских великих князей и царей XIV — начала XVIII в. По легенде, изложенной в «Сказании о Мономаховом венце», были переданы на Русь вместе с шапкой Мономаха византийским императором Константином своему внуку Владимиру Мономаху.

Белозерская судная грамота — законодательный акт (устав) великого князя Ивана III, выданный Белозерскому княжеству в марте 1488 г. Регламентировал полномочия наместников, определял состав великокняжеской администрации, порядок судопроизводства и сбора налогов. Ликвидировал привилегии (иммунитеты) светских и духовных землевладельцев.

Большая Орда (Улуг Улус) — ханство в Северном Причерноморье и Нижнем Поволжье, возникшее в начале 30-х гг. XV в. в процессе распада Золотой Орды. Столица — город Новый Сарай. Основное занятие населения — кочевое скотоводство. Правители провозглашали себя наследниками Золотой Орды. В 1480 г. хан Ахмат предпринял большой поход на Русь, закончившийся неудачно. В 1502 г. была разгромлена Крымским ханством. На части земель образовалось Астраханское ханство.

Боярская дума — высший совет при князе или царе, состоявший из представителей феодальной аристократии. В Российском государстве конца XV — XVI в. существовала как постоянный сословно-представительный орган. Сфера ее ведения распространялась на все вопросы внутренней и внешней политики, подлежавшие решению верховной власти.

Верховские княжества — Белевское, Воротынское, Мезецкое, Новосильское, Одоевское, названные по их расположению в верховьях реки Оки. В XII—XIII вв. в качестве уделов входили в Черниговское княжество. В конце XIV в. были служилыми уделами Великого княжества Литовского. В результате войны 1492—1493 гг. вошли в состав Московского государства, что было закреплено договорами 1494 и 1503 гг. Ликвидированы к последней трети XVI в.

Государев двор — институт социальной организации феодалов в Российском государстве. Начал формироваться с XII в. как ближайшее окружение князя, в основном из дружины. В XV в. сложился в корпорацию государевых служилых людей, состоял из бояр, окольничих, московских детей боярских. Играл большую роль в создании общегосударственных учреждений и подборе кадров для них.

Волостель — в русских княжествах и в Российском государстве (до середины XVI в.) княжеский администратор, возглавлявший волость и осуществлявший судебные, военные, налоговые функции. Права и обязанности были регламентированы Судебником 1497 г.

Выход крестьянский — в XI—XVII вв. право крестьян на переход от одного землевладельца к другому. По Судебнику 1497 г. ограничивался единым сроком — Юрьевым днем осенним (26 ноября), сопровождался уплатой пожилого. Был запрещен в 80-х гг. XVI в. и окончательно ликвидирован в середине XVII в.

Дворец — в XVI в. центральное учреждение общегосударственного значения, первоначально ведал личными землями великого князя. Возглавлялся дворецким (дворским), в подчинении которого находились «слуги под дворским» — управлявшие отдельными отраслями княжеского хозяйства (конюшие, стольники, ловчие, сокольничие и др.). Со временем дворецкие приобрели судебные и фискальные полномочия. По мере присоединения к Москве новых земель для управления ими возникли местные «дворцы» — Дмитровский, Новгородский, Рязанский, Тверской, Углицкий и др. Многие функции их позднее перешли к приказам.

Дьяки — начальники и письмоводители канцелярий разных ведомств в России до XVIII в. C XV в. землевладельцы. Руководили работой центральных и местных государственных учреждений (приказов), были начальниками приказов или их помощниками. С конца XV в. начали вводиться в состав Боярской думы (Думные дьяки).

Иосифляне (осифляне) — последователи Иосифа Волоцкого, выступавшие в конце XV — середине XVI в. с критикой нестяжателей. Отстаивали незыблемость церковных догматов, обосновывали необходимость церковно-монастырского землевладения, защищали тезис о божественном происхождении великокняжеской власти, доказывали правомерность притязаний Русской православной церкви на патриаршую форму управления.

Кабала (кабальная грамота) — документ (расписка, обязательство) о займе, фиксировавшая личную зависимость. Известна на Руси с XIV в. Юридический акт, оформлявший долговые обязательства, назывался «служилой кабальной грамотой».

Кабальные холопы — категория лично зависимого населения в XV — начале XVIII в., разновидность холопов. Бывшие свободные люди, попавшие в долговую зависимость и заключившие кабальную грамоту, содержащую условия отработки или возвращения взятой ссуды.

Казанское ханство — феодальное государство в Среднем Поволжье (1436—1552) с центром в городе Казани, образовавшееся в результате распада Золотой Орды. Стало независимым при хане Махмутехе в 1445 г. Основные занятия населения — земледелие и скотоводство. Вело захватническую политику. Подчинило земли чувашей, удмуртов, башкир и др. В первой половине XV в. ханы вмешивались во внутреннюю борьбу на Руси, пытаясь подчинить ее восточные земли. При Иване III неоднократно предпринимались военные походы на Казань (1467—1469, 1487), после которых она признало вассальную зависимость. Однако в 1524 г. Ханство перешло под протекторат Османской империи. В 1535 г. татары совершили опустошительные нападения на Нижний Новгород, Муром, Кострому. В результате походов Ивана IV (1545—1552) Казанское ханство было ликвидировано, а его территория всключена в состав России.

Казна — в середине XV — XVI в. центральное государственное учреждение, ведавшее финансовыми вопросами, государственным делопроизводством. В ее ведомстве находился ряд областей (Новгородская земля, Пермская земля и др.), а также некоторые категории населения. С середины XVI в. эти функции перешли к приказам.

Клобук — головной убор монахов, представляющий высокий цилиндр без полей с покрывалом; черный у простых монахов и архиереев, белый — у митрополитов и патриархов.

Княжата — название в XV—XVII вв. потомков удельных князей (Рюриковичей и Гедиминовичей). Наиболее знатные из княжат составляли титулованное боярство. До середины XVI в. в своих владениях сохраняли некоторую независимость от центральной власти в силу наследственных прав на территории своих бывших уделов и родственных отношений к государю. Их политическое влияние и экономическая мощь были ослаблены при Иване Грозном, а к началу XVII в. они сравнялись по положению с боярством.

Кормление — система обеспечения должностных лиц на местах (наместников, волостелей) за счет местного населения (сборов судебных и др. пошлин). Ликвидирована в середине XVI в.

Крымское ханство — государство в Крыму, выделившееся из состава Золотой Орды в 1443 г. С 1475 г. — вассал Османской империи. Столица (с начала XVI в.) — город Бахчисарай. Крымские ханы совершали частые грабительские набеги на земли Российского государства, Польши и Великого княжества Литовского. Во внешней политике поддерживали то одно государство, то другое. Было присоединено к России в 1783 г.

«Москва — Третий Рим» - политическая доктрина конца XV — XVI в., утверждавшая значение столицы Российского государства — Москвы как всемирного политического и христианского центра после падения Римской империи и Византии. Московские великие князья и цари провозглашались преемниками византийских императоров. Была сформулирована старцем псковского Елеазарова монастыря Филофеем в «Посланиях» к Василию III и др. в 20—30-х гг. XVI в.

Местничество — система распределения служебных мест в Российском государстве. Складывалась с XIV—XV вв., когда обострилась борьба за участие в государственном управлении среди бывших удельных князей и московского боярства, что привело к созданию сложной иерархической лестницы, наверху которой стояли потомки Рюриковичей и Гедиминовичей. Ниже находились потомки других удельных княжеских династий и старые московские боярские фамилии, еще ниже — потомки мелких удельных князей и бояр бывших уделов. Все назначения на военную, административную и придворную службу осуществлялись на основании этой иерархии и записывались в особые «разрядные книги». Система местничества препятствовала выдвижению способных людей на высшие должности, что вредило государственному управлению. Отменена в 1682.

Наместник — в XII — первой половине XVI в. должностное лицо, осуществлявшее государственную власть и управление от имени главы государства на обособленной и определенной территории (наместничестве). Назначался великим князем или царем из боярской знати как глава местной администрации, военного управления и суда. Наместники (кормленщики) ведали сбором податей, пошлин, выполняли полицейские функции, чинили «суд и расправу». Обычно они назначались в уездные города, где фактически становились бесконтрольными владыками. Деятельность была регламентирована Судебником 1497 г. В 1555—1556 гг. управление наместников было заменено выборными земскими учреждениями.

Нестяжатели — приверженцы религиозно-политического течения конца XV — начала XVI в. Выступали за отказ церкви от «стяжания» (приобретения и накапливания земельных и иных богатств) как противоречащего евангельским принципам. Выдвигали программу секуляризации церковного и монастырского землевладения. Выступали за моральное оздоровление духовенства и церкви в целом. Осуждали второй брак Василия III. Идеологи — Нил Сорский, Вассиан Патрикеев, Максим Грек и др. Осуждены на церковных соборах 1503, 1525, 1531 гг.

Новгородско-московская ересь (жидовствующие, антитринитарии) — реформационно-гуманистическое движение в среде низшего и среднего духовенства в середине XV в. в Новгороде. С 1480 г. движение переместилось в Москву, где охватило слои высшей знати, духовенства. При великокняжеском дворе еретикам покровительствовали Елена Стефановна (Волошанка) и ее сын Дмитрий-внук. До конца 90-х гг. XV в. еретиков поддерживал великий князь Иван III и московский митрополит Зосима. Ересь имела общие черты со стригольничеством. Еретики отрицали догмат о троице, авторитет церкви и монашества, отвергали почитание икон, креста, святых мощей. Рассматривали веру как дело внутреннего убеждения человека. Были осуждены на церковных соборах 1488, 1490 и 1504 гг., подверглись казням и гонениям.

Ногайская Орда — государствокочевников (ногайцев), располагавшееся к северу от Каспийского и Аральского морей, от Волги до Иртыша. Выделилась из Золотой Орды в конце XIV — начале XV в. Столица — г. Сарайчик. Делилась на улусы, номинально подчиненные хану. Во второй половине XVI в. Ногайская Орда распалась на Ногаи Большие, Ногаи Малые, Алтыульскую Орду.

Окольничий -придворный чин и должность в XIII — начале XVIII в. С середины XVI в. окольничий был вторым по значению чином в Боярской думе (после боярина). Возглавлял приказы, полки.

Отъезд — право бояр, удельных или служилых князей менять своего сюзерена, переходить на службу к великому князю по собственному выбору. Этим правом в XIV — XV вв. пользовались в основном «верховские» князья, чьи владения располагались на пограничье Московского государства и Великого княжества Литовского. В конце XV — начале XVI в. происходит переход на «русскую службу» князей Стародубских, Бельских, Мосальских, Новгород-Северских «с отчины», что вызывало противодействие Великого княжества Литовского. С образованием единого Российского государства это право фактически ликвидировалось и рассматривалось в Москве как государственная измена.

«Повесть о белом клобуке» -литературнопублицистический памятник, возникший в Новгороде в конце XV в. Повествует о преемственности Русской православной церковью власти и церковного авторитета византийской церкви, которая подорвала свой престиж после заключения Флорентийской унии (1439) и падения Константинополя (1453). Показательно, что преемницей византийских традиций выступала не московская, а новгородская церковь, что отражало церковный и политический сепаратизм Новгорода, несмотря на то, что к этому времени он был уже подчинен Москве.

Пожилое — в XV—XVII вв. денежный сбор с крестьян при их переходе к другому землевладельцу в Юрьев день, плата за проживание. Было впервые введено Судебником 1497 г. Размер пожилого колебался в зависимости от природных условий местности и уплачивался крестьянином после 4-летнего проживания на земле хозяина. В связи с ограничением права крестьянского выхода исчезает из источников в конце XVI в. Окончательно ликвидировано в XVII в.

Поместный собор — один из высших органов власти в Русской православной церкви, ведавший вопросами церковного суда, вероучения и управления церковью. Обладал правом канонизации, избранием митрополита, позднее патриарха.

Реформация — широкое общественное движение в Центральной и Западной Европе в XV—XVI вв., направленное на установление «дешевой» церкви (без пышного культа, особого сословия священников, земельных и иных богатств). В России некоторые элементы реформационной идеологии были восприняты новгородско-московскими еретиками и нестяжателями.

Россия — название страны и государства. Как самоназвание встречается в источниках с конца XV в. применительно к Московскому государству. Его внутренняя консолидация и успешные внешнеполитические акции в конце XV— XVI в. привели к включению в границы подавляющей части древнерусского региона, а также земель, населенных неславянскими народами (мордва, татары, удмурты и др.). Эти процессы повлекли трансформацию «Московии», «Московской Руси» в обширное многонациональное государство, развивающееся в направлении жесткой централизации и самодержавных политических форм. Внешние факторы эволюции «Руси» к «России» — ослабление Великого княжества Литовского, освобождение от даннических отношений с Золотой Ордой, падение Византии и новая роль Москвы как мирового центра православия — усиливали международные амбиции Российского государства, что привело к принятию Иваном IV царского титула. В данных территориальных и политических параметрах происходит формирование новой этнической общности как совокупности многих этносов и этнических групп.

Секуляризация — обращение церковной собственности в светскую. Попытка ограничить церковное землевладение была предпринята правительством Ивана III в конце XV в., когда он поддерживал программу нестяжателей. Против нее резко выступила официальная церковь и идеологи иосифлянства.

Сибирское ханство — государство в Западной Сибири, возникшее в конце XV в. в результате распада Золотой Орды. Центр — Чинги-Тура (ныне Тюмень), позднее — Кашлык. В 1555 г. хан Едигер признал вассальную зависимость от Москвы, которая была разорвана в 1572 г. ханом Кучумом. В 1582 г. Ермак положил начало присоединению Сибирского ханства к России, которое завершилось в конце XVI в.

«Сказание о Псковском взятии» — литературно - публицистическая сюжетная повесть начала XVI в., включенная в состав Псковских летописей. Рассказывает о присоединении Пскова к Москве (1510) Василием III. Написана современником событий, псковитянином. Отражает патриотические настроения правящих кругов псковского общества, осуждает политику Москвы.

«Сказание о князьях Владимирских» — литературно - публицистический памятник XVI в. Создан на основе легенды о происхождении правящей на Руси великокняжеской династии от римского императора — «Агуста-кесаря» и о подтверждении ее династических прав «Мономаховым венцом», якобы полученным киевским князем Владимиром Мономахом от своего деда, византийского императора Константина Мономаха. «Сказание» использовалось в политической борьбе за укрепление авторитета великокняжеской, а затем царской власти.

Служилые холопы — разновидность кабальных холопов, ранее свободные люди, взявшие денежную ссуду. По заключенной кабальной грамоте временно теряли личную свободу. Главной обязанностью являлась военная служба. Нередко наделялись землей и вели собственное хозяйство, оставаясь в личной зависимости.

«Стояние на Угре» — военныедействия в 1480 г. между войсками хана Большой Орды Ахматом и великого князя Ивана III, вызванные его отказом (1476) платить Орде ежегодную дань. Попытка Ахмата форсировать реку Угру (приток Оки) получила отпор князей Ивана Ивановича (Молодого) и брата Ивана III Андрея. В октябре-ноябре ордынцы не отважились на решительные действия и отступили. Эти события считаются концом монголо-татарского владычества.

Судебник Ивана III (1497) — сборникзаконов Российского государства. Источниками для его составления были Русская Правда, Псковская и Новгородская судные грамоты. Кодифицировал нормы обычного права, уставные грамоты, княжеские указы и т. д. Установил единую систему судебных органов, определил их компетенцию и соподчиненность. Способствовал централизации государства. Ввел единый срок перехода крестьян от одного землевладельца к другому (Юрьев день, 26 ноября), что положило начало оформлению крепостного права в общегосударственном масштабе.





Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 308 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.012 с)...