Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Лава —коллегия магистрата, ведавшая судом по уголовным делам. 26 страница



В декабре 1482 г. Иван Иванович женился на дочери молдавского господаря Стефана Великого Елене, прозванной Волошанкой. В 1483 г. у них родился сын Дмитрий. К 1490 г. положение при московском дворе осложнилось: Иван Молодой заболел и в марте этого же года скончался. Политические последствия смерти наследника были необратимы. Первоначально в ходе борьбы чаша весов склонялась на сторону малолетнего внука Ивана III Дмитрия. Вокруг Елены Волошанки группировались деятели, в которых Иван III видел надежную опору своей власти. Союз с сильным молдавским господарем Стефаном имел большое значение в предстоящей борьбе с Великим княжеством Литовским. В 1498 г., когда Дмитрию исполнилось 15 лет, он официально был объявлен наследником престола. Вместе с тем, акт коронации Дмитрия не означал перехода к нему даже доли власти. Он только считался соправителем и иногда пользовался титулом великого князя «всея Руси». Его положение при дворе постепенно менялось и завершилось опалой, основная причина которой заключалась в связях его окружения с княжеско-боярской оппозицией.

Наследие «Августа-кесаря». Феномен России. Наследие Византии оказало значительное влияние на становление самодержавия и его политической идеологии. Толчком к этому стала женитьба Ивана III на Софье Палеолог. Брак с ней делал московского государя преемником византийских императоров. Царевна, как наследница павшей империи, переносила ее международный престиж в Москву как в новый Царьград.

По случаю этих важных событий в Москве было составлено «Сказание о князьях Владимирских», в котором содержались две легенды. В первой излагалась фантастическая версия о происхождении московских князей от римского императора Августа. Согласно второй легенде, великокняжеские регалии, в том числе и знаменитую шапку, Владимир Мономах получил от своего деда по матери, византийского императора Константина Мономаха. Возводя правящую династию к Августу, а ее власть — к Византии, «Сказание» тем самым подчеркивало преемственность власти московских князей от киевских, идейно обосновывало самодержавную власть и поднимало ее международный престиж. Идея Киевского наследства легла в основу внешней политики Российского государства конца XV — начала XVI в., целью которой было присоединение Киева, Смоленска и других земель, в X— XII вв. политически зависимых от киевских князей.

Идеологические построения, содержащиеся в «Сказании», не сводились к обоснованию нового политического курса, а отражали тенденцию формирования новой этнотерриториальной и политической общности — России. С конца XV в. тенденция превращается в процесс, и новое самоназвание («Россия») начинает употребляться в государственном делопроизводстве и историко-литературных памятниках. Оно отражало трансформацию Московской Руси в полиэтническое государство, включавшее в свой состав различные по своим историко-культурным традициям и экономическому развитию народы и регионы. Российское государство, как и его идеология, обнаруживало имперские черты. Византийский двуглавый орел стал его государственным гербом. Величие государя подчеркивалось внешними атрибутами власти, пышностью двора и торжественными приемами иностранных дипломатов. Явно демонстративный характер имели некоторые детали посольского этикета. Российские правители рассматривали государство как свою вотчину, которой можно было распоряжаться по собственному усмотрению. Об этом недвусмысленно высказывался Иван III, а его сын, Василий III, проявлял явные черты самодержавного правителя.

«Москва — Третий Рим». Комплекс идей, сформулированных в «Сказании о князьях Владимирских», получил дальнейшее развитие в теории «Москва — Третий Рим». Взгляд на Москву как на «новый град Константина» встречается уже в сочинениях митрополита Зосимы в 1492 г. Ему же принадлежит идея о перемещении центра государственности и правой веры (православия) в Россию. Окончательно же концепция была сформулирована старцем (старшим монахом) псковского Елеазарова монастыря Филофеем в ряде «посланий» к великому князю Василию III, псковскому наместнику и другим адресатам.

Согласно ей, существовало три мировых центра христианства — сначала им был Древний Рим, который пал из-за отступления от «истинного христианства»; затем таким центром стала Византия. Но византийские правители также изменили христианству, пойдя на заключение унии с католической церковью в 1439 г. Следствием этого явилось скорое падение Византийской империи, завоеванной в 1453 г. турками. Поскольку Москва не признала Флорентийской унии, то теперь она стала мировым центром христианства. Так как только православное христианство является «истинным». «Москва — Третий Рим», а «четвертому не бывать», поскольку могут быть только три мировых христианских царства, после чего наступит конец света.

Концепция «Москва — Третий Рим» была реакцией на притязания папского престола, германских императоров и европейских государей на политическое лидерство в мире. Она способствовала подъему национального самосознания, укреплению политического единства и утверждению места России среди европейских стран, была направлена на то, чтобы поднять авторитет Москвы, привлечь на ее сторону православное население Великого княжества Литовского. Важно и то, что главой христианского мира объявлялся не митрополит Московский и всея Руси, а светский государь. В послании к Василию III Филофей называл его покровителем всех христиан, а Москву считал не только духовным оплотом православия, но и центром политической независимости.

Еретики и ортодоксы. Традиция религиозного вольнодумства сложилась в Новгороде с XIV в., когда там распространилась ересь стригольников, явившаяся почвой, на которой в 80-е гг. XV в. развилось новое учение — «антитринитаризм». Название объясняется отрицанием еретиками православного догмата о Троице. Как и стригольники, антитринитарии отрицали божественное происхождение Христа, считая его земным человеком, признавали только Ветхий завет, не верили в чудотворцев, отвергали церковные таинства и предметы религиозного культа (крест, иконы и др.) как «сотворенные» руками человека. Острие своей критики они направляли против продажи церковных должностей. Религия понималась ими как духовная связь с богом, за которую человек не должен отчитываться ни перед кем, в том числе и перед церковью.

Представители официальной церкви утверждали, что в Новгород ересь «перекинулась» из Великого княжества Литовского, даже называли имя «жидовина» Схария, распространявшего ее (в литературе встречается и другое название антитринитариев — «жидовствующие»). После поездки Ивана III в Новгород в 1479-80-м году вместе с ним в Москву прибыли два лидера новгородских еретиков — Денис и Алексей, которые своей образованностью произвели на него сильное впечатление. В Москве они получили назначения в Успенский и Архангельский соборы. Их идеи вскоре распространились и в столице. Состав участников движения антитринитариев в Новгороде и в Москве был различным. Если в Новгороде сторонниками ереси были плебейские слои и низшее духовенство, в столице в их числе оказались люди, окружавшие великого князя, выходцы из привилегированных слоев общества — наследник Иван Молодой, его жена Елена Волошанка и сын Дмитрий, ближайший советник Ивана III, дипломат и философ Федор Курицын и сам митрополит Зосима.

Сам Иван III занимал колеблющуюся позицию. Его прельщала критика еретиками церковных богатств, за которой просматривалась программа секуляризации земель церкви, а также их поддержка союза с могущественным господарем Стефаном, направленный против Казимира IV. Отпугивали Ивана III связи еретиков с враждебной Литвой и подрыв ими авторитета церкви. Конец колебаниям положили московско-литовские «порубежные дела».

«Странная война». Отношения с Великим княжеством Литовским обострились зимой 1490 г., когда начался массовый переход на сторону Ивана III «верховских князей» — Воротынских, Мосальских, Трубецких. Занимая промежуточное положение между двумя сильными государствами — Литовским и Московским, эти князья в зависимости от обстоятельств переходили то к Москве, то к Вильно или служили «на обе стороны». Сам факт перехода верховских князей к Ивану III разногласий не вызывал, они могли пользоваться правом свободного «отъезда». Но поскольку они переходили к Москве со своими «отчинами», это был реальный предлог, чтобы присоединить к России новые территории.

В 1492 г. умер польский король и великий князь литовский Казимир IV. На польский трон был избран его брат Ян Ольбрахт, а великим князем литовским стал Александр Казимирович. Такое расчленение верховной власти ослабляло Великое княжество Литовское, чем и решил воспользоваться Иван III. В августе 1492 г. его войска вторглись в пределы соперника, хотя фактически война не была объявлена. Дипломатические отношения между государствами продолжались, и московская сторона добивалась возвращения Вязьмы, Мценска, Любутска, Серпейска — верховских городов. Литовская сторона, не учитывая реального соотношения сил, отказывалась принять эти требования и взамен городов, захваченных в ходе военных действий, соглашалась «поступиться» Новгородом, Псковом и Тверью. После длительных споров в феврале 1494 г. мир был заключен. К России отошла вся область верхнего течения Оки, откуда открывался путь на Смоленск. Мир был скреплен браком великого литовского князя Александра с дочерью Ивана III Еленой.

Если Александр, благодаря своему браку, наивно рассчитывал приобрести союзника в борьбе с опустошительными татарскими набегами, то уже ближайшее будущее показало, что он заблуждался. Иван III продолжал поддерживать дружелюбные отношения с крымским ханом Менгли-Гиреем. Уже через год после заключения брака Иван III упрекал Александра в нарушении данного им обещания — «не нудить» великую княгиню к «римскому закону». Православие Елены Ивановны не только вызывало раздражение католической знати, но и усиливало стремление православных князей Великого княжества Литовского перейти под покровительство Москвы.

Победа при Ведроши. В 1499 г. московско-литовские противоречия созрели для начала новой войны, и обе стороны начали дипломатическую подготовку. «Вечный союз», заключенный с Польским королевством, давал Александру Казимировичу немного. Занятая своими внутренними и внешними делами Польша не могла оказать ему существенной помощи в грядущей войне. Летом 1500 г. на польские земли совершали набеги татары, а король Ян Ольбрахт собирался в поход против турок. Неустойчивым было и внутренняя ситуация в Великом княжестве Литовском, раздиравшемся противоречиями между группировками православной и католической знати.

Военные приготовления России осложнялись династической борьбой между партиями Дмитрия-внука и княжича Василия. Предлогом для начала войны стали приходившие из Вильно сведения о притеснениях православного населения, в том числе и о «приневоливании» великой княгини Елены Ивановны к переходу в католичество. Начиная войну якобы в защиту православия, Иван III должен был выглядеть безупречным в религиозном смысле государем. Между тем, слухи о том, что он поддерживает еретиков, а их сторонника, своего внука Дмитрия назначил наследником престола, докатывались и до Великого княжества Литовского. Служители же ортодоксальной церкви были на стороне Софьи Палеолог и ее сына Василия. В 1500 г. Иван III, по словам летописца, «положил опалу на своего внука Дмитрея и на его матерь, великую княгиню Елену» Кружок московских еретиков сошел с политической сцены. Наследником стал Василий.

Для Александра Казимировича поводом к войне явился «отъезд» к Ивану III князей С. И. Бельского, С. И. Стародубского, новгород-северского князя Василия Шемячича и др. Князья переходили на московскую службу «с отчины». В войне их отряды действовали совместно с войсками Ивана III. В мае 1500 г. военные действия развернулись на всем протяжении московско-литовской границы. На юге города сдавались один за другим: Гомель, Радогощ, Новгород-Северский. Весной 1500 г. войска Ивана III взяли Брянск и Дорогобуж. Центром обороны Великого княжества Литовского стал Смоленск — ключевая крепость на пути к Вильно. На этом направлении и развернулись главные военные действия, в которых Польша, занятая внутренними делами, участия не принимала.

Войска Великого княжества Литовского, направленные под Смоленск, возглавлял один из выдающихся полководцев своего времени — гетман К.И. Острожский. Кульминацией всей военной кампании стала кровопролитная битва, развернувшаяся 14 июля на берегах речки Ведроши. В ней погиб цвет воинства Великого княжества Литовского, а сам гетман оказался в московском плену. Но основная цель московского князя — Смоленск — так и остался в руках Александра Казимировича, хотя вскоре пали Путивль и Торопец.

Поражение при Ведроши поставило великого литовского князя на край катастрофы. Война с Москвой шла при постоянных вторжениях татарских полчищ, при полном отсутствии польской помощи. Однако в 1501 г. осложнилось положение и в московском лагере. Александр обратился за помощью к Ливонскому ордену, и в августе 1501 г. он вступил в войну как союзник Великого княжества Литовского. Однако у крепости Гельмеда московская армия нанесла немцам страшное поражение, после которого вся Ливония оказалась беззащитной. Магистр тщетно обращался к римскому папе с призывами организовать крестовый поход против «московитов». Дальнейшие военные акции ливонских крестоносцев также не имели успеха. Был усилен и дипломатический нажим на Россию со стороны Польши. Ян Ольбрахт угрожал войной, если Иван III откажется «замириться» с Александром, и требовал вернуть Великому княжеству Литовскому захваченные города. 17 июня 1501 г Ян Ольбрахт умер, и сейм принял решение избрать великого литовского князя Александра польским королем. Угроза совместного удара польско-литовских военных сил сдерживала активность Москвы. Осада Смоленска в августе 1502 г результатов не дала, «понеже крепок бе» город. Поход закончился разорением волостей вплоть до Полоцка и Витебска, и взятием Орши.

В такой обстановке было подписано перемирие на 6 лет, сохранявшее возможность в дальнейшем вернуться к решению спорных вопросов путем переговоров или на поле брани. Предусматривались дипломатические и торговые отношения «без пакости» и «по старой пошлине». Договор закреплял за Россией обширные территории, вошедшие в ее состав после недавних войн и составлявшие почти треть земель Великого княжества Литовского: весь бассейн верхнего течения Оки, все течение реки Десны и ее притоков, часть течения реки Сожа и Верхнего Днепра. На этой территории располагалось 19 городов и 70 волостей.

В марте 1503 г. было заключено перемирие и с союзником Великого княжества Литовского Ливонским орденом. Магистр обязывался воздерживаться от союза с Польшей и Великим княжеством Литовским, а дерптский епископ должен был выплачивать дань за древнерусский город Юрьев.

Общегосударственный Судебник. Объединительная политика Ивана III сопровождалась мероприятиями по укреплению государства. В 1497 г. был издан Судебник — законодательный кодекс, устанавливавший единые правовые нормы для всей страны. В его составлении участвовали самые авторитетные и образованные люди — князь Иван Патрикеев, дьяк Федор Курицын. В основу Судебника была положена «Русская Правда», а также областные законодательные памятники — Псковская судная грамота XIV в., Новгородская судная грамота 1471 г., Белозерская судная грамота 1488 г. и другие правовые документы.

Главной целью Судебника было распространение юрисдикции великого князя на всю территорию государства, что означало ликвидацию юридических суверенитетов отдельных уделов, земель и областей. Территория страны делилась на уезды, границы которых восходили к рубежам бывших княжеств (кроме Новгородской земли, где сохранялись пятины). Уезды делились на станы и волости. Власть в уездах принадлежала великокняжеским наместникам; в станах и волостях — волостелям. Эти должностные лица не получали жалованья от государя, а «кормились» за счет подвластных (отданных в «кормление») территорий. Их доходы складывались из сбора судебных пошлин и части налогов. Однако бояре-«кормленщики» нередко злоупотребляли данной им властью, облагали население непосильными поборами, вымогали взятки, творили «неправедный» суд.

Новый кодекс запретил взятки («посулы») за судопроизводство и ходатайство («печалование»), установил круг компетенции должностных лиц и единообразные судебные пошлины. Это был важный шаг в создании общегосударственного судебного аппарата. По Судебнику на территории всего государства действовал суд великого князя и его детей как высшая судебная инстанция, суд бояр и окольничих и суд наместников. Уголовные преступления (разбой, душегубство, повторное воровство, святотатство, поджог) карались смертной казнью. Смертная казнь вводилась и для заговорщиков.

Судебник 1497 г. явился первым общегосударственным юридическим актом, ограничивающим свободу крестьянских переходов от одного землевладельца к другому. Княжеские грамоты, запрещавшие уход крестьян от своих владельцев, известны с середины XV в., но они имели местный характер. С 1497 г. крестьяне могли «отказываться» от боярина или помещика только один раз в году: за неделю до Юрьева дня (26 ноября) и в течение недели после него. Этот срок, когда был собран урожай и цикл сельскохозяйственных работ был закончен, являлся наиболее оптимальным и для крестьян, и для их владельцев. Крестьянин мог покинуть хозяина, только уплатив все долги и «пожилое» — плату за проживание на его земле. Это был первый шаг к установлению крепостничества в России.

Судебник несколько ограничил практику холопства, запретив превращать в холопов свободных людей, работавших на землевладельца. Ограничивались и источники полного холопства. Предусматривалось также освобождение полных холопов за их участие в борьбе с татарами. Основной категорией холопства в конце XV в. становятся «служилые холопы» или «кабальные люди», получившие от землевладельца кредит.

Создание Судебника как свода законов явилось важной вехой в развитии государственного строя в России.

Создание единого государственного аппарата Объединение земель вокруг Москвы представляло собой качественно новый этап в развитии русской государственности. Она не только отразила консолидацию значительной части земель древней Руси, скрепленных в один социально-политический организм с помощью сильной и организованной системы власти, с ее постоянно нарастающей централизацией, «самодержавством», но и все более становилась многонациональной, в полном смысле российской. Тем более, что эти политические процессы развивались параллельно с процессами обособления, самоидентификации многочисленных этносов, проживающих на восточноевропейском и азиатском порубежье. Они в полной мере затронули и собственно некогда единую восточнославянскую этническую общность. С этого времени без излишних оговорок можно называть русскими именно ту часть населения Руси, которая ранее была «московитами», и ту, которая в процессе политических акций включалась под скипетр великих князей Московских.

Значительно возросшая территория Российского государства требовала централизованной системы власти, независимо от некоторых особенностей в управлении отдельных земель. Для осуществления далеко идущих политических планов Ивана III необходим был новый государственный аппарат. Пытаясь возвысить великокняжескую власть над феодальной знатью, правительство Ивана III последовательно формировало многоступенчатую систему государевых слуг.

Центральную власть в стране осуществляли великий князь, Боярская дума, дворцовые учреждения и аппарат дьяков. Великий князь издавал законодательные распоряжения, возглавлял лично важнейшие военные предприятия, ему принадлежало право назначения на высшие государственные должности и суд в высшей инстанции. Но, несмотря на широкий круг полномочий, великий князь всея Руси не был абсолютным монархом. Власть его ограничивалась прочными традициями удельной эпохи, например, обычаем выделения уделов своим детям, необходимостью координировать свои действия с Боярской думой.

В данное время Боярская дума состояла из двух чинов — бояр и окольничих. И тех, и других было немного: от 5 до 12 бояр и не более 8 окольничих. При назначении в Боярскую думу великий князь должен был учитывать принцип знатности или старшинства, а также службу предков. Высший разряд бояр состоял из потомков бывших удельных князей Рюриковичей, а также выехавших из Великого княжества Литовского Гедиминовичей. Ниже их находились представители старых московских боярских родов и потомки удельных князей. Еще ниже стояли бояре великих и удельных князей и т.д. Бояре «местничали» между собой, т. е. боролись за свое старшинство по происхождению, за свои «места». Эта система государственной службы получила название «местничества». Местничество разбивало боярство на отдельные кланы и тем самым ослабляло его сопротивление усиливавшейся великокняжеской власти. Боярская дума становилась органом сословного представительства от разных слоев правящего класса. Боярство занимало командные позиции в вооруженных силах, административном аппарате, во внешних дипломатических отношениях.

Существовали два общегосударственных ведомства — дворец и казна. Дворец во главе с дворецким ведал личными землями великого князя — дворцовыми. После присоединения к Московскому княжеству новых территорий и ликвидации удельных княжеств для управления ими были созданы местные дворцы: новгородский, тверской, угличский и др. Казна, возглавлявшаяся казначеем, ведала финансами, в ней хранился государственный архив и печать, поэтому в конце XV в. была введена должность печатника, помощника казначея. Фактически казна являлась государственной канцелярией, здесь было сосредоточено руководство внешней политикой. Ее служащие (дьяки) вели военное делопроизводство, руководили официальным летописанием. Дьяки были реальными исполнителями воли и политики великого князя. Именно в их среде зарождался новый государственный аппарат, получивший позднее название приказного.

Войско. При Иване III в результате объединения страны и уничтожения местных княжеств, за исключением небольших уделов, великокняжеское войско стало основой военных сил государства. Оно состояло из мелких вотчинников («детей боярских») и «двора» великого князя. В отдельных случаях производился сбор рати от посадского и сельского населения. Кроме того, существовали отдельные ополчения, собиравшиеся по требованию великого князя под предводительством бояр и княжат. Единообразного порядка в несении военной службы еще не было: каждый землевладелец выводил столько ратников, сколько он мог содержать «по силе».

Вооружение ратников было также очень разнообразным. Преобладало холодное оружие: шестоперы (булава, состоявшая из шести остроконечных ребер), сабли, пики. Большую роль все еще продолжал играть лук со стрелами. С конца XV в. стал быстро развиваться огнестрельный «наряд» (артиллерия), в котором преобладающее значение имели тяжелые орудия. В Москве существовала школа пушкарей-литейщиков. В развитии артиллерии широко использовался иностранный опыт, и мастера пушечного дела из западноевропейских стран привлекались для работы в Москву. Появились и первые «пищальники» (пищаль — ружье), ставшие непосредственными предшественниками стрельцов. Организационное и техническое укрепление московской армии сыграло важную роль в борьбе за самостоятельность государства и в разрешении основных вопросов его внешней политики.

Разгром московской ереси. Важнейшая роль в государственной системе принадлежала церкви. Видные ее представители были обязательными участниками совещаний при Иване III. Собственно церковные вопросы рассматривались на регулярном собрании высших иерархов — Поместном соборе, где происходило также избрание и утверждение московских митрополитов. Обсуждение чистоты православных догматов стало особенно актуальным в связи с деятельностью новгородско-московских еретиков — антитринитариев. С другой стороны, поиски идеологической опоры великокняжеской власти приводили Ивана III к колебаниям в отношении к еретикам, невзирая на требования официальной церкви искоренить ересь. Поэтому борьба с ней была длительной и имела драматический финал.

Непримиримым врагом еретиков был новгородский архиепископ Геннадий, но его попытки придать истреблению ереси общегосударственный масштаб и жесткий характер долго не давали результатов. Но вот осенью 1490 г. был созван церковный собор с участием великого князя. Взгляды еретиков были официально осуждены, некоторые новгородские священники, перебравшиеся в Москву, были лишены сана, некоторые арестованы. Однако Иван III, пока окончательно не был решен вопрос о наследнике престола, не склонен был придавать большого значения делу о еретиках. Великий князь ограничился тем, что отослал их в Новгород к архиепископу Геннадию, который устроил показательное шествие еретиков в «дурацких» соломенных колпаках.

Поворот в деле еретиков произошел после падения Дмитрия-внука и его матери. Окончательно их судьба была решена весной 1503 г., когда воинственным служителям ортодоксальной церкви удалось вырвать у Ивана III согласие искоренить ересь. В декабре 1504 г. был созван новый церковный собор. Тяжелобольной Иван III не присутствовал на нем, вместо него в заседаниях собора участвовал «благочестивый самодержец Василий». Иерархи вынесли суровое постановление: «повелели их казнити смертной казнью». В Москве и в Новгороде запылали костры, в пламени которых погибло около десятка виднейших представителей русского свободомыслия.

Новый «собиратель земли Русской». Стремительное формирование на рубеже XV—XVI вв. Российской государственности отражало геополитические изменения в Восточной Европе. В своем завещании Иван III подвел итоги объединительного процесса за годы правления. Вся «Русская земля», объявленная им собственной «вотчиной», превратилась в государство, которое в качестве наследства получил его сын Василий III. Он один имел державные права и становился государем над своими братьями. Столица России — Москва — впервые целиком передавалась под его власть. Василий один получил 66 городов, а его братья — только 30, притом мелких. Уделы младших братьев располагались преимущественно в пограничных с Великим княжеством Литовским землях, что имело целью сделать их кровно заинтересованными в защите южных и западных рубежей Москвы. Отныне князьям запрещалась чеканка монеты в уделах, самостоятельные внешние сношения и даже торговля в московских дворах. Выморочные уделы (оставшиеся без наследников) переходили к великому князю.

Вместе с единодержавным титулом и пышностью двора Василий III унаследовал и сложный круг внутренних и внешнеполитических проблем. В церкви продолжалась борьба двух направлений: идеологов великокняжеского «самовластья» и апологетов церкви, стоящей над государством. Не была ликвидирована удельная система, и братья, удельные князья, проявляли недовольство. Старший из братьев, дмитровский князь Юрий Иванович, оставался возможным претендентом на великокняжеский престол. Успешное решение династической проблемы во многом зависело от сохранения престола за правящей династией. Поэтому первым шагом молодого государя было вступление в брак. После пышных смотрин в августе 1505 г. в супруги была избрана боярская дочь Соломония Сабурова: политический расчет на поддержку именно старомосковского боярства.

Нерешенными были и внешние дела. Весьма сложны и непостоянны были отношения с Крымом и Казанью. Великий князь литовский Александр открыто стремился к реваншу.

Отношения с Великим княжеством Литовским и восстание Михаила Глинского. 20 августа 1506 г. умер великий князь литовский Александр Казимирович. Как брат вдовы Александра, Василий III надеялся на возможность избрания его на освободившийся трон. К тому же в Великом княжестве Литовском существовал влиятельный слой православных магнатов, на поддержку которых он мог рассчитывать. К Елене Ивановне был спешно направлен гонец с просьбой принять все меры, чтобы епископ виленский и паны «похотели его государства». Однако планы Василия III не сбылись. Влиятельнейший вельможа при Александре Казимировиче, князь Михаил Львович Глинский, сам рассчитывал занять великокняжеский престол. Михаил Глинский, оставаясь католиком, стоял во главе партии православных магнатов, которые тяготились унией с Польшей и выступали за создание независимого княжества из русских, белорусских и украинских земель Великого княжества Литовского. Но более влиятельная католическая знать, опасаясь усиления православной партии, предпочла брата умершего князя Сигизмунда, коронация которого состоялась 20 января 1507 г.

Избрание Сигизмунда I означало победу тех сил в Великом княжестве Литовском, которые решились идти на открытый разрыв с Москвой. Сигизмунд I видел в Василии III личного врага, претендовавшего на его трон. В такой обстановке сейм в феврале 1507 г. принял решение о начале войны с Москвой.

Однако назревал в самом Великом княжестве Литовском: летом 1507 г. Михаил Глинский вместе с братьями поднял открытое восстание против Сигизмунда I, рассчитывая на поддержку православного населения. Его политический сепаратизм в определенной степени соответствовал интересам московского государя. Это объективно вело к переговорам Глинского и Василия III, в ходе которых великий князь обещал предоставить военную помощь и оставить за восставшими те города, которые они сумеют отобрать у Сигизмунда I. Глинские получили предложение перейти на московскую службу и в мае 1508 г. принесли присягу на верность Василию III (вместе с ними также князья Бельские, Озерецкие, Друцкие и многие бояре). Они заняли высокие должности при московском дворе и еще длительное время назывались «литвой дворовой».





Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 245 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...