Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Лава —коллегия магистрата, ведавшая судом по уголовным делам. 27 страница



Глинские двинулись на восток, заняли Мозырь, Кричев, Бобруйск, Пинск, Гомель, Речицу. Их отряды готовы были ударить в тыл военным силам Великого княжества Литовского и помочь московским войскам. Но под Минском и Слуцком их постигла неудача. Сказалась и пассивная позиция московских воевод, полагавшихся на силы повстанцев. Эти обстоятельства повлияли на исход войны. Уклонившись от сражения, московские войска, отошли к Орше и вскоре покинули пределы Великого княжества Литовского.

В сентябре в Москву прибыло литовское посольство, и после переговоров был подписан «вечный мир». Его значение состояло в том, что Великое княжество Литовское впервые официально признавало переход в состав России северских земель, присоединенных в ходе войн конца XV — начала XVI в., и фактически отказывалось от попыток их вернуть.

«Псковское взятие». Псковская проблема была унаследована Василием III от отца. Присоединив Новгород, Иван III решил ее только наполовину. Без окончательного присоединения Пскова вся северо-западная политика России была обречена на неудачи. Включение Пскова в состав России диктовалось как внешнеполитическими интересами, так и потребностями экономики. Псков был крупнейшим торговым и ремесленным центром. Псковские купцы издавна имели широкие торговые связи с Прибалтикой и Великим княжеством Литовским. Особенно возросла роль Пскова в торговле со странами Балтийского региона после закрытия ганзейского двора в Новгороде.

С другой стороны, угроза Ливонского ордена и притязания Швеции толкали псковичей к сближению с Москвой. Внешнеполитическая ситуация вполне благоприятствовала проведению псковской акции. Великое княжество Литовское осенью 1509 г. подверглось нападению 50-тысячного войска крымских татар и в этих условиях не могло нарушать мир с сильным восточным соседом. Тевтонский орден готовился к войне с Польшей и настаивал, чтобы Ливония соблюдала мир с Россией.

Весной 1509 г. Василий III направил наместником в Псков князя И. М. Репню-Оболенского, который, по словам летописца, был «лют до людей». Вскоре последовали жалобы на его действия и челобитья, в которых псковские бояре и черные люди просили прислать «иного наместника, а с тем прожить не мощно». Со своей стороны, Репня-Оболенский жаловался Василию III на псковичей, которые его «не чтят». Великий князь осенью 1509 г. выехал в Псков для разбирательства и, арестовав и посадников, и челобитчиков, «на свою отчину Псков великую опалу наложил». Суть опалы сводилась к требованию: «колокол бы вечной свесити и вперед вечю не быти», а власть в городе передать двум московским наместникам. 10 января 1510 г. псковичи в последний раз собрали вече, на котором приняли все требования великого князя.

По указу Василия III из Пскова было выселено 300 самых богатых боярских и купеческих семейств, а летом 1510 г. на их место прибыло столько же семейств московских торговых людей. Псковская республика перестала существовать.

Борьба за Смоленск. Успешно решив псковскую проблему, Василий III приступил к непосредственной подготовке Смоленской кампании. Расположенный на Днепре, Смоленск представлял собой как бы ключевой пункт, связывающий все западнорусские земли с Киевом и со всей Украиной. Соседний с ним Витебск, лежавший на Западной Двине, находился на путях в Прибалтику. Сухопутная дорога соединяла Смоленск с Москвой, Минском и Вильно. Смоленские купцы имели многовековой опыт посреднической торговли с Европой. Только владея Смоленском, Россия могла рассчитывать на дальнейшее продвижение в Прибалтику и присоединение украинских и белорусских земель. Готовясь к войне за Смоленск, правительство Василия III делало ставку на поддержку православного населения.

Осенью 1512 г. Сигизмунд I бросил в темницу великую литовскую княгиню Елену Ивановну, где она вскоре и умерла. Кроме того, в Москве стало известно, что Сигизмунд «наводит» на нее крымского хана Менгли-Гирея, и что татарский набег на «украинные места» (Белев, Одоев, Воротынск, Рязань) был осуществлен «по королеву же наводу». В декабре 1512 г. войска Василия III выступили в поход. Осада Смоленска, продолжавшаяся с декабря 1512 до середины января 1513 г. не дала результатов. Даже дальнейшие успешные действия под Минском, Браславом, Киевом не могли компенсировать главного: Смоленск не был взят.

К новому походу готовились тщательно. Великий князь московский просил помощи против Сигизмунда I у германского императора Максимилиана I: был заключен союзный договор, являвшийся крупным успехом российской дипломатии. Великое княжество Литовское также пыталось найти военную и политическую поддержку. Союзный договор был заключен с крымским ханом Менгли-Гиреем. В июне 1513 г. татарские отряды опустошили районы Брянска, Путивля, Стародуба.

Второй поход на Смоленск летом 1513 г. также был неудачным. Войска снова понесли большие потери при осаде Смоленска, Витебска, Полоцка и других городов. Весной 1514 г. Василий III с братьями выступили в третий Смоленский поход. Войско располагало большим количеством пушек. В июле начался штурм крепости, руководил которым князь Михаил Глинский. Обстрел вели «со всех стран, и приступы великия чинили без отдуха». Однако большую роль, чем «пушечный наряд», сыграли противоречия среди защитников Смоленска. Мелкие бояре, мещане, черный люд был на стороне Москвы, и под нажимом народа воеводы приняли решение о сдаче города: жители Смоленска «град отвориша» и были приведены к присяге. Специальной Жалованной грамотой великий князь московский предоставлял жителям Смоленска значительные льготы в торговле, налоговом обложении и право «управляться по старине»; им разрешалось по желанию «отъехать к королю или в Москву».

В августе 1514 г. военные действия возобновились. Россия должна была удержать Смоленск, а Великое княжество Литовское не хотело мириться с его утратой. Решающее сражение произошло 8 сентября под Оршей. Для Сигизмунда I оно было единственным средством вернуть Смоленск, а для князя К. Острожского, командующего польско-литовскими войсками, это была возможность взять реванш за поражение у реки Ведроши, отомстить за долгие годы плена. Результатом сражения было сокрушительное поражение войск Василия III. Разгром под Оршей мог иметь катастрофические последствия для Москвы. Узнав об этих событиях, смоленский епископ организовал в городе антимосковский заговор. Однако устремившийся к Смоленску гетман К. Острожский опоздал. Заговор был раскрыт, зачинщики посажены «за сторожи», а сил для штурма у гетмана уже не было. Смоленск остался в составе России. Военные действия закончились, хотя формально договор о мире не был подписан. Только в 1522 г. было подписано перемирие, которое затем продлевалось в 1526 и в 1532 гг.

Инкорпорация Рязани. Непосредственным результатом войн Москвы с Великим княжеством Литовским явилось присоединение к Москве Великого княжества Рязанского. Фактически Рязань потеряла самостоятельность еще в конце XV в. Пользуясь малолетством рязанского князя Ивана Ивановича, московский князь Иван III беспрепятственно хозяйничал в Рязани. Рассчитывая вернуть Рязанскому княжеству прежнее положение, Иван Иванович вступил в переговоры с крымским ханом, союзником Великого княжества Литовского. О враждебных «пересылках» стало известно Василию III, и рязанский князь был «поиман» и зимой 1517 г. посажен под стражу. В 1521 г. во время похода крымских татар на Москву Ивану Ивановичу удалось бежать в Великое княжество Литовское, где он и умер. Великое княжество Рязанское стало частью Российского государства.

«Разгласие в церкви божией». Нестяжатели и иосифляне. В течение всего XV в. одним из важнейших внутриполитических вопросов был вопрос об отношении светской и духовной властей. Церковь занимала такое положение, которое угрожало интересам государства. Ее политическое усиление давало основания ставить вопрос, что выше: «священство» или «царство»? В окружении новгородского архиепископа Геннадия развивались идеи о превосходстве церковной власти над светской и о незыблемости церковного землевладения. Не случайно здесь возникла «Повесть о новгородском белом клобуке», в которой утверждалось, что белый клобук, символ власти архиепископа, попал в Новгород из Рима и что он важнее царского венца.

В результате ростовщичества, торговли, княжеских и боярских вкладов в монастырях скапливались значительные материальные богатства. Церкви принадлежала третья часть всех пахотных земель в России. Между тем, государственная власть сама остро нуждалась в земельном фонде для обеспечения служилых людей, численность которых непрерывно росла в период активной внешнеполитической деятельности Ивана III и Василия III. Именно поэтому программа секуляризации церковного землевладения, которую выдвигали еще новгородско-московские еретики, привлекала Ивана III.

В среде духовенства не было единства взглядов на неприкосновенность церковных земельных владений. В ней возникло два идеологических течения — нестяжательство и иосифлянство. Одно из этих течений возглавил игумен Волоколамского монастыря Иосиф Волоцкий. Саниных. В своих произведениях он отстаивал мысль о необходимости церковного землевладения, существования крупных и богатых монастырей, которые должны быть опорой великокняжеской власти и центром подготовки высшего духовенства. Сторонники Иосифа Волоцкого стали называться иосифлянами, или «стяжателями».

Их идейные противники возражали: зачем монастырям богатства и земли, если они должны все раздавать нищим и убогим. Как и еретики, они утверждали, что именно богатства становятся источником праздной, сытой и «неправедной» жизни монашества, его духовной деградации. По основным своим идеям они стали называться «нестяжателями». Их главным идеологом был Нил Сорский. Возникновение нестяжательства было связано с поднятой еретиками критикой экономической деятельности церкви. С другой стороны, нестяжательство отражало борьбу внутри класса землевладельцев за рабочие руки и землю. Для светских феодалов монастырские земли являлись лакомым куском, который они стремились заполучить. Вот почему, возникнув в среде духовенства, надеявшегося поднять авторитет церкви путем исправления нравов духовенства, нестяжательство получило затем отклик среди различных слоев землевладельцев, главным образом в среде боярства.

Поскольку учение Нила Сорского задевало интересы могущественной церкви, то и сам отшельник оказался невольно втянутым в политическую борьбу. Это произошло под влиянием ученика Нила Сорского, князя-инока Вассиана Патрикеева, известного деятеля при дворе Ивана III, попавшего в опалу и постриженного в монахи. Вассиан попытался применить учение Нила Сорского к конкретной политической жизни России. Его полемика с Иосифом Волоцким развернулась по трем пунктам. Первый — это отношение к великокняжеской власти. Развивая мысль о том, что божья власть выше светской, он защищал теорию независимой от великокняжеской власти церкви. Следующий вопрос, по которому расходились мнения Патрикеева с иосифлянами — монастырское землевладение. Третий пункт касался отношения к еретикам. Если Иосиф Волоцкий настаивал на самых жестких мерах против еретиков, вплоть до сожжения на костре, Вассиан развивал мысль о необходимости помилования покаявшихся, а духовенство должно склонять «заблудших к покаянию».

Ответ Вассиана Иосифу Волоцкому имел большой успех при великокняжеском дворе. Около 1509 г. Вассиан Патрикеев был возвращен из ссылки, и Василий III нашел в нем умного и деятельного сторонника ограничения вотчинных прав церкви. Казалось, что великий князь стоял на пороге церковной реформы секуляризации, но на практике этого не произошло.

«Земной бог». Одна из доктрин Иосифа Волоцкого привела к сближению иосифлян с Василием III — теория божественного происхождения царской власти. Зародыш этой теории содержался в «Послании на Угру» ростовского архиепископа Вассиана Рыло. Утверждая, что великому государю всея Руси не подобает подчиняться ордынскому хану, Вассиан именовал Ивана III «богом утвержденным царем». Развернутое обоснование этого тезиса дал Иосиф Волоцкий, который проводил мысль о том, что царская власть исходит от бога, но царь есть божий слуга, подчиняющийся «священству». В «Посланиях» к Василию III (1510—1511) Иосиф Волоцкий подчеркивал «божественный» характер царской власти, созданной по подобию власти небесной.

Первая забота царя, по мнению Иосифа Волоцкого — защита православия. Для иосифлян царская власть становилась союзником в борьбе за сильную и воинствующую церковь, опорой в борьбе с ее врагами. Поэтому они утверждали, что государь, не радеющий о православии, является не царем, а мучителем, которому не следует повиноваться. Однако современники упрекали их за то, что они изменили «царю небесному» и перешли к «царю земному».

В одном из своих посланий Иосиф развивал мысль о том, что Василий III является «всеа русския земли государь». Он противопоставлял «больших царей» царям «меньшим», т. е. удельных князей великому. Таким образом, учение Иосифа Волоцкого о теократическом характере власти московского государя и его практические выводы помогали борьбе с удельными князьями за создание единого государства. В этой борьбе сильная церковь на данном историческом промежутке заключала союз с великокняжеской властью. Союз носил временный и условный характер: Иосиф и его сторонники поддерживали и освящали власть московского государя лишь до тех пор, пока он покровительствовал церкви, боролся с ее идеологическими противниками и сохранял в неприкосновенности ее земельные богатства.

Второй брак Василия III и позиция церкви. В этот критический момент противостояния иосифлян и нестяжателей решающее значение приобрели семейные обстоятельства великого князя. Первой женой Василия III была Соломония Сабурова. Однако брак с ней был бездетным. Отсутствие наследника могло повлечь династическую борьбу между родственниками великого князя и новый всплеск феодальной войны. Поэтому осенью 1523 г. Василий III бояре дали совет разойтись с Соломонией и вступить в новый брак. Часть духовенства резко осуждала намерения великого князя, поскольку церковь не могла санкционировать ни развод с ней, ни второй брак.

Кроме церковных иерархов, против «сего беззакония» выступили и многие деятели из близкого окружения Василия III, в том числе Вассиан Патрикеев, богослов и публицист Максим Грек, в 1518 г. приглашенный в Москву для перевода и уточнения богослужебных книг. Его келья в Чудовом монастыре стала местом горячих споров, обсуждений не только религиозных, но и политических вопросов. Здесь бывали многие церковные и государственные деятели. Тесная дружба завязалась у Максима Грека с Вассианом Патрикеевым, который и привлек его на сторону нестяжателей.

Выступление против развода Василия III имело, кроме религиозно-догматического, еще и политическое значение и было вызвано не столько заботой о нравственности государя, сколько беспокойством о наследовании престола. Фактически оно означало поддержку притязаний на великое княжение удельного Дмитровского князя Юрия и объединяло всех, недовольных политикой Василия III. Над оппозиционным боярством нависла гроза. В 1525 г. был созван церковный Собор, на котором большинство составляло иосифлянское духовенство, санкционировавшее развод. В это время с политической сцены стали исчезать видные нестяжатели. Снова был сослан в монастырь Вассиан Патрикеев. Максим Грек был обвинен в ереси, в шпионаже в пользу Турции и заключен в тюрьму. Иосифляне победили.

Вскоре после пострижения Соломонии в монахини, в январе 1526 г. великий князь всея Руси Василий Иванович сочетался вторым браком. На этот раз его женой стала Елена Васильевна Глинская, племянница князя Михаила Глинского, находившегося в заточении. Беря в жены представительницу влиятельнейшей семьи служилых князей из Великого княжества Литовского, Василий III как бы декларировал династическое соединение Северо-Восточной Руси с русскими землями Великого княжества Литовского. Этот брак укреплял позиции великого князя в Литве и создавал прецедент для династических претензий на польско-литовский трон, вел к перегруппировке в составе великокняжеского окружения. Старомосковское боярство вынуждено было потесниться и уступить место северским служилым княжатам. В феврале 1527 г. из «нянства» был выпущен Михаил Глинский. Князь занял видное положение при дворе, и род Глинских на несколько десятилетий приобрел исключительное влияние на внутреннюю и внешнюю политику Российского государства.

Через четыре года после своего замужества Елена родила Василию III долгожданного наследника. В сентябре 1430 г. младенец был окрещен Иваном. Это событие наносило удар по династическим планам удельных князей и укрепляло власть московских самодержцев.

II

1462—1505 — великое княжение Ивана III.

1471 — поход Ивана III на Новгород, битва на реке Шелони (14 июля).

1472 — присоединение «Великой Перми» к Великому Московскому княжеству.

1474 — присоединение Ростовского княжества к великому Московскому княжеству.

1478 — второй поход Ивана III на Новгород. Ликвидация Новгородской республики.

1480 — «Стояние на Угре».

1485 — присоединение Твери к Великому Московскому княжеству.

1489 — присоединение Хлынова (Вятской земли) к великому Московскому княжеству.

1497 — Судебник Ивана III.

1498 — венчание на царство Дмитрия-внука.

1501—1503 — война России с Великим княжеством Литовским.

1503 — включение в состав России Чернигова, Новгорода-Северского, Гомеля, Брянска и др.

1505—1533 — великое княжение Василия III.

1507—1508 — война России с Великим княжеством Литовским.

1510 — присоединение Пскова к России.

1512—1522 — война Российского государства с Великим княжеством Литовским.

1514 — включение Смоленска в состав Российского государства.

1521 — присоединение Рязани к России.

1522 — присоединение Новгорода-Северского к России.

III

Александр Казимирович — великий князь литовский (1492—1506), король польский с 1501, сын Казимира IV. При нем усилилась власть магнатов и шляхты, что было закреплено в постановлении Радомского сейма 1506 г. — Радомской конституции. Вел войны с Московской державой (1492—1494, 1500—1503), в которых потерпел поражения с потерей Верховских княжеств, Чернигова и др. В 1495 г. вступил в брак с дочерью великого князя Ивана III Еленой. Брак должен был скрепить союз Москвы и Великого княжества Литовского, но только усилил их противоборство.

Андрей Васильевич (Большой, Горяй)— удельный князь угличский, брат Ивана III. В 1479 г. вместе с другими братьями выступил против великого князя, защищая свои политические права и требуя увеличения уделов за счет вновь присоединенных к Москве земель. После заключения соглашения с Иваном III присоединился к его войскам на реке Угре (1480). В 1491 г. отказался выслать свои войска на службу великому князю, за что попал в опалу, был закован «в железа» и умер в заточении (1493).

Андрей Васильевич (Меньшой) — удельный князь вологодский, брат Ивана III. В 1472 г. получил от брата в прибавку к своему уделу Тарусу. Поддерживал объединительную политику Ивана III. Умер бездетным в 1481 г., завещал свой удел великому князю.

Ахмат, (Ахмед) — хан Большой Орды (1465—1481). Владел землями от Волги до Днепра. На короткое время подчинил Крым. В 1472 г. заключил союз с Казимиром IV, безуспешно пытался завоевать Русь. В 1476 г. отправил к Ивану III посольство с требованием дани в прежнем размере. В 1480 г. совершил неудачный поход на Москву. Войска соперников сошлись на противоположных берегах реки Угры, но сражение не состоялось. «Стояние на Угре», закончилось бегством Ахмата. Через год он был убит в Орде. Эти события положили конец попыткам возродить могущество Орды и восстановить ханское владычество над Русью.

Борецкие (Исаковы) — семьякрупнейших новгородских бояр, землевладельцев, имевшая большое влияние на общественно-политическую жизнь Новгорода XV в. Возглавляли пролитовскую партию, вели враждебную Москве деятельность. В 1471 г. заключили договор с польским королем и великим князем литовским Казимиром IV, признав его своим государем, что привело, в конечном итоге, к походу Ивана III на Новгород и его подчинению Москве. Известны: Исаак Андреевич (ум. ок. 1460) — степенный посадник (1438—1439 и в 1453); Марфа Борецкая (Марфа-Посадница) — вдова посадника Исаака Андреевича; Дмитрий Исаакович — степенный посадник, сын Исаака Андреевича и Марфы Борецких. В 1470 г. с посольской миссией от Новгорода ездил к Казимиру. Возглавлял новгородское ополчение в битве на реке Шелони (1471), был взят в плен и казнен Иваном III; Федор Исаакович — младший братДмитрия.В 1476 г.по приказу Ивана III был арестован за враждебную Москве деятельность и сослан в Муром, где умер. В 1478 г., когда Новгород был присоединен к Москве, Марфа Борецкая вместе с внуком Василием Федоровичем (Федор Борецкий умер до этого) была сослана в Москву, а все ее земельные владения и имущество были конфискованы.

Борис Васильевич (ум. 1494) — брат Ивана III, удельный князь волоколамский, покровитель Иосифа Волоцкого и основанного им монастыря. В 1471 г. Принимал участие в походах на Новгород (1471, 1478) и на хана Ахмата (1472). В 1479 г. выступил против великого князя вместе с другими братьями, требующими увеличения уделов за счет вновь присоединенных земель. В 1480 г. заключил соглашение с Иваном III и привел свои войска на Угру. В 1486 г. заключил новый договор с великим князем о границах удела и о прерогативах власти. В 1491 г. подвергся опале, но смог добиться помилования и сохранил свой удел, перешедший после смерти наследников великому князю (1513).

Василий III Иванович — великийкнязь московский (1505 — 1533), сын Ивана III и Софьи Палеолог. Как удельный князь получил от отца Новгород. Пришел к власти путем отстранения от престола ранее коронованного Дмитрия-внука, вопреки Боярской думе. Присоединил Псков (1510), Смоленск (1514), Рязань (1521), Новгород-Северский (1522). Вел успешные войны с Великим княжеством Литовским (1507—1508; 1512—1522), боролся с Крымским и Казанским ханствами. Первым браком был женат на Соломонии Сабуровой, но брак был бездетным. В 1425 г., вопреки воле боярства и части церковных иерархов, расторг брак с Соломонией Сабуровой и женился на Елене Глинской. В браке с ней был рожден наследник — царевич Иван Васильевич (1530).

Василий Шемячич (ум. 1526) — новгород-северский князь, внук Дмитрия Шемяки. В 1499 г. перешел «с отчины» на службу к Ивану III, что явилось одной из причин войны с Великим княжеством Литовским 1500—1503 гг.

Вассиан Рыло (ум. 1481) — духовник Ивана III, крестный отец его детей, игумен Троице-Сергиева монастыря (1455—1466). Участник дипломатических миссий в Великое княжество Литовское (1458—1461). С 1467 г. — архиепископ Ростовский. Автор известного «Послания на Угру», адресованного Ивану III, в котором упрекал великого князя в трусости, называя его «бегуном», призывал сразиться с Ахматом и уничтожить Большую Орду.

Геннадий (ум. 1505) — новгородский архиепископ (1484—1504), писатель, глава кружка церковных литераторов-публицистов и переводчиков. Участник составления первого в России полного текста Библии — «Геннадиевской библии» (1499). Выступал за просвещение духовенства. Вступил в конфликт с Иваном III по вопросу церковного землевладения в Новгороде. Преследовал новгородско-московскую ересь, содействовал осуждению еретиков на церковных соборах 1488 и 1490 гг. В 1504 г. сумел добиться окончательного осуждения и казни еретиков, однако вскоре был смещен и подвергнут опале.

Герберштейн Сигизмунд — немецкийдипломат, посол Священной Римской империи в России (1517, 1526). Автор «Записок о московитских делах», которые содержат уникальные свидетельства и являются важным источником по истории России первой трети XVI в.

Геронтий — митрополит Московский (1473—1489), церковный деятель и писатель. Неоднократно конфликтовал с Иваном III по вопросам внутрицерковной политики. В борьбе с новгородско-московской ересью был сторонником «духовного наказания». В период «стояния на Угре» написал послание Ивану III с призывом к сопротивлению ханским требованиям. Сохранились и другие послания, в которых Геронтий выступает талантливым полемистом, противником насилия. В 1482 г. оставил митрополичью кафедру, но вернулся по челобитной великого князя.

Глинские — княжеский род в XV—XVIII вв., по легендарным известиям, восходит к одному из сыновей Мамая, присягнувшему Витовту. Особого могущества добились братья Михаил, Иван и Василий при дворе великого литовского князя Александра Казимировича. Отстраненные от власти с избранием на престол Великого княжества Литовского Сигизмунда (1506), в 1508 г. подняли восстание против него, направленное также на разрыв унии с Польшей. Потерпев поражение, перешли на службу к Василию III и заняли видное положение при его дворе.

Глинский Михаил Львович — воевода, крупнейший политический деятель при великом литовском князе Александре Казимировиче. Был воспитан при дворе германского императора Масимилиана I. Прославился победой над татарами (1506). Возглавлял партию знати, которая стремилась разорвать унию с Польшей и создать независимое государство, ядром которого являлись бы православные земли Великого княжества Литовского. После смерти Александра рассчитывал занять великокняжеский престол, но не сумел противостоять избранию кандидата католической знати Сигизмунда I. В 1508 г., заключил соглашение с Василием III и при военной поддержке Москвы возглавил мятеж, направленный против Сигизмунда, но потерпел поражение. В этом же году вместе с братьями перешел на службу к Василию III. Выполнял важные дипломатические миссии. Принимал активное участие в походах на Смоленск (1512—1514), сыграл важную роль в его штурме и присоединении к Москве. Не получив Смоленск в вотчину, изменил Василию III, пытался вернуться в Великое княжество Литовское, но был схвачен и привезен в Москву. После женитьбы Василия III на племяннице (Елене Глинской) был освобожден и возобновил службу при московском дворе, но позднее снова попал в тюрьму, где в 1534 г. умер.

Дмитрий Иванович (Внук) — сын Ивана Ивановича Молодого и Елены Стефановны Волошанки, внук Ивана III. В 1498 г. был объявлен наследником и венчан на великое княжение. В 1502 г., когда при великокняжеском дворе возобладала группировка, выдвигавшая в качестве наследника престола сына Ивана III и Софьи Палеолог Василия, Дмитрий Иванович попал в опалу и вместе с матерью был посажен «за приставы». Умер в тюрьме в 1509 г.

Елена Ивановна — старшая дочьИвана III, жена великого литовского князя Александра (1495—1506), королева польская и великая княгиня литовская. Брак Елены и Александра должен был содействовать усилению роли православия в Великом княжестве Литовском и династически подкреплял союз Великого княжества Литовского и Московского государства, но цели не достиг. После смерти Александра (1506) великокняжеский трон и опека над княгиней-вдовой перешли к Сигизмунду I. Осенью 1512 г. он заточил Елену Ивановну в темницу, где она вскоре умерла. (1513).

Елена Стефановна (Волошанка) — жена Ивана Ивановича Молодого, дочь молдавского господаря Стефана III Великого, мать Дмитрия-внука. Покровительствовала московским еретикам-антитринитариям. В результате борьбы придворных группировок за наследование престола вместе с сыном в 1502 г. попала в опалу и была заключена в тюрьму, где умерла «нужной смертью» (1505).

Зосима — митрополит Московский и всея Руси (1490—1494), ставленник Ивана III. Впервые был утвержден собором епископов Русской православной церкви. Терпимо относился к еретикам, за что подвергся осуждению со стороны видных иерархов (Иосифа Волоцкого и др.). Был удален с митрополии, лишен сана и сослан в Троице-Сергиев монастырь.

Иван III Васильевич — великийкнязь всея Руси (1462—1505), старший сын Василия II Темного. С 1449 г. именовался «наследником». Первым браком был женат на Марии Тверской (с 1452 г.), вторым — на Софье Палеолог (с 1472 г.). Присоединил к Москве Новгород (1478), Тверь (1485), а также Ростовское и Ярославское княжества. При нем было окончательно свергнуто татаро-монгольское иго (1480). В результате войн с Великим княжеством Литовским конца XV — начала XVI в. в состав его владений были включены верховские княжества и земли с городами Чернигов, Новгород-Северский и др. В годы его правления началось складывание центрального государственного аппарата, в 1497 г. был принят общегосударственный Судебник. Руководил каменным строительством в Москве. Определил основные направления внешней политики России на долгую перспективу. Фактически в его правление «Московия» как одно из княжеств на территории древнерусских земель политически, экономически, территориально превратилась в новую форму государственности — Россию.

Иван Иванович (ум. 1534) — последний великий князь рязанский (с 1500, фактически с 1516). Опираясь на часть рязанского боярства, стремился к восстановлению независимости Рязанского княжества. В 1520 г. Василий III вызвал его в Москву и посадил в тюрьму. В 1521 г. рязанскому князю удалось бежать в Великое княжество Литовское.





Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 256 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.014 с)...