Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Возникновение либеральной идеологии обусловлено разрушениями, вызванными религиозными войнами, а также несправедливыми социальными порядками, порожденными соединением старых феодальных структур с новыми социальными отношениями, характеризующими уже капиталистическое общество. Ранний либерализм развивается в Англии и Голландии. Он прежде всего отстаивает религиозную терпимость. Вообще говоря, в основе либерализма в философском плане лежит принцип сомнения, допущение того, что люди могут ошибаться в своих взглядах, поэтому они не могут фанатично отвергать взгляды других людей.
Допущение свободы взглядов сочетается с принципом этического и социального индивидуализма. В то же время ясно, что в обществе не может быть абсолютной свободы поведения. Требуется соблюдение каких-то общих правил, обеспечение общих условий деятельности. Либерализм, собственно, и пытается сочетать индивидуализм с возможностью утверждения таких правил жизни, которые бы позволили избежать взаимных конфликтов, следующих из индивидуальных интересов. Таким образом, либерализм пытается примирить этический индивидуализм с единым порядком в обществе. В истории философии этический индивидуализм ярко представлен уже у киников и киренаиков, скептицизм расцветает в эпоху эллинизма в Греции и далее развивается на римской почве.
Христианство в целом нанесло удар по скептицизму, так как апеллировало к истинам Священного писания. Но у христианских мистиков также можно найти скептические идеи, связанные с утверждением непознаваемости Бога и представлениями о божественных энергиях, незримо влияющих на жизнь человека. По сравнению с античностью, особенно с эпохой эллинизма, христианство мировоззренчески было, конечно, более нетерпимо, так как связывало спасение с идеей единого всемогущего Бога.
Толерантность, т. е. терпимое отношение к другому, в рамках христианской доктрины допускалась скорее по практическим соображениям, исходящим из понимания того, что нельзя заставить уверовать силой, или просто потому, что этой силы еще не было в период раннего христианства. В позиции Тертуллиана толерантность выглядит, например, как временная мера, связанная с недостаточным распространением христианства. В позднейшей истории христианской церкви можно увидеть множество примеров нетерпимого отношения к инакомыслящим. Скажем, в 392 г. Константинопольский эдикт запрещает язычество на всей территории империи. Августин провозглашает теорию насильственного спасения, послужившую позднее основанием для введения инквизиции. В 403 г. на Церковном соборе принимается решение об обращении к императору за помощью в борьбе с донатистами. В 405 г. Гонорий издает «Эдикты единения», прекращающие церковные распри. Система инквизиции как таковая вводится позднее, в 1231 г. В этот период католическая церковь уже чувствует свою силу. Послабление жесткой линии происходит в эпоху Возрождения и после кровавых событий Реформации. В 1598 г. Генрихом IV был утвержден «Нантский эдикт». В нем католицизм объявлялся господствующей религией, но гугеноты получали право исповедовать кальвинизм и занимать государственные должности.
Либеральные идеи как таковые начинают развиваться гораздо позднее и выходят за рамки простого терпимого отношения к инакомыслию. Их основой прежде всего является разделение частной и общественной жизни, признание необходимости общих правил, защищающих право собственности, гарантирующих основные свободы, право передвижения при допущении разнообразия образа жизни и индивидуальных взглядов. Либерализм особенно бурно развивается в Англии и Америке в XVIII в.
В Америке либерализм имеет свою особую историю. Мы уже говорили о своеобразной рефеодализации в позднем средневековье. В начале Нового времени социальный гнет еще более обостряется. Заселение Америки представляет опыт бегства людей от больного, испорченного общества. Первоначально переселенцы не хотели иметь никакого специального органа насилия, защищающего их права. Ковбой в классическом виде сочетал в себе единство законодательной и исполнительной власти в одном лице. Возможно, переселенцы двигались все дальше и дальше на запад именно потому, что стремились убежать от форм организованной жизни, по необходимости создаваемой на местах постоянного поселения. Тем не менее и там очень быстро возникла потребность в существовании органов, регулирующих общественный порядок. Так индивидуализм пришел на практике к необходимости утверждения минимальных правил, обеспечивающих справедливые условия совместного общежития.
Идеология либерализма сыграла огромную роль в развитии современного капитализма. Это прежде всего относится к возникновению государства нового типа, имеющего конституционные гарантии прав человека и четкое распределение властных полномочий между различными ветвями власти. Аргументация необходимости такого государственного устройства представлена во многих философских концепциях Нового времени, в частности — у Дж. Локка (1632—1704).
Дж. Локк считал, что человек обладает неотъемлемыми правами на охрану своей жизни, своей собственности, на распоряжение всем тем, что ему принадлежит, даже на распоряжение своим телом. Эта радикальная точка зрения означала "выход за пределы патриархального понимания отношения индивида и общества, в котором все основные параметры индивидуального бытия мыслились как заданные со стороны традиции, носителем которой выступало старшее поколение, заслуженно пользующееся в традиционным обществе большим уважением. В патриархальном обществе просто не возникало вопроса о том, может ли человек распоряжаться своим телом, может ли он, например, совершать самоубийство. На такой вопрос давался однозначно отрицательный ответ.
Индивидуальное тело еще не воспринималось в патриархальном обществе в качестве собственно индивидуальной ценности. Оно было общественным достоянием, частью коллективного носителя, выражающего мощь рода, общины или какой-либо иной социальной группы. Выход за пределы патриархального общества изменяет подобное восприятие. Становясь хозяином своей судьбы, своего имущества, своего тела, человек в последовательно либеральной позиции приобретает права делать со всем этим все, что он хочет. Именно поэтому современное западное либеральное общество испытывает, например, сложности с вопросом о том, на каких основаниях можно запрещать или по крайней мере морально осуждать проституцию. Ведь если тело есть собственность, с ним можно делать все что угодно. В том же ключе обсуждается проблема эвтаназии, возможность продажи органов, используемых для пересадки и т. д.
Такие вопросы, конечно, еще не вставали перед Дж. Локком. Тем не менее, продолженная в его политических произведениях разработка традиции общественного договора свидетельствует именно о том, что человек как единичный субъект выводится из-под власти группы, ради общего блага которой он фактически живет в традиционных обществах. В либеральном мировоззрении отношения переворачиваются. Высшей ценностью становится именно отдельный индивид, а общество рассматривается в качестве плохого или хорошего в той мере, в какой оно защищает его права, дает возможности для самовыражения, удовлетворения личного интереса. Такое представление заложено во всех теориях общественного договора.
Идеи общественного договора получают у Дж. Локка детальную, более глубокую, по сравнению с Ф. Бэконом, разработку. Локк использует понятия естественного (природного) и человеческого законов. Человеческий закон представляет, согласно Локку, концентрацию природного закона применительно к условиям человеческого общества.
«Естественное состояние,— говорит Локк,— имеет закон природы, которым оно управляется и который обязателен для каждого; и разум, который является этим законом, учит всех людей, которые пожелают с ним считаться, что поскольку все люди равны и независимы, постольку ни один из них не должен наносить ущерб жизни, здоровью, свободе или собственности другого...»*. В общественном состоянии люди, согласно Локку, передают органам государства те неотъемлемые права, которые принадлежали им в естественном. Так, право самозащиты передается органам исполнительной власти, а задача интерпретации (концентрации) природного закона становится функцией законодательных органов. В этой теории на первый план выдвигается признание права индивида на самозащиту и оценка эффективности государственных органов прежде всего с точки зрения того, насколько эффективно государство выполняет данную функцию после перехода от естественного состояния к общественному. В классическом либерализме образом государства становится образ ночного сторожа. Государство в соответствии с этим воззрением не вмешивается в гражданскую жизнь, в сферу удовлетворения экономических интересов, где каждый имеет неравное положение, но равные возможности, а лишь следит за охраной основных прав человека.
* Локк Дж. Соч.: В 3 т.— Т. 3.— М., 1988.— С. 264-265.
Человек в таком воззрении, несомненно, представляется самостоятельным субъектом жизнедеятельности. Но он же, в силу того, что деятельность его в условиях рынка и развитого разделения труда носит частичный характер, испытывает некоторый недостаток целостности бытия. Парадокс развития самосознания заключается в том, что, осознав свою самостоятельность, выйдя из мировоззренческой скованности властью космических сил, человек снова не может решить всю ту же, проявившуюся еще в античных дискуссиях проблему: как же в благо единичного входят критерии, идущие от благо общего, общества; как эти критерии завершают целостность самого единичного.
Либеральная позиция, несомненно, выражает практику существования человека в обществе, система стимулов труда которого построена на основе реализации частного эгоистического интереса. В результате происходит разрыв между глубинными нравственными основаниями бытия, зовущими к объединению с другими людьми, и теми нравственными идеями, которые пытаются выразить стремление к самоутверждению на основе ограниченных Ценностей эмпирического существования. Данное противоречие виделось многими мыслителями еще в эпоху расцвета классического рыночного капитализма. Здесь несомненно стоит упомянуть Ж.Ж. Руссо, критиковавшего капиталистическую действительность с позиции сенсуалистической* этики. С его точки зрения, общество, основанное на частной собственности, разделяет людей, искажая их подлинные чувства. Действительная же чувственная природа человека зовет его не к разъединению, а к объединению с другими людьми.
Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 1207 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!