Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Вопрос о философской природе этического знания был реально поставлен в литературе прошлых лет в связи с распространенным определением философии как науки о наиболее общих законах природы общества и мышления. Поскольку этика касается не только общих, но и частных законов бытия человека, «опускается» до уровня конкретных рекомендаций к организации практической жизни; в случае принятия упомянутого выше определения, получается что она выходит за пределы философского знания. Достаточно известными болгарскими этиками, в частности, В. Момовым, в свое время был прямо сформулирован тезис о том, что этика лишь по традиции рассматривается как философская наука. Так из области философского знания была устранена та е часть, которая фактически, если взять историю философии, завершала большинство известных философских систем, или даже целиком лежала в их основаниях. Приведенный вывод представляется достаточно закономерным, если вспомнить методологию, на базе которой он был сделан. Дело в том, что в марксистском подходе к философии была очень ограничена ее онтологическая часть, философия была чрезмерно гносеологизирована. В борьбе с так называемыми натурфилософскими учениями философии вообще было отказано в праве делать какие-либо вероятностные выводы о законах организации бытия в целом. Между тем, все формы мировоззрения, включая мифологию, религию, саму философию, пытаются дать человеку именно представление о мире в целом, пытаются выявить какие-то основания бытия, позволяющие обрести смысл собственного индивидуального существования. Иначе говоря, всякое мировоззрение пытается преодолеть пропасть между человеком, его сознанием, способным к анализу и целеполаганию, к оценке вероятных перспектив собственного бытия в мире (в объективной реальности), и самим миром, который всегда остается до конца неизвестным, который (если исключить искусственную среду обитания) не создан самим человеком.
Для того чтобы выводы об общих целях жизни человека, его ценностных приоритетах, его нравственной позиции были убедительными, хочется именно получить знание о порядке организации мира в целом. Человек, разумеется, стремится прожить более счастливо и желает иметь надежные критерии определения счастья. Поэтому-то философия всегда и пыталась достичь целостного знания о мире. Ясно, что приобрести такое знание, сделать выводы о всеобщем и бесконечном, опираясь лишь на отдельные области знания, исследуемые конкретными науками, нельзя. Невозможно достичь его и на основе простого суммирования знания конкретных наук. Эта процедура породила бы больше вопросов, чем ответов, так как по мере исследования отдельных областей и интеграции разных наук новые проблемы возникают лавинообразно. Но знание о всеобщем и бесконечном, если исключить откровение, в то же время нельзя получить ниоткуда, кроме как из конкретного знания. Получается сложная ситуация: знание о всеобщем и бесконечном нужно построить на основе познания ограниченных областей реальности, но обладая лишь таким знанием, нельзя быть до конца уверенным в истинности выводов, касающихся всеобщего и бесконечного. В этом двойственном положении, вообще говоря, заключается природа философского знания, которое стремится быть доказательным, построенным по типу естественно-научного и в то же время не может полностью быть таковым в силу бесконечности мира, неисчерпаемости бытия. Многие философские концепции решают это противоречие, обращаясь к так называемому интуитивному познанию, утверждают возможность контакта с бытием в состоянии экстаза или самоотрешения. Мы не думаем, что это единственный путь развития философского знания, но считаем, что философия и этика могут делать выводы вероятностного характера, включая рассуждения, предположения об организации универсума в целом. «Если философ стремится охватить, очертить мир в целом, он неизбежно должен дорисовать контуры мира, «включив» в него не только социум, но и проблематичные миры, космический разум и многое другое, в том числе такое гипотетическое, что граничит с человеческой фантазией. Общая, философская «картина мира» содержит в себе также человеческое, эмоциональное отношение к миру, его оценку с точки зрения судеб индивида и человечества»*. С такой постановкой вопроса сочетается определение идей, которое предлагает испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет: «Прорехи в наших верованиях — вот те бреши, куда вторгаются идеи. Ведь назначение идей состоит в том, чтобы заменить нестабильный, двусмысленный мир на мир, в котором нет места двусмысленности. Как это достигается? С помощью воображения, изобретения миров. Идея — это воображение. Человеку не дано никакого заранее предопределенного мира. Ему даны только радости и горести жизни. Влекомый ими человек должен изобрести мир. Большую часть самого себя человек наследует от предшествующих поколений и поступает в жизни как сложившаяся система верований. Но каждому человеку приходится на свой страх и риск управляться с сомнительным, со всем тем, что стоит под вопросом. С этой Целью он выстраивает воображаемые миры и проектирует свое в них поведение. Среди этих миров один кажется ему в идее наиболее прочным и устойчивым, и человек называет этот мир истиной или правдой. Но заметьте: истина или даже научная истина есть не что иное, как частный случай фантастического»**.
* Алексеев П.В., Панин А.В. Философия.— М., 1996.— С. 63-64.
** Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры.— М., 1991,— С. 475-476.
Но возможна и другая позиция в отношении решения спорных философских вопросов. Это позиция разумного скептицизма. В рамках такого подхода полагается, что мы можем строить ориентиры собственной жизни только на основе тех реальных фактов, которыми мы владеем, и что нам совсем не нужно конструировать для этого какие-то метафизические миры. Здесь я хочу привести одно положение популярного в XIX в. и, к сожалению, почти забытого сейчас американского философа Р.Г. Ингасола.
31 декабря 1897 г. Ингасол посетил лабораторию Томаса Эдисона. Он произнес короткую речь, которая была записана на один из первых граммофонов Эдисона. Отрывок этой речи сохранился в записи, которая находится в музее частной корпорации Р.С.А., производящей аудиосистемы. Копия этой записи и ее письменная интерпретация находятся в настоящее время в музее, расположенном в доме, где был рожден Ингасол (Дрезден, штат Нью-Йорк). Отрывок весьма знаменателен в плане выражения позиции Ингасола и стиля его речей, насыщенных короткими эпиграммами. В русском переводе он имеет следующий вид: «Отрицая все религиозные представления, я утверждаю мое собственное, и оно имеет следующий вид. Счастье единственное благо. Время быть счастливым сейчас. Место быть счастливым здесь. Способ быть счастливым — сделать счастливыми других. Это представление есть нечто краткое, но оно достаточно велико для этой жизни, достаточно сильно для этого мира. Если есть другой мир, тогда, когда мы окажемся там, мы сможем произвести другое представление. Но данное представление определенно достаточно для этой жизни»*.
* Музей: место рождения Роберта Грина Ингасола — Дрезден, штат Нью-Йорк: Interpretive sign, Robert Green Ingersoll Memorial Committee. Amherst, 1977.
Я думаю, что философская этика должна привлекать весь возможный арсенал средств для убеждения человека в необходимости нравственного поведения. Материалом для этого в принципе служит все накопленное человечеством знание, включающее законы любой степени общности, начиная от всеобщих форм логики и математики и кончая конкретными закономерностями психической жизни индивида.
Но с такой постановкой вопроса, разумеется, согласятся не все философские школы. Высказанное в разных философских течениях представление о самой философии влияет и на решение вопроса о соотношении общей философской проблематики и этики.
После Канта, который исследовал предельные формы мышления и свой нравственный императив, также попытался сформулировать как наиболее общее приемлемое для всех случаев правило (универсализуемость, приемлемость для всех составляет саму суть императива), развитие философии можно с известными оговорками изобразить как продолжающуюся по трем линиям.
Первая — это Гегель и затем марксизм, положившие в основу рассуждения исторический принцип. Этот принцип был привлекателен тем, что разрешал ряд выявившихся в развитии философского знания затруднений, в частности — позволял объяснить то, что Канту казалось априорным, вывести это априорное из культуры данного общества, из исторически обусловленной формы взаимодействия людей. Мораль, исходя из этой методологии, оказывалась необходимой для стабилизации данного общества и, собственно, выводилась из объективных социологических законов. Она закономерно получалась исторически релятивной. Введение подобного понимания, вообще говоря, вносило много позитивного. Оно преодолевало, казалось бы, ненужные спекуляции, превращало этику в строгую науку. Но здесь же таилась определенная опасность. Опасность, которая заключается в том, что философия, собственно, лишалась своего философского статуса, она лишалась метафизики и превращалась в строгую науку, построенную по тем же законам, по которым "троится все естественно-научное знание. В этом знании не оставалось места для подлинной свободы выбора, связанной с индивидуальными решениями, собственной аргументацией своего нравственного поведения. Совсем не случайно поэтому у Гегеля мораль, как сфера свободного бытия человека, закономерно уступала место нравственности, в которой мораль подчинялась совершенной традиции. Традиция же, в конечном счете, выглядела как социологически обоснованная.
Я совсем не против стремления к построению философии как строгой науки. Но в случае обоснования морали через определенную общественную реальность конкретного общества и даже через исторический процесс в целом мы выводим этическое знание из конечной действительности. В то же время природе философского знания отвечает бесконечный мир и бесконечное, по крайней мере по своей тенденции, бытие человека. Невозможность дать сведения о бесконечном с помощью исследования конечной области реальности составляет ограниченность социологического метода. С помощью него никогда невозможно получить, например, ответ на вопрос о том, зачем нужно рожать детей, почему люди совершают героические поступки, зачем жить, если мы все равно умрем? Эти вечные вопросы будут постоянно беспокоить людей в любом, даже очень совершенном с точки зрения условий удовлетворения материальных потребностей и распределения материальных благ обществе.
Две другие линии послекантовской философии связаны с Баденской (Оренбургской) и Марбургской школами. Конечно многообразные тенденции, которые можно выявить в современной философии не сводятся к наследию этих двух школ. Но с точки зрения методологии, с точки зрения общего представления о философии как определенной системе знания различия позиций этих школ весьма показательны.
Баденская школа исходила из того, что познание есть психический процесс, в основе которого лежит многообразный индивидуальный опыт (экстенсивный, т. е. опыт внешней активности, и интенсивный, т. е. опыт внутреннего сосредоточения). Результатом опыта становится приобретение трансцендентального, т. е. всеобщего и необходимого знания. Такое знание рассматривается как возможное в силу того, что его предметом являются общеобязательные ценности, с которыми оно должно согласовываться для достижения истины. Философия при таком подходе представляется наукой о ценностях. Но ценности являются не просто результатом описания какой-то реальности. Они предшествуют знанию, составляя методологическое основание его приобретения. Образование понятий в естественных науках, по мысли представителей данной школы, характеризуется генерализирующим (номотетическим методом), а в исторических науках — индивидуализирующим (идеографическим) методом. Нравственность, исследование которой предполагает индивидуализирующие абстракции, описывается, соответственно, через идею плюрализма разных культур. Идеи названой школы повлияли на М. Вебера, от которого ведет происхождение очень популярное направление понимающей социологии.
Марбургская школа предложила трансцендентально-логическую интерпретацию учения Канта. Согласно идеям этой школы, знание приобретается в виде постепенного накопления информации, обусловленного саморазвертыванием разума, самополаганием познающего субъекта в процессе развития культуры. Истинность мышления и бытия определяется трансцендентальной реальностью, понимаемой объективно идеалистически, т. е. Богом. Согласно идеям Марбургской школы, человек, как юридическое лицо, подчиняется государству. Последнее не только защищает индивидуальные права граждан, но и выражает всеобщую нравственную истину. Общественные науки показывают, что общество очень медленно, но верно и закономерно движется к выражению определенного нравственного идеала. Сам этот идеал полагается предзаданным, подкрепленным силой божественного авторитета. В гносеологическом плане данная школа претендует на объективизм. Но его основания оказываются объективно-идеалистическими. Политически идеи данной школы составили основу этического социализма, утверждавшего необходимость медленных, реформационных преобразований общества на социалистических началах.
Как видно, и та и другая школы уделяют значительное внимание этическому знанию. В первом случае речь идет о ценностях, которые, несмотря на их постижение через исследование глубин индивидуального сознания (на данную школу повлияли идеи Гусерля), тем не менее способны создать общезначимый трансцендентальный смысл бытия, показать значение интерсубъективного характера нравственных отношении. Во втором случае нравственные ценности становятся методологической основой самой философии. Этика составляет, с точки зрения представителей Марбургской школы, логику общественных наук, юриспруденция — их математику.
Философские изыскания, развитые в рамках двух упомянутых послекантовских школ, отражают вошедшую в философию вместе с Беркли, Юмом, Кантом идею понимания мира как предстающего перед нами только в интерпретированном со стороны субъекта виде. Вместе с тем за такой субъективной интерпретацией ищется некоторый интерсубъективный смысл, то есть такой смысл, который позволяет преодолеть крайний субъективизм, найти масштаб для общих оценок, что только и может позволить обществу, человечеству существовать в виде некоторой целостности, а человеку — обрести смысл бытия в совместно разделенных с другими людьми целях.
В этом смысле современная философия корректирует традиционное желание построения философской теории по образцу объективного естественно-научного знания, вместо традиционной категории истины начинают все более использоваться категории понимания, согласия, что само по себе показывает значение этической составляющей всякого познания.
В XIX в. Шопенгауэр строит философскую теорию, в которой не только признается относительность всего человеческого знания, но и само познание, также как и культура в целом, становится предметом нравственной оценки. Оценивая значение Шопенгауэра как мыслителя, Шпенглер писал, что с него начинается новая традиция. В отличие от Канта, который смотрел на мораль как предмет познания, у Шопенгауэра само познание становится предметом нравственной оценки и тем самым вся философия превращается в этику*. «В пессимизме Шопенгауэра,— отмечает А.А. Чанышев,—...видят средство, наиболее адекватное задаче исправления сосредоточенной на мироустроение европейской культуры, переориентации ее на фундаментальную значимость факта человеческой конечности, и говорят в связи с этим о «мышлении в духе Шопенгауэра» как гуманизме нашего времени — «суровой, тяжелой и преимущественно опасной задаче» возвращения от политической оценки к оценки моральной, запрещающей любые попытки усовершенствования структуры бытия и противопоставляющей им героизм стоического сопротивления тотальному неблагополучию мира»**. Идеи Шопенгауэра, как известно, повлияли на Ницше и многих других представителей современной западной философии, выступающих с позиции антисциентизма, считающих, что фундаментальные ценности бытия не зависят от эмпирического существования, предшествуют всякому научному познанию (критическая онтология Н. Гартмана, антропология М. Шелера, экзистенциальная философия М. Хайдеггера и др.).
* Шпенглер О. Закат Европы. Т. 1. Образ и действительность.— М; Пг., 1923.— С. 22-23, 391, 400.
** Чанышев А.А. Этика Шопенгауэра: теоретический и мировоззренческий аспекты // Вопросы философии.— 1988.— №2.— С.142.
В XX в. появляется также совершенно новая философия, в которой прямо делается вывод о том, что нравственное отношение предшествует естественно-научному познанию, так сказать, даже в смысле его собственной методологии. Я имею в виду мысли Ч. Пирса об этике научного сообщества. Ч. Пирс обращает внимание на то, что знание творится людьми, а они сами являются субъектами нравственных отношений. Без предшествующего познанию нравственного отношения наука, с его точки зрения, не может развиваться даже в том элементарном смысле, что не будут со вниманием выслушаны все относящиеся к предмету точки зрения. А беспристрастное сравнение разных позиций, согласно Пирсу, как раз и составляет основное условие поиска научной истины, отбора верных гипотез. Здесь мораль ставится впереди всех иных областей философии и даже впереди всего человеческого познания.
Если учесть, что философия это все же более всего мировоззренческая наука и ее основным предметом является человек, можно сказать, что нравственные вопросы не только предшествуют научному поиску, но и необходимо завершают философское познание в наиболее глубоком метафизическом (неутилитарном) смысле нравственных оснований индивидуального человеческого бытия. На этом уровне рассмотрения мораль уже представлена не в плане простых обязательств типа «будь честен» или «не убий», она выступает как поле поиска смысла разделенных с другими людьми целей бытия, этическое знание пытается определить здесь критерии человеческого достоинства, которое просто невозможно утвердить, не вступая в контакт с другими людьми, не воспринимая их, наполненных интерсубъективным смыслом, оценок.
Итак, мы имеем четыре методологические позиции по поводу соотношения философии и нравственности: 1. Мораль выводится из объективного исторического рассмотрения общества. 2. Нравственный идеал является целью истории. Он предзадан божественной волей. 3. Нравственные идеи как ценности предшествуют всякому философскому познанию, даже если они основаны на простом согласии людей. Эта позиция соотносится с идеями Баденской школы, хотя в современной философии она имеет гораздо более глубокое развитие и более аргументированную психологическую проработку. 4. Нравственные идеи предшествуют философскому познанию и завершают его как целостное мировоззрение.
Мне кажется, что последняя позиция ближе всего к правильному пониманию роли морали в философском познании, даже если брать только гносеологическую сторону вопроса. И уж конечно значение морали как философского знания неоспоримо при рассмотрении онтологических вопросов, т.е. вопросов о характере человеческого бытия.
Развивая эту позицию, я хочу еще раз подчеркнуть, что философское знание не может быть простым социологическим знанием, основанным на методах общественных наук, сходных с методами естествознания. Безусловно, философия — это ценностное знание. Но философские ценности — ценности особого рода. Это не просто то, что показывает значимость каких-то явлений для жизни человека, как, например, воздуха или пищи. В философии ценности имеют нормативное значение. Они предписывают человеку, каким он должен быть. И, конечно, это и нравственные ценности, говорящие о том, какими должны быть взаимоотношения человека с другими людьми. Различие это, впрочем, относительно. Так как принятие определенных личностных ценностей требует и соотносимой с ними установки во взаимоотношениях с другими людьми. Например, если вы даосист, для вас не очень важна карьера, слава, престиж, то всякое общественное воспитание в смысле принуждения неприемлемо. Но если вы конфуцианец и готовы бороться за то, чтобы занять определенное место в иерархии общества, оно, наоборот, желательно. Я имею в виду — желательно даже в личном плане.
Сказанное, однако, не означает того, что ценности произвольны, что они принимаются просто по согласию людей. Процессы утверждения ценностей и норм в общественной жизни, в культуре общества носят характер духовно-практического освоения действительности, при котором познание и создание новой реальности слиты в одном процессе. Недостаточное понимание специфики процесса духовно-практического освоения действительности рождает желание мистической интерпретации философского поиска. В современном мире и в нашей современной российской действительности есть тенденция к иррационализации философии. Иногда призывы к иррационализму и мистике прямо не делаются, но все равно утверждается, что методы философии должны радикально отличаться от методов естественных наук. Современный американский философ Р. Рорти говорит, например, что философия должна опираться на сатиру, афоризм, а ее функции должны быть сходны функциям религиозного утешения. Рациональную философию Гегеля и Маркса он называет следующей за реальностью. Она, с его точки зрения, не способна играть авангардную роль. Я не отвергаю многообразие методов философского исследования, в том числе и сатиру, и афоризм. Многие сатирические персонажи разоблачали людей безнравственных, жадных, уродующих в силу своей ограниченной жизненной ориентации собственную жизнь и жизнь других людей. Но я также считаю, что философия не должна отказываться и от методов рационального анализа. Как я уже говорил, значение рациональной мотивации поведения даже возрастает.
Признание права философа на конструирование метафизических миров не снимает проблему, касающуюся вопроса о том, насколько проблематичным оказывается подобное знание или, точнее, представление. Ясно, что выводы такого порядка все равно остаются вероятностными, так как метафизических миров никто не видит и они, даже если предположить их существование,— не проявляют себя в действительности непосредственно.
Вероятностный характер выводов в принципе соответствует природе философского знания. Соответствует специфики философии и желание разрешения мировоззренческих проблем, связанных с такими утверждениями, которые принципиально не могут быть получены методами естественных наук. Но с моей точки зрения это все же не означает, что в философском исследовании можно целиком пуститься в игру воображения, просто выдавая желаемое за действительное. Для позитивных выводов о бесконечном могут быть использованы различные методы, в частности, аналогии. До сих пор развитие науки в целом подтверждало, что вселенная качественно однородна. Она состоит из определенных элементов, подчиняется физическим законам.
Во многих случаях при исследовании разных областей вселенной срабатывает матричный принцип. Он, наряду с другими методами естественных и общественных наук, может быть использован для выводов о бесконечном. Матричный принцип может служить основанием для утверждения о том, что совершающий безнравственное деяние наказывает сам себя, и не случайно Сократом была высказана великая идея о том, что причиняющий зло страдает больше того, кому оно причиняется. Весь опыт существования природы показывает, что на всех уровнях ее организации, начиная с многоклеточных сообществ, выполняются определенные правила, поддерживающие гомеостаз. Это может служить одним из доказательств в пользу утверждения необходимости выполнения нравственных требований.
Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 2009 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!