Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Значительный опыт по подготовке специалистов-дизайнеров широкого профиля, способных проектировать сложные и средовые объекты, накоплен в С.-Петербурской Государственной художественно-промышленной академии (СПГХПА) им. В.И. Мухиной. С 1978 года (момента создания) мастерская В.А. Кирпичева не только ориентировалась на решение этой задачи, но и фактически была первой в попытке обучения «Экологическому дизайну» в вузах страны. Проблемно-тематическое направление мастерской, по словам ее руководителя, определялось ориентацией на разработку обитаемых объектов экспериментального характера с экологически замкнутой системой жизнеобеспечения. Объект рассматривался не сам по себе, а во взаимосвязи с природным окружением. Проблемы, которые ставила перед собой мастерская, требовали коллективной работы. Студентам давалась возможность почувствовать, что решение в заданные сроки сложной проектной проблемы под силу только или «суперменам» (которые встречаются крайне редко), или коллективу, работающему как одно целое при обеспечении полного раскрытия своих способностей каждого его члена.
Примеры тематики дипломных проектов, коллективно разработанных выпускниками мастерской: «Обитаемые объекты с экологически замкнутой системой жизнеобеспечения», «Система мобильных жилищ для оленеводов, охотников и рыбаков Крайнего Севера», «Объекты рекреационных
зкомплексов «Луна-парк» и «Аттракцион», дизайн-программа «Национальный парк Вуоксы» (Вуокса - это озерно-речная система на Севере Ленинградской области).
Выбор экологической проблематики и средовых объектов связан с тем, что средовые объекты охватывают самые разные аспекты человеческой жизни. Проектируя их, студенты знакомятся со всем многообразием человеческих потребностей, интересов, устремлений. Они вынуждены учитывать, компоновать, изучать весь комплекс факторов - социальных, культурных, технологических и экологических, обуславливающих решение проектной задачи. Многоаспектность экологических объектов вынуждает студентов использовать и интегрировать весь комплекс знаний и умений, приобретенных на курсах художественных, технических и общественных дисциплин, а также стремиться обогатить свои знания, дополнить их за счет самообразования [30.6].
Результаты десятилетней подготовки студентов по специальности «Дизайн архитектурной среды» в стране и собственный опыт послужили основой корректировки деятельности мастерской. Важным фактором, определяющим появление фундаментально образованных дизайнеров, имеющих широкие знания о мире и о себе, представляется тенденция к экологизации жизни промышленно развитых стран. Прогнозируется, что на смену компьютеризации и информатике идет эра биотехнологий, экологического «Ренессанса». Поэтому, готовя специалистов XXI века, высшая школа обязана дать такое образование, которое не устарело бы завтра.
В конце 1990-х годов В.А. Кирпичев и кафедра архитектурного дизайна Академии видели свою цель в подготовке специалистов-дизайнеров широкого профиля, называемых ими «экодизайнерами», «дизайнерами-архитекторами», которые должны быть способны проектировать сложные средовые объекты и системы. Сюда относятся организация и оборудование городской среды, пространство досуга и отдыха, жилья и работы, а также обитаемые объекты, функционирующие в экстремальных условиях.
«Экодизайнер» должен не только уметь проектировать «невостребованные» архитектурой и промышленностью объекты, но и обладать своеобразным проектным мышлением, учитывающим законы, могущие объединять, синтезировать искусство и технику, дизайн и архитектуру, природу и культуру, нравственные и эстетические ценности [30.7].
Биодизайнерекий подход, как одна из тенденций формообразования предметного мира (от отдельных вещей до архитектурно-средовых комплексов) - еще одно проявление заинтересованного внимания в Мухинке к проблемам взаимодействия человека (общества) с природой. Бионика (от греч. bios - жизнь) - направление в научном познании, занимающееся изучением и использованием законов и принципов формообразования объектов живой природы.
Негативные последствия развития техники в отрыве от природы, отрицание ее крайней формы - техницизма - привели к пониманию не только возможности, но и необходимости заимствования «опыта» природы. Рождение бионики как науки было провозглашено на первом американском симпозиуме «Живые прототипы исскуственных систем - ключ к новой технике» (1960). Академик Аксель Иванович Берг, инициатор и руководитель отечественных исследований по кибернетике (от греч. kybemetike - искусство управления), в т.ч. по ее бионаправлению на 1-ой Всесоюзной конференции по бионике (1963) отмечал, что в природе, наряду с целесообразным, много давно отжившего, поэтому надо особенно тщательно отбирать биопрототипы, сосредоточив внимание «на раскрытии тех принципов построения структуры, определении тех важнейших функциональных зависимостей и методов приспособления, резервирования и самообновления, которые обеспечивают биологическим системам исключительно высокую гибкость и живучесть в сложных условиях их существования» [30.9].
Первые проекты в ЛВХПУ им. В.И. Мухиной, опирающиеся на биологические структуры, были разработаны в 1969-м и 1970-м годах. Интересные и содержательные работы выполнены на кафедре дизайна СПГХПА им. В.И. Мухиной в начале 2000-х годов по разработке машин для служб гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций. Тематика проектирования с биологическим уклоном формообразования была связана с несколькими типами машин. Образное видение было ключом в поиске точных биоаналогов, кинематические особенности которых позволили студентам найти успешное решение технических задач.
Продуманная техническая идея воплощалась в форму узнаваемую, информационно насыщенную, что, в известной степени, преодолевало драматическую отчужденность мира машин от мира «органической жизни». Симптоматично, что эти машины, предназначенные для сохранения жизни и природы, созданы в формах самой жизни. Здесь можно увидеть не только поучительное совпадение целей и средств в процессе обучения, но и один из ведущих принципов реалистического искусства, который определяется соответствием художественной формы авторской идее произведения; для диайна - это соответствие формы изделия его функциональному назначению.
Рассмотрим несколько примеров студенческих работ.
Н. Терешина. Проект машины-нефтесборщика (биопрототип - водомерка). Машина - специализированное средство для очистки акватории от нефтяных разливов. Она снабжена «поплавками», обеспечивающими устойчивость нефтесборщика на поверхности воды. Рабочим органом служит запорное насосное устройство, собирающее нефтяную пленку с поверхности воды.
Д, Свистулин. Универсальный манипулятор высокой проходимости (биопрототип - тиранозавр). Манипулятор предназначен для проведения поисково-спа- сательных работ на территориях, подвергшихся воздействию землетрясений и прочих явлений, приводящих к разрушению зданий. Благодаря высокопроходимой базе, он способен преодолевать пороги 1,5 м высотой. При помощи гибкой стрелы-манипулятора возможна постепенная разборка фрагментов разрушенного здания без заезда на завал. Машина управляется двумя операторами, один из которых отвечает за движение, другой - за стрелу-манипулятор. Кабина устроена таким образом, что способна выдерживать падение фрагментов полуразрушенных зданий.
А. Петров. Проект высокопроходимого строительного крана (биопрототипы - паук и краб). Машина выполняет монтажно-строительные работы в труднодоступных условиях (укладка газо- и нефтепроводов в тундре и тайге). Легко перемещаясь с грузом или без него, достигнув места строительства, занимает стационарное положение и организует рабочее пространство над ним. Этому способствует структура и габариты крана: высота -9 м, размах лап - 15,5 м, а также система подсветки рабочей области, позволяющая вести работы круглосуточно.
Д. Дунаева. Проект прогулочного экраноплана (биопрототип - скат). Экра- ноплан - скоростное низколетящее судно. В движении использует эффект экрана, многократно усиливающий несущие свойства крыла. Данное транспортное средство предназначено для водных экскурсий. При переоборудовании салона экраноплан может использоваться и для работы водонадзора, и как спасательное средство [30.1].
В Московском государственном художественно-промышленном университете им. С.Г. Строганова в 2002 году также была открыта кафедра «Средо- вой дизайн». Заведующий кафедрой профессор С.В. Курасов, преподаватели - профессор Е.А. Заева-Бурдонская, доценты Е.И. Полякова, Н.П. Богатова и др. Новая специализация органично вобрала в себя лучшие наработки кафедр «Промышленный дизайн» и «Интерьер и оборудование», творчески продолжив традиции Строгановской школы. Спецификой кафедры является широкий круг проектных тем, начиная с единичных объектов, например, временных ограждений реконструируемых фасадов городских зданий, и заканчивая сложными системными комплексами (выставочными и др.), интерьерными решениями с проработкой фасадов и прилегающей территории клубов, музеев, ресторанов и пр. Одновременно может разрабатываться также фирменная одежда, в т.ч. рекламный костюм с ярко выраженным образным началом. Подобное разнообразие проектных заданий требует разносторонней профессиональной подготовки, хороших навыков макетирования, опыта работы с объемными конструкциями, светом и пространством.
В 2005 году состоялась первая защита дипломов. Отличительной чертой защиты стало использование средового подхода не только в макетно-графической подаче, но и в презентации дипломов. Это - музыкальное сопровождение, дефиле, средства мультимедиа. В полной мере средовой подход был реализован в коллективных дипломных проектах на темы спортивно-развлекательного байк-клу- ба и музея «Дом Бурганова».
Более обособленные, но не менее важные, вопросы решались в других проектах. Например, проект Р. Черниевского (рук. Е.И. Полякова) жилого модуля для экстремальной среды был разработан по заказу Министерства по чрезвычайным ситуациям. Модуль предназначен для научно-исследовательской работы сотрудников МЧС, задачей которых является сбор, обработка и обмен информацией, а также предупреждение населения о чрезвычайных ситуациях. Он рассчитан на проживание 2-3 человек и состоит из двух уровней. Первый - кухонное оборудование, туалет, автономная мини-электростанция, запасы питания, снаряжения. Второй - зона отдыха с трансформируемыми креслами-кроватями и рабочая зона, а также компьютерное оборудование. Модуль к месту установки доставляется в сложенном виде вертолетом [30.3].
Подготовка дизайнеров в технико-технологических вузах - одна из особенностей 1990-х годов. В эти годы в системе высшей школы страны происходили значительные перемены. Крупные, существующие не один десяток лет вузы стремились повысить свой образовательный статус, обретя ранг Университета.
Московский энергетический институт - ныне один из крупнейших в стране технических университетов - был в их числе. Развитие университетского комплекса повлекло за собой создание в нем нескольких гуманитарных подразделений, в том числе Гуманитарно-прикладного института с входящим в его состав факультетом «Дизайн и мода» (декан факультета А.В. Зейналова, заведующий кафедрой дизайна А.Г. Пушкарев, кафедрой рисунка, живописи и скульптуры -
С.А. Шлыков). На факультете вот уже более 10 лет ведется подготовка специалистов по направлениям: искусство интерьера, графический дизайн, промышленный дизайн, дизайн костюма.
Классическое университетское образование в сочетании с фундаментальным блоком художественно-творческих дисциплин стало основой учебной стратегии молодой школы дизайна. Сочетание глубокой историко-культурной, экономической, правовой подготовки с практическими навыками проектирования в различных сферах дизайна позволило значительно укрепить позиции подготавливаемых дизайнеров на рынке труда. Новая школа, опирающаяся на многолетний опыт ведущих художественно-промышленных и архитектурных вузов, свободная от консервативных наслоений, динамична. В ней стимулируется право на эксперимент и широко используются в учебном процессе авторские программы, разработанные преподавателями факультета, имеющими богатый опыт практической дизайнерской деятельности.
При подготовке специалистов по направлению «Искусство интерьера» преподаватели считают, что более обоснованно говорить не об «архитектурном образе» (как в архитектуре), не об «стиле и формообразовании» (как в дизайне), а об «образе - атмосфере среды». Это понятие, по их мнению, более мобильно во времени и во многом зависит от сознания и индивидуальности потребителя среды, предполагая его участие в ее формировании. Смысловое наполнение интерьера создается с учетом социально-культурных и других особенностей потребителей, превращая его (интерьер) либо в произведение прикладного искусства, либо в функционально-комфортную среду обитания, либо придавая ему сочетание качеств и того, и другой.
При разработке концепции решения интерьера предполагается создание «легенды», исходя из предпроектного анализа, осуществляется креативный поиск новых идей в виде графических набросков и объемных «черновых» макетов. На последующих этапах происходит конкретизация объемно-пространственной структуры (в т. ч. цветосветового решения), предметное наполнение пространственной среды. Все это предопределяет методику обучения и иерархию блоков проектных заданий.
В наименовании факультета, как отмечает его декан А.В. Зейналова, слова «дизайн» и «мода» стоят рядом не потому, что есть специализация «Дизайн костюма», а в связи (и в том числе) с осмыслением феномена моды как широкого, культурологического явления, оказывающего значительное влияние на развитие дизайна в целом. Почтительное отношение к этому понятию, как одному из факторов динамичного рынка, прививается студентам факультета и находит отражение в работах выпускников, позволяя им занять достойное место в профессиональном сообществе дизайнеров 130.4].
Факультет «Дизайн и мода» ГПИ МЭИ (ТУ), его профессорско-преподавательский состав удостоены дипломов лауреатов и национального приза «Виктория» на Всероссийских выставках-конкурсах «Дизайн», в т.ч. 2005 и 2006 годов.
Промышленный предметный дизайн и многие дизайнеры со стажем, работавшие в нем, в конце XX века оказались в тяжелом положении по объективным социально-экономическим причинам. Это сразу же весьма негативно сказалось на уровне подготовки студентов-предметников, т.к. им негде было проходить практику и стажироваться, не говоря о последующей работе по специальности. В то же время остро встал вопрос, как не допустить дефицита профессионалов, что предпринять для подготовки кадров на будущее - кадров, способных успешно вести проектирование в совершенно новых условиях.
К началу нынешнего века наметилось некоторое оживление в сфере предметного промышленного дизайна. На ряде производств (в частности, оптикомеханических предприятиях - см. Лекцию 28) сохранились или кадры, или хотя бы традиции и понимание необходимости и важности участия дизайнера в создании изделий. Одновременно появились студии, которые позиционируют себя как дизайнерские проектные организации широкого профиля (интерьеры, графика, отдельные изделия). Их деятельность ярко высветила непрофессионализм большинства молодых «предметников», если оценивать ее с классических дизайнерских позиций.
В 2004 году появилась книга-альбом с многообещающим названием «Создано в России: промышленный дизайн» (100 участников, более 500 цветных иллюстраций). Смотришь - дух захватывает от гармоничных объемов, изысканных цвето-фактурных решений, оригинальных компоновок проектов, созданных при помощи компьютера.
Сами составители-редакторы издания честно предупреждают, что большая часть продемонстрированных в книге работ - «всего лишь» проекты, а воплощено в материале и продается пока не так уж много. Не станем спорить - не случайно книга называется «Создано в России...», а не «Сделано...» [30.11].
Нет сомнений в достоинствах книги, само ее издание - весьма отрадный факт. Но одновременно есть повод еще раз взвесить и определиться, какой смысл сегодня вкладывается в термин «дизайн»? Что это: или художественное конструирование с учетом всей гаммы факторов и требований технической эстетики (как трактовал ВНИИТЭ в 1960-1970-е годы), или художественное формообразование, художественное проектирование в духе Сенежской студии СХ СССР; или дизайн-проектирование по методологии Реймонда Лоуи (США) и Джорджетто Джуджаро (Италия), или субъективное формотворчество в стиле Луиджи Колани (Германия)?
Дизайн-студии и отдельные дизайнеры готовы представить производителям красивые, креативно-стильные рисунки внешнего вида промышленных изделий (об этом говорит их реклама). Производители же постоянно сталкиваются с проблемой, - как превратить рисунок в готовый продукт? Даже руководители студий вынуждены признать, что для большинства дизайнеров все заканчивается рисунками, мало кто может продвинуться дальше. Заказчики в этом вопросе категоричнее - дизайнер может нарисовать картинку, а дальше - пропасть.
Характерный пример того, что происходит с картинкой, приведен в журнале «Эксперт». Компания «Сокол» потратила почти два года, чтобы дизайнерское предложение по формообразованию телевизора довести до реального производства. Подготавливая технологическую оснастку для серийного производства корпусов телевизора, заказчик отослал рисунок производителю пресс-форм, от которого был получен ответ - по этим наброскам изготовить пресс-формы нельзя, т.к. в соответствии с конструктивно-технологическими требованиями необходимо там отверстие увеличить, здесь стенки сделать толще, ввести литейные уклоны и так далее. Увидев замечания и как их устранение влияет на общую форму телевизора, дизайнеры, образно говоря, упали в обморок - нарушалась композиция, пропадала «красота» формы. Попытки поиска компромисса между формой и технологией ее изготовления в итоге привели к потере времени, что совершенно недопустимо в условиях быстро обновляющегося рынка бытовой электроники. Самое главное, заказчик сделал вывод, что работать с дизайн-студиями нельзя и «никакого промдизайна у нас пока нет» [30.5].
Промышленный предметный дизайн - это не только предложения по «эффектной» внешней форме изделия. Для создания конкурентоспособной инновационной по своей функционально-эстетической сущности продукции необходимо проникновение во внутреннюю структуру, понимание особенностей работы конструктивных узлов и знание технологии.
С.Г. Строганова, сетует, что даже в этом ведущем вузе страны, где уже многие годы действует система инженерного сопровождения в процессе обучения студентов, налицо кризис с кадрами соответствующих кафедр. Уровень инженерной подготовки дизайнеров в вузах-корифеях падает, а в учебных заведениях, вновь осваивающих эту специальность, такая подготовка, как правило, вообще отсутствует [30.8].
В сфере промышленного предметного дизайна образовался своеобразный «заколдованный круг». Обеспечить высокий уровень профессионализма, в т.ч. конструкторско-технологических знаний, может только тесная взаимосвязь обучения с практикой, стажировка студентов в проектных и производственных коллективах, совместная работа с профессионалами. Однако промышленность только начинает подниматься после глубокого кризиса, ее инновационный потенциал крайне мал. Налицо также низкий спрос на услуги дизайна со стороны предприятий и предпринимателей, недопонимание ими возможностей и преимуществ применения дизайна. Негативную «лепту» вносят в эту ситуацию дизайнеры - выпускники вузов последнего десятилетия, неполучившие полноценных знаний, что является, как говорится, не их виной, а их бедой. Промышленность и дизайн-образование должны вместе искать и находить выход из сложившейся ситуации. Это невозможно без целенаправленной политики и поддержки государственных структур, что подтверждается историческим опытом высокоразвитых стран.
Дата публикования: 2014-10-19; Прочитано: 973 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!