Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Итальянский радикальный дизайн, антидизайн



Молодое поколение итальянских дизайнеров и архитекторов в середине 60-х годов XX века на волне социальных проблем (неудовлетворенность условиями работы, уровнем образования и пр.) выступило за обновление проектной концеп­ции «хорошего дизайна». В основу проектного радикализма ими были положены три нигилистических лозунга: депрофессионализм, антидизайн и контркультура.

Депрофессионализм предполагал отказ от сложившейся со времен Баухауза и все более теоретически обосновываемой методологии проектирования матери­альной среды. Делалась попытка сократить (в лозунгах - устранить) дистанцию между проектной культурой профессионалов и самопостроением своей повсед­невной жизни обывателями, отойти от норм «высокой» культуры, сделав акцент на культуру массовую.

Члены группы «Архизум» А. Мендини, Э. Соттсасс и др. предлагали экстра­вагантные проекты в духе поп-искусства: ироничные и одновременно с претен­зией на серьезность импровизации кичевого характера. В противовес професси­ональной дизайнерской методологии предполагалось творчество со спонтанным эстетическим самовыражением в игровой форме. Поэтому итальянский ради­кальный дизайн стремился стать дизайном средового культурно-символического поведения, когда крайним случаем становится дизайн без вещей со стабильной формой (антидизайн) [27.4].

Радикальное движение создало свой метод проектирования, прямо противопо­ложный сложившемуся официально (гласно и негласно) в профессиональном сооб­ществе. На фоне достаточно туманных рассуждений свободного гуманитарного фи­лософствования появлялись реальные формы, делающие зримыми такие вырази­тельные средства как символ, аллегория, ирония; создавался цельный образ при внутренней парадоксальности и амбивалентности (двойственности эмоционального восприятия). Антидизайн «был центрирован не столько на свободе потребления, сколько на свободном проектировании, свободе самовыражения дизайнера, созда­вавшего выразительные формы (культурные образцы), образы свободы, в первую очередь - свободы от условностей, правил, канонов, общепринятого хорошего вкуса и даже утилитарности. Здесь итальянский арт-дизайн достигает полноты своего выражения и, по сути, преступает более или менее твердо очерченные к тому вре­мени границы профессии, превращаясь в своеобразную гибридную форму современ­ных направлений в искусстве, широко используя инструментарий оп-арта, поп-арта, кинетического и программированного искусства, хеппенинга, перформанса и созда­вая ряд самостоятельных художественных направлений» [27.6].





Дата публикования: 2014-10-19; Прочитано: 1266 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...