Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Время «оттепели», создание ВНИИТЭ



Вторая половина 1950-начало 1960-х годов - период «оттепели», время пе­ремен в политической, хозяйственно-экономической и культурной сферах Совет­ского Союза. Это время стало периодом наиболее заметного подъема в экономи­ке страны. Расширилась металлургическая база, существенно возросла мощность электростанций. Велись работы по созданию единой энергетической системы в европейской части СССР. В июне 1954 года завершилось строительство первой в мире атомной электростанции в г. Обнинск под Москвой (5 тыс. кВт). Был построен ряд крупнейших предприятий в химической, нефтеперерабатывающей и других отраслях промышленности. Наиболее быстро развивалось машиностро­ение. С 1957 года было прекращено производство паровозов, осуществлялся пе­ревод железнодорожного транспорта на электрическую и тепловую тягу. В том же 1957 году на воду был спущен первый в мире атомный ледокол «Ленин».

Развитие экономики тех лет проходило под знаком возрастания роли техни­ческого прогресса. Именно к этому времени относится начало научно-техниче- ской революции в стране. Освоение космоса, химизация народного хозяйства, развитие электроники, многие другие важные научно-технические направления в эти годы подкрепляются крупными государственными программами. Для ру­ководства внедрением в народное хозяйство достижений науки, техники и тех­нологии в 1955 году вновь был образован Государственный комитет Совета Ми­нистров СССР по новой технике (Гостехника СССР), позднее преобразованный в Государственный комитет по науке и технике (ГКНТ).

В 1950-е годы были возрождены службы Аэрофлота и разработан их фирмен­ный стиль; построены новые аэропорты в Москве и Ленинграде. Прогресс воз­душного транспорта шел главным образом за счет развития авиационной техни­ки, в то время как организации и совершенствованию технологического процесса обслуживания авиапассажиров уделялось недостаточное внимание. На коротких маршрутах (до 1000 км) время, затрачиваемое пассажирами на наземные опера­ции, в несколько раз превышало время полета. Это стало особенно ощутимым пос­ле внедрения в эксплуатацию газотурбинной, а позднее - реактивной техники.

В эти годы на линии вышли первые реактивные и турбореактивные самолеты. В июле 1956 года в воздух поднялся первый советский реактивный пассажирский самолет ТУ-104. Первые самолеты этого типа, несмотря на сверхсовременный внешний вид, внутри были оборудованы как интерьеры поездов мебелью в «рус­ском стиле» с вышитыми занавесками и домашними настольными лампами.

Архитекторам и художникам-конструкторам пришлось решать новые непри­вычные функциональные задачи - не только оборудование залов ожидания, ус­тройство информационных табло, проектирование стоек для оформления биле­тов и сдачи багажа, разработка мобильных трапов, но и искать новую концеп­цию обслуживания пассажиров.

Наиболее рациональная схема была осуществлена в Москве. Было организо­вано комплексное обслуживание пассажиров в городе с последующей доставкой их автобусами-экспрессами непосредственно к трапу самолета, минуя вокзал аэропорта. Это оценили и за рубежом. Так, английский авиационный журнал писал в 1960 году: «Русские первыми сделали практические шаги по пути осу­ществления идеальной схемы организации пассажирских авиаперевозок: город­ской транспорт - самолет, минуя аэровокзал аэропорта» [24.5].

Следующим этапом стало совершенствование технологии обслуживания авиапассажиров. Архитекторы Г. Елькин, Г. Крюков, Ю. Филенков и др. совмест­но с работниками аэропортов Внуково и Шереметьево, используя методы дизай­на, разработали и внедрили ряд новшеств. В том числе метод свободного при­ема багажа, самообслуживание при выдачи и др. с применением средств механи­зации. Были предложены новые решения интерьеров аэровокзалов и нового обо­рудования для них [24.5].

В октябре 1957 года Советский Союз стал пионером освоения космического пространства - стартовал советский искусственный спутник Земли. 12 апреля 1961 года первый в истории полет человека в космос совершил советский лет­чик-космонавт Юрий Алексеевич Гагарин (1934-1968) на корабле «Восток». Уточним, что первая советская ракета с живыми существами - двумя собаками на борту - ушла в космос 22 июля 1951 года. После достижения высоты в 101 км кабина с животными благополучно приземлилась на парашютах. Были еще бо­лее 20 запусков до полета космонавта, о чем стало известно только почти через полвека. Официально сообщалось о запуске «второго искусственного спутника с геофизической аппаратурой и подопытным животным на борту - Лайкой» 3 ноября 1957 года, а также полете в космос и возвращении на Землю собак Бел­ка и Стрелка 30 августа 1960 года.

Получили развитие средства массовой информации: радиовещание охватило всю страну; в 1958 году в стране действовали 53 телецентра, а число телевизо­ров достигло 3 млн.

В годы «оттепели» заметно повысился уровень жизни народа, причем в городах он был по-прежнему выше, чем в сельской местности. Повышалась зарплата, увеличивались общественные фонды потребления, впервые рядовые граждане стали получать отдельные квартиры. Началось массовое жилищное строительство, переселение из коммуналок, обзаведение мебелью, вещами. Хотя новые квартиры, по большей части, были в пятиэтажках без лифта с совмещенными санузлами и маленькими кухнями («хрущебы»), но это был большой шаг в организации быта и его улучшении, особенно с учетом после­военных трудностей.

Большим событием стал Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве в 1957 году, когда произошло довольно массовое знакомство с «чужды­ми советским людям» музыкальными ритмами, искусством, модой и пр. Иност­ранные выставки и журналы давали возможность увидеть уровень зарубежной бытовой техники и машин, организации социальной сферы и быта.

При дефиците многих товаров массового спроса впервые после окончания войны наступило затоваривание из-за низкого качества и несоответствия това­ров новым бытовым условиям; на складах и в магазинах скопилось большое ко­личество отдельных видов продукции. По этим же причинам четко обозначились проблемы во внешней торговле, из-за чего снизился приток валюты. Следстви­ем этих процессов стало начало серьезной экономической реформы, задуманной председателем Совета министров СССР А.С. Косыгиным. 28 апреля 1962 года он подписал Постановление Совета Министров СССР № 394 «Об улучшении качества продукции машиностроения и товаров культурно-бытового назначения путем внедрения методов художественного конструирования».

Постановление было подготовлено ГКНТ, основным его разработчиком был Ю.Б. Соловьев. В постановлении констатировалось, что ни проектировщики, ни промышленники «не учитывают резко увеличивающийся спрос на продукцию повышенного качества и не используют методы художественного конструирова­ния, позволяющие создавать удобные в эксплуатации, недорогие и красивые из­делия». Всем руководящим министерствам и ведомствам предписывалось «обес­печить систематическое повышение качества продукции машиностроения и то­варов культурно-бытового назначения», используя методы художественного кон­струирования, при этом делались конкретные распоряжения - Госкомитету Со­вета Министров СССР организовать в 1962 году Всесоюзный научно-исследова- тельский институт технической эстетики с опытным производством и демон­страционным залом, разместив его на территории ВДНХ. На Институт возлага­лась разработка и внедрение художественного конструирования, координация научно-исследовательских работ в этой области, методическое руководство ра­ботой специальных художественно-конструкторских бюро (СХКБ), а также раз­работка в СХКБ «проектов отдельных видов массовых и наиболее сложных из­делий машиностроения и товаров культурно-бытового назначения» с созданием «опытных образцов такой продукции».

Комитет и ВНИИТЭ должны были также «обеспечить систематическое изу­чение иностранного опыта» в области дизайна. Советы Министров РСФСР, Ук­раины, Азербайджана, Грузии и Латвии должны были организовать в этих рес­публиках СХКБ для разработки «проектов рационально сконструированных и художественно отработанных изделий». Должны были быть созданы художест- венно-конструкторские бюро на предприятиях, поручалось «установить порядок, по которому при проектировании промышленной продукции одновременно с утверждением главного конструктора проекта утверждается заместитель главно­го конструктора проекта по художественному конструированию».

Министерство высшего и среднего специального образования совместно с Министерством культуры и Академией художеств должно было пересмотреть си­стему подготовки кадров «с целью обеспечения выпуска квалифицированных ху- дожников-специалистов для промышленности», в том числе ввести курс худо­жественного конструирования в учебные планы ряда высших технических учеб­ных заведений и организовать при МВХПУ и ЛВХПУ «вечерние отделения для подготовки художников-конструкторов из числа дипломированных инженеров и художников» [2].

ВНИИТЭ, расположившийся в здании около Хованского входа на ВДНХ, как вспоминает Юрий Борисович Соловьев, заработал в полную силу в 1964 году [24.9]. Организационная структура института мало менялась многие годы, чего нельзя сказать о кадровом составе, который пополнялся, расширял­ся и изменялся. Проектная деятельность велась по трем направлениям худо­жественного конструирования: изделия машиностроения, товары бытового на­значения и средства транспорта.

Основными действующими лицами на первом этапе были: опытные автомо­билестроители Ю.А. Долматовский, В.Н. Ростков; ранее работавшие в АХБ Ю.С. Сомов, А. С. Олынанецкий; талантливый инженер с большим опытом орга­низационной работы Б.В. Шехов; опытный проектировщик Ю.П. Филенков; мо­лодые специалисты с техническим образованием А. Грашин, Л. Кузьмичев, ху­дожник А. Соломатин и др. Ученый и изобретатель Г.Н. Лист, получивший Ор­ден Ленина за разработки, выполненные в специальном конструкторском бюро, находившемся в системе МВД СССР («шарашка»), возглавил отдел инженер­ной экспертизы. Позднее уже отдел экспертизы потребительских свойств изде­лий возглавил В.М. Щаренский. Отдел научно-технической информации созда­вался историком со знанием нескольких иностранных языков А.Л. Дижуром; библиотека отдела со временем стала уникальной в стране по подбору специа­лизированных зарубежных изданий. Психолог В.Н. Мунипов с коллегами зани­мался инженерной психологией (эргономикой).

Исторические изыскания, теоретические и методические исследования начи­нали проводить историк-искусствовед Н.В. Воронов, искусствовед Л.А. Жадова, архитектор М. В. Федоров, позднее - В.Ф. Сидоренко и др. Промышленные ин­терьеры были темой работы архитекторов Д. В. Гнедовского Г. Елькина, Ю.С. Ла­пина, А.Г. Устинова и др. Существовали подразделения промышленной графики, декоративных свойств материалов (Т.П. Печкова) и производственные мастер­ские (П.П. Кулешов).

Позднее был создан отдел выставок (М.Е. Яковлев). В 1978 году начал функ­ционировать Центр технической эстетики ВНИИТЭ, располагавшийся на пер­вом этаже редакционного корпуса газеты «Известия» на Пушкинской площади (И.Г. Костенко).

В январе 1964 года вышел первый номер специализированного бюллетеня «Техническая эстетика». Это был фактически полноценный журнал по вопро­сам практики, методологии и теории дизайна. Во многом благодаря усилиям ВНИИТЭ в начале осени этого же года на ВДНХ прошла выставка «Роль ху- дожника-конструктора в промышленности Великобритании».

Знаменательным стал 1965 год - год Первой всесоюзной выставки и на ее базе конференции по художественному конструированию (июль). Около 700 предста­вителей промышленности, учебных заведений, творческих союзов архитекторов и художников, проектных и конструкторских организаций при участии делега­ций ряда европейских социалистических стран подвели первые итоги становле­ния дизайна в СССР, определили важнейшие задачи и пути их решения. Луч­шие экспонаты выставки были впервые отмечены комплектами медалей ВДНХ СССР (Золотыми, Серебряными и Бронзовыми), правда, не все получили по полному комплекту медалей - с «золотом» было только три комплекта.

География лауреатов медалей (разработчиков и производителей) была до­вольна представительной. Шесть комплектов медалей достались москвичам, по пять - ленинградцам и рижанам, по два - ереванцам, бакинцам, тбилисцам; по одному комплекту уехало в Свердловск, Вильнюс, Могилев, Киев, Павлово-на- Оке. Разнообразием отличалась тематика изделий-лауреатов: станки и др. про­изводственное оборудование, автотранспорт, тягачи и путеукладчик, оборудова­ние для аэропортов, приборы, аппаратура и вычислительная техника, кинокаме­ра, упаковка и реклама, интерьеры и проекты по культуре труда цехов.

Тремя лучшими проектами были названы: специализированный автомобиль- такси (Ю.А. Долматовский и др., ВНИИТЭ - см. Лекцию 16), внутришлифо- вальный полуавтомат Л3-154 (А.Е. Белокопытов и В.Э. Винтман, Ленинград) и комплексное оборудование цеха приборостроительного завода (В.М. Шпак и др., Москва) [24.9]. Приоритетным направлением внедрения методов художествен­ного конструирования в промышленность была продукция машиностроения, что было заложено уже в самом Постановлении 1962 года. Не случайно поэтому широкий резонанс получило проектирование во ВНИИТЭ гидрокопировально­го токарного полуавтомата для итальянской фирмы UTITA (1972-1973). Коллек­тив разработчиков во главе с А. Грашиным на основе глубокого анализа прото­типа с изготовлением макетов М1:1 и при участии эргономистов (отработка на специальном стенде) добился хороших результатов. Существенно удобнее стала эксплуатация станка благодаря централизации органов управления и размеще­нию их в оптимальных зонах, расположению пульта управления и панели набо­ра программ в общей зоне, применению дублирующего вспомогательного пульта на задней бабке и эргономической проработке органов управления. Были сни­жены усилия станочника, прилагаемые при установке и съеме обрабатываемой детали, а также улучшены условия подхода к станку, повышена обзорность ра­бочей зоны (легкосъемные прозрачные экраны), предложена система механичес­кой уборки стружки (шнековое устройство). Сократились габариты станка (вы­игрыш в площади, занимаемой станком, составил 1,5 м2) и его материалоемкость. Самое главное, станок приобрел красивый облик, стал лаконичнее и цельнее по форме, его высокие технико-эксплуатационные свойства нашли выражение в его внешнем виде. Художественно-конструкторский проект получил высокую оцен­ку и одобрение заказчиков - итальянских специалистов.

Годом фактического создания единой государственной системы художествен­ного конструирования страны под эгидой ГКНТ Совета Министров СССР мож­но считать 1966 год. Основными элементами этой системы стали:

ВНИИТЭ и его филиалы: Азербайджанский (Баку), Армянский (Ереван), Белорусский (Минск), Вильнюсский, Грузинский (Тбилиси), Дальневосточный (Хабаровск), Киевский, Ленинградский, Уральский (Свердловск) и Харьковский;

отраслевые СХКБ (в т.ч. Минлегмаша и «Эстел», Москва) и др. головные художественно-конструкторские организации союзных и республиканских мини­стерств;

художественно-конструкторские подразделения (отделы, КБ, группы) пред­приятий, НИИ, СКБ и др. организаций.

Зримо эта система в виде схем и таблиц была представлена на выставке «Ху­дожественное конструирование в СССР», Варшава, осень 1968 года. Выставка отразила новый этап развития отечественного дизайна. На ней были показаны не только промышленные изделия (в натуре, проектах, моделях, макетах и фо­тографиях), но отражены предыстория отечественного дизайна, методология ху­дожественного конструирования в СССР. Наряду с широким освещением дея­тельности ВНИИТЭ демонстрировались изделия и разработки различных СХКБ, НИИ и КБ. Модели новых пассажирских самолетов ИЛ-62, ТУ-154, ТУ-144, блоки пассажирских кресел для них соседствовали с макетами катера на подводных крыльях и судна на воздушной подушке, фотографиями и схема­ми многотонных станков Коломенского и Новосибирского заводов. Серийные телевизоры различных марок и радиотехника, фото- и киноаппараты в сопро­вождении промышленной графики и рекламы. Свои методы подготовки дизай­неров демонстрировали два самых крупных художественно-промышленных вуза страны - Московское и Ленинградское ВХПУ.

Выставка позволила проанализировать состояние советского дизайна. При этом наибольшее значение имела даже не сама выставка, а ее подготовка, во вре­мя которой были установлены контакты со многими предприятиями и органи­зациями, просмотрено большое количество изделий и проектов, значительная часть которых не была включена в состав экспозиции из-за несоответствия тре­бованиям, предъявляемым к высококачественной промышленной продукции по техническим и эстетическим параметрам, а также из-за отсутствия патентной чистоты. Организационный комитет выставки сделал по этому поводу заявле­ние, опубликованное в журнале «Техническая эстетика» (1969, № 1), перечис­лив Министерства, не представившие образцов, которые можно было бы демон­стрировать на выставке [24.4].

Роль ВНИИТЭ стала более действенной не только в методически-консуль- тативном, но и контрольно-экспертном плане с введением государственной атте­стации промышленной продукции (1967). Без положительного заключения Ин­ститута по потребительскому, в том числе эстетическому, уровню изделия не могли получить право на простановку Знака качества. Получение такого Знака давало не только реальную надбавку к цене изделия. Процент аттестованной продукции был одним из главных показателей работы предприятия и жестко контролировался правительственными и партийными органами. Принципиаль­ная позиция сотрудников ВНИИТЭ при проведении экспертизы, вынуждавшая предприятия существенно повышать качество продукции, сыграла весьма поло­жительную роль во внедрении методов художественного конструирования.





Дата публикования: 2014-10-19; Прочитано: 1943 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...