Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Вторая половина 1950-начало 1960-х годов - период «оттепели», время перемен в политической, хозяйственно-экономической и культурной сферах Советского Союза. Это время стало периодом наиболее заметного подъема в экономике страны. Расширилась металлургическая база, существенно возросла мощность электростанций. Велись работы по созданию единой энергетической системы в европейской части СССР. В июне 1954 года завершилось строительство первой в мире атомной электростанции в г. Обнинск под Москвой (5 тыс. кВт). Был построен ряд крупнейших предприятий в химической, нефтеперерабатывающей и других отраслях промышленности. Наиболее быстро развивалось машиностроение. С 1957 года было прекращено производство паровозов, осуществлялся перевод железнодорожного транспорта на электрическую и тепловую тягу. В том же 1957 году на воду был спущен первый в мире атомный ледокол «Ленин».
Развитие экономики тех лет проходило под знаком возрастания роли технического прогресса. Именно к этому времени относится начало научно-техниче- ской революции в стране. Освоение космоса, химизация народного хозяйства, развитие электроники, многие другие важные научно-технические направления в эти годы подкрепляются крупными государственными программами. Для руководства внедрением в народное хозяйство достижений науки, техники и технологии в 1955 году вновь был образован Государственный комитет Совета Министров СССР по новой технике (Гостехника СССР), позднее преобразованный в Государственный комитет по науке и технике (ГКНТ).
В 1950-е годы были возрождены службы Аэрофлота и разработан их фирменный стиль; построены новые аэропорты в Москве и Ленинграде. Прогресс воздушного транспорта шел главным образом за счет развития авиационной техники, в то время как организации и совершенствованию технологического процесса обслуживания авиапассажиров уделялось недостаточное внимание. На коротких маршрутах (до 1000 км) время, затрачиваемое пассажирами на наземные операции, в несколько раз превышало время полета. Это стало особенно ощутимым после внедрения в эксплуатацию газотурбинной, а позднее - реактивной техники.
В эти годы на линии вышли первые реактивные и турбореактивные самолеты. В июле 1956 года в воздух поднялся первый советский реактивный пассажирский самолет ТУ-104. Первые самолеты этого типа, несмотря на сверхсовременный внешний вид, внутри были оборудованы как интерьеры поездов мебелью в «русском стиле» с вышитыми занавесками и домашними настольными лампами.
Архитекторам и художникам-конструкторам пришлось решать новые непривычные функциональные задачи - не только оборудование залов ожидания, устройство информационных табло, проектирование стоек для оформления билетов и сдачи багажа, разработка мобильных трапов, но и искать новую концепцию обслуживания пассажиров.
Наиболее рациональная схема была осуществлена в Москве. Было организовано комплексное обслуживание пассажиров в городе с последующей доставкой их автобусами-экспрессами непосредственно к трапу самолета, минуя вокзал аэропорта. Это оценили и за рубежом. Так, английский авиационный журнал писал в 1960 году: «Русские первыми сделали практические шаги по пути осуществления идеальной схемы организации пассажирских авиаперевозок: городской транспорт - самолет, минуя аэровокзал аэропорта» [24.5].
Следующим этапом стало совершенствование технологии обслуживания авиапассажиров. Архитекторы Г. Елькин, Г. Крюков, Ю. Филенков и др. совместно с работниками аэропортов Внуково и Шереметьево, используя методы дизайна, разработали и внедрили ряд новшеств. В том числе метод свободного приема багажа, самообслуживание при выдачи и др. с применением средств механизации. Были предложены новые решения интерьеров аэровокзалов и нового оборудования для них [24.5].
В октябре 1957 года Советский Союз стал пионером освоения космического пространства - стартовал советский искусственный спутник Земли. 12 апреля 1961 года первый в истории полет человека в космос совершил советский летчик-космонавт Юрий Алексеевич Гагарин (1934-1968) на корабле «Восток». Уточним, что первая советская ракета с живыми существами - двумя собаками на борту - ушла в космос 22 июля 1951 года. После достижения высоты в 101 км кабина с животными благополучно приземлилась на парашютах. Были еще более 20 запусков до полета космонавта, о чем стало известно только почти через полвека. Официально сообщалось о запуске «второго искусственного спутника с геофизической аппаратурой и подопытным животным на борту - Лайкой» 3 ноября 1957 года, а также полете в космос и возвращении на Землю собак Белка и Стрелка 30 августа 1960 года.
Получили развитие средства массовой информации: радиовещание охватило всю страну; в 1958 году в стране действовали 53 телецентра, а число телевизоров достигло 3 млн.
В годы «оттепели» заметно повысился уровень жизни народа, причем в городах он был по-прежнему выше, чем в сельской местности. Повышалась зарплата, увеличивались общественные фонды потребления, впервые рядовые граждане стали получать отдельные квартиры. Началось массовое жилищное строительство, переселение из коммуналок, обзаведение мебелью, вещами. Хотя новые квартиры, по большей части, были в пятиэтажках без лифта с совмещенными санузлами и маленькими кухнями («хрущебы»), но это был большой шаг в организации быта и его улучшении, особенно с учетом послевоенных трудностей.
Большим событием стал Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве в 1957 году, когда произошло довольно массовое знакомство с «чуждыми советским людям» музыкальными ритмами, искусством, модой и пр. Иностранные выставки и журналы давали возможность увидеть уровень зарубежной бытовой техники и машин, организации социальной сферы и быта.
При дефиците многих товаров массового спроса впервые после окончания войны наступило затоваривание из-за низкого качества и несоответствия товаров новым бытовым условиям; на складах и в магазинах скопилось большое количество отдельных видов продукции. По этим же причинам четко обозначились проблемы во внешней торговле, из-за чего снизился приток валюты. Следствием этих процессов стало начало серьезной экономической реформы, задуманной председателем Совета министров СССР А.С. Косыгиным. 28 апреля 1962 года он подписал Постановление Совета Министров СССР № 394 «Об улучшении качества продукции машиностроения и товаров культурно-бытового назначения путем внедрения методов художественного конструирования».
Постановление было подготовлено ГКНТ, основным его разработчиком был Ю.Б. Соловьев. В постановлении констатировалось, что ни проектировщики, ни промышленники «не учитывают резко увеличивающийся спрос на продукцию повышенного качества и не используют методы художественного конструирования, позволяющие создавать удобные в эксплуатации, недорогие и красивые изделия». Всем руководящим министерствам и ведомствам предписывалось «обеспечить систематическое повышение качества продукции машиностроения и товаров культурно-бытового назначения», используя методы художественного конструирования, при этом делались конкретные распоряжения - Госкомитету Совета Министров СССР организовать в 1962 году Всесоюзный научно-исследова- тельский институт технической эстетики с опытным производством и демонстрационным залом, разместив его на территории ВДНХ. На Институт возлагалась разработка и внедрение художественного конструирования, координация научно-исследовательских работ в этой области, методическое руководство работой специальных художественно-конструкторских бюро (СХКБ), а также разработка в СХКБ «проектов отдельных видов массовых и наиболее сложных изделий машиностроения и товаров культурно-бытового назначения» с созданием «опытных образцов такой продукции».
Комитет и ВНИИТЭ должны были также «обеспечить систематическое изучение иностранного опыта» в области дизайна. Советы Министров РСФСР, Украины, Азербайджана, Грузии и Латвии должны были организовать в этих республиках СХКБ для разработки «проектов рационально сконструированных и художественно отработанных изделий». Должны были быть созданы художест- венно-конструкторские бюро на предприятиях, поручалось «установить порядок, по которому при проектировании промышленной продукции одновременно с утверждением главного конструктора проекта утверждается заместитель главного конструктора проекта по художественному конструированию».
Министерство высшего и среднего специального образования совместно с Министерством культуры и Академией художеств должно было пересмотреть систему подготовки кадров «с целью обеспечения выпуска квалифицированных ху- дожников-специалистов для промышленности», в том числе ввести курс художественного конструирования в учебные планы ряда высших технических учебных заведений и организовать при МВХПУ и ЛВХПУ «вечерние отделения для подготовки художников-конструкторов из числа дипломированных инженеров и художников» [2].
ВНИИТЭ, расположившийся в здании около Хованского входа на ВДНХ, как вспоминает Юрий Борисович Соловьев, заработал в полную силу в 1964 году [24.9]. Организационная структура института мало менялась многие годы, чего нельзя сказать о кадровом составе, который пополнялся, расширялся и изменялся. Проектная деятельность велась по трем направлениям художественного конструирования: изделия машиностроения, товары бытового назначения и средства транспорта.
Основными действующими лицами на первом этапе были: опытные автомобилестроители Ю.А. Долматовский, В.Н. Ростков; ранее работавшие в АХБ Ю.С. Сомов, А. С. Олынанецкий; талантливый инженер с большим опытом организационной работы Б.В. Шехов; опытный проектировщик Ю.П. Филенков; молодые специалисты с техническим образованием А. Грашин, Л. Кузьмичев, художник А. Соломатин и др. Ученый и изобретатель Г.Н. Лист, получивший Орден Ленина за разработки, выполненные в специальном конструкторском бюро, находившемся в системе МВД СССР («шарашка»), возглавил отдел инженерной экспертизы. Позднее уже отдел экспертизы потребительских свойств изделий возглавил В.М. Щаренский. Отдел научно-технической информации создавался историком со знанием нескольких иностранных языков А.Л. Дижуром; библиотека отдела со временем стала уникальной в стране по подбору специализированных зарубежных изданий. Психолог В.Н. Мунипов с коллегами занимался инженерной психологией (эргономикой).
Исторические изыскания, теоретические и методические исследования начинали проводить историк-искусствовед Н.В. Воронов, искусствовед Л.А. Жадова, архитектор М. В. Федоров, позднее - В.Ф. Сидоренко и др. Промышленные интерьеры были темой работы архитекторов Д. В. Гнедовского Г. Елькина, Ю.С. Лапина, А.Г. Устинова и др. Существовали подразделения промышленной графики, декоративных свойств материалов (Т.П. Печкова) и производственные мастерские (П.П. Кулешов).
Позднее был создан отдел выставок (М.Е. Яковлев). В 1978 году начал функционировать Центр технической эстетики ВНИИТЭ, располагавшийся на первом этаже редакционного корпуса газеты «Известия» на Пушкинской площади (И.Г. Костенко).
В январе 1964 года вышел первый номер специализированного бюллетеня «Техническая эстетика». Это был фактически полноценный журнал по вопросам практики, методологии и теории дизайна. Во многом благодаря усилиям ВНИИТЭ в начале осени этого же года на ВДНХ прошла выставка «Роль ху- дожника-конструктора в промышленности Великобритании».
Знаменательным стал 1965 год - год Первой всесоюзной выставки и на ее базе конференции по художественному конструированию (июль). Около 700 представителей промышленности, учебных заведений, творческих союзов архитекторов и художников, проектных и конструкторских организаций при участии делегаций ряда европейских социалистических стран подвели первые итоги становления дизайна в СССР, определили важнейшие задачи и пути их решения. Лучшие экспонаты выставки были впервые отмечены комплектами медалей ВДНХ СССР (Золотыми, Серебряными и Бронзовыми), правда, не все получили по полному комплекту медалей - с «золотом» было только три комплекта.
География лауреатов медалей (разработчиков и производителей) была довольна представительной. Шесть комплектов медалей достались москвичам, по пять - ленинградцам и рижанам, по два - ереванцам, бакинцам, тбилисцам; по одному комплекту уехало в Свердловск, Вильнюс, Могилев, Киев, Павлово-на- Оке. Разнообразием отличалась тематика изделий-лауреатов: станки и др. производственное оборудование, автотранспорт, тягачи и путеукладчик, оборудование для аэропортов, приборы, аппаратура и вычислительная техника, кинокамера, упаковка и реклама, интерьеры и проекты по культуре труда цехов.
Тремя лучшими проектами были названы: специализированный автомобиль- такси (Ю.А. Долматовский и др., ВНИИТЭ - см. Лекцию 16), внутришлифо- вальный полуавтомат Л3-154 (А.Е. Белокопытов и В.Э. Винтман, Ленинград) и комплексное оборудование цеха приборостроительного завода (В.М. Шпак и др., Москва) [24.9]. Приоритетным направлением внедрения методов художественного конструирования в промышленность была продукция машиностроения, что было заложено уже в самом Постановлении 1962 года. Не случайно поэтому широкий резонанс получило проектирование во ВНИИТЭ гидрокопировального токарного полуавтомата для итальянской фирмы UTITA (1972-1973). Коллектив разработчиков во главе с А. Грашиным на основе глубокого анализа прототипа с изготовлением макетов М1:1 и при участии эргономистов (отработка на специальном стенде) добился хороших результатов. Существенно удобнее стала эксплуатация станка благодаря централизации органов управления и размещению их в оптимальных зонах, расположению пульта управления и панели набора программ в общей зоне, применению дублирующего вспомогательного пульта на задней бабке и эргономической проработке органов управления. Были снижены усилия станочника, прилагаемые при установке и съеме обрабатываемой детали, а также улучшены условия подхода к станку, повышена обзорность рабочей зоны (легкосъемные прозрачные экраны), предложена система механической уборки стружки (шнековое устройство). Сократились габариты станка (выигрыш в площади, занимаемой станком, составил 1,5 м2) и его материалоемкость. Самое главное, станок приобрел красивый облик, стал лаконичнее и цельнее по форме, его высокие технико-эксплуатационные свойства нашли выражение в его внешнем виде. Художественно-конструкторский проект получил высокую оценку и одобрение заказчиков - итальянских специалистов.
Годом фактического создания единой государственной системы художественного конструирования страны под эгидой ГКНТ Совета Министров СССР можно считать 1966 год. Основными элементами этой системы стали:
ВНИИТЭ и его филиалы: Азербайджанский (Баку), Армянский (Ереван), Белорусский (Минск), Вильнюсский, Грузинский (Тбилиси), Дальневосточный (Хабаровск), Киевский, Ленинградский, Уральский (Свердловск) и Харьковский;
отраслевые СХКБ (в т.ч. Минлегмаша и «Эстел», Москва) и др. головные художественно-конструкторские организации союзных и республиканских министерств;
художественно-конструкторские подразделения (отделы, КБ, группы) предприятий, НИИ, СКБ и др. организаций.
Зримо эта система в виде схем и таблиц была представлена на выставке «Художественное конструирование в СССР», Варшава, осень 1968 года. Выставка отразила новый этап развития отечественного дизайна. На ней были показаны не только промышленные изделия (в натуре, проектах, моделях, макетах и фотографиях), но отражены предыстория отечественного дизайна, методология художественного конструирования в СССР. Наряду с широким освещением деятельности ВНИИТЭ демонстрировались изделия и разработки различных СХКБ, НИИ и КБ. Модели новых пассажирских самолетов ИЛ-62, ТУ-154, ТУ-144, блоки пассажирских кресел для них соседствовали с макетами катера на подводных крыльях и судна на воздушной подушке, фотографиями и схемами многотонных станков Коломенского и Новосибирского заводов. Серийные телевизоры различных марок и радиотехника, фото- и киноаппараты в сопровождении промышленной графики и рекламы. Свои методы подготовки дизайнеров демонстрировали два самых крупных художественно-промышленных вуза страны - Московское и Ленинградское ВХПУ.
Выставка позволила проанализировать состояние советского дизайна. При этом наибольшее значение имела даже не сама выставка, а ее подготовка, во время которой были установлены контакты со многими предприятиями и организациями, просмотрено большое количество изделий и проектов, значительная часть которых не была включена в состав экспозиции из-за несоответствия требованиям, предъявляемым к высококачественной промышленной продукции по техническим и эстетическим параметрам, а также из-за отсутствия патентной чистоты. Организационный комитет выставки сделал по этому поводу заявление, опубликованное в журнале «Техническая эстетика» (1969, № 1), перечислив Министерства, не представившие образцов, которые можно было бы демонстрировать на выставке [24.4].
Роль ВНИИТЭ стала более действенной не только в методически-консуль- тативном, но и контрольно-экспертном плане с введением государственной аттестации промышленной продукции (1967). Без положительного заключения Института по потребительскому, в том числе эстетическому, уровню изделия не могли получить право на простановку Знака качества. Получение такого Знака давало не только реальную надбавку к цене изделия. Процент аттестованной продукции был одним из главных показателей работы предприятия и жестко контролировался правительственными и партийными органами. Принципиальная позиция сотрудников ВНИИТЭ при проведении экспертизы, вынуждавшая предприятия существенно повышать качество продукции, сыграла весьма положительную роль во внедрении методов художественного конструирования.
Дата публикования: 2014-10-19; Прочитано: 1943 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!