Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
В начале лекции был начат разговор о специфических чертах материальной культуры Японии, ее философских основах, национальных чертах прикладного искусства и дизайна. В Японии веками не существовало разделения, противопоставления и разрыва между изобразительными и прикладными искусствами. Изделия (произведения) прикладного искусства имеют такую же эстетическую ценность как живопись и скульптура. Часто невозможно четко разделить «высокое» и прикладное искусства. Это позволяет говорить о дизайне не только как о проявлении синтеза материальной и духовной культуры, но и как о синтезе пространственных искусств.
Неудобство в пользовании, несоответствие утилитарному назначению вещи воспринимается как антиэстетическое. Неразрывность функционального и художественного, понимание целесообразности как эстетической категории характерно для японского искусства. «Ваби-саби», т.е. «красота простоты» или «излишнее - безобразно» - один из главных принципов традиционной японской эстетики.
Одна из основных традиционных особенностей японского искусства выражена в так называемом «законе о материале». Под ним понимается умение увидеть, выявить, использовать, подчеркнуть и т.д. специфическую красоту глины, дерева, камня и других материалов, чтобы при утилитарной целесообразности объекта, где эти материалы применены, с наибольшей полнотой выявить их эстетические возможности. Поэтому очень важно знать физические свойства, особенности технологии обработки каждого вида материала.
Еще раз подчеркнем, что одна из особенностей японской национальной традиции состоит в том, что все виды искусства одинаково значимы. Они столетиями развивались и нередко сегодня развиваются во взаимодействии, существуя в единстве, синтезе и образуя целостный ансамбль, как, например, это происходит в японском доме.
Традиционный японский дом - один из наиболее ярких примеров синтеза всех искусств, где каждая конструктивная деталь и каждый декоративный предмет (керамическая бутылка, свиток живописи и пр.) задуманы и осуществлены как часть единого художественного комплекса. Они эстетически значимы только лишь в сочетании друг с другом.
Япония - островное государство, живущее в неординарных условиях (землетрясения, цунами и пр.), а также очень стесненно. Традиционная архитектура, садово-парковое искусство, предметы быта и произведения искусства за века стали средством организации предметной среды, предметного окружения с учетом природных условий и культурных традиций, выполняя свои функции с завидным совершенством.
Стабильность во времени (сохраняемость и возобновляемость, особенно после стихийных бедствий), ансамблевое единство среды (архитектура и ее предметное наполнение) в эстетическом плане основаны на модульной системе и стандартизации в архитектуре, функциональности и конструктивности всех элементов.
Еще в 1608 году в книге «Семей» (о секретах архитектурного мастерства) сформулирован принцип модуля («кивари»). Модуль равнялся расстоянию между двумя опорными столбами, которое соответствовало размеру одного татами (соломенная напольная циновка). Исходя из этого овеществленного модуля проектировалось все здание и его элементы: сдвижные перегородки, трансформирующиеся объемы, складируемая посуда, встроенные шкафы, низкая мебель, подушки на полу и пр.
Модульная система определяла пропорции дома и его частей, следовательно, и предметов быта. Изготавливая предмет, художник-ремесленник ясно представлял его дальнейшую судьбу, место в доме и т.д., а также его связь с другими предметами и объектами.
Была возможность предварительного изготовления (заготовки) элементов строений, которые выполнялись предельно тщательно и точно. Строительство превращалось в процесс сборки.
Стандартизация была не только конструктивной концепцией структурирования среды, но и основой формообразования, эстетической концепцией.
Разработка модульных систем, использование методов унификации и агрегатирования при условиях достижения гармоничного ансамбля не только не потеряла своей актуальности в наши дни - дни высокотехнизированного производства, но стала еще более насущной экономически, технологически и эстетически.
Искусствовед Л. Жадова в конце 1960-х годов непосредственно в Японии провела анализ тенденций стилеобразования промышленной продукции, в первую очередь радио- и телевизионной аппаратуры. Выводы ее анализа в целом можно распространить на всю промышленную продукцию [23.4]. Она выделила два основных направления стилеобразования.
Первое - графическое (ящичное), когда форма строится на линейно-ритми- ческой композиции общей формы и ее элементов. Четкая система вертикалей и горизонталей дополняется комбинаторно-складируемыми элементами. Так решалась форма портативных магнитофонов и карманных радиоприемников.
Второе - «скульптурное», основывающееся на пластической разработке формы. Еще в начале 1960-х годов на фирме «Сони» был создан портативный телевизор, упругая бочкообразная форма которого была весьма выразительна.
По аналогии с тенденциями в европейском и американском дизайне возникает желание классифицировать эти направления, соответственно, как фун- кционально-научное и как художественно-гуманистическое. Но в реальной продукции, конкретных изделиях (как в достаточно простых предметах быта и мебели, так и в технически сложной аппаратуре, приборах, средствах транспорта) художественно выразительными могут быть оба направления. В изделиях одного и того же вида и типа обе стилистики могут существовать в один и тот же временной период. Ни одна из них не будет казаться менее предпочтительной, более архаичной или более современной на фоне другой, если над ними поработали японские мастера-дизайнеры. Подтверждением этого могут служить рассмотренные выше примеры дизайна мотороллеров, фотоаппаратов и пр.
Дата публикования: 2014-10-19; Прочитано: 1775 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!