Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
То, что обычно называют инженерным дизайном довоенного периода, на начальной стадии (1920-е) было представлено уникальными образцами техники, созданной, в основном, представителями русской инженерной школы. О высоком уровне этой школы, одной из передовых в мире, говорилось в Лекции 8. Напомним о деятельности инженеров, создававших мосты и весь комплекс, связанный с железнодорожными путями сообщения. Не стоит забывать и о несомненных успехах, достигнутых в сталелитейном и нефтеперерабатывающем производствах, проектировании и постройке паровозов, нефтеналивных барж и пр. Ряд инженеров, в т.ч. преподавателей высшей технической школы, формировавших мировоззрение студентов, ставили и решали вопросы использования в технике эстетических закономерностей (П. Страхов. М. Кирпичев, П. Энгельмейер, Я. Столяров и др.). Надо помнить о выдающихся сооружениях-гиперболоидах
В. Шухова, достижениях Н. Жуковского и А. Можайского в самолетостроении.
В Советской России уже в 1920-е годы Яковом Модестовичем Гаккелем был построен тепловоз (к.п.д. которого в 3—4 раза выше, чем у паровоза). Тепловоз имел «вагонную компоновку» — весь накрыт кожухом с окнами. Подобную компоновку имел первый отечественный электровоз BJ1-19-01 (1932). Впоследствии этот принцип нашел широкое распространение при создании обтекаемых паровозов, автобусов, троллейбусов. В 1920-е годы такое зрительное единство тяглового средства с составом иногда приводило к забавным недоразумениям — дежурные по станции не хотели давать сигнал отправления, ибо состав, по их мнению, состоял из одних лишь вагонов — локомотива они не видели [3].
В 1930-е годы инженерный дизайн все больше отходит от позиций «уникального» в связи с быстрым ростом машиностроения, развитием авиации, созданием автомобильной промышленности. Благодаря сложившимся передовым традициям в железнодорожном транспорте, высокой профессиональной культуре инженеров были созданы оригинальные по конструкции, вполне соответствующие международным тенденциям формообразования паровозы. В их числе модель коломенского завода «2-3-2» серии «К-22», обтекаемый капот которого опускался в передней части почти до рельс и продолжался с одним лишь небольшим уступом (на середине длины) до будки машиниста. Каждая группа колес имела свой кожух наподобие автомобильного крыла. В целом машина производила элегантное впечатление. Модель сходного назначения, выстроенная по той же схеме, была создана на Ворошиловоградском заводе. Паровоз серии «В» инженера Д.В. Львова отличался внешне от серии «К» тем, что капот был обжат по котлу так, что труба вышла за пределы основного кожуха и получила собственный небольшой обтекатель, а верхняя часть фартука заходила под котел почта до первой ведущей колесной пары. Все это придало машине динамичный, скоростной вид.
Конструкторы при создании формы этих локомотивов руководствовались функционально-техническими соображениями — скоростной курьерский паровоз должен быть обтекаемым. Инженерное решение было даже более удачным чем у появившейся несколько раньше модели Р. Лоуи. Опущенный вниз фартук (предшественник современного спойлера) отечественного паровоза направлял поток воздуха вверх по обтекаемому кожуху мимо открытых колес, а у американского — поток воздуха направлялся на колеса, под поезд. В транспортных журналах СССР осудили «модную обтекаемость форм» обоих паровозов, которая была занесена якобы с Запада. Как тут не вспомнить, что предшественник «К-2» паровоз «К-1» (1938) в дополнение к классической форме имел два огромных красных знамени, выполненных из листового железа и приклепанных к бортам около котла. Передняя часть была украшена большим гербом СССР, а носовая часть котла — красной пятиконечной звездой с профильными портретами в центре [14.2].
Такое «украшательство» не стоит рассматривать просто как некий курьез. До сих пор на официозных представлениях (а раньше и на праздничных демонстрациях) можно наблюдать подобные манипуляции с автомобилями, камуфлированными под трамвай, паровоз и пр. с ярким «макияжем» в агитационных целях.
Р. Антонов (сын прославленного советского авиаконструктора Олега Константиновича Антонова), исследовавший во ВНИИТЭ особенности формообразования сложной техники, в т.ч. самолетов, используя первоисточники, описал вышеприведенные и еще более удивительные, на первый взгляд факты [14.3].
Казалось бы, нет области, столь далекой от прикладной декоративности и изобразительности, как авиация. Однако весной 1935 года в воздух поднялся самолет, способный поразить любое воображение. Его носовая часть была выполнена в форме головы крокодила а фюзеляж имел чешуйчатый гребень. Это был один из самолетов агитэскадрильи «Максим Горький», каждый из которых представлял какую-либо газету или журнал. Самолет «ПС-9» конструкции А.Н. Туполева был «полпредом» журнала «Крокодил». Летные данные этого чудища, по авторитетному свидетельству инженера Шаврова, руководствовавшегося при проектировании эскизами известного ныне графика-карикатуриста Бориса Ефимова ничем не отличались от серийного самолета.
Еще одним летающим монстром стал экспериментальный бомбардировщик «К-12» конструкции К.А. Калинина. Непригодный для эксплуатации по прямому назначению, он служил для демонстрации в воздухе новой бесхвостовой схемы. Чтобы подчеркнуть эту особенность, самолет раскрасили под «жар-птицу» с вырванным хвостом и ярко-красными перьями (1937).
Футуристическую форму и компоновку, где инженерная мысль для создания особой образности непосредственно оперировала самим технологическим материалом, был так называемый шаровагон Н.Т. Ярмольчука. Основной особенностью этого транспортного средства доведенного до полноразмерной модели, было применение пустотелых шаров большого диаметра в качестве движителей, вращаемых электромоторами. Поезд должен был двигаться по специальному пути в виде желоба. Головная часть модели поражала сходством очертаний с новейшими сверхскоростными поездами в Японии. Такое сходство не было случайным — Ярмольчук, учившийся в МВТУ им. Н.Э. Баумана сотрудничал с ЦАГИ. Форма поезда, выбранная в результате моделирования в аэродинамической трубе, должна была обеспечить максимальную скорость около 300 км/час (1929-1931).
Еще одним авангардным проектом был так называемый «аэропоезд» С. Вальднера. Он предлагал построить монорельсовую дорогу, по которой должны были двигаться два оригинально навешенных вагона приводившихся в движение авиационными моторами с пропеллерами. В вагонах предполагался максимальный по тем временам комфорт: мягкие сиденья широкий обзор, хорошая звукоизоляция, буфет-стойка и т.д. Общая форма вагонов оставляла впечатление динамичности, «авиационности».
В Московском Центральном парке культуры и отдыха им. М. Горького демонстрировалась модель в масштабе 1:10 (вагон имел днину? 2,5 м). Была выполнена опытная линия в виде замкнутой петли данной 474 м. Вагон развивал скорость 120 км/час, соответствующую скорости 385 км/час для полногабаритного состава.
Проекты С. Вальднера и Н. Ярмольчука так и остались проектами. А вот еще одно необычное транспортное средство было создано и эксплуатировалось — это глиссер-экспресс «ОСТА-25». Гигантский пассажирский глиссер-катамаран проектировался в середине 1930 годов под руководством конструктора В. Гарт- вша. Конструкторам, несмотря на значительные размеры (24 м в длину и 12 м в ширину), удалось создать компактную и цельную форму?. В передней части между поплавками располагался смотровой салон. Поплавки и соединяющий их мост были композиционно объединены плавной параболической линией верхней палубы. Интерьер салона выполнил выпускник ВХУТЕИНа Владимир Ме- щерин. Динамичные по форме кресла имели трубчатую каркасную конструкцию, которая как бы опоясывала сидения, создавая одновременно ощущение безопасности и защищенности. Остроумно было решено крепление столиков буфета к потолку, что позволило не загромождать пол. Основные элементы интерьера (кресла, столики, окна, ручки и пр.), повторявшие в своей форме каплеобразный аэродинамический силуэт глиссера выполнялись из металла и только начинавшей применяться на транспорте пластмассы методом объемного формования,
Глиссер, постройка которого была завершена к 1938 году, перевозил пассажиров на линии Ялта—Севастополь (до 150 пассажиров, скорость 80 км/час). Судно было уникальным по всем параметрам.
Особое внимание, уделяемое в Советском Союзе идеологии, агитационно- пропагандистским мероприятиям массового значения, очень явно проявилось в создании агитэскадрильи «Максим Горысий» (о самолетеч<Крокодиле» из эскадрильи уже говорилось выше). Флагман эскадрильи — гигантский агитсамолет «Максим Горький» по конструкции был одним из вариантов военного транспортного самолета АНТ-20 (конструкторского бюро Туполева). Фюзеляж и крылья были склепаны из гофрированных листов дюралюминия. Из-за такой технологии было невозможно выполнить поверхности сложной двоякой кривизны, поэтому самолет скорее походил на корабль с закругленным носом чем на летательный аппарат. В дополнение к шести двигателям на крыльях для повышения мощности и увеличения подъемной силы на корпусе были установлены еще два двигателя.
Самолет «Максим Г орысий» — самый большой самолет в мире тех лет, размах крыльев 63 м, масса 42 т, 8 членов экипажа до 80 пассажиров. Он был наполнен уникальным оборудованием. Имелась киностудия, типография (специально спроектированная), кинопроекционное оборудование и складной экран размером 4,5 х 6 м не говоря о буфете, умывальниках, душевых, туалетах и пр. Самолет-гигант разбился во время воздушного парада над Москвой в мае 1935 года — один из пилотов самолета-истребителя сопровождения не рассчитал траекторию при совершении мертвой петли и врезался в крыло гигантской машины.
Дата публикования: 2014-10-19; Прочитано: 3074 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!