Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Лекция 10. Довоенный дизайн в Советском союзе



Последние годы второго десятилетия XX века стали дня Советского Союза переломными в социально-политическом, экономическом и культурном отноше­нии. Объединенный Пленум ЦК и ЦКК ВКП (б) в апреле 1929 года выступил в поддержку курса сталинской группы в партии (в противовес группе Н.И. Буха­рина члена Политбюро, гл. редактора «Правды»), В индустриализации страны был сделан упор на ускоренное развитие базовых отраслей (энергетики, тяжело­го машиностроения, химической промышленности) за счет «перекачки» средств из легкой и пищевой промышленности. Темпы роста базовых отраслей возросли в 2—3 раза по сравнению с 1916 годом.

По абсолютным показателям промышленного производства СССР переме­стился с 5-го в 1913 году на 2-ое (после США) место в мире в 1937 году. Совет­ское государство стало одной из трех—четырех стран, способных производить любой вид промышленной продукции, выпускаемой в то время в мире.

Делаются большие усилия, чтобы в проектировании и производстве средств транспорта, промышленной продукции, в т.ч. бытовых изделий, вписаться в об­щие закономерности развития техники в мире. Начинают использоваться новые металлы и сплавы, пластмасса внедряются прогрессивные технологии обработ­ки (штамповка объемное формование и др.).

Большое внимание уделяется государственной стандартизации — по количе­ству утвержденных стандартов страна уже к 1928 году уступала лишь Англии, США и Германии.

Однако развитие науки и техники тормозила усиливающаяся гнетущая ат­мосфера тоталитарного государства (особенно в конце 1930-х). Еще более тяже­лая ситуация складывалась в литературе и искусстве, всей культуре в целом под давлением административного руководства партийных и государственных ор­ганов. Государство все больше идеологизировалось. Относительный плюрализм 20-х годов XX века в области художественного творчества был ликвидирован постановлением ЦК ВКП (б) «О перестройке литературно-художественных орга­низаций» (апрель 1932).

В этот период резко разошлись пути проектирования промышленной продук­ции и искусства. Выпускники ВХУТЕИНа уже расформированного, находили работу только в сфере оборудования общественных зданий и в мебельной про­мышленности. Можно говорить об инженерном проектировании с элементами дизайнерского подхода что было наиболее характерно для транспортного маши­ностроения (паровозы, самолеты). Уникальным объектом комплексного архитектурно-дизайнерского проектирования стал Московский метрополитен. Чтобы лучше понять ситуацию с дизайном в предвоенное десятилетие, стоит вспом­нить, чего удалось добиться, что было приобретено и что было утеряно в период после 1917 года.

Вновь обратимся к капитальному труду С.О. Хан-Магомедова, регулярные ссылки на который обусловлены глубиной и широтой исследований автора.

Селим Омарович Хан-Магомедов (1928), архитектор, доктор искусствоведе­ния, член ряда академий, заслуженный архитектор и лауреат Государственной премии в области литературы и искусства Российской Федерации, автор сотен публикаций, признанный лидер в исследовании советского авангарда первой трети XX века. Его труды опубликованы более чем в 15 странах, в том числе во всех ведущих мировых державах. Нередко его работы выходили в свет прежде там, а не в Советском Союзе, по причинам идеологического непринятия аван­гарда (так было с «Пионерами советского дизайна»). Работая зав. отделом тео­рии и истории дизайна во ВНИИТЭ (1970—1980-е), он стал инициатором и бес­сменным руководителем постоянно действующего теоретического семинара «Ху­дожественные проблемы предметно-пространственной среды», где были заслу­шаны более полутысячи докладов и сообщений, по материалам которых регу­лярно издавались научные сборники.

Хан-Магомедов подразделяет период 1917—1940-х годов становления и раз­вития советского дизайна натри этапа.

Для первого этапа (1917—1922) характерно активное взаимодействие произ­водственного и агитационно-массового искусства, которое в творчестве худож­ников сливалось в единый процесс формирования новой среды. В производ­ственном искусстве стадия «от изображения — к конструкцию) сменилась ста­дией «от конструкции — к производству». Было создано первое творческое объе­динение советских дизайнеров — Рабочая группа конструктивистов ИНХУКа.

На втором этапе (1923—1932) все большее значение приобретают социаль- но-типологические и функционально-конструктивные вопросы. Творческие уст­ремления первых советских дизайнеров переориентируются с общих задач на разработку конкретного оборудования. Наша страна в те годы стала одним из важнейших центров формирования дизайна в мировом масштабе.

На третьем этапе развития советского дизайна (1933—1940) под влиянием общей направленности в предметно-художественном творчестве (ориентация на освоение наследия прошлого, декоративистские тенденции) проявились и посте­пенно стали усиливаться тенденции расслоения сферы дизайна на инженерно- техническую, предметно-бытовую и художественно-оформительскую области, развивавшиеся на основе различных концепций формообразования [14.1 ].





Дата публикования: 2014-10-19; Прочитано: 4061 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...