Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Абсолютное большинство профессоров и преподавателей Баухауза, советских производственников мало думало о торговле, их, прежде всего, занимали гуманистические и другие возвышенные идеалы. Те же, кого назвали «пионерами американского дизайна», в полную противоположность идеалистам видели суть новой профессии в том, «чтобы звенела касса, выбивающая чеки» (Р. Лоуи). Примечательно, что почти все «пионеры» пришли в промышленность из рекламной, выставочной, театрально-декораторской сфер. Они обладали несомненным художественным талантом, умением вникнуть в суть промышленного производства и незаурядным практическим дарованием.
Норман Бел Геддес (1893—1958), не получив диплома о высшем образовании, стал театральным художником, где многого добился благодаря незаурядным инженерным способностям, сочетая смелые конструктивные решения с абстрактными декорациями. С 1919 года оформлж художественные и промышленные выставки. Одним из первых не только в США, но и во всем мире зарегистрировал свою частную студию как проектное бюро промышленного дизайна (Нью- Йорк, 1927). Проектировал транспортные средства и бытовую технику, создал модный сервиз для коктейля «Небоскреб» с подносом «Манхэттен», в котором проявилась тенденция к обтекаемости. Наиболее успешной его практической работой была кухонная газовая плита фирмы «Стандарт ГЭС иквипмент», дизайн которой оставался образцом долгие годы для изделий этого типа.
Был страстным поклонником отображения в формообразовании предметной среды (во всем ее многообразии), прогресса с его большими скоростями, т.е. аэродинамических форм. Он не был ни первым в создании обтекаемых форм (вспомним хотя бы автомобили «Альфа-Ромео» Карло Кастанья Италия, 1913, и «Тропфен-Ауто» Эдмунда Румплера Германия 1921), ни тем, кто сумел реализовать свои идеи в построенных моделях, как Алан X. J1 ими, называемый родоначальником «аэродинамического» направления в американском автомобильном стайлинге 1930-х годов. Но Норман Бел Геддес был тем, чьи идеи, воплощенные в зримые образы футуристических рисунков, заметно повлияли на эстетическое восприятие новых форм массовым сознанием и на распространение обтекаемого стиля. Он популяризировал его в своей книге «Горизонты» (1932), проиллюстрированной фантастическими изображениями каплевидных автомобилей и автобусов, обтекаемого поезда-трубы, торпедообразного океанского лайнера, высотного ресторана и огромного «летающего крыла» с каплевидными поплавками. В этой же книге было подробно описано, как проектировалась новая газовая плита — все подготовительные и основные этапы разработки, позволившие решить комплекс вопросов: функционально-эксплуатационных, эстетико- средовых и производственно-экономических.
Перепроизводство товаров, трудности со сбытом были лучшими «агитаторами» в сфере производителей за дизайн — важный фактор в конкурентной борьбе.
Автомобильный магнат Генри Форд, отличавшийся консервативностью взглядов, в 1927 году прекратил выпуск знаменитой модели «Т». Он истратил 18 миллионов долларов на переоснащение своих предприятий и начал выпуск новой модели «А». «Красота — объяснил Форд — дает прибыль по самой простой и убедительной причине: на нее есть массовый спрос. Таким образом, красота — коммерческий продукт».
Усилил это понимание надвигающийся экономический кризис. Обвал на нью- йоркской бирже, произошедший 29 октября 1929 года ознаменовал наступление новой эпохи: эра беспечного благополучия закончилась, наступили суровые времена. На протяжении трех лет с начала краха еженедельно в среднем сто тысяч трудящихся теряли свои рабочие места. Численность безработных в 1932 году достигла 24% всей рабочей силы (12 миллионов человек). Зимой 1933 года простаивала уже половина промышленности. Америка выходила из глубочайшего экономического кризиса медленно, болезненно, но, благодаря «Новому курсу» президента Франклина Делано Рузвельта (1882—1945), уверенно. В годы выхода из кризиса дизайн расценивался как способ восстановления в стране здоровой экономики [13.5].
Фирма «Форд» в середине 1930-х годов стала обладателем нового творческого подразделения, в котором трудились 12 стилистов и макетчиков (к начал}' 1940-х их было 50). Под руководством дизайнера Юджина Т. Грегори, внедрившего в методику проектирования формы сложные криволинейные поверхности, была создана модель «Линкольн-Зефир» (1936), которая спасла «Линкольн» от угрозы исчезновения как марки автомобилей. Новая модель дала пластический ключ, который вплоть до середины 1940-х годов приносил только успех, влияя на стиль других американских автомобилей [13.6].
Уолтер Дорвин Тиг (1883—1960), учившийся в Школе изобразительных искусств в Нью-Йорке и работавший художником-графиком в рекламном агентстве и иллюстратором журналов мод, создал дизайн-бюро (1926) — одно из первых в стране, ставшее со временем одним из самых крупных.
Многие проекты Тига тех лет (от общественных интерьеров, выставочных экспозиций до промышленных изделий, включая упаковку) выполнялись в обтекаемом, аэродинамическом стиле. С 1927 года он плодотворно сотрудничал с фирмой «Истмен Кодак» — изготовителем фотопленки и фотографической аппаратуры. Предприниматель Джордж Истмен в конце XIX века начал выпускать намотанную на катушку пленку в рулонах, что было воистину революционным моментом в развитии фотографии и фототехники. Под эту пленку он наладил производство аппаратов для массовых потребителей с девизом — «Нажмите кнопку, а мы займемся всем остальным». Аппарат с отснятой сотней (!) снимков отправляли в город Рочестер штата Нью-Йорк, где на фирме «Кодак» проявлялась пленка и печатались фотографии, которые отсылались клиенту со вновь заряженным фотоаппаратом.
Тиг первоначально работал с цветографическим решением «фотоаппаратов-ко- робок» прямоугольных форм затем предложил абстрактно-геометрический декор для складной модели «1А» (1930). Позднее по его эскизам сконструировали первые фотоаппараты из пластмассы и первые фотоаппараты с корпусами, отлитыми их нее под давлением. Фотокамера «Кодак Брауни» (1936) стоила 1 доллар и шла нарасхват до начала 1960-х годов. В ее форме проявилась способность Тига стилистически обыгрывать структурные элементы проектируемых изделий.
Стоит, между прочим отметить, что не такие массовые модели — «мыльницы» — служили камерами-маяками, повлиявшими на весь ход эволюции фототехники, становившимися образцами для подражания и, часто, прямого копирования. К числу таких «маяков», в первую очередь, относятся фотоаппараты немецкой фирмы «Leitz» с брэндом «Лейка» («Leica» образовано соединением первых слогов словосочетания «LEItz САтега»), В 1914 год}' конструктор Оскар Барнак создал первую модель; с 1925 года начался массовый выпуск во многом революционной модели, «клоны» которой производились в ряде стран. В 1954 году появилась «Leica М3», сразу получившая признание в качестве лучшей профессиональной камеры.
«Лейками» работали прославленные фотомастера (наши А. Родченко,
А. Шайхет, зарубежный метр фоторепортажа 1960—1970-х Ян Бери и др.), а также многие журналисты и репортеры, в руках которых эти фотокамеры сделались легендой. Как говорится, из песни слов не выкинешь. Символичные слова есть в популярной песне фронтовых корреспондентов Великой Отечественной войны: «С «Лейкой» и блокнотом а то и с пулеметом, сквозь огонь и стужу мы прошли...» (стихи поэтаМ. Исаковского).
Опубликованная У.Д. Тигом книга «Дизайн сегодня» (1940) — одна из первых в Америке посвящена новой сфере предметно-пространственного творчества, где деятельность индустриального дизайнера рассматривается в перспективе развития мировой художественной культуры.
Генри Дрейфус (1904—1972), воспитанник Нормана Бела Геддеса, как и его учитель, начинал свою деятельность театральным художником. В 1929 году открыл дизайнерское бюро в Нью-Йорке, первые заказы выполнил для галантерейной промышленности и производителей парфюмерной посуды. Трудился над созданием самых различных проектов — от шариковой ручки, телефонных аппаратов до внутренней отделки самолетов. Характерные черты его композиционного видения формообразования 1930 годов: архитектоническое упорядочение массы изделия, совмещение функциональных элементов, зрительное объединение узлов механизмов. Для его проектов характерны устойчивая, несколько статичная композиция и выразительность фактуры самого материала, его окраски.
Дрейфус большое внимание уделял вопросам эргономики. Он и его помощники аналитически изучали рабочую зону человека-оператора, многократно воспроизводили различные его позы в процессе работы. Для большей достоверности при соматографическом анализе (см. Лекцию 2) дизайнер использовал антропометрические данные для людей высокого, среднего и низкого роста, мужчин и женщин, а также детей («Джо», «Джозефина» и их «ребенок»), И сейчас большой популярностью пользуется его издание «Антропометрия. Человеческий фактор в проектировании».
В его бюро была создана самая удобная и популярная бытовая швейная машина «Зингер», одна из моделей фотоаппарата «Поляроид» для получения моментальных снимков и др. изделия. Со многими из них можно было познакомиться на выставке «Промышленная эстетика США» в Москве (1967).
Реймонд Фердинанд Лоуи (1893—1986) заслуживает более подробного разговора, т.к. он был одним из самых ярких и результативных американских дизайнеров первого поколения, а также потому, что он неоднократно бывал в СССР. Лоуи с коллегами-подчиненными проектировал дизайн автомобиля «Москвич», интерьеров самолета ТУ, фотоаппарата «Зенит» и некоторых других изделий, встречался с советскими художшпсами-конструкгорами, ярко и образно, с юмором, делился своим огромным ОПЫТОМ доходчиво разъяснял, в чем отличие капиталистического дизайна от социалистического.
Р. Лоуи приехал в США после окончания Первой мировой войны в 1919 году. За плечами у него была учеба на литературном факультете в Сорбонне, окончание Высшей технической школы Ланпо в Париже, четыре года фронта, чин капитана французской армии, первый приз в национальном конкурсе Франции на лучшую конструкцию модели самолета. В Америке начинал как независимый художник-иллюстратор в журналах мод. С 1926 года проектировал для промышленных компаний Англии и США. Широкую известность получила его модернизация множительно-копировальной машины «Гестетнер» (1929) и работа над холодильником «Колдспот» для фирмы «Сирс энд Робак». Лоуи, фактически за свой счет, убеждая руководство компании два года, из безобразного, кубообразного ящика плохих пропорций и с безвкусными украшениями (по его словам) создал удобную, практичную, современную по форме и отделке бытовую уста- новку-рефрижератор (1932). Число продаж новой модели в первый же год возросло с 15 тысяч до 140 тысяч, а затем до рекордных 275 тысяч.
Р. Лоуи последовательно возглавлял ряд собственных дизайн-бюро, а с 1977 года — дизайн-фирму с отделениями в крупнейших городах Америки, Лондоне и в Париже. На его счету проекты бытовой техники, локомотивов, автомобилей, космических аппаратов, фирменные стили крупнейших производителей, в том числе «Кока-Колы», и многие другие проекты.
Объясняя особенности современного дизайна Лоуи подчеркивал, что в нем неразрывно соединены труд художника инженера экономиста специалиста по потреблению. Особенно важно учитывать психологию потребления; он ввел в профессиональный обиход понятие «MAYA» (которое в переводе расшифровывается как «максимально новое, но приемлемое для покупателя»), О творчестве Р. Лоуи пойдет речь и в Книге 2 пособия при освещении дизайна второй половины XX века.
В 1990-м году журнал «Life» включил имя Лоуи в галерею из 100 крупнейших деятелей XX века (среди политиков, ученых, военных, мастеров искусства), считая, что Лоуи лично повлиял на стиль жизни миллионов людей и как художник создал многие символы современности, практически соединив научно- технический прогресс с эстетикой.
Р. Лоуи, как и У. Тиг, и другие пионеры американского дизайна подчеркивал коммерческий характер дизайна. Все они внесли значительный вклад в формирование такого характерного для американского дизайна явления как стайлинг. Дизайнеры, подчинившие свое творчество коммерческим интересам промышленников и торговцев, заняты тем что придают изделиям чисто внешние «эстетические» свойства путем «облагораживания» художественными средствами даже нерациональной конструкции. При этом используется арсенал средств, механически перенесенных в дизайн из сферы изобразительных искусств и архитектуры.
Более «цивилизованным» считается так называемый «рациональный стайлинг», связанный с поиском определенного стилевого единства предметной среды. Стайлинг — особый тип формально-эстетической модернизации, при которой изменению подвергается исключительно внешний вид изделия, не связанный со сменой функции и не касающийся улучшения его технических или эксплуатационных качеств. Стайлинг придает изделию новый, коммерчески выгодный вид. Он тесно связан с конкретными характерными чертами образа жизни, с модой и изменением предпочтений [Основные термины дизайна. Краткий справочник-словарь. — М.: ВНИИТЭ, 1989].
Стайлинг ориентируется, прежде всего, на формирование коммерчески выгодного внешнего облика изделий, получение максимальной прибыли при их реализации. Поэтому он неразрывно связан с модой и, как следствие этого, его находки недолговечны. Дж. Джексон дал наглядную визуальную характеристику (от общей формы до отдельных деталей и графических элементов) пяти стилей американской промышленной продукции, сменявших друг друга (по его мнению) в течение полувека (с 1925).
В предвоенные и военные годы многие дизайнеры работали в военной промышленности. Г. Дрейфус, Р. Лоуи, У. Тиг были привлечены администрацией США к разработке стратегических помещений для Штаба объединенного командования. Бюро Дрейфуса принимало участие и в переработке 105-миллиметро- вого зенитного орудия — благодаря одной только перекомпоновке некоторых элементов время его наладки было снижено с 15 до 3,5 минут. Бюро Р. Лоуи также предложило много новых идей для военных ведомств. Например, оно переоборудовало планер в полевой операционный госпиталь, который можно было доставить в действующую армию и использовать непосредственно на фронте. Более 150 проектов для ВМС США выполнили У. Тиг с сотрудниками [13.8].
Параллельно с обособлением дизайнерской деятельности в США происходило становление дизайнерского образования как особого вида профессиональной подготовки. Успехи дизайнерской деятельности во время выхода из экономического кризиса в 1930-е годы привлекали все большее внимание промышленных кругов, способствовали расширению ареала ее распространения. К этим же годам относится начало преподавания дизайна в учебных заведениях Америки.
Практически одновременно в дизайнерском образовании складывались два направления. Первоначально превалировало обучение, в котором определяющее значение имели педагогические концепции и приемы, укоренившиеся в образовании США. Основной была прагматическая концепция Джона Дьюи, в которой под девизом тесной связи школы с жизнью пропагандировался узкий утилитаризм, недооценивалось значение более широких знаний и общей интеллектуальной подготовки. Весьма показательной в этом отношении была Лос-Аид- желесская школа искусств, основанная в 1932 году. Школе были чужды всякие рассуждения о дизайне, о его сущности, роли, предназначении. Все это отвергалось как ненужное умничанье. Здесь стремились в процессе обучения воспитать специалиста способного легко включаться в практическую дизайнерскую работу творческого коллектива любой специализации без предварительного периода акклиматизации. «Мы хотим, — говорил директор школы Эдмас, — чтобы студенты познакомились с реальной действительностью и знали те рамки, в пределах которых они могут работать в промышленности».
В соответствии с этим строился весь процесс обучения. Демонстративно отказывались от профессиональных педагогов, от учебников; занятия вели практикующие дизайнеры. Из учебного плана были исключены все предметы, не связанные непосредственно с дизайнерским проектированием. Кроме курса дизайнерского проектирования только таким предметам как моделирование, эскизи- рование и т.п. уделялось достаточно серьезное внимание. Проектирование велось только на конкретном материале с учетом возможностей промышленности и запросов потребителей.
В результате такой постановки обучения школа достигла своей цели — ее выпускники легко включались в профессиональную работу и вели ее (во всяком случае, первое время) на одном уровне с практикующими дизайнерами. Даже Лоуи, категорически отказывавшийся брать к себе людей с ученической скамьи, считая это невыгодным в послевоенные годы делал исключение для выпускников этой школы. Однако, несмотря на определенный внешний успех, не это направление в дизайнерском образовании стало определяющим в США. В 1930 годы начало складываться другое направление. Его основу составили деятели Баухауза, эмигрировавшие в США из предфашистской и фашистской Германии. Здесь они возобновили свою деятельность по подготовке дизайнеров в различных учебных заведениях. Ласло Мохой-Надь в 1937 году в Чикаго основал Институт индустриального дизайна, который стал крупным центром подготовки специалистов, преемником творческих традиций Баухауза. В 1949 году он слился с Иллинойским технологическим институтом, в котором преподавал до войны Мис ван дер Роэ. Вальтер Гропиус преподавал в Гарвардском университете. Благодаря им широкое распространение получает пропедевтический курс, ставший неотъемлемой частью дизайнерского образования. Менее широкое, но все же значительное, распространение получили уроки ручного труда, непосредственная работа с материалом как средство воспитание дизайнера. Обязательным этапом подготовки специалистов являлась также работа над проектами по реальным заказам промышленности, которая предварялась глубоким и широким анализом потребительских запросов, состояния рынка, условий и возможностей производства. Особое внимание уделялось вопросам соотношения формы и функции, атакже формы и стилевых направлений [13.9].
Дата публикования: 2014-10-19; Прочитано: 4397 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!