Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Теория развития личности Л.С. Выготского и ее значение в педагогике



Л.С. Выготский (1896 – 1934). «Мышление и речь», «Лекции по психологии». Выдвинул предположение, что подобно тому, как люди создали орудия, чтобы контролировать окружающую среду, они так же создают орудия, чтобы контролировать собственное поведение. Опирается на трудовую теорию происхождения человека Энгельса. Выготский показывает, что человек всегда использует свои знания для деятельности. Берет платочек и завязывает на нем узелок. Эти знаки используются для усиления мыслительных способностей. Мы не можем понять особенностей человеческого мышления, пока не изучим эти знаки. Основные знаки — речь. Овладение речью — важнейшая задача для ребенка, позволяет ему принимать осмысленное участие в социальной жизни.

· В 3-4 года дети начинают вести монологи в одиночестве.

· В 6-7 лет подобные монологи он начинает произносить про себя. Выготский считает, что «мышление про себя» - способ мышления.

Другие системы знаков, с помощью которых развивается наше мышление — письмо и чтение. Письмо и чтение заставляют ребенка переключиться с живой речи на абстрактную. Символы означают определенные слова. Трудно соотнести звуковое слово и письменное. Овладение письмом требует специального обучения. Выготский утверждает, что появление в культуре знаковых систем оказало влияние на когнитивное развитие. Считает, что Пиаже упускает это. Признает роль естественной линии развития, о которой говорит Пиаже, говорит, что она доминирует в когнитивном развитии до 2 лет. Но дальше на рост мыслительных способностей ребенка влияет наоборот культурная линия развития — система знаков. Оперирование ей требует обучения. Выготский против Пиаже: эгоречь ребенка изначально социальна. Потом – в ходе развития мышления – она становится внутренней речью для себя. Выводы Выготского были подтверждены Лурией, который проводил полевые испытания в средней Азии. Абстрактное мышление — результат историко-культурного развития общества.

Выготский в большей мере подчеркивал историческую, социальную линию развития интеллекта. Но не отрицал и естественную. Две стороны надо рассматривать в диалектическом единстве. Ребенку необходимо давать свободу, но при этом им необходимо руководить, очень мягко его направлять на нужный путь.

4 стадии развития творчества по Выготскому:
1. Первая ступень. Схема. Для рисунков этого периода характерно:
• схематичность: Человек изображается в виде головонога;
• рисование по памяти, а не с натуры;
• изображение в рисунке деталей, важных, по мнению ребёнка, но не всегда необходимых;
• рентгеновский способ изображения;
• несообразность и неправдоподобность деталей рисунка.
Селли говорит о том, что дети на этой ступени развития рисования больше символисты, чем натуралисты. В своих рисунках дети выделяют только самые главные (на их взгляд) признаки и ограничиваются их изображением. Психологи сходятся к тому мнению, что на это стадии рисунок является графическим рассказом об изображаемом предмете.
2. Вторая ступень. Возникающее чувство формы и линии. Ребёнок постепенно начинает не только перечислять конкретные признаки предмета, но и передавать формальные взаимоотношения частей. Для рисунков этой стадии характерно:
• смесь формального и схематического изображений;
• большее число подробностей;
• более правдоподобные детали;
• отсутствие пропусков.
Однако эту ступень нельзя строго отграничить от предыдущей.

3. Третья ступень. Правдоподобное изображение. Здесь схема исчезает, и рисунок приобретает вид силуэта, или контуров. В рисунках ещё отсутствует пластичность, перспектива, но изображение уже реальное. Дальше этой ступени дети редко идут без дополнительного обучения. Это происходит с 11-ти лет, когда начинает выделяться известный процент детей, обладающих определёнными способностями.
4. Четвёртая ступень. Пластичное изображение. Отдельные части предмета изображаются выпукло при помощи света и тени, появляется перспектива, передаётся движение.Казалось бы, что рисование по наблюдению должно быть легче, чем по памяти. Но оказалось, после анализа всех 4 ступеней рисунка, что это не так. Исследователь детского рисунка профессор Бакушинсикй объясняет это следующим образом. На первой ступени на передний план в восприятии выходит двигательно-осязательная форма и тот же способ ориентировки. В этот период важнее действие, а не результат и это действие отличается сильной эмоциональной окраской. Роль зрения в овладении миров всё больше возрастает и подчиняет себе двигательно-осязательный аппарат. В новом периоде ребёнка опять интересует процесс, но теперь это процесс созерцания окружающего мира.


Четвёртая ступень развивается у детей, по данным Кершенштейнера, либо одаренных, либо обучаемых, либо живущих в благоприятной среде. И это уже не спонтанная, не стихийно возникающая деятельность детей. Это творчество, связанное с определёнными умениями и навыками. Приводятся данные исследования Левинштейна. Выготский подчёркивает, что развитие детского художественного, как и любого другого творчества должно быть свободным, не принудительным и необязательным. В переходном возрасте ребёнка не удовлетворяет рисунок сделанный как-нибудь, ему необходимы определённые навыки. Это проблема двояка – с одной стороны, необходимо культивировать творческое воображение, а с другой, в особой культуре нуждается сам процесс воплощения задуманного на бумаге. Всякое искусство требует определённой техники исполнения, и чем эта техника сложнее, тем интереснее она для детей. Таким образом, развивается любовь к труду у детей и подростков. Детское творчество проявляется везде, где можно направить интерес и внимание детей на новую область, в которой может проявиться творческое воображение человека. В заключении Л.С. Выготский подчёркивает важность установки педагогической работы на развитие и упражнение воображения ребёнка, которые являются одной из основных сил в процессе подготовки его к будущему. Учение о том, что воображение взрослого богаче и сильнее воображения ребенка, т.к. у взрослого более развитой интеллект и больше опыта.

25. Теория развития личности Л.С. Выготского.

Выготский выдвинул предположение, что подобно тому, как люди создали орудия, чтобы контролировать окружающую среду, они так же создают орудия, чтобы контролировать собственное поведение. Опирается на трудовую теорию происхождения человека Энгельса. Выготский показывает, что человек всегда использует свои знания для деятельности. Берет платочек и завязывает на нем узелок. Эти знаки используются для усиления мыслительных способностей. Мы не можем понять особенностей человеческого мышления, пока не изучим эти знаки. Основные знаки — речь. Овладение речью — важнейшая задача для ребенка, позволяет ему принимать осмысленное участие в социальной жизни. Сначала человек думает вслух, потом — про себя. Диалог человека с самим собой вносит большой вклад в наше мышление. Другие системы знаков, с помощью которых развивается наше мышление — письмо и чтение. Письмо и чтение заставляют ребенка переключиться с живой речи на абстрактную. Символы означают определенные слова. Трудно соотнести звуковое слово и письменное. Овладение письмом требует специального обучения. Выготский утверждает, что появление в культуре знаковых систем оказало влияние на когнитивное развитие. мыслительных Считает, что Пиаже упускает это. Признает роль естественной линии развития, о которой говорит Пиаже, говорит, что она доминирует в когнитивном развитии до 2 лет. Но дальше на рост способностей ребенка влияет наоборот культурная линия развития — система знаков. Оперирование ей требует обучения. Выводы Выготского были подтверждены Лурией, который проводил полевые испытания в средней Азии. Абстрактное мышление — результат историко-культурного развития общества.

Выготский в большей мере подчеркивал историческую, социальную линию развития интеллекта. Но не отрицал и естественную.

Две стороны надо рассматривать в диалектическом единстве.





Дата публикования: 2015-02-20; Прочитано: 1781 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...