Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Философия русской школы К.Д. Ушинского



К. Д. Ушинский (1824 – 1870), философия русской школы. Основоположник русской национальной педагогики. Антропологический принцип педагогики. «О пользе педагогической литературы» - имела огромный успех. После этого он окунулся в разработки теории воспитания. Главный труд - «Педагогическая антропология. Человек как предмет воспитания» (1868—1869, 2 тома). «Родная речь» - значение родного языка как живого организма, выражающего стремления народа.

Идеологи национального образования – Фихте в Германии («Речи к немецкой нации»), Ушинский в России («О народности в общественном воспитании»). Основное положение этой статьи, состоящей из 8 глав: наличие у всех великих народов своей национальной системы воспитания. В основе каждой системы воспитания – свой признак (хотя есть и общие черты европейского образования, такие как единство духовной - христианской – жизни и возрождение классической древности). В Германии – склонность к абстракциям, систематичность: цели воспитания – ученость и наука. В Англии – аристократическое воспитание, право, свободное самоуправление: цель – выработка характера и манер. Во Франции – внешний блеск, тщеславие и материальная польза; цель - техника, утилитаризм. В США – неустойчивость, стремление вперед, децентрализация; цель – патриотизм и личная инициатива. Русские же только подражают другим системам. Нужна национальная система воспитания, отвечающая потребностям народной души. Но одним словом он эту душу не описывает: принципы патриархального быта, чуждые строгости и меркантильной жестокости, прерывистое, но сильное «славянское чувство», восприимчивость к чужому (например, к германской теории обучения). Т.е. славянофильство (самобытная славянская душа) + демократические требования народного образования (ср. Стоюнин, «Заметки о русской школе», И. Ильин, Толстой). Воспитание - не наука: для него наука не цель, а одно из средств, которыми оно развивает в человеке свой собственный идеал. Воспитание берет человека как он есть, со всеми его народными и единичными особенностями, воспитание обращается к характеру человека, а характер и есть та почва, в которой коренится народность. Типичный вопрос: "может быть, возможно, заимствуя из каждой народной системы воспитания то, что достойно в ней подражания, составить одну, общую, совершеннейшую?" Ответ: нет, потому что "школьное воспитание далеко не составляет всего воспитания народа. Религия, природа, семейство, предания, поэзия, законы, промышленность, литература - все, из чего слагается историческая жизнь народа, составляет его действительную школу, перед силой которых сила учебных заведений, особенно построенных на началах искусственных, совершенно ничтожна. Невозможно так изолировать воспитание, чтобы окружающая его со всех сторон жизнь не имела на него влияния. Она постоянно будет вносить свои убеждения и в учителей, и в учеников, придавать особенный оттенок лекциям первых и давать направление восприимчивости вторых". Характер зависит от народности (это его природная, не духовная сторона), а формирование характера – и есть образование (причем именно природной стороны, т.к. она всегда будет появляться в человеке и сопротивляться чуждому). Надо ли исправлять негативные черты народа? «Судить о достоинствах и недостатках никто не имеет права. Как бы ни был развит отдельный человек, он стоит ниже народа».

"Есть только один идеал совершенства, пред которым преклоняются все народности, - это идеал, представляемый нам христианством... за ним должно стремиться развитие всякой народности и всякое истинное воспитание, идущее вместе с народностью". Роль общественного мнения в воспитании: огромна. "Возбуждение общественного мнения в деле воспитания есть единственно прочная основа всяких улучшений по этой части: где нет общественного мнения о воспитании, там нет и общественного воспитания, хотя может быть множество общественных учебных заведений". Общественное воспитание только тогда оказывается действительным, когда его вопросы становятся общественными вопросами для всех и семейными вопросами для каждого. Система общественного воспитания, чтобы не быть бессильной, должна выходить из общественного убеждения.

Т.е. три основания системы воспитания – народность, христианство, наука (подчиняющаяся народности: «русские мало двигали науку вперед и должны оставить эти попытки»). Центральный вопрос – как надо учить. «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, она должна узнать его во всех отношениях». Знать человека во всех отношениях — это значит изучить его физические и психические особенности. Ушинский мечтал о таком времени, когда педагог будет не только учителем, но и психологом.

«Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии»: анализ психологических механизмов внимания, интереса, памяти, воображения, эмоций, воли, мышления, обосновал необходимость их учета в процессе обучения. Книга состоит из предисловия и двух частей: физиологической и психологической. Методологическое обоснование педагогики изложено в развернутом предисловии. Задача педагогической антропологии не в том, чтобы дать универсальные правила воспитания, годные на все случаи жизни, а в том, чтобы помочь учителям узнать реальные психофизические и психические закономерности человека, чтобы они могли в каждой конкретной ситуации принимать наиболее соответствующее решение об адекватных педагогических мерах. Педагогика - не наука, а искусство: наука изучает существующее или существовавшее, а искусство стремится творить то, чего еще нет. Педагогика в широком смысле – часть антропологии, в узком – воспитательная теория, ее основы: физиология, психология и логика. Цель воспитания – развитие и укрепление характера. Необходимы педагогические факультеты в университетах. Часть физиологическая: изложены свойства живых организмов, процессы их питания и роста, мускульная система, строение и деятельность нервной системы человека, привычки и навыки как усвоенные рефлексы, участие нервной системы в акте памяти, влияние нервной системы на воображение, чувство и волю). Подчеркивает важность младенчества и дества для приобретения и закрепления привычек и навыков. Наследственно передаются не сами привычки, а нервные задатки, на основе которых они формируются. Это и есть «народный характер». Учение есть передача принципов, а воспитание - передача привычек. "Добрая привычка есть нравственный капитал, положенный человеком в свою нервную систему». Часть психологическая: весь 1 том посвящен сознанию человека: внимание, ощущение, память, воображение, рассудочный процесс и образование понятий, суждений, умозаключений, индуктивный метод рассуждения, разум. Из изложенных в 1 томе научных законов У. хотел вывести правила дидактики. 2 том: продолжение психологической части: эмоциональная и волевая сферы человека. На этих психологических закономерностях У. хотел построить правила воспитания. 3 том: планировалось изложить все те возможные педагогические правила, вытекающие сами собою из анализа рассмотренных в 1,2 томах законов психофизиологической деятельности. "Душа не ощущает ничего, кроме разнообразных состояний нервного организма, и насколько внешний мир своими влияниями отражается в этих состояниях, настолько он и доступен душе". У. исходит из общепринятого на то время деления на явления сознания, чувства и воли. Одновременно он вводит свое, авторское разделение психических явлений на: душевные: общие и человеку, и животному; духовные: свойственны одному только человеку (произвольное рассуждение, разум, дар слова, религиозные, нравственные, эстетические стремления и т.д.). Что такое сознание: увидеть его можно только через его деятельность: внимание, память, воображение, представления, рассудок (все эти акты сознания могут быть как произвольными, так и непроизвольными). Рассудок: это плод сознания - постижение предметов и явлений, причин и законов явлений путем образования понятий, суждений и умозаключений. Рассудок с его стремлением к односторонности (монизму) и уничтожению противоречий У. называет движущим принципом науки. Разум: плод самосознания: это результат сознания душою своих собственных рассудочных процессов в их неограниченных стремлениях и ограниченных результатах. Разум с его спокойным сознанием тех противоречий, которых страшится рассудок, есть основа практической деятельности человека, следовательно - основа воспитательного искусства. Формирование представлений в юности: "Мы считаем период в жизни человеческой от 16 до 22-23 лет самым решительным. Здесь именно довершается период образования отдельных верениц представлений, и если не все они, то значительная часть их группируются в одну сеть, достаточно обширную, чтобы дать решительный перевес тому или другому направлению в образе мыслей человека и его характере... Впоследствии уже такая постройка всего содержания души гораздо затруднительнее, если и возможна. В огне, оживляющем юность, отливается характер человека".

Руководящая роль – у учителя, его личность - это центр воспитания. Ушинский требовал от учителя развития активной любви к человеку, создания атмосферы товарищества, интереса к наукам. В педагогической практике вредно одностороннее мышление - т.е. воспитатель, который глядит на человека сквозь одну какую-то призму, например, физиологии, политической экономии, психологии. Незаменим педагогический такт: приходящее с опытом понимание, как поступить в той или иной психологической ситуации. «...Следует передать ученику не только те или иные познания, но и развить в нем желание и способность самостоятельно, без учителя, приобретать новые познания». Утвердил принцип воспитывающего обучения, который представляет собой единство обучения и воспитания: «Воспитание должно действовать не на одно увеличение запаса знаний, но и на убеждения человека».





Дата публикования: 2015-02-20; Прочитано: 1834 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...