Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Прагматическая педагогика Д. Дьюи



Джон Дьюи (1859 – 1952). «Отец американской педагогики» - не только теории, но и практики. Педагогика и есть философия; в педагогике философские определения становятся конкретными и испытываются на практике. «Школа и общество». «Прогрессивное образование и наука образования». «Мое педагогическое кредо» (1897). «Школы будущего» (1922). «Образование и демократия» (1916). Создал собственную школу.

Дьюи отмечает, что не философия – база педагогики, и не педагогика – база философии, а это одно и то же, ибо философия есть не что иное, как развернутое и подробное решение самой трудной и самой важной задачи человечества – практических проблем воспитания. Методология – инструментализм, направление прагматизма (от «дело», «действие»). Прагматизм абсолютизирует опыт и приносимую им пользу. Значимость пользы определяется внутренним чувством самоудовлетворения (Пирс). Инструментализм рассматривает всякую идею с точки зрения полезности для того или иного конкретного индивида. Если идея полезна, то он должна рассматриваться как инструмент деятельности индивида. Дьюи строит свою концепцию на эмпирическом знании (априорных принципов нет). Все абсолютные понятия рассматриваются инструментально, т.е. как цели, к которым человек подведен через опыт (добро и счастье как цели деятельности). Образование исходит из опыта и для опыта. Мастерство педагога в том, чтобы не слишком нарушать личный опыт каждого человека. Когда педагог руководит, он внедряет свой собственный опыт => Минимум вмешательства. С другой стороны нужно сделать так, чтобы личный опыт каждого индивида не противоречил опыту других людей. Дьюи считает, что необходимо балансирование на грани индивидуального и социального опыта.

Идея трудовой школы. Критикует американскую за схоластическую составляющую: «школа для слушания», школа, рассчитанная по пассивное запоминанием: преподаватель дает ученику «разжеванный» материал, от ребенка требуется только запомнить его за короткое время. Получается, что центр тяжести образования находится не в ученике, а в учителе, учебнике, что ведет к обезличиваю детей и типизации мышления; сплотить детей в коллектив такая школа не может. Современная американская школа развивает только эгоизм, стремление учеников перещеголять друг друга. Нужно конкретное мышление и конкретное преподавание. Когда мышлением пользуются для какой-нибудь цели, оно конкретно, когда просто как средством для дальнейшего мышления – абстрактно. Трудовая школа исходит из прагматического интереса ребенка к знанию. Например, труд приготовления пищи может стать основным пунктом самого широкого образования учащегося (анатомии, биологии, географии и т.д.) в трудовой школе, в то время как профессиональная школа ограничится всего лишь доставлением сведений о приготовлении пищи. При трудовом воспитании узкая практическая деятельность приобретает всеобъемлющее значение, понимается как органическая часть всей целокупной жизни природы и человечества, и потому является источником образования личности. При профессиональном обучении сведения изолированы, человек образовывается на досуге, а не в труде. В такой школе главный предмет – труд, т.к. он будет преобразовывать школу в школу жизни. Деятельная работа будет создавать внутреннюю дисциплину, необходимую для общественной жизни. Внутренняя дисциплина вырастает из самого ученика и формирует его характер. Труд обуславливает привыкание детей к тому, что нужно уметь преодолевать препятствия, быть сметливым, выдержанным, стойким. Именно так, по Дьюи, воспитывался ребенок при старом рабочем режиме, но когда производственные функции были сосредоточены не в семье, а в предприятии, дети утратили такую внутреннюю дисциплину. Другие трудовые школы – Кершенштейнер («Школа и общество»). Блонский («Трудовая школа»), Рубинштейн, «Основы трудовой школы».

Образование д.б. свободным, доступным для всех классов: только так оно может быть эффективным подспорьем демократии. Дьюи в 1928 был в СССР, ему понравилась советская школа, ее свобода, коллективность, согласие учеников друг с другом и учителями. Если школу сделать демократичной, то вырастет поколение демократов и не нужно будет насаживать демократию сверху. Образование, школа – главные инструменты общества в вопросе демократизации.

Джон Дьюи, «Что такое школа» (//«Мое педагогическое кредо», 1897). Школа – прежде всего социальный институт, форма общ-й жизни; учась, ребенок на практике направляет свои силы на благо общества. => Образование и есть жизнь, а не подготовка для будущей жизни. Школа должна отражать ту жизнь, которую ребенок видит каждый день в семье или на игровой площадке, быть подстроенной под ее нужды. Иначе она будет скучным и бледным заменителем реальности. Старая школа выпускает людей, не готовых к жизни: они или перегружены знаниями так, что утратили быстроту и непосредственность реакции, или стали узкопрофессиональными специалистами и зачастую не могут интегрироваться в общество. Новая школа должна быть «полигоном реальной жизни», и, в 1 очередь, семьи: занятия ребенка в школе и дома не должны принципиально различаться. Школа должна объяснить ребенку то место, которое он занимает в социальных практиках (в его семье) и значение этих практик. Любая ценность, воспитываемая в семье, должна обсуждаться и в школе. Итак, школа – форма соц отношений, где ребенок тренируется не только в установлении правильных отношений с другими, но и в коллективной работе и коллективном мышлении. Ребенка в школе должен поощрять и направлять не учитель, а само общественное устройство, все его члены. Цель учителя – не донести некие идеи или укоренить некие привычки, а предложить ученику опробовать различные виды деятельности и помочь ему быть в них успешным (на основе собственного богатого опыта). Экзамены нужны, только если они проводятся с целью выяснить степень зрелости ребенка для вступления в социальные отношения.

Другие статьи из этого сборника: «Что такое обучение», «Предмет обучения», «Природа метода», «Школа и социальный прогресс». Все посвящены «главной цели воспитания: приданию формы человеческим силам и приспособлению их к нуждам общества». 4 методологических положения:

1. В обучение активная часть всегда должна предшествовать пассивной (физическая активность – мыслительной, опыт – размышлению). Идеи рождаются из деятельности (в ответ на проблемы этой деятельности).

2. Наглядный пример – лучшая инструкция. Вместо продуманных и скучных лекций - развитие детского воображения, иллюстрировать урок разнообразными красочными примерами.

3. Возрастающий интерес = прогресс в обучении, интерес – признак затаенных сил. Цель обучения – пробуждение дремлющих способностей личности. Интересы учащихся ни в коем случае не должны высмеиваться или подавляться.

4. Эмоции – отражения действий. Возбуждать эмоции в отрыве от действий – значит выращивать больного, невротизированного человека. Преодоление скуки, формализма и рутины направят мысли, чувства и действия человека к настоящему благу.

Человек вне социальных связей – миф или чудовище. Индивидуальность не дается исходно, а формируется под воздействием ассоциированной жизни. Наша интеллектуальность ограничена, во всяком случае, когда речь идет о ее содержании, общественной жизнью. То же и с сознанием. Когда ребенок действует, жизнь его общины реагирует, отвечает, на его действия: одобрением, подбадриванием или же недовольством и упреками. Сознание – это осознание реакций общественной жизни на наши поступки, перенесенная внутри нас жизнь общества, которая становится нашим внутренним форумом и трибуналом. Поэтому включенность в “общественную жизнь” = важнейшая цель воспитания и образования. Школа должна быть зародышем общественной жизни, должна быть проникнута духом искусства, истории и науки, не отделяя обучение культуре от специального образования. Школа Дьюи – "кооперативное общество небольшого масштаба ", сколок социальной структуры. Ее главное назначение – дать детям возможность накопить успешный опыт жить в сотрудничестве (" в кооперативной интеграции "). Воспитание заключается прежде всего в передаче опыта в ходе общения. Само общение есть процесс передачи опыта – общего достояния. Социальная среда обладает воспитывающей, формирующей силой настолько, насколько индивид участвует в каких-либо общественных видах деятельности, разделяет их. Он знакомится с целью этой деятельности, приобретает способы этой деятельности и ее содержание, необходимые навыки и эмоциональное содержание, связанное с этой деятельностью. Отсюда – вопрос об обучении как специально организованной среде, обладающей большей воспитывающей, формирующей силой, чем естественная среда. Лучший из способов воспитания – участие детей в общей, коллективной, справедливо устроенной детской жизни. Отсюда – идея самоуправления как средства воспитания. Организационно — это работы в мастерских, лабораториях, садах, полях, лесах, окружающих школу: вот обучающая, развивающая среда. Процесс обучения в "обучающей среде" осуществим целенаправленно и становится эффективным, если эта среда выполняет три важнейшие функции: 1) упрощает и упорядочивает те результаты, цели – те способности, знания, совершенства, навыки, умения, которые желательно иметь в обществе; 2) проясняет и идеализирует существующее социальное устройство; 3) создает более широкое и лучше сбалансированное окружение, чем то, в котором находился бы молодой человек, будь он предоставлен самому себе. Т.е. обучение - в самой "обучающей среде", происходит через участие ребенка в «общественных ситуациях», желание учиться связанно с ценностью, актуальностью, жизненностью этих ситуаций для ребенка. Основная идея обучения – идея постоянно реконструируемого и прирастающего опыта, приобретаемого самостоятельно в ходе участия и активного действования. Общий метод воспитания – организация непосредственного опыта детей, когда известное поведение становится для них необходимостью, глубокое и разностороннее ознакомление ребенка с небольшим числом типичных жизненных ситуаций. Простые житейские ситуации, в которых дети соприкасаются с положениями и фактами действительности будят в них духовный голод, жажду познания. Сугубо нравственный характер носит в себе в этом случае интерес к пожизненному, учению, росту, совершенствованию. То есть, индивидуальное всегда слито с коллективным. Ребёнок приобретает индивидуальные знания, ищет индивидуальные решения, формирует в себе личные качества, но все эти процессы уже вписаны в социальные механизмы, на глубинном уровне они имеют коллективный характер.





Дата публикования: 2015-02-20; Прочитано: 1568 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...