Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Педагогическая теория И. Канта



Кант и Песталоцци развивали идеи Просвещения на немецкой почве. Лозунг «Свобода, равенство, братство» утратил ценность, хотя его еще повторяли. => Педагогика становится практической, приближенной к жизни (цель – решение практических вопросов образования). Для развития человека мало одной самодеятельности природы или общественной среды. Если человек предоставлен самому себе, то он далек от совершенства, «дикарь» => развитие нельзя пускать на самотек, его следует подчинить определенным нормам (в первую очередь образование должно подчинить и нормировать психофизиологию человека => образование – искусство).

И. Кант (1724 – 1804). «Критика практического разума» (1788), «Основоположение метафизики нравов» (1785), «Антропология с прагматической точки зрения» (1798), «О педагогике» (1803). Педагогическая теория – результат философии и личной педагогической практики (7 или 9 лет домашнего учительствования после окончания Кенигсбергского университета, потом – в университете). «О педагогике» (1803), записана студентом Ринком по лекциям Канта:

· «Два человеческих изобретения можно считать самыми трудными»: искусство управлять и воспитывать.

· Воспитание состоит из 3 компонентов: 1) уход/попечение (младенцу), 2) дисциплинирование (становление поведения, дошкольнику), обучение и формирование нравственного облика (школьнику). Воспитание – исключительно человеческий феномен (у животных есть вскармливание, но нет ухода); обособленность человеческой природы, самопроизводство (чел сам формирует разум и поведение); самопринуждение возвышает человека над природой. Воспитание человеческой природы = прогресс человечества (от первобытности к новому времени). Дисциплинирование = его негативная функция (воздержание от дикости); обучение – позитивная. Только благодаря воспитанию природе можно придать форму, соответствующую идеалу человечности.

· Результат обучения = дисциплина + культура (если вторую еще можно улучшить, то наверстать упущенное в первом невозможно). Дисциплина первична, «надо как можно ранее приучить ребенка подчиняться предписаниям разума». «Человек может стать человеком только благодаря воспитанию. Он — не более того, что делает из него воспитание».

· Учителя должны выбираться из лучших, «сильных мира сего». Задача Канта - создать идеальную теорию воспитания, которая развивала бы все природные задатки человека. 1) Принципы воспитания должны быть для всех одинаковы => равенство и полная реализация. 2) Воспитание – это стремление к культуре (совершенству), которого один человек не может достичь. => К совершенству надо приближать все человечество, воспитание должно быть направлено не на настоящее, не на выживание и преуспевание в современности, а в будущее, к совершенству, всеобщему благу. 3) Воспитание должно быть планомерным, рациональным, не случайным, т.е. наукой. 4) Воспитание – дело каждого (на правителей не стоит рассчитывать; второе препятствие – родители, балующие детей). Школами должны руководить «свободомыслящие эксперты». 5) Итак, воспитание должно делать человека: 1. дисциплинированным, 2. культурным, 3. социально ценным (ответственным), 4. нравственным.

· Не выдрессировать, а научить думать. Устранить ссылки на авторитеты (порок отвратителен не потому, что запрещен Богом, а сам по себе). Информирование + педагогическое руководство (как применять на практике приобретенные познания). Метод: сначала научить ребенка подчиняться, показать ему пользу самоограничения, а затем научить пользоваться своей свободой (прежде всего, своим умом). Без внутреннего самопринуждения нет нравственности. Для этого: 1) предоставлять свободу ребенку во всем, кроме случаев, когда он может повредить себе или ограничивает свободу другого; 2) давать ему убеждаться, что он способен достигнуть своих целей, только позволяя и другим достигать своих (например, отказывать, если он не выполняет своих обязанностей); 3) дать ему убедиться, что только ограничение его свободы и позволяет пользоваться ею; что, развивая в себе эту способность к самоограничению, он сможет стать свободным, т.е. независящим от посторонних услуг и опеки. Систематическое воспитание до 16 лет. Общественное воспитание = передача знаний; частное, или семейное = применение знаний на практике. Общественное воспитание будет предпочтительным до тех пор, пока человечество не избавится от предрассудков и сможет передавать новые знания частным путем (от поколения к поколению).

· Далее - практические советы по «педагогике природных способностей» (физическому воспитанию) и «педагогике высших человеческих совершенств». Физическое воспитание (= 1 раздел теории образования: дисциплина). Главная цель воспитания этого периода – не мешать природе, не «испортить» ребенка чрезмерной опекой (в духе негативного воспитания Руссо). Материнское молоко, закаливание, категорически против пеленания (деформирует скелет, калечит психику; вместо них - корзины), укачивания, ходулей и помочей (ходить должен научиться сам). Не стеснять свободу телодвижений, много гулять на природе. Не сразу бежать на плач. О дисциплине: не допускать «дикость», т.е. независимость от законов, но нельзя запрещать все. «Ничто не приносит большего вреда, чем унизительная рабская дисциплина, с помощью которой хотят сломить чувство собственного достоинства и волю детей». Но что запрещено – уже не разрешать, не поддаваться на крик и плач. Нельзя ни стыдить ребенка, ни запугивать; чувство стыда естественно для ребенка, только если он солгал. Упражнения: плавание, беганье, акробатика, бросание предмета в цель, прятки, упражнения зрительной памяти, игра с волчком и бумажным змеем. Физическое воспитание духа, или свободы, проявляется в игре и в работе. К работе приучать. Умственные способности (=3 раздел: развитие ума и общительности, социализация), такие как память, остроумие, не имеют особой ценности без способности суждения, поэтому ее надо развивать в первую очередь. Нужна сосредоточенность (формировать майевтикой). Предполагать наличие врожденных идей – необоснованно, но есть «зачатки мышления» уже у новорожденного. От рождения свойственно пространственное различение, ощущение света, врожденные способности по различению величин, количества (различает 1 и многое; длинное и короткое), вкусовые и осязательные способности; представления о качествах.

· Высшие человеческие совершенстваумения, житейская мудрость (=2 раздел: культура; хорошие манеры, не выдавать чувств) и собственно нравственность (функция от характера). «Характер — это одновременно и наличие твердых намерений осуществить что-либо и при этом способность реализовать намеченные планы». Человек должен уметь держать данное себе слово. Воспитание воли и характера идет в 2 периода: 1. - сводится к укоренению в ребенке полезных привычек и устранению вредных, механистично. Ни разум, ни нравственное самосознание в ребенке еще не развито. Поэтому нет смысла приводить ему какие-то доводы и аргументы, надо просто механически укоренить полезные привычки. 2. - пробуждение в ребенке потребности действовать не просто по привычке, а по сознанию (разуму) должного мотива поступка. => Послушание — сначала как принуждение и привычка, потом добровольное. Правдивость. Общительность. Для воспитания хорошего характера необходимо сначала освободить человека от страстей. Sustine et abstine — «терпи и воздерживайся». Мудрая уверенность: надо делать детское сердце не слишком мягким, но бодрым, решительным, твердым, чтобы он мог действовать. Педагогические правила воспитания характера: 1) говорить только правду, но не болтать лишнего, 2) не притворяться, не казаться добрым, скрывая злые намерения; 3) держать обещания; 4) не придавать значения поверхностным недоброжелательным суждениям о ребенке других, т.к. он должен оценивать себя по состоянию своего внутреннего разума, а не со слов других. Тщетно пытаться усовершенствовать человека по частям, только сразу, целиком. Постепенное воздействие испаряется, пока работаем над другим.

· Нравственное воспитание (4 раздел). В основе воспитания нравственности должно лежать согласие нашей воли принять на веру известные принципы как критерии для различения добра и зла. Разумом можно понимать отличие добра и зла, но без согласия воли человек может действовать безнравственно. Категорический императив – общая формула этики – «поступай так, чтобы максима твой воли могла быть всеобщим законом» + «каждый человек всегда является средством для реализации счастья другого, и одновременно целью, но никогда только средством». Так должен относится учитель к ученику (беспристрастно), и наоборот. Нужен «моральный катехизис» - чтобы знать, как поступить в любой ситуации. Нравственное воспитание строится по максимам (законам). За непослушание следует наказывать всегда: нравственно (отказывая в любви и уважении, проявляя строгость) и физически (отказывая в просьбе и причиняя страдания; последнее Кант рекомендует применять в крайних случаях). От наград дети становятся корыстолюбивыми. Кроме послушания, следует воспитывать правдивость (за ложь лишать уважения) и общительность, дружелюбие, радостный взгляд на мир. Из «природы вещей» проистекает долг человека по отношению к себе и другим. К себе: внутренняя сущность человека – возвышающее над животными достоинство, долг – не попирать его. К другим: уважение и великодушие (второму можно учить не сразу, у совсем маленьких детей нельзя его насильно вызывать). Став свидетелем неуважения ребенка к другому, надо дать ему почувствовать неуважение к нему самому. Нельзя учить: идее праведности (не праведность, но долг должны руководить поступками), «лжи во спасение», заботе о мнении других (вызывает зависть); нельзя позволять кичиться знаниями и стыдить других. По природе человек нейтрален: добрым становится благодаря правильному воспитанию добродетелей, злым – из-за насилия над природой.

Религиозное воспитание предлагать уже развитым людям, способным совместить понятие бога с понятием долга, а не подменить одно другим, или равнодушно зазубрить церковные догматы. Религия = внутренний закон, поэтому после воспитания нравственных идеалов, совестливости, понимания долга, красоты, законов мироздания. Без этого– «просто суеверный культ». За свободу вероисповедания («религия все же одна»). О половом воспитании. Обсуждать с воспитанником по достижении зрелости (13-14 лет), и когда сформирована способность суждения: серьезно и с сочувствием. В отношении с другим полом на первым план должны выступать уважение и гражданская ответственность, а не просто стремление к продолжению рода. В отношениях с людьми другого сословия объяснить, почему одни люди имеют право требовать чего-то у других (потому что первые обеспечивают существование вторых и заключили с ними договор); ребенок не должен командовать слугами вслед за родителями.





Дата публикования: 2015-02-20; Прочитано: 3859 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...