Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Философия воспитания Ж.-Ж. Руссо



Жан-Жак Руссо (1712 -1778). Отрицание культуры проходит красной нитью сквозь все его сочинения. «Способствовал ли подъем наук и искусство улучшению нравов?» Науки и искусства извратили человеческую природу, внесли разложение в нравы природного человека. Эту тему Руссо обсуждает в «О причинах неравенства между людьми», «Общественном договоре» (положительному праву противопоставляет естественное), романе «Новая Элоиза» и педагогическом романе «Эмиль, или о воспитании» (1762) (решением пэров Франции эта книга была приговорена к сожжению).

Культуре противостоит идеальное состояние природы. Начало «Эмиля»: «все хорошо, что выходит из рук Творца, все вырождается в руках человека». «Человек от природы добр», жизнь в культуре делает его корыстным злым лицемером. Главный порок культуры – искусственность. Культура – то, что сделано людьми по заранее обдуманному ими плану. Искусство надуманно и нарочито. «Письмо к Даламберу»: критика театрального и других искусств. Все люди искусства, как актеры, скрывают под масками чужих чувств и лиц свои собственными мысли и чувства. Наука тоже искусственна, ученые принимают многое на веру, а потому полны предрассудков еще более упорных и произвольных, чем простые люди. Они видят скорлупу, но не могут видеть сути вещей. Гос. учреждения и законы тоже искусственны и придуманы для подчинения одних людей другим. Положительная религия искусственна, выдумана, чтобы оправдать несчастья человеческого рода, догмы ожесточают сердца. Т.е. культура = рассудочность, достижение заранее поставленных целей по заранее принятым правилам. Протест против одностороннего господства рассудка от интуитивиста. Чувство непогрешимо, открывает человеку подлинную сущность и красоту мира, сближает с Божеством; природа – то, что постигается чувством и им же руководствуется. Например, совесть для Руссо – божественный инстинкт, единственное, что поднимает его над животным кроме «печальной привилегии блуждать от ошибки к ошибке при помощи рассудка». Всякая культура неизбежно искусственна (а не только 18 век с его париками и манерностью), т.к. в основе современной культуры лежит разделение труда («О причинах неравенства между людьми»). В естественном состоянии человек сам удовлетворяет все свои потребности (он знает все нужные искусства, учит детей, защищает себя, творит, молится без посредников) => он свободен и независим => в естественном состоянии все люди равны. Разделение труда убивает свободу и равенство. Кузнец зависит от земледельца, земледелец от кузнеца, социальные узы крепнут, чел становится частью соц механизма, не работающей в отрыве от других частей. Люди ограничивают друг друга -> захват благ и неравенство. Близко – у Толстого («Так что же нам делать?»). Он за естественное разделение труда, которое соответствует естественным потребностям в нем общества, без узкой специализации и профессионализма (был кузнецом, упал спрос на товары - пошел работать на пашне, сохраняется независимость). В современном обществе профессионалы не умеют делать ничего кроме своего ремесла, особенно люди умственного труда (ученые, чиновники, художники, учителя) – они стараются искусственно вызвать спрос на свои услуги и накопить «на черный день». Та же мысль – у Кропоткина и Прудона. Итак. Руссо: разделение труда – основной порок культуры. Породило собственность, неравенство, рабство. Ведет и к внутренним порокам. Профессионализм, ремесленные приемы, убивают свободное творчество: техника порабощает чувства, форма убивает дух. «Научный подход убивает науку», книга заслоняет от ученого природу.

В культуре люди рассуждают, а не чувствуют, изображают, а не творят. Они утратили целостность природного человека. Надо обрести себя вновь. Снова быть всем для себя. Цель воспитания в «Эмиле» - создание «естественного человека». Факторы воспитания: 1) природа, или законы психофизического развития организма; 2) люди; 3) обстоятельства. Для гармоничного воспитания необходимо приспособить к первому фактору воспитания (природе) два остальных – людей и обстоятельства. «Природа сама должна быть няней и воспитателем ребенка». Роль педагога – прислушиваться к голосу природы. => Нельзя лишать ребенка детства, ограничивать его, т.к. у «природы свой, сугубо индивидуальный, план развития» ребенка. "Уважайте детство", - говорит Руссо в "Эмиле", - "обращайтесь с ребенком сообразно его возрасту!" Опыт – предтеча образования, т.к. он дает все необходимое образованию. => Сама природа – лучший учебник. Руссо приводит аналогию со сбором ракушек: ребенок гуляет по пляжу, собирает ракушки; никакой сумки у него нет, ракушки кладет в ладони. Вот ладони полны, а впереди еще более красивые ракушки. Ребенок должен сам решить, как ему поступить в сложившейся ситуации. При естественном воспитании, следуя детской природе, отказываются от ограничений, установленных волей наставника, отучают от слепого повиновения, соблюдают непреложные природные законы. При этом отпадает необходимость неестественных, искусственных наказаний. На смену им приходят естественные последствия неверных поступков ребенка. Главное правило воспитателя – «никогда не подставлять ребенку теней, когда можно показать сущность». Труд как цель воспитания занял важное место в педагогической концепции Ж.-Ж. Руссо. Идеи Руссо о трудовом воспитании и обучении носили новаторский характер. Ручной труд (огородничество, столярное, кузнечное дело и пр.) провозглашался незаменимым средством воспитания. Ж.-Ж. Руссо был глубоко убежден, что любой человек может обеспечить себе свободу и независимость прежде всего собственным трудом. Каждый должен овладеть каким-либо ремеслом, чтобы в будущем иметь возможность зарабатывать на жизнь.

Руссо: «человек, будь человеком, это твоя первая обязанность» («Эмиль»). «Человек в гражданском обществе рождается, живет и умирает в рабстве: … его закутывают в пеленки и заколачивают в гроб, а пока живет, он скован цепями наших учреждений» (О неравенстве). Все силятся угодить другим, иметь свое мнение – страшно. «Надо поступать так, как другие», думать и действовать по указке других. Принято/не принято – вот главный критерий. Руссо называет людей культуры марионетками, которых тянут за одну и ту же нитку (Новая Элоиза). «Человек рожден свободным, и повсюду он в цепях» => нужно свободное воспитание (об этом пишет в «Общественном договоре» и «Эмиле»). Задача воспитания – создать человека, а не подготовить профессионала. Средство воспитания = свобода, или исключительно природная жизнь вдали от культуры. Природа = наилучший воспитатель. Задача воспитания – предохранять от культуры. «Чтобы создать этого редкого человека… мы должны сделать очень много: помешать, чтобы что-нибудь было сделано». Негативное воспитание. Предохранять сердце от порока, а ум от заблуждений. Рассудок юноши без предрассудков и привычек к 12ти годам будет открыт разуму, и он станет мудрейшим из людей. Первое и самое трудное искусство воспитателя – уметь ничего не делать с воспитанником.

Эмиль Жан-Жака растет в сельской тишине. Кормление грудью, свобода движений (нет пеленания). Руссо воспитывает его искусством ничегонеделания. В 1-2 главах показан вред положительного воспитания, торопящего природу и потому всегда преждевременного. С рождения до 3х лет ребенок учиться ходить, есть, говорить. Если торопить природу – помогать помочами, ходулями, то, даже если его ноги не искривятся, то он не будет иметь своей походки, а будет ходить, как другие. Его принуждают ходить, когда у него еще нет желания, => походка – механический жест. А не выражение индивидуальности. То же со словами: ребенку пока нечего сказать, нечего выразить. Громадный недостаток – иметь больше слов, чем идей. Слова, заучиваемые вслед за взрослыми, становятся самоцелью. «Безличное произношение». Он раб чужих слов и лицемер, форма побеждает дух и порабощает. 2 глава – вред от преждевременного обучения грамоте и нравственным правилам. Чтение и письмо, пока они не потребности человека, вредны. Они должны выражать внутреннее. Детская лит-ра (например, басни Лафонтена) ничего не говорят ребенку. Поступать хорошо (не брать чужого, раздавать деньги нищим) ребенка заставляют до того, как он понимает, что такое собственность, бедность, деньги, => он делает это механически, ради похвалы. Растет лицемер. Отрицательное воспитание: следить за возникновением запросов воспитанника, и удовлетворять их, ставить его в условия, развивающие его органы и способности. Воспитание делится поэтому на периоды:

· 0-2 года – младенчество. Младенцы общаются с миром непосредственно при помощи органов чувств, они непосредственно переживают все свои удовольствия и боль. К 2 годам дети начинают осваивать язык. Мать должна воспитывать ребенка самостоятельно, в т.ч. кормить его, но не должна потакать ребенку. Воспитатель Эмиля, Жан-Жак, забирает его у матери.

· 3-12 лет - детство. Воспитание чувства, т.е. развитие органов восприятия и накопление чувственного опыта. Ребенок должен быть подобен кошке, осваивающей новую территорию. «Первые учителя философии – руки, ноги, глаза». Заменить это книгами значит научить нас не мыслить, но пользоваться мыслями другого. Ум – инструмент, надо развить то, чем он будет управлять: сделать воспитанника здоровым и крепким; «пусть он работает, действует, бегает, кричит, находится в непрерывном движении, пусть будет человеком по силе, тогда скоро сделается им и по разуму» (2ая глава «Эмиля»). Главное, что характеризует данную стадию – включение рассудка. Рассудок в этом возрасте интуитивен. Воспитатель не должен ничему учить ребенка в этом возрасте. Формула этого возраста – «само собой сделается». Умственное воспитание начинается не раньше 12 лет, т.к. рассудок сводит в одно данные чувств, которые еще недостаточно развиты.

· 12-15 лет - отрочество. Умственное воспитание. Не по заранее установленной программе, но в меру самостоятельных наблюдений и запросов. Ответы до вопросов рождают не знания, а предрассудки, убивают способность суждения. Надо развить «орудие, способное приобретать знание» (Эмиль, глава 2). Цель воспитателя – привить вкус и охоту к наукам, а не «вбивать» в ребенка знания, «как в кувшин».

· 15 лет и старше – «самонадеянный период», юность. Нравственное воспитание. Должны развиться органы нравственности – чувствования и страсти, возникающие в период возмужания. Окончательное изменение тела во взрослую сторону, завершение полового созревания. У ребенка появляется не только любовь к себе, но и любовь к другим. Он ищет друзей, кумиры, авторитеты, т.е. человек делается общественным. Педагог должен возбуждать ребенка (развивать его чувственность), прививать ему нравственные нормы, говорить о ценности других людей, что отвлечет ребенка от эгоизма.

Руссо не хочет воспитания дикаря, не знающего наук и ремесел. Воспитывать следует нужные потребности. Например, как приучить ребенка к режиму сна? Если недосыпает, устроить скучное утро, чтобы мечтал вместо него поспать, если спит слишком много – наоборот, собраться утром поделать что-то интересное. Как развить интерес к грамоте? Присылать Эмилю интересные записки, но чтобы не всегда их было кому прочесть. Или там приглашение на обед, а он пропустил, так как ему не прочитали. Он захочет сам. Записки должны быть короткими и хорошо написанными. Природу учить не по книжкам, а по самой природе. Космографию – по восходу солнца, магнетизм – договориться с фокусниками показать Эмилю фокусы и т.д. То же и с нравственным воспитанием (роман и женитьба на Софье, все тоже под руководством Руссо).

Полнотой сил и простотой потребностей и обусловливается истинно-человеческое, верное счастье, которое Руссо полагает, как цель человеческой жизни. По Руссо, кто хорошо воспитан быть человеком (т. е. иметь полноту сил и простоту потребностей, - только истинно-человеческие и общечеловеческие потребности), "тот не может дурно выполнять и других должностей, которые выпадут ему на долю".

Эмиль не знает слов «обязанность» и «подчинение», но свободен ли он? Он учится чему желает, но желает он то, что нужно воспитателю. Вся его самостоятельность – плод махинации воспитателя, «министра природы». Руссо сам это признает: в обычном обучении ребенок манипулирует учителем, выторговывает 8 дней удовольствий за день учебы. Пусть думает, что он господин, а на деле им будете вы. Нет подчинения более полного, чем то, которое сохраняет видимость свободы. «Он не должен раскрыть рта без того, чтобы вы не знали, что он скажет». Сможет ли он отстаивать свою самостоятельность в реальной жизни? Ему даже жену выбирает воспитатель. Свобода оборачивается тотальным гнетом. Свобода у Руссо = отсутствие внешнего гнета, е цель, а факт воспитания, обстановка. То же природа – готовый факт, робинзонада. «Я хочу, чтоб Эмиль думал сам быть Робинзоном».





Дата публикования: 2015-02-20; Прочитано: 1290 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...