Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Педагогические идеи философии Д. Локка



Просвещение наделило разум статусом высшего авторитета, разум, рациональное знание правит миром, господствует в культуре. Место человека не предопределено от рождения. Девиз Просвещения выразил Кант в «sepero aydo» - «иметь мужество пользоваться своим умом». Все просветители были уверены, что разум способен освободить человек от зависимости от природы, верили, что разум будет способствовать разоблачению предрассудков и суеверий, утвердит права и свободы, НТП, политические свободы. Все просветители верили, что к торжеству разума может привести только образование. Соответственно, в области образования просветители выдвигали следующие требования:

1. Очищение школы от схоластических методов обучения и воспитания (начетничество и зубрежка, образование оторвано от соц. практик, от детей требовали слишком многого - знание латыни и греч к 6-7 годам, чтение священных текстов наизусть, длительность учебного дня (10-12 часов), отсутствие нормальной организации учебного процесса, телесные наказания).

2. Гуманные и социально адаптированные методы образования и воспитания. Первые шаги в этом направлении сделал Ян Амос Коменский.

Джон Локк (1632-1704), Опыт о челов еческом разуме", „Мысли о воспитании"(1691), «Что изучать джентльмену» (1703). Закончил Оксфорд, по специальности – врач; преподавал греческий, риторику, этику в Оксфорде. Локк – представитель эмпиризма => его философские воззрения оказали влияние на педагогическую теорию: отвергает схоластику и выдвигает принцип индивидуального подхода к каждому ребенку. => Критикует учение Декарта о врожденных идеях (математические истины, идея Бога). По Локку, человек рождается в виде tabyla rassa («чистая доска»). Человеку врожденны только некоторые эмоции и индивидуальные отличие, но сознание человека – «чистая доска». Ребенок – «пустая комната», врожденных идей у ребенка нет, только в ходе жизни через опыт сознание ребенка наполняется идеями. Т.о, разум и знания развиваются на базе опыта. => Воспитание и социальное окружение создают различие между людьми. На 70-80% люди таковы, какими их сделало воспитание (роль воспитания особенно сильна в раннем детстве). Локк считает, что от того, как человека воспитывают, зависят его привычки и характер. => Локк дает совет педагогом: следует давать меньше правил, но строго следить за их исполнением.

«Неписанная система правил поведения джентльмена» по Локку:

1. Джентльмен не должен делать чего-либо неподобающего своему кругу.

2. Первое, чему должен быть научен джентльмен – понимание. Он должен сам себя контролировать свои желания и поступки, предвидеть последствия каждого своего действия. Джентльмен должен знать цену вещам и видеть их практическое назначение. Только практически полезные вещи должны быть желаемы.

3. В воспитании джентльмена все важно – «и душа, и ее бренная оболочка». => Большая роль отводится физическому воспитанию. Кредо «в здоровом теле – здоровый дух» (Ювенал). Подчеркивает важность закалки: холодные ванны ног, жесткая постель, легкая одежда, частые подвижные игры на свежем воздухе. Т.о, цель физического воспитания – подготовка к лишениям и умение переносить их достойно (это исторически обоснованно, т.к. в 17 веке Англия боролась за статус колониальной державы и владычицы морей => ей необходимы были отважные колонизаторы).

4. «Закалка души». Следует научить отказывать от влечений, желаний, прихотей. Допустимо следовать только тому, на что указывает разум. Для того, чтобы добиться такого результата, необходимо упражнять волю (воля – власть человек над собой). Волевой акт состоит из:

· взвешивая относительной ценности возможного поступка;

· выбора одного из типов возможного поступка и фиксирования на нем внимания, которое сопровождается чувственным усилием, намерением;

· перехода намерения в действие.

На самых ранних ступенях воспитания воля воспитывается через пример или назидание. Человек обязан уметь властвовать над желаниями и страстями, уметь подчинять их разуму. У каждого джентльмена д.б. следующие понятия: 1) добродетель (он должен всегда помнить о боге), 2) мудрость как умелое и предусмотрительное ведение своих дел, т.е. человек д.б. предусмотрительным, 3) благовоспитанность, т.е. почтительность, ровность в общении, отсутствие застенчивости, недопустимость небрежности в общении. Метод достижения благовоспитанности – развитие адекватной самооценки: человек не д.б. низкого мнения ни о себе, ни об окружающих; 4) знания.

5. Необходимость поощрения и наказания. Образование для Локка – социализация: ребенок должен понимать суть своих поступков, руководствоваться требованиями разума, чтобы заслужить похвалу от взрослых. Когда ребенка хвалят, у него складывается понимание того, что поступать следует именно таким образом, какой заслужил похвалу.

Дж. Локк придавал воспитанию и обучению огромное значение. "Из всех людей, с которыми мы встречаемся, девять десятых становятся тем, что они есть — добрыми или злыми, полезными или нет, — благодаря воспитанию. Оно-то и создает огромную разницу между людьми". Аксиома английской педагогики, сформулированная Локком: " чем ранее начнете вы обращаться с мальчиком как с взрослым человеком, тем он скорее человеком сделается ". Отвергая природную предрасположенность воспитания, Дж. Локк был убежден в целесообразности социальной (сословной) детерминации школьного образования. Вот почему он оправдывает разные типы обучения: полноценное воспитание джентльменов, т.е. выходцев из высшего общества, и ограниченное поощрением трудолюбия и религиозности воспитание неимущих.

Свой наиболее ценный педагогический трактат — „ Мысли о воспитании " Локк начинает воспитанием физическим. Ближайшая цель последняго сделать организм сильным, „способным переносить всякия невзгоды, перемены и усталость". Для этого с первыхъ лет следует его закалять и приучать к лишениям. Локк советует не слишком тепло одевать детей, ежедневно мыть ноги их в холодной воде, чтобы ребенок был застрахован от простуды, болыие держать их на свежем воздухе "; возможно раньше учить их плавать; приучать к простой, умеренной пище, и т. п. Причем, надо избегать прививать детям лишния привычки, напр., к известным часам еды, к определенному устройству постели, — чтобы привычка не сделала ребенка рабом привычнаго желания. Таким закалом организма достигается и дальнейшая цель физическаго воспитания, сближающая его с воспитанием духовным. Тело здесь приучается сдерживать свои желания и потребности, уступая место требованиям духа: тело делается „способным повиноваться приказаниям духа". Духовное воспитание, по Локку, в целом состоит из четырех моментов: развития добродетели, мудрости, благовоспитанности и сообщения познаний. Суть воспитания духа к добродетели состоит в способности сдерживаться и отрекаться от своих желаний, следуя только указаниям разум. Главными средствами этого воспитания являются дисциплина и приучение (привычка), примеры и разсуждения: первыя два служат выработке способности сдерживать и отказываться; вторые два дают руководство пробуждающемуся разуму (примеры — наглядно, рассуждения — более отвлеченно). Помимо дисциплины и приучения, в воспитании добродетели имеют значение и непосредственныя внушения и указания разума. Ведь, руководящая роль в нашей деятельности принадлежит собственно разуму: именно он обсуждает и расценивает благо и указывает на добродетель, как на высшее благо. Поэтому „ рассуждения с детьми " Локк считает способом „самым правильным в обращении с ними". Дети любят, чтобы с ними рано обращались, как с существами разумными, и „начинают понимать рассуждения с ними такъ-же рано, как язык. Примеры имеют значение не только иллюстраций к хорошим или дурным сторонам поведения. В примерах других люди обычно склонны усматривать образец для себя. К этому особенно склонны дети: их разум, естественно нуждается в руководстве со стороны других и именно на примеры смотрит, как на руководство, на образец для себя. Вот почему так важно, чтобы ребенок, в качестве руководящих, имел пред собою только хорошие примеры. Вот почему в воспитании огромное значение имеет среда, обстановка. Обучению Локк придает мало значения. „ Обучение должно иметь место, но стоять на втором плане, только как пособник более важным качествам" (т. е. благоразумию и нравственности). Оно не имеет в виду создать ученого или учено-образованного человека, а только практически-сведущего, практически-образованного джентльмена. Обучение ценно, когда оно служит жизни, когда оно полезно, и в меру этого оно необходимо. Этим утилитарным взглядом и определяется у Локка содержание обучения. В числе предметов он указывает: чтение, письмо, рисование, стенографию, французский язык, латынь, некоторыя познания из географии, арифметики, астрономии, геометрии, хронологии, и истории, гражданского права и законоведения родной страны. В практических интересах, Локк считает необ-ходимым прибавить к предметам обучения, даже для джентльмена, изучение ремесла и целый ряд практических занятий для рекреаций. Заканчивает образование джентльмена путешествием по Франции и Италии, следуя традициям английского образованного общества.





Дата публикования: 2015-02-20; Прочитано: 1066 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...