Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Педагогические идеи философии Августина



Педагогика средних веков демонстрирует нерасторжимую связь между бытием и образованием. Христианский мир по-новому конструирует онтологическую проблематику. Акцент проблемы переносится на трансцендентное по отношению к земному миру. Все характеристики в Боге имеют атрибутивный характер, но в то же время они сливаются в некую цельность — Бог есть полнота, цельный характер. В человеке сопрягаются 2 мира — тварный и божественный. Путь к Богу — последовательный, ступенчатый. Образование — важнейший способ достижения божественного мира, он тоже ступенчатый.

Августин 354-430 гг. оказал влияние не только на средневековую педагогическую мысль. Для Августина главное вера - «уразумей, чтобы уверовать, и уверуй, чтобы уразуметь». Прежде всего уразуметь нравственные заповеди — а они даны Богом. Принцип веры он проводил и на образование. Образование по Августину то, что направлено к Богу. Бог — это свет. Разум насыщается этим светом и сам просветляется. Главный вопрос педагогики — каким должен быть человек в мире, что есть его правильное отношение к миру и к творцу. Для этого надо было объяснить, что такое благо и зло. Какова их природа и откуда они происходят.

1. Что такое грех? Грех — результат порчи человеческой природы после грехопадения. К первородному греху добавляются новые грехи, и человечество становится массой зла. Определяет зло как недостаток добра. Проступки отл-ся от преступлений. Проступок — если вред приносится его душе и телу, преступление — вред приносится другому человеку. Всякое зло — некоторое соперничество с богом и безуспешное искание благ, которые может дать чел-ку только бог. Двоякое происх-е: побуждение собственных мыслей и уговор со стороны.

2. Как спасти человека от греха? Это спасение обусловлено актом божественного благоволения. Спасение — это и есть образование. Дать человеку знание и свет. Собственных сил человеку для спасения недостаточно, потому что первородный грех может победить только божественная благодать. Действие чел-ка свободно, независимо от внешней причинности. Субъективно человек действует свободно, но все, что он делает, делает через него Бог. Августин утверждает свободу воли человека. И порок и добродетель вменяются человеку. Смысл порока и добродетели задан божественными заповедями. Если воля чел-ка устремлена к ним, к богу — то это здоровая воля (voluptas). Если повинуется себе, человек ищет временных благ, то она отбрасывается вниз, к временному и преходящему, она не здорова. Любовь к временному можно предотвратить только полюбив вечное. Отсюда необходимо знание. Знание — внутреннее осознание божественной истины. Вечное и неизменное знание бога. Бог есть высший учитель, внутренний мастер, весть которого освещает истину в наших душах. Истины едины для всех людей и общи для них, они заложены в самом чел-ке, развиваются из внутренних глубин его души. Функция учителя в таком случае — помочь развить их осознание. Нечто вроде сократической майевтики. Главное здесь конечно вера — именно она дает нравственный ориентир человеку. Цель учителя — не переправлять знание из головы в голову, а пробудить его. Именно это знание божественных истин делает возможным для человека стать, кем он должен, быть активным, управлять своим телом и миром. Цель образования — помочь человеку осознать свои возможности, стать господином над телом и внешними вещами. Мы живем в греховном мире- надо спастись — получить образование. Надо осознать греховность природного сущ-я и обратить души к богу, к свету, к божественной милости.

3. Августин делил мир на град земной и град небесный (мир спасенных). У спасенных любовь к богу вплоть до забвения себя. Земной мир — греховный, но и приготовление к небесному миру. Государство, которое является институтом земного мира должно участвовать в этой подготовительной деятельности, т.к. оно имеет божественное происхождение. Основная ответственность лежит на церкви, церковь — это божье средство, она должна подготовить человека к неизбежности.

Августин (354-430). На материале «Исповеди» педагог может вынести много полезных идей. Августин сам педагог, в молодости преподавал риторику (бросил преподавание из-за бедности, студенты уходили с лекции, не оплатив ее)

Для Августина главное вера. «Уразуми, чтобы уверовать, и уверуй, чтобы уразуметь».

Образование - то, что направлено к богу. Бог – свет (вспомни притчу «Пещера» из 7 кн «Гос-ва» Платона).

Разум чел освещается светом бога и просветляется. Задача педагогики – сформировать у чел правильное отношение к миру и творцу. => Педагогика должна объяснить природу блага и природу зла, их генезис.

Главные вопросы педагогики Августина:

1) чт такое грех, зло? Грех – результат порчи чел природы после грехопадения. К первородному греху добавляются грехи земной жизни чел. Грехи – проступки и преступление. Проступок: когда вред принесен только душе или телу чел. Преступление 0 вред другому чел. Все грехи чел – двоякого происхождения: 1) от собственных мыслей 2) уговоры со стороны. Вся совокупность грехов – зло. Зло – недостаток добра в мире.

2) Как спасти чел от греха (от зла)? Спасение чел – образование, только через образование чел может получить благословение бога. Собственных сил для спасения от зла у чел не достаточно. Действие чел свободно (не зависит от внешней причинности): субъективно чел действует свободно, но через все деяния чел действует бог. => И порок, и добродетель вменяются чел (т.е. Августин признает свободу воли). Если воля чел устремлена к богу, то бог поднимает к себе волю чел, очищает ее, чел творит благие поступки. Если воля чел устремлена против бога, то бог отбрасывает волю на землю, в мир греха. Соответственно, спастись чел сможет, если будет стремиться к богу. Чтобы стремиться к богу, нужно знание Бога. Знание - внутренне осознание божественных истин (Бог – высший учитель, внутренний мастер, свет которого). Истины бога едины для всех людей, они заложены в чел и развиваются из внутренних глубин его души.

Функция учителя – помочь чел осознать, что божественные истины внутри чел, и довести, что этим истинам нужно следовать. Т.о, роль учителя – пробудить ум человека.

Только знание божественных истин помогает чел

Основная цель образования – помочь душе осознать свои возможности, стать господином над телом и вешними вещами.

Т.о, цель образования совпадет с целью бытия.

Августин делит мир на:

1) Град Небесный – спасенные люди, любящие бога вплоть до забвения себя

2) Земной мир – мир грешников, любящих только себя и мирскую жизнь

Подготовить чел к жизни в Граде Небесном должны гос-во и церковь. (Гос-во имеет божественное происхождение, Церковь как божественное средство и воплощение бога на земле должна непосредственно вести чел к праведной жизни в Небесном мире)

Педагогика, типичная для Ср Веков отразилось на образовательной традиции в России и в Европе.





Дата публикования: 2015-02-20; Прочитано: 6030 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...