Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Педагогика Я. Коменского и ее современное значение



Ян Коменский, Комениус (1592 – 1670). Родился в семье члена протестантской общины Чешских братьев. Братская школа, 1608-10 - латинская школа, затем Херборнская академия, Гейдельбергский университет, где приступил к созданию энциклопедии — «Театр всех вещей» (1614-27) и начал работу над полным словарём чешского языка («Сокровищница чешского языка», 1612-56). В 1614— учитель братской школы в Пршерове. В 1618-21 Фульнек, изучал труды гуманистов эпохи Возрождения - Т. Кампанеллы, Х. Вивеса и др. В 1627 приступил к созданию труда по дидактике на чешском языке. В связи с гонениями со стороны католиков Коменский эмигрировал в Польшу (г. Лешно). Здесь он преподавал в гимназии, закончил «Дидактику» на чешском языке (1632), а затем переработал её и перевёл на латинский язык, назвав «Великой дидактикой» (1633-38), подготовил несколько учебников: «Открытая дверь к языкам» (1631), «Астрономия» (1632), «Физика» (1633), написал первое в истории руководство для семейного воспитания — «Материнская школа» (1632). Усиленно занимался разработкой идей пансофии (обучение всех всему), которые вызвали большой интерес европейских учёных. В 40-е гг. опубликовал ряд учебников. В 1650 был приглашен для организации школ в Венгрии, где попытался частично реализовать свою идею устройства пансофической школы. Научное обоснование её принципов, учебный план, распорядок дня были изложены Коменским в сочинении «Пансофическая школа» (1651). Стремясь оживить преподавание и пробудить в детях интерес к знаниям, применил метод драматизации учебного материала и на основе «Открытой двери к языкам» написал ряд пьес, составивших книгу «Школа-игра» (1656). В Венгрии закончил первый в истории иллюстрированный учебник «Мир чувственных вещей в картинках» (Orbis Pictus, 1658), в котором рисунки являлись органической частью учебных текстов. Переехав в Амстердам, продолжал работу над начатым в 1644 трудом «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих», в котором дал план реформы человеческого общества; полностью труд опубликован на латинском языке в Праге в 1966. Итог жизни подвёл в сочинении «Единственно необходимое» (1668).

Выделили педагогику из философии, создал систему педагогики. В противоположность мрачному аскетизму средних веков, церковному учению о греховной природе человека учил, что человек — это «совершеннейшее, прекраснейшее создание», «чудесный микрокосм». В отличие от педагогов-гуманистов эпохи Возрождения, создал систему воспитания не для избранных, не для аристократической верхушки общества, а для демократических слоев населения, для народных масс. Требовал создания единой школы, всеобщности и обязательности школы родного языка для всех детей без различия сословий, имущественного положения и пола – т.е. всеобщее начальное обучение. Принцип обязательного школьного образования – с Реформации (разум – равноправный с благодатью источник веры, образование разума – элемент христианского воспитания). Лютер предложил всеобщее образование как борьбу с дьяволом. Коменский: система национальной школы, которая на нижних ступенях должна быть всеобщей и обязательной. Право каждого человека на образование («Великая дидактика»). Этот принцип реализовался в большинстве культур только с последней четверти 19 века. Конституция 1793: естественное право человека на образование, => комиссия по народному просвещению.

Выделил важнейшие структуры: учебный год, каникулы, деление учебного года на четверти, одновременный прием учащихся осенью, классовая учебная система, балловый тест знаний учащихся, продолжительность учебного дня. Выступил против схоластики в педагогике (против зубрежки, насилия над учеником, «вдалбливании» знаний в ученика). «Читать и не понимать — то же, что совсем не читать», писал он. «Эмпирическая наглядность» - ввел Коменский в Orbis Pictus (иллюстрированный учебник) = когда слово не только называется, но и демонстрируется в виде модели или изображения ученику. Сенсуализм: «очевидно, что в уме нет ничего, чего не было бы ранее в чувстве. Следовательно, тщательно упражнять чувства в распознавании различий естественных предметов - значит положить основание всякой мудрости».

«Материнская школа, или о заботливом воспитании юношества в первые шесть лет». Труд предваряется словами Цицерона: «Основа всего государства состоит в правильном воспитании юношества» и посвящает всем благочестивым христианским родителям и опекунам. Дети - величайший дар Бога и рождены не для родителей, а для Господа, они – неоскверненный образ Божий, а также вместилище будущих достижений. Цель родителей – воспитать детей так, чтобы они стремились воплотить образ Бога на земле, то есть, развивать их добродетели. «Тело - только хижина человека», нужно воспитывать душу. Это включает познание Бога и управление самим собой, а также своей жизнью. «Троякая цель воспитания юношества: 1) Вера и благочестие. 2) Добрые нравы. 3) Знание языков и наук» (именно в таком порядке). Юношество нуждается в воспитании, как все живое нуждается во вскармливании. Это должно быть поручено сначала родителям, а потом самым мудрым и достойным людям в государстве (педагогам). Но школа из благодатного места стала благодаря безнравственным глупцам местом мучительным. С рождения (до шести лет, те, до школы) дети должны упражняться в благочестии, нравственности и науках. Ребенку надо объяснить: «(1) что бог существует, (2) везде присутствуя, взирает на всех нас; (3) тем, кто за ним следует, дарует пищу, питьё, одежду и всё; (4) людей строптивых и безнравственных наказывает смертью; (5) его следует бояться и всегда призывать и любить как отца; (6) нужно исполнять всё то, что он повелевает; (7) если мы будем добрыми и честными, он примет нас на небо». Надо также взрастить в ребенке: умеренность, опрятность, почтительность и предупредительность к старшим, правдивость, щедрость, справедливость, трудолюбие, молчаливость, терпении, скромность. Из свободных искусств ребенок должен: различать стихии, части тела, деревья и травы; знать зачатки оптики (цвета), астрономии (планеты и звезды), географии (родного места), хронологии (время), арифметики, геометрии, музыки, развивать память, помогать по дому. Язык изучать с помощью грамматики, риторики и поэтики.

Мать должна оберегать здоровье ребенка с момента зачатия. Ребенка надо обязательно кормить материнским молоком. Нужно оберегать от холода и ушибов, установить регулярный режим (сон-игра-сон); поощрять детей к активности (бегать-прыгать-играть-заниматься делом). Первые упражнения интеллекта состоят в объяснении детям, кто есть кто, а затем в «проверочных вопросах» к самим детям. Все базовые знания (перечислены в четвертом пункте), должны давать через объяснение и наглядный пример, практику. Коменский подчеркивает, что нужно давать ребенку общаться со сверстниками, так как это развивает его еще больше. Дети охотно играют и подражают другим. Это надо поощрять. От механических навыков надо переходить к ручному труду, рисованию и письму (арифметике, музыке, грамматике, пению). Речь детей надо развивать, во-первых, обучением грамматике; во-вторых, постоянными упражнениями (на произнесение слов), разговорами с детьми (вопрос – ответ). Риторика начинается с языка жестов. Поэзию дети способны понимать сразу, так как чувствуют ритмы; они им нравятся, и это надо поощрять. Например, няни часто общаются с детьми рифмованными песенками. Детям постарше нужно читать религиозные стихи.

Детей нужно упражнять в нравственности и добродетелях, давая им: 1) постоянный образец добродетелей (в лице родителей), 2) своевременное и разумное наставление и упражнение, 3) умеренную дисциплину. Наказывать К. советует окриком и побоями. «Кто будет расти без дисциплины, состарится без добродетелей». Теперь о самих добродетелях (перечисленных в пункте 4). Умеренность воспитывается, когда ребенку дают строго по его потребностям, не больше (не балуют, не перекармливают, не укладывают часто спать). Опрятности надо учить за едой и не давать пачкать одежду. Уважение к старшим надо поддерживать в ребенке заботой о нем, под которой К. понимает прежде всего строгость и наказание. Послушания нужно добиваться всегда (окриком и наказанием), не допускать своеволия. Ложь – величайший порок, нельзя обращать ложь в шутку; также не рекомендуется читать детям сказки и басни. Справедливость (в первую очередь, уважение к чужой собственности) нужно воспитывать своим примером. То же касается благотворительности (щедрости). Нельзя оставлять детей в праздности, надо играть с ними, подготавливая к взрослой жизни. Надо давать детям говорить, но также приучать к молчанию во время богослужения или молитвы. Терпению дети учатся посредством наказаний (если их не изнежить). Услужливость достигается постоянным обращением к детям (приказами). Вежливым будет ребенок настолько, насколько вежлив его родитель; роль скромности надо объяснить ребенку сразу и серьезно. Манерам обучать в ходе взросления.

Отдавать в школу надо не раньше и не позже 6 лет: когда ребенок достаточно умственно и физически сформирован, чтобы передать его заботе учителя, и когда дома ему учиться уже нечему. Это совет Коменского для «средних детей». Детей «тупых или способных» можно задержать дома или отправить в школу раньше на год-два (посоветовавшись с учителями). В любом случае, ребенок должен усвоить сначала знания материнской школы и тянуться к новым знаниям. Нельзя пугать детей школой или отдавать их туда без объяснений. Наоборот, надо рассказывать о веселостях и пользе учения с другими детьми, чтобы ребенок ждал школу как праздника. Следует до школы приучить ребенка к мелу и дощечке. Родители должны внедрять детям любовь и доверие к будущим преподавателям, хвалить за мудрость и доброту. Коменский также советует заранее завязать с учителем хорошие отношения, например, послать ему подарок. Но в первую очередь, следует молиться.

«Школа – кузница гуманизма, мастерская человечности». => Воспитание и обучение должно базировать на рациональных началах. Человек д.б. образом Бога, только тогда он познает вечное блаженство. Все люди равны от рождения, человек может достичь совершенства, утраченного из-за грехопадения, и вернуться к Богу (т.е. человек способен преодолеть первородный грех добром и милостью Бога). Т.о, конечная цель педагогики – исправление человека и человечества. Комениус делит жизнь человек на этапы (в зависимости от возраста, каждый период – 6 лет => 4 ступени школы): 1. Ранее детство (0-6 лет). Материнская школа, педагогика в семье. Все абстрактное знание должно доводиться до ребенка через примеры и ощущения. 2. Отрочество (6-12 лет. Развивается память и воображение (рука и язык). Этап общеобразовательной школы (школа родного языка в каждой общине, селении, местечке). Цель – воспитание гражданина, социальные навыки – письмо, чтение, память. Способные переходят в гимназию. 3. Юность (12-18 лет): Развивается понимание и суждение. Обучение в гимназии – «латинская школа», изучают древние языки, готовят к дальнейшим этапам. 4. Возмужалость (18-24 лет). Развитие воли и способность сохранять гармонию. Академия, университет, получение специальности. 5. Зрелость. 6. Старость. Каждая следующая ступень является продолжением предыдущей. Таким образом, Коменский выдвинул демократический принцип единой школы. Для каждой ступени (кроме академии) Коменский подробно разработал содержание обучения. Про Материнскую см. выше. Школа родного языка (в отличие от существовавших латинских школ, учит национальному языку) имеет шестилетний курс обучения: элементарные знания по геометрии, географии, естествознанию, религии + пение и ручной труд. Содержание обучения в латинской школе (гимназии) Коменский заимствовал из обычного круга учебных предметов средней школы того времени: это «семь свободных искусств». Добавил: физику (естествознание), географию, историю. В гимназии изучались латинский, греческий, родной и один из новых языков. Требовал, чтобы после обучения языку (грамматике) учащиеся переходили к изучению реальных наук — естествознания (физики), математики, затем философских наук (этики, диалектики), завершая весь курс изучением риторики, так как при такой последовательности красота речи будет сочетаться с ее содержательностью и глубиной. Шесть последовательных классов гимназии: грамматический, физический, математический, этический, диалектический и риторический.

О «Великой дидактике» Коменского. Полное название: «Великая дидактика, содержащая универсальное искусство учить всех всему, или верный и тщательно продуманный способ создавать по всем общинам, городам и селам каждого христианского государства такие школы, в которых бы все юношество того или другого пола, без всякого, где бы ты ни было исключения, могло обучаться наукам, совершенствоваться в нравах, исполняться благочестия и таким образом в годы юности научиться всему, что нужно для настоящей и будущей жизни». Введение состоит из нескольких частей. Первая - о пользе дидактики вообще, вторая - посвящение всем читателям, третья обращается ко «Всем, стоящим во главе дел человеческих, правителям государств, пастырям церквей, ректорам школ, родителям и опекунам детей». К. определяет дидактику как «универсальное искусство всех учить всему». Ставит целью своего учения панморалистское воспитание человека. Господь создал два превосходнейших творения: рай и человека. Педагог пытается опереться в своем произведении прежде всего на церковное воззрение, считая именно его высшей целью своей системы. Педагогическая система Коменского представляет собой прежде всего протестантское христианское учение, и направлено на образование детей в христианском духе, а в дальнейшем через соответственно воспитанных детей и восстановление авторитета церкви. Но вместе с этой целью он определяет сверхзадачу своей дидактики: «Исследование и открытие метода, при котором учащие меньше бы учили, учащиеся больше бы учились; в школах было бы меньше одурения, напрасного труда, а больше досуга, радостей и основательного успеха...». В книге 33 главы. Три первых главы = антроподицея (оправдание человека). Начиная с утверждения о том, что человек есть совершенное существо, К. приходит к выводу о том, что «...жизнь является только приготовлением к вечной жизни». Повторяя вслед за ведущими идеалистами эпохи вывод о том, что все лучшие чувства заложены в человека от природы, К. тем не менее настаивает, что данные чувства необходимо развивать (главы 4-6). 7-10 главы посвящены общим принципам обучения - обучение должно быть коллективным, обоеполым и, по возможности, универсальным. Затем несколько глав (12-16) посвящены изложению школьной реформы. До появления "Великой дидактики" не было "нормальных" школ. "... При образовании юношества применялся столь суровый метод, что школы превращались в пугало для детей и в места истязания для умов". Такой порядок должен быть переломлен, "точный порядок для школы следует заимствовать от природы". Для реальной реформы схоластической школы Коменский предлагает требования к обучению (гл. 16), основы обучения (гл. 17-19) и методы обучения (гл. 20-24). Оставшиеся главы в основном посвящены школьной дисциплине, устройству школ, дошкольному воспитанию (материнской школе), языковому обучению (латыни и родному языку). Заключительную главу К. отвел условиям, необходимым для претворения своей идеи в жизнь. Педагогическая деятельность = одно из важнейших общественных дел и должна всемерно поддерживаться общественной организацией. Итак, школа должна иметь "достаточный запас панметодических книг". Для подготовки этих книг требуется объединение "талантливых и не боящихся труда ученых мужей". Этот методический труд должен щедро оплачиваться покровителями школ.

"Всеобщий совет об исправлении дел человеческих" - призывал человечество к миру и сотрудничеству. Итог размышлений о целях и сущности воспитания. Мудрым и полезным человек становится лишь тогда, когда основную цель жизни видит в "благополучии человеческого рода". Пафос "Всеобщего совета" состоит прежде всего в идее универсального воспитания, которое приведет человечество к миру без войн, социальной справедливости и процветанию. В "Пампедии" (одна из частей "Всеобщего совета") К. с глубочайшим оптимизмом, верой в беспредельный прогресс человечества, торжество добра над злом обозревает бытие за пределами школы. Фундаментальной идеей педагогики Коменского является пансофизм, т.е. обобщение всех добытых цивилизацией знаний и донесение этого обобщенного знания через школу на родном языке до всех людей независимо от общественной, расовой, религиозной принадлежности. Корень зла - в невежестве или искажении знаний. В своей утопии " Лабиринт света и рай сердца " (1625) он изобразил человека путником, проходящим по лабиринту жизни. Чтобы достойно и успешно пройти такой лабиринт, человек должен приобрести приносящее общественную пользу образование.

Принцип природосообразности. «Человек, руководимый природой, может дойти до всего». Человек – часть природы, он должен подчиняться ее законам (натурализм). Природа – творение Бога, => природа – путь к пониманию Бога. Основа природосообразности – сенсуализм (познание реальности на основе чувственного опыта). => «Метод наглядности»: нет ничего в интеллекте, чего бы не было в чувстве. => Кредо педагогики и дидактики: идти от примера к правилу. «Без примера ничему не выучишься» «Все, что только возможно, предоставлять для восприятия чувствами: видимое для восприятия — зрением; слышимое — слухом; запахи — обонянием; подлежащее вкусу — вкусом; доступное осязанию — путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами». «Ничего не следует заставлять выучивать наизусть, кроме того, что хорошо понято рассудком». Ученики с помощью учителя должны ясно осознать, «какую пользу приносит изучаемое в повседневной жизни». При изучении явлений следует доводить учащихся до осознания причин этих явлений. «На каждом предмете нужно останавливаться до тех пор, пока он не будет понят». Обучение должно быть систематическим и последовательным. Необходимы упражнения на повторение пройденного материала. Природосообразность в воспитании означает и признание природного равенства людей. Принцип природосообразности получил последовательное выражение в дидактике Коменского, прежде всего в идее подражания природе (т. н. естественный метод образования). Эта идея предполагает приведение в соответствие педагогических законов с законами природы. Используя этот принцип, в работе " Выход из школьных лабиринтов " ученый рассматривает четыре стадии обучения, основанные на единстве законов природы и воспитания: первая — автопсия (самостоятельное наблюдение); вторая — автопраксия (практическое осуществление); третья — автохресия (применение полученных знаний, умений, навыков в новых обстоятельствах); четвертая — автолексия (умение самостоятельно рассказать о результатах своего труда).

Роль учителя и требования к нему. Считал должность учителя очень почетной, «настолько превосходной, как никакая другая под солнцем». Учитель, писал он, должен быть честным, деятельным, настойчивым, живым образцом добродетелей, которые он должен прививать ученикам, быть человеком образованным и трудолюбивым. Он должен безгранично любить свое дело, относиться к ученикам по-отечески, будить интерес учащихся к знаниям. «Ближайшая забота учителя состоит в том, чтобы увлекать учеников своим примером». Одним из важнейших качеств учителя Коменский, соответственно своему мировоззрению, считал религиозность.

Огромное влияние на гуманистов, педагогов, философов. Коменский наметил стройную систему всеобщего образования. Он поставил вопросы об общенациональной школе, плановости школьного дела, соответствии ступеней образования возрасту человека, обучении на родном языке, сочетании гуманитарного и научно-технического общего образования, классно-урочной системе. Ср.: у Кондорсе (1792, проект для Законодательного собрания), школы по 4 года: низшие начальные, высшие начальные, институты (практические профессии), лицеи (университеты).





Дата публикования: 2015-02-20; Прочитано: 2337 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...