Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Педагогическое учение К. Гельвеция



Клод Адриан Гельвеций (1715—1771). «О человеке, его умственных способностях и его воспитании» (1773). Оппонент Руссо. Причина неодинаковых умственных способностей людей лежит только в воспитании. Врожденных идей нет, изначально все люди в равной мере способны к образованию. «Воспитание нас делает тем, чем мы есть», «воспитание может все». Социальная среда формирует ум и способности человека => необходимо социальное воспитание. «Новые и главные воспитатели юноши — форма правления государства, в котором он живет, и нравы, порождаемые у народа этой формой правления». Воспитание – только светское. Церковь портит человеческие характеры, религиозная мораль лицемерна и бесчеловечна. «Горе нациям, которые доверяют попам воспитание своих граждан». Светская власть должна проповедовать мораль, вытекающую из правильно понятого личного интереса, т. е. такого, который сочетается с общественным интересом. Единая цель воспитания для всех граждан - в стремлении к благу всего общества, к наибольшему удовольствию и счастью наибольшего количества граждан. Надо воспитывать патриотов, которые в состоянии объединить идею личного блага и «благо нации».

· Человек — продукт обстоятельств (общественной среды) и воспитания. Воспитание длится всю жизнь и зависит от условий среды. => Нет двух людей с одинаковым воспитанием.

· Когда начинается воспитание? Сенсуализм: конечная личность человека складывается из тех воздействий, которые на него оказывают предметы. Поэтому воспитание начинается еще с внутриутробного периода (и заканчивается смертью). С развитием органов чувств к нему поступают все новые и новые впечатления. В первые годы жизни окружающие предметы – лучшие воспитатели ребенка.

· О воспитателях детства. Воспитание начинается с беспорядочного потока ощущений. Получая одни и те же впечатления от одних и тех же предметов, ребёнок запоминает их. Наблюдение за предметами даст ему понятие о тяжести, твердости, плотности. Несмотря на постоянство физического окружения, разные дети не приобретут одинакового опыта, т.к. жизнь – длинная цепь случайностей (разное социальное, экономическое, религиозное положение, гендерное окружение и пр.).

· О различных впечатлениях, производимых на нас предметами. Восприятие есть функция от состояния души и окружающих предметов. Т.е. конечный итог воздействия предметов на нас складывается из воздействия самого предмета и того душевного состояния, в котором мы находимся. Пример: мальчик сопровождает мать на каждодневные молитвы. Сидя один в скуке, он начинает обостренно наблюдать за поведением окружающих предметов.

· О школьном воспитании. Дети поступают в школу слишком поздно (7-8 лет). Они уже имеют разный опыт, и, следовательно, будут иметь сильное различие умственных способностей.

· О домашнем воспитании. Тоже не может полностью унифицировать детей и порождает различия. К тому же умственные успехи появляются вместе с любовью к славе. «Соревнование производит гениев». Наука о воспитании есть наука о способах вызвать соревнование. Поэтому = социальное воспитание.

· О воспитании в юношеские годы. Появляется большее число ощущений (половая зрелость + выход в свет). Здесь наставниками юноши являются форма правления и порождаемые ей нравы, место в социальной иерархии, прочитанные им книги и люди его окружающие. Всё это определяется случаем. Вообще нравственное воспитание и вся жизнь человека зависит только от случая.

· О случайностях в воспитании знаменитых людей. Гений - продукт умственного внимания на какой-то точке. Он отдаленный продукт случайных влияний среды. Нравственное воспитание необходимо осуществлять в соответствие с общественной пользой.

· О главных причинах противоречия между правилами воспитания. В Европе воспитание доверено двум властям: светской и духовной. Светская поощряет страсти, духовная – нет. Пример противоречий: заповедь «не убей» и необходимость защищать государство; «не лги» и интересы государственной власти. С сохранением страстей связано сохранение государства. Человек, лишенный страстей, не имеет в себе ни принципа действия, ни побуждений для деятельности. Страсти нужно направлять на благо общества.

Правила воспитания должны быть подчинены одной цели – наибольшему счастью наибольшего числа граждан. Учить надо только истине. Общественное воспитание должно быть безусловно светским. Ученики должны изучать естественнонаучные предметы, родной язык, историю, мораль, политику, поэзию. Женщины должны получать равное с мужчинами образование.





Дата публикования: 2015-02-20; Прочитано: 997 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...