Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Педагогическая теория Аристотеля



Ближайший ученик Платона Аристотель (384 - 322 до н. э.) в своих философских и педагогических воззрениях не только развил идеи учителя, но и пошел во многом вразрез этим идеям ("Платон мне друг, но истина дороже").

Аристотель ставил наставника на самую высокую ступень в обществе: "Воспитатели еще более достойны уважения, чем родители, ибо последние дают нам только жизнь, а первые - достойную жизнь".

Вплоть до смерти Платона, около двадцати лет, Аристотель провел в афинской Академии, затем три года был наставником Александра Македонского.

Аристотель создал в Афинах учебное заведение Ликей, которым руководил в течение двенадцати лет. Ликей - символ всей последующей деятельности Аристотеля. Написанные им в эти годы сочинения были конспектами бесед, которые он вел со своими учениками в Ликее.

Аристотель полагал, что человек обладает одновременно душой растительной (она нуждается в питании и обречена на разложение), душой животной (чувства, ощущения) и душой разумной - чистой, бесплотной, универсальной и бессмертной. В отличие от Платона Аристотель не трактовал бессмертие как проявление индивидуального, но как частицу вселенского, всепроникающего разума. Вот почему при воспитании он не ставил во главу угла заботу о загробном бессмертном бытии и настаивал на том, чтобы в равной степени заботиться о всех трех видах души человека.

Идеал счастья - блаженство Аристотель видел прежде всего в напряженной работе по постижению основ мироздания.

Аристотель заложил важные предпосылки теоретического осмысления бытия и процесса воспитания и обучения как части этого бытия. Так он пришел к заключению, что всякая идея является "внутренней сущностью вещей". Не менее важна мысль Аристотеля о необходимости включения знания о единичном в систематическое знание об общем.

Наиболее системно изложены взгляды Аристотеля на воспитание и образование в трактате "Политика".

Аристотель придавал первостепенное значение общественному, государственному воспитанию. Он полагал, что каждая форма государственности нуждается в соответствующем воспитании как первой необходимости. Утверждалась при этом целесообразность равного ("однородного", "тождественного") воспитания для свободного населения в идеальном государстве.

Аристотель допускал домашнее воспитание в традиционных формах до 7-летнего возраста под началом отца. Однако настаивал, чтобы семейное воспитание находилось под присмотром государственных чиновников - педономов, а также отвергал самоустранение родителей от воспитания детей и традицию передавать их в руки рабов. В семье, с 5 до 7-летнего возраста, он предлагал проводить предварительное обучение.

Мальчиков с 7 лет должно было воспитывать государство. В круг предметов начального образования должны включаться грамматика, гимнастика, музыка и иногда - рисование.

Начинать воспитание школьника предлагалось с "заботы о теле", а затем "заботиться о духе", чтобы "воспитание тела способствовало воспитанию духа". Гимнастика должна была привести организм ребенка в готовность для трудного процесса освоения знаний. Придавая в воспитании особое значение гимнастике, Аристотель одновременно резко осуждал спартанскую традицию применения тяжелых и жестоких физических упражнений, в результате которых дети превращаются в "диких животных". Гимнастика предназначена для формирования "прекрасного, а не дико-животного", писал в этой связи Аристотель. Особую роль в формировании прекрасного начала должна была играть музыка.

Человек должен добиваться в себе баланса божественного и животного. Для этого надо научиться правильно мыслить. Осмыслять гармонию человека с самим собой и с другими. Для этого необходимо образование. Цель воспитания — развить и завершить природу, дать человеку то, чего нет в природе. Необходимо единое одинаковое образование. Дать его может только государство. Это не частное дело. Образование согласно Аристотелю необх еще и потому, что человек наедине с собой склонен к крайностям, а человек должен их избегать. Только тогда будет счастлив, если осознает, поймет и увидит крайности. Найдет золотую середину. счастье — привычка ума. Цель образования — также и счастье. Только сильное государство служит всем индивидам и тогда система образования направлена на благо каждого человека.

В «Политике» выдвинул ряд практических идей, до сих пор актуальных в педагогике:

Логика — ясность преподавания и содержания всех дисциплин

Против узкой специализации.

Надо изучать те предметы, которые необходимы, но не все подряд.

Учебный процесс не должен быть слишком напряженным, но учение не забавно, когда учатся — не играют.

Развитие навыков должно предшествовать воспитанию умственному.

Интуиитвно-дискурсивная парадигма. Задача — научить человека правильно видеть вещь в ее самобытности а также уметь достоверно известить других об уникальных св-вах вещи. В античной педагогике воспитание и обучение человека определяется государством и должно служить благу и счастью общества а вместе с тем отдельного человека.

Педагогика не выделяется А. в особую дисциплину, но трактуется как часть теории государства и общества. Идея воспитания (пайдейи) у А. выходит за рамки школьной педагогики, перерастая в понятие "культура" как трансляция знаний, этических ценностей и норм поведения, регулируемая государством. Т.о., законодатель, по А., оказывается воспитателем, его деятельность - своего рода социальной педагогикой; в этом смысле уже не педагогика подчинена политике, но политика - педагогике: именно пайдейа оказывается целью аристократической формы правления

Соглашаясь с Платоном, что интересы государства неразрывно связаны с задачами школы, Аристотель подчеркивает значение общего образования, в зависимости с строем того общества, в котором питомцу придется действовать. Аристотель различает: 1) физическое воспитание, 2) воспитание неразумной части человеческой души или нравственное воспитаниe и 3) воспитание разумной души ил умственное воспитание. Орудием нравственного воспитания служит привычка, умственного - подражание. Он указывает образовательное значение грамматики, риторики (в связи с мнемоникой), диалектики, математики, графики (рисования) и политики, которую мы бы теперь назвали социологией.

Аристотель

Педагогика Аристотеля – в русле идей Платона.

Считает, что

Достижения Аритотеля:

1) гимназия – место для философских бесед

2) ликей

Образование – дело гос-ва, это одна из главных функций гос-ва.

Человек – «звон политикон»: животное тело + божественная душа. => Чел постоянно должен балансировать м-ду своим животным и божественным началом. Если чел достиг баланса, то можно говорить об идеальном человека. Баланс возможен только тогда, когда чел научился правильно мыслить.

Только образование учит ясно мыслить. Цель образования – развить и завершить природные начала чел-ка. => Необходимо единое и одинаковое образование, даваемое гос-вом.

Наедине с собой собой чел склонен к крайностям, счастье возможно только тогда, когда чел осознает, что постоянно выбирает м-ду крайностями и научится выбирать не крайности, а золотую середину.

Т.о, еще одна цель образования – поведение согласно «золотой середине». Моральным, добрым чел становится только тогда, когда научается во всем придерживаться «меры» (золотой середины)

По Аристотелю, образование особенно необходимо тем, кто не дисциплинирован, не умеет самостоятельно придерживаться меры. Образование помогает выработать привычку жить в соответствии с мерой.

Т.о, конечная цель образования – счастье чел, т.к. счастлив только тот, кто в деятельности соблюдает меру.

Практические советы Аристотелю:

1) всеобщее изучение логики

2) выбор предмета должен соответствовать

3) учебный процесс не д.б. слишком напряженным, но учение не забава

4) Аристотель против слишком узкой специализации

5) Развитие практических навыков должно предшествовать развитию умственных навыков

Т.о, образовательная парадигма Др Греции (Платон и Аристотель) – интуитивно -дискурсивная

1) научить сел правильно видеть вещь (в ее самобытность)

2) научить чел извещать других о свойствах вещи

3) образование определяется гос-вом, образованный чел должен служить благу об-ва, гос-ву и счастью личности.





Дата публикования: 2015-02-20; Прочитано: 8470 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...