Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Педагогическое учение Платона



Образование в Древней Греции строилось на понятии универсума (космоса) – идеально завершенного целого. => Идеал образования – идеально завершенный, целостный человек, который сам является космосом, т.е. совершенен как физически, так и духовно. Педагогика формировалась в русле философских идей. Платон (428/427 до н. э.— 348/347 до н. э.). Основал Академию. Пайдейя = воспитание, культура как способ формирования самостоятельной развитой личности, способной к осуществлению гражданских обязанностей и сознательному выбору в политической борьбе. Принудительное воспитание. Приблизиться к благу можно только с помощью воспитания. У человека воспитание идет как в земной, так в потусторонней жизни. => Проблема: человек, живущий в обществе, ценит свою индивидуальность, поэтому он должен признать индивидуальность других, общаться с ними как с индивидуальностями, не ущемляя при этом собственную индивидуальность. Платон впервые ставит проблему спасения индивидуальности. Общество – политейя – результат зависимости людей друг от друга, т.к. каждый не может сделать в одиночку то, что можно сделать совместным трудом. Чтобы была гармония в обществе – гармония индивидуального и социального, необходимо, чтобы у каждого человек был соответствующий настрой души. => Необходимо, чтобы разумная часть души господствовала над аффективной и вожделеющей, а это возможно только чрез воспитание. Суть образования аллегорически выражено в VII книге «Государства» - «мифе о пещере». Образование – освобождение от цепей, которыми люди прикованы к стенам пещеры, т.е. познание истины. Познать истину возможно только в том случае, если человек коренным образом изменит свою позицию, точку зрения (при выходе из пещеры люди слепнут). Воспитание – принуждение, т.к. только через воспитание человек получает возможность пересилить себя и научиться смотреть на солнце (истину), не боясь быть ослепленным его светом. К истине ведет философия. => Философия = педагогика = пайдейя:

1) философия – истина, т.к. несет истинное знание;

2) философия – источник знания, она сама его создает.

Образование – самая значимая функция государства, т.к. во главе государства стоят философы. Именно государство устанавливает структуру образования. Сохранить следует только дарийскую культуру. О связи государства с образованием.Платон, «Государство» (теория воспитания в V книге). Платон каждой части души (чувству, воле, разуму) приурочивает свою образовательную цель. Эстетическое образование (гимнастика, музыка) = воспитание чувств, этически-правовое = воспитание воли, философско-научное = воспитание разума. Связь педагогики, этики и политики. Параллельно рассматривает строение государства и структуру личности. Государство – это «человек, написанный прописными буквами». Как государство состоит из сословий, так в личности совмещаются несколько частей души. Низшая часть души, множественное начало = чувства. Направлены на внешние предметы, прилепляясь к ним, отвлекают человека от внутренней сосредоточенности в себе. Чувства тянут человека в разные стороны, они своекорыстны, направлены против целостности души, подобны многоголовому зверю, бесформенное тело которого готово разорваться на части. Вторая часть души – воля, которую Платон называет верным стражем души и уподобляет льву или псу, стоящему на страже дома. Воля умеряет отдельные чувства. Не дает им превратиться в страсть, у нее чисто исполнительная функция. Волею руководит высшая часть души – разум. Разум – это «внутренний человек» в человеке, подлинно человеческое начало, задает направление личности. «Федр»: душа – колесница, влекомая двумя конями, разум – возничий, воля – послушный конь, а чувства – дикий, все время тянущий в сторону. То же – в Государстве. Низшее сословие: ремесленники, земледельцы, торговцы; основной мотив хозяйственной деятельности – интерес к стяжанию. Эти люди не возвысились до общего блага; стремление к личному благу, если дать ему свободу, разорвет государство на множество частей, как чувства – человека. Поэтому нельзя допускать это сословие до управления государством. Охранять целостность государства и служить общему благу должны «стражи» - исполнительная и служебная власть, блюдут внутреннее единство и внешнюю безопасность. Они должны подчиняться тем, кто посвятил жизнь познанию идеи блага (философам), как воля подчиняется разуму. Философы-архонты – высшее сословие в государстве, соответсвующее разумной части в душе человека.

=> Учение о добродетелях. Необходимо умерить чувственности. Добродетель умеренности, или целомудрия. Но не аскеза, обедняющая душу, уничтожающая чувства полностью (аналогичный взгляд на аскетизм – у Владимира Соловьева в «Оправдании добра»), а организация чувств. Организовать чувства в направлении одной поставленной цели => добродетель мужества. Но и мужество бывает двояким: простая храбрость или дерзость (Аякс) и другое, требующее жертв, подчиненное высшей цели, которую надо познать. => Добродетель мудрости. Полнота, гармония добродетелей – справедливость.

Высшая форма правления – аристократия – может выродиться в тимархию, когда мужество оторвано от мудрости (правление военных), потом в олигархию (мужество исчерпало себя и уступило место стяжательству); воспитанная олигархией масса хочет занять ее место => демократия (господство массы, руководимой корыстью и страстями) => тирания: государство не принадлежит общему благу, тиран не принадлежит себе, раб своей прихоти (VIII книга «Государства»).

Предохранить государство от вырождения должна правильная система воспитания. «Если дурным мастером будет башмачник, то государство пострадает от этого только в том смысле, что граждане будут хуже обуты, а если воспитатель будет скверно выполнять свои обязанности, то в стране появится целое поколение невежественных и плохих людей». Идея блага должна стать второй природой каждого правителя, с рождения его не должен волновать частный интерес. Деторождение, брачный возраст, кому и с кем сочетаться баком – регулируется разработанной системой евгеники, «неправильные» дети выбраковываются. Мальчики и девочки вместе воспитываются под надзором воспитателей и воспитательниц, которых называет «отцами» и «матерями». “Дети больше принадлежат государству, чем своим родителям” («Законы»).

1-13 лет – обучение грамоте. 13-17 лет: счет, геометрия, музыка. Т.е. до 17 лет образовывается преимущественно чувственная часть души, воспитание целомудрия. 17-30 лет – воспитание воли, воспитывается добродетель мужества (гимнастика и воинская повинность, обучение наукам – арифметике, геометрии, стереометрии, астрономии, акустике). 30-35 лет – занятия диалектикой, образование разума, постижение Блага. 30-50 лет – государственная служба, с 50 лет – архонты. Все это на фоне совместной жизни (сисситии – общие помещения для занятия наукой и отдыха). Философия образования Платона - диалектическое исследование педагогических вопросов.

Средства и методы воспитания. “ Мусическое будет предшествовать гимнастическому ”, т.е. афинский идеал воспитания — калокагатия: человек должен “соединить в себе физическую красоту безупречного тела и внутреннее нравственное благородство”. Предмет мусического воспитания – душа, культивирование добродетелей. Предлагает рассказывать детям такие сказки или “мифы”, которые бы “самым заботливым образом могли направить их к добродетели”. Платон подвергает их самому тщательному разбору. За основу берет поэтов, которые изучались в обычных школах, таких как Гомер и Гесиод и предлагает, что в них следует оставить, а что следует убрать. Например, чтобы сделать будущих стражей “бесстрашными”, необходимо, по мнению мыслителя, изъять из поэм “сетования и жалобные вопли прославленных героев”. А также, в целом, словесность должна стремиться воспитать будущих стражей — “рассудительными” и т.д. Следующее средство - песнопения и музыка в целом. Избегать мелодий, имеющих печальный характер (“смешанный лидийский, строгий лидийский”), а также мелодий “расслабляющих”, “изнеживающих” и “свойственных застольным песням” (таких как ионийские и лидийские). Упражняться в пляске, т.к. гармония и ритм ведут душу к добродетели. Песня должно воспитывать законопослушность в гражданах, то есть, учить тому, что нельзя “радоваться и скорбеть вопреки закону и людям его послушным”. Игра — “если же дети с самого начала будут играть как следует, то благодаря мусическому искусству они привыкнут к законности”. К методам стимулирования можно отнести мусические состязания, предусматриваемые Платоном. Гимнастическое воспитаниеЗаконы»). Главное – воспитание мужества: если достаточно позаботиться “о духовном отклике наших стражей”, то они потом уже сами смогут позаботиться о своем теле. В «Законах» Платон подробнейшим образом излагает, с учетом возрастных особенностей, все практические мероприятия в деле гимнастического воспитания. Начинается с утробы матери (особый режим беременной), до трех лет – развитие членов, гибкость, движение. С шести лет воспитание различается для мальчиков и девочек, у мальчиков – телесные упражнения в ратных трудах, подготовка к военному делу, участие в военных торжествах. «Законы»: «По всей стране граждане будут вступать друг с другом в борьбу, борясь за захват каких–нибудь мест, устраивая засады и вообще подражая военными действиям”. Пусть “каждый упражняется в войне не на войне, а в мирной жизни”. Хороводы и танцы, в т.ч. военные пляски – «пирриха». Для девушек – танцы, борьба, гимнастика. Состязания, дух соперничества (для ребенка должно быть важно общественное мнение). Еще одно гимнастическое средство воспитания – симпосии, пиры. Религиозное воспитание («божественные празднества») должно наделить гражданина, в первом проекте, необходимыми представлениями о божествах, во втором проекте — научить исполнять необходимые культовые функции. Все средства и идеология воспитания определяется государством.





Дата публикования: 2015-02-20; Прочитано: 1575 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...