Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Педагогика в Древней Индии



Самый известный памятник, в котором изложена педагогика, - законы Ману (2 в до н.э.). Сложились 4 варны (касты – группы людей, за которыми наследственно закреплены их социальные функции): брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры. Брахманы изучали веды и преподавали. Кшатрии – военное дело, армия. Вайшьи – земледелие, ремесло, торговля. Шудры – слуги. Педагогика была разной для каждой касты. Цель образования – подготовка к жизни в своей касте. Идеал образования:

· Брахман - чистота и праведность.

· Кшатрий – мужество и смелость.

· Вайшьи – трудолюбие.

· Шудры – покорность.

В воспитании большая роль принадлежит обряду. Воспитание следует начинать в пренатальном периоде (внутриутробное развитие). Пренатальная педагогика – воспитание не столько ребенка, сколько подготовка выполнению родительских функций. После рождения к губам младенца подносили маленькую чайную ложку, в которой в равных пропорциях было разведено мед и масло, чтобы открыть чакры. Мед символизировал сладость жизнь, добро и счастье. Масло – легкий жизненный путь. Самый важный обряд проходил на 11 день после рождения (10 –12 день) – обряд наречения именем, т.к. имя должно говорить о сословной принадлежности человека. Имя брахмана говорит о нравственной чистоте и духовной силе, кшатрия – о силе и смелости, вайшья – о богатстве, шудры – о презрении.

Считалось, что имя соотносится с человеком как тело с тенью, где тень — человек, а тело — само имя. Оно определяет судьбу человека. Имя дает жизненную силу. От него человек получает душу. Флоренский — имя определяет энергию. Имя должно быть благозвучным. Нужно подбирать его по фонетической и ассоциативной теории. Имя — способ социализации индивида. Дать имя — сделать человека существом социальным. Имя вечно, потому что оно может пережить человека.

Функции имени: дифференциация, обращение, пожелание родителей относительно своего ребенка, охраняет человека. Человек должен любить свое имя. Если он хочет его изменить, то у него низкая самооценка.

Упанаяны – обряд посвящения (8 лет – брахманы, 11 лет – кшатрии, 12 лет – вайшьи) - второе рождение, т.е. принятие в касту. Шудры этот обряд не проходили, т.к. считались низшим сословием, т.е. рожденным один раз. Значение этого обряда – окончание детства и начало обучения. Ученичество – изучение Вед (совокупность знаний и обетов). Основная форма учебы — заучивание Вед наизусть. «Читающий лучше невежд, помнящий лучше читающего, понимающий лучше помнящего, а следующий лучше понимающего».

Изучение Вед проводилось под руководством гуру – учителя, наставника, которого ценили больше, чем отца. Принцип обучения: уподобление ученика учителю. Метод обучения – заучивание. Читающие веды лучше невежд. Правила обучения:

1. Ученик из семьи переходил жить в дом учителя. С учителем поддерживался самый тесный контакт.

2. Твердая дисциплина, полное подчинение учителю.

3. Обучение устное, переход к следующему уроку возможен только после того, как ученик полностью заучил предыдущий фрагмент.

4. Воспитание наукой. Знание - не только предмет изучения, но и способ достижения определенной цели. Т.е., необходимо, чтобы человек вел себя должным образом.

5. Смысл изучения вед (Аркашастра): от слушания вед происходит мудрость, от мудрости – йога (yoga), от yoga - самосовершенствование. Yoga – не конкретное применение науки, а образ действий человека в жизни. Этимологически с yoga связано «иго» - дисциплина.

Т.о, воспитание в Древней Индии строго регламентировано, это система предписаний и запретов. Такой способ образования готовил человека к трудностям и навечно фиксировал его статус как представителя касты. Цель воспитания и образования – быть духовно чистым в рамках своей касты.

Развернутые характеристики идеального воспитания мы находим в древнем эпосе. Так, в сказании индоарийцев " Бха-гавата-пурана " дано подробное описание образцов воспитания божественного и мудрого Кришны. Эпический царь - воин и пастух - рос среди сверстников в совместных играх и труде. Позже родители отдали его в учение мудрому брахману. Вместе с друзьями Кришна более двух месяцев усердно изучал веды, сделавшись знатоком всяческих разнообразных умений и искусств и овладев людской премудростью.

Носителем идеального воспитания был также Рама - герой другого древнеиндийского эпоса " Махабхарата ": "Никто не мог сравниться с царевичем в силе и отваге, и всехпревзошел Рама и ученостью, и воспитанием, и мудрым разумением. Исполненный добродетелей, он никогда не кичился и не выискивал пороков у других. Чистый душою, он был приветлив и кроток в обращении, незлобен и прямодушен, почтителен со старшими. Постоянно в часы отдыха он упражнялся в воинском искусстве, он вел полезные беседы с умудренными возрастом, наукой и опытом мужами. Он знал веды, законы и обычаи, был красноречив и рассудителен и никогда не уклонялся с пути долга".

Своеобразной священной и одновременно учебной книгой была также " Бхагавадгита " (1-е тысячелетие до н. э.). В ней предлагались образцы содержания и путей воспитания и образования. "Бхагавадгита" написана в виде собеседований мудрого учителя с учеником. В образе наставника предстает божественный Кришна, в образе ученика - царский сын Арджуна. Попадая в сложные жизненные обстоятельства, Арджуна ищет и находит у Кришны разъяснения для выхода из создавшегося положения, каждый раз поднимаясь на новый, более совершенный уровень познания и поведения. Алгоритм приобретения знаний выглядит следующим образом: поначалу целостное изложение учителем новых знаний, затем - дробный анализ; раскрытие абстрактных понятий сопровождалось обсуждением конкретных примеров.

Суть обучения по "Бхагавадгите" состояла в следующем: Кришна ставил перед Арджуной различные цели, расширяя и углубляя их таким образом, чтобы побудить ученика к самостоятельному поиску истины, научить его приемам и методам познания. Процесс обучения сравнивался со сражением, побеждая в котором Арджуна поднимался к совершенству.





Дата публикования: 2015-02-20; Прочитано: 2697 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...