Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Педагогические идеи конфуцианства



Конфуций (р.555/2 до н.э., прожил 73 года) - покровитель школы (в школах висит портрет К., в день его рождения школьники не учатся), профессиональный педагог: в 50 лет открыл свою частную школу, профессиональный политик. Конф-во — официальная идеология императорского Китая. Идеи К. изложены учениками и последователями в «Лунь Юй» («Беседы и учения») (~480 до н.э.).

1. Необходимо уяснить природу человека, чтобы воздействовать на него в нужном направлении.

2. Природа (тип) человека зависит от типа возможностей Дао. Дао – моральный закон, с помощью которого человек направляется на нравственный путь. Когда Конфуция спрашивают ученики, что такое Дао, он каждому отвечает по-разному — каждый из учеников прошел индивидуальный путь нравственного совершенствования. Типология людей в зависимости от возможностей Дао:

· Совершенномудрые: имеют врожденные знания, не нуждаются в образовании;

· Знание приобретают с учением;

· Кровью добывают знания (сам К.; учатся, несмотря на трудности);

· Неспособные и не желающие учиться.

В «Лунь-Юй» 20 глав. Первая, «Сюэ Эр» («Учиться и…»), посвящена концепции воспитания «дзюнь цзы» («благородного мужа», правителя, государя) - того, кто неукоснительно следует Дао ("Если утром познаешь правильный путь, вечером можно умереть"). Для формирования «дзюнь цзы» необходимы гармоничное образование и воспитание (Жень +Вень).

1. «Жень» (человеколюбие) - система необходимых нравственных качеств, в первую очередь - осознание и соблюдение иерархии отношений (почтение, уважительность и подчинение старшим). Моральное поведение ставится выше книжной учености. Смысл конфуцианской учености – в служении родителям и государству: "Если кто-либо вместо любви к прекрасному избирает уважение к мудрости, отдает все свои силы служению родителям, не щадит своей жизни, служа государю, правдив в отношениях с друзьями, то, хотя о нем и говорят, что он не обладает ученостью, я назову его ученым человеком". Одно из нравственных качеств - любовь к учению. Она заключается в подавлении естественных и корыстных потребностей, почтительной сдержанности и поиске учителей («сближении с моральными людьми»). У того, кто не любит учиться, нравственные качества превращаются в пороки. «Любить человеколюбие и не любить учиться - к тупости. Любить мудрость и не любить учиться - человек разбрасывается. Любить правдивость и не любить учиться - к нанесению ущерба самому себе. Любить прямоту и не любить учиться - к грубости. Любить мужество и не любить учиться - к смутьянству. Любить твердость и не любить учиться - к сумасбродству». Любовь к знанию (философия) ценится больше, чем конкретные навыки. Многознание ценится меньше, чем искренняя вера в истину: «Я познаю все с помощью одной истины». Благородный муж совмещает размышление и обучение («учиться и не размышлять - напрасно терять время, размышлять и не учиться – губительно»). Правильное отношение к знанию - следующее: «Зная что-либо, считай, что знаешь; не зная, считай, что не знаешь». Надо бояться потерять знание больше, чем утратить капитал.

2. «Вень» - образованность, духовная культура, приобретаемая через обучение. Познать свои способности, узнать свою сущность, «раскрыться» человек может только в образовании и через образование. Конфуций советует упражняться в шести искусствах: ритуале, музыке, стрельбе из лука, управлении колесницей, письме и математике.

Cяо-жэнь («маленький человек», простолюдин) - противоположность «дзюнь цзы», совокупность отрицательных черт, помыслы его сосредоточены на себе, удовлетворение любым способом природных стремлений (выгода, корысть). В это может превратиться человек, плывя по течению.

В процессе обучения формируется гармоничное сочетание между врожденными и приобретенными качествами. Если в человеке побеждает «чжи» (естественность), он подобен «е» (дикарю). Если верх одерживает «вень» (ученость, образованность), то – ученому-книжнику (зазнайке). Когда естественные свойства гармонически соединяются с природными, получается «дзюнь цзы». Критерий гармонии врожденного и приобретенного = поведение. => Важным средством воспитания является ритуал (механизм включения человека в закрепленные структуры деятельности). Знания прочны и ценны, только когда подкрепляются моральным поведением. Забота о людях («шу»): "не делай другим людям того, чего не желаешь себе". Задача самообразования - не возвышение, а самосовершенствование.

Учитель (обязательно дзюнь цзы) должен довольствоваться малым и браться обучать за самую малую плату – но только тех, кто стремится и способен к обучению (искренних в обучении людей). Сам Конфуций «учил четырем вещам: пониманию книг, моральному поведению, преданности [государю] и правдивости».

Итак, К. рассматривал образование в русле учения о Дао. Образование – способ движения человека к гармонии. Идеал образования – разносторонне развитая личность, «благородный муж» = знания + должное поведение. Теория образования К. относилась только к высшим слоям общества. Стабильность общества покоится на воспитании согласно социальному назначению. "Государь должен быть государем, сановник - сановником, отец - отцом, сын - сыном". Природа человека - материал, из которого при правильном воспитании можно сформировать идеальную личность (но воспитание не всесильно, наследственность играет роль).

Влияние: " Книга обрядов " (IV-I вв до н. э, составляли последователи К.), в ней школьное образование признается необходимым и первостепенным; много педагогических принципов («Если учиться, когда ушло время, успеха не добьешься», "Питай почтение к последовательности", "Учитель и ученик растут вместе" и т. д). Глава «Об учении»: задачи и программа девятилетнего образования и воспитания; начинать в 7 - 8 лет; 1 год - умеет ли школьник читать и каковы его способности, через 3 года - питает ли ученик склонность к учению, приятно ли ему общество товарищей, через 5 лет - насколько глубоки его знания и сильна привязанность к наставнику, через 7 лет - способен ли к рассудочным суждениям и умеет ли выбирать друзей, через 9 лет выпускник школы должен был "твердо стоять в науке". Мэнцзы (Мэн Кэ) (372 - 289 до н. э.; воспитание = развитие доброй природы человека), Сюнецзы (Сюн Куст) (298 - 238 до н. э.; воспитание = преодоление злой природы человека). Анонимные " Заметки об обучении" (III в. до н. э.; в обучении - от простого к сложному).





Дата публикования: 2015-02-20; Прочитано: 2924 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...