Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

C) Шлегель



Более прогрессивные начала мы находим у третьего представителя богословской школы, Фридриха Шлегеля, который, впрочем, замечательнее как философ, нежели как политик. Шлегель был учеником Фихте. Он следовал за всеми изворотами последнего, то изображая состояние личного я, беспрерывно полагающего и снимающего свои границы в стремлении к бесконечному, то диалектически развивая противоположности, истекающие из единого, бесконечного я. Окончательно, однако, он отвернулся от диалектики и так же, как Адам Мюллер, искал примирение противоположностей в положительной религии. Но и тут он в основание своих воззрений положил начало, которое мы видели уже и у Шеллинга и у Фихте, - начало, которое, с другой стороны, прямо примыкало к христианским догматам, именно: восстановление в человеке утраченного им образа Божьего. Эту мысль Шлегель развивал в лекциях, читанных в Вене с 1827 по 1829 г. и изданных под заглавием "Философия жизни" ("Philosophic des Lebens") и "Философия истории" ("Philosophie der Geschichte").

Философия жизни, говорит Шлегель, вместо пустых отвлеченностей должна раскрывать нам внутреннюю жизнь человека. Три элемента входят в состав человеческой природы: дух, душа и тело. Дух есть высшее начало, общее человеку с Богом; тело, напротив, есть низшая сторона, обращенная к природе; душа же, связывая то и другое, составляет истинное средоточие всей человеческой жизни. Каждый из этих элементов, в свою очередь, распадается на противоположные определения. В теле является противоположность внешних и внутреннего чувств (определения, которые Шлегель оставляет, впрочем, без дальнейшего внимания); душа разделяется на производящую фантазию и устрояющий, т.е. соединяющий и разделяющий, разум; наконец, в духе развивается противоположность понимающего ума и действующей воли*. Все эти способности по существу своему должны находиться в гармонии и действовать согласно. Между тем в действительности все они идут врозь и находятся друг с другом в постоянной борьбе. Покидая живое свое средоточие, человек то погружается в обоготворение физических сил, то бросается в пустые отвлеченности, колеблясь таким образом между материализмом и рационализмом. В практической же жизни он следует абсолютной воле, не знающей иного закона, кроме себя самой. Одним словом, цельность его природы разорвана. Это - факт, объяснение которого мы находим только в религии, которая говорит нам об утраченном через грехопадение образе Божьем. Вследствие отпадения человека от Бога в мир вошла смерть и человеческий род раздирается внутреннею неурядицею**. Но Бог в своем милосердии не оставляет павшего человека. Провидение руководит его к новой жизни, постепенно восстановляя в нем утраченное единство. В этом движении состоит порядок, установляемый Богом на земле***.

______________________

* Schlegel. Philosophie des Lebens. 1 Vorl. S. 23-30.
** Ibid. 5 Vorl. S. 130-135; 145-148.
*** Ibid. S. 176.

______________________

Этот прогрессивный порядок выражается прежде всего в природе. Над царством смерти воздвигается новая жизнь, которая постепенно восходит к человеку*. Затем, то же движение продолжается и в царстве истины, т.е. в человеческом сознании. После первоначального периода мрака у человека раскрываются сначала внешние чувства к восприятию высшего откровения: избранный народ приготовляется к слову спасения. Потом с появлением христианства душа подвигается к обращению; когда же в борьбе с ложью человечество созреет к новой жизни, тогда дух озарится высшим светом, который рассеет область тьмы и восстановит в человеке утраченный им образ Божий**. Тот же порядок, наконец, мы видим и в практической жизни. В истории совершается высший суд над действующими в ней народами. Гражданские общества, отпавшие от Бога, движутся между крайностями анархии и деспотизма; религиозные же общества то погружаются в апатию, то увлекаются новизною. Но божественная кара постигает народы, уклоняющиеся от истинного пути, и страшные катастрофы постепенно очищают человечество от растлевающих элементов***.

______________________

* Ibid. S. 163-164, 174.
** Ibid. 7 Vorl. S. 196-200.
*** Ibid. 8 Vorl. S. 225-247.

______________________

Цель всего этого процесса состоит в восстановлении гармонии в человеческой жизни. Прежде всего должен исчезнуть разрыв между религиею и философиею. Высшее их единство состоит в познании Бога в троичности как Жизнь, как Слово и как Свет. В связи с этим находятся и другие верховные истины: идеи Промысла, бессмертия души и свободы воли. Все это не доказывается разумом, но составляет для него необходимое предположение. Религия раскрывает эти истины, а философия проводит их по всем областям человеческого знания*.

______________________

* Schlegel. Philosophie des Lebens. 9 Vorl.

______________________

С восстановлением согласия между философиею и религиею должна прекратиться борьба между верою и неверием. Эта борьба происходит вследствие разлада человеческих способностей. Когда чувство, орган низшего знания, отрывается от души, человек погружается в материализм; когда дух, орган высшего знания, отделяется от своего живого средоточия, наступает господство отвлеченного рационализма.

Душа есть орган веры, и к ней должно примыкать всякое знание. Высшее знание дается не отвлечением, а внутренним опытом, тем, что человек переживает внутри себя. Только с возвращением к живому средоточию возможна победа веры над неверием. Но для этого нужна высшая, божественная помощь*.

______________________

* Ibid. 10 Vorl.

______________________

Наконец, с восстановлением единства человеческой природы должен исчезнуть и разрыв между знанием и жизнью. Жизнь имеет символическое значение, она служит внешним выражением высших начал. Этот символизм является в искусстве, в религии и, наконец, в государстве. Но только христианскому государству принадлежит такое значение; напротив, государство, вытекающее из одних соображений человеческого разума, является или динамическим, т.е. основанным на равновесии сил, или абсолютным, т.е. подчиненным безусловному господству одного элемента. Три власти в человеческих обществах имеют символический характер, представляя собою отдельные стороны Божества: власть отеческая, представительница высшего попечения о людях, власть религиозная, орган милосердия или благодати, и власть государственная, представительница Бога как верховного судьи. Поэтому судебная власть составляет основание всех остальных прав государя*.

______________________

* Ibid. 12 Vorl.

______________________

Верховная власть в государстве не ответствует ни перед кем, кроме Бога, ибо иначе верховенство принадлежало бы тому, перед кем она отвечает. Но из этого не следует, что она абсолютна. Она ограничивается договорами с другими державами, внутренними законами, которые она не вправе преступать, наконец, правами религиозного общества, нарушая которые она подрывает собственные свои основы*. Этими границами законная власть отличается от деспотизма, который составляет естественное последствие анархии и сочетается обыкновенно с стремлением к завоеваниям. Высший деспотизм состоит в соединении светской власти с духовною, - соединение, которое противоречит существу христианства**. Христианская вера благоприятствует свободе человека, но только свободе внутренней, нравственной. Христос делает людей свободными, но единственно тем путем, каким он сам являл свою свободу, т.е. через послушание***.

______________________

* Ibid. 8 Vorl. S. 242-244; 13 Vorl. S. 389-393.
** Ibid. 8 Vorl. S. 408-419.
*** Ibid. 13 Vorl. S. 404.

______________________

Символический характер власти, истекающий из христианских начал, принадлежит, впрочем, всякому правлению, каково бы ни было его устройство. Всякая власть исходит от Бога. Но монархия более подходит в этим началам, нежели республика. В сосредоточенной и личной власти происхождение ее от Бога более явно, нежели там, где она распределяется между различными органами и установляется, по-видимому, руками человека. Самые перемены, неизбежно постигающие всякое общество, в монархии являются последствием рождения, следовательно, независимы от человеческого произвола и указывают на высшую волю, управляющую судьбами народов. Тем не менее христианство допускает и другие образы правления. Следуя историческому началу, оно признает все сопряженные с человеческими делами несовершенства. В Новое время все европейские народы склоняются к монархии; попытки установить республику оказались несостоятельными. Но в Средние века Германская империя, представлявшая собою высший образец христианского государства, имела в значительной степени республиканский характер*.

______________________

* Ibid. S. 397-408.

______________________

Христианские начала определяют и внутреннее строение общества. Как органический союз, государство разделяется на сословия. Это разделение идет от глубокой древности. В Индии оно приняло форму неподвижных каст. Христианство, оставляя разделение сословий, уничтожает между ними слишком резкие границы. Прежде всего, духовенство перестает быть наследственным; оно пополняется из всех других сословий в силу внутреннего призвания. Вследствие этого облегчаются переходы и между остальными. Вообще, всякий новый элемент, как скоро он развился исторически, должен получить подобающее ему место в христианском обществе*.

______________________

* Ibid. 14 Vorl. S. 430-434.

______________________

Наконец, и в международных отношениях христианство является связующим и примиряющим началом. Система европейского равновесия, основанная на чисто механическом отношении сил, оказалась несостоятельною; требуется нечто иное. В Средние века это высшее, примиряющее начало являлось в форме императорской власти, которая с своей стороны уравновешивалась властью духовною. Ныне и эта система обветшала, но она с пользою может быть заменена союзом государств, проникнутых христианским духом*.

______________________

* Schlegel. Philosophie des Lebens. 14 Vorl. S. 435-439.

______________________

Для восстановления единства человеческой жизни недостаточно, однако, одного политического замирения. Необходим союз государства, религии и науки, т.е. тех трех областей, в которых выражаются три основные элемента человеческой природы: тело, душа и дух. Все они должны быть проникнуты высшим сознанием Божества. В этом состоит истинная теократия, основанием которой должна быть наука как высший орган истины*. Но установление такого порядка может быть делом только самого Бога. Этим завершится процесс восстановления в человеке образа Божьего. С этим вместе и вся природа подвергнется обновлению; будут новые небеса и новая земля. Побежденная смерть исчезнет с лица творения. Все будет бессмертно, и вечная гармония будет царствовать всюду**.

______________________

* Ibid. S. 440-450; 15 Vorl. S. 464.
** Ibid. S. 475-482.

______________________

Такова теория Шлегеля. Божественный порядок является у него прогрессивным началом, источником развития. Цель этого развития состоит в уничтожении существующего в жизни разлада и в постепенном восстановлении идеальной гармонии человеческого естества. Мы видели эту мысль уже у Фихте, но там свобода являлась высшим началом, которое собственною силою доходит до того, что первоначально дано было непосредственным откровением; здесь же свобода понимается исключительно как источник зла, как отпадение от первобытного единства. Восстановление утраченной гармонии приписывается тому же божественному Провидению, которое первоначально создало цельного человека. Последнее воззрение, в смысле системы, последовательнее; тут конец вяжется с началом, а не является только пустым повторением данного уже прежде. Тем не менее философские основания вывода и здесь оказываются шаткими.

Не станем говорить о психологической стороне теории Шлегеля, о разделении человеческого естества на душу, тело и дух, и о распадении души на разум и фантазию, а духа на ум и волю. Все тут совершенно произвольно, и одно не вяжется с другим, но для нас это - дело второстепенное. Остановимся на самой сущности выведенного Шлегелем закона развития. Вся эта гипотеза принимается вследствие предполагаемой невозможности иначе объяснить существующий в человеке разлад. Разум требует гармонии; если человек создан всемогущим и премудрым Творцом, то он должен был выйти из рук его чистым и гармоничным. Следовательно, существующее в мире зло может быть только последствием произвольного отпадения от первоначального единства: пользуясь данною ему свободою, человек захотел быть самостоятельным. Но так как, несмотря на то, требование разума остается во всей своей силе и зло должно окончательно подчиниться добру, то вместе с временным отпадением мы должны признать и будущее восстановление утраченного образа Божьего; однако не путем свободы, ибо свобода оказалась несостоятельною, а новым действием Божества. Таким образом, эта теория является нам не только произведением чисто религиозного созерцания, но также и известною ступенью в развитии философской мысли. Между тем в философском отношении эта гипотеза вовсе не представляется единственным объяснением существующего в мире разлада. В силу диалектического движения мысли мы должны видеть в разложении первоначального единства не произвольное только отпадение, а необходимый закон развития, который сам собою, без всякой сверхъестественной помощи, снова приводит нас к высшему, идеальному единству. Все это совершается посредством свободы, но круговращение тут не произвольное, а вполне естественное и законное. В свободных действиях человека проявляются внутренние законы его естества. Таким образом, диалектическое развитие духа дает нам искомое объяснение в пределах науки без всякого заимствования из области положительной религии. Так и была понята история человечества высшим представителем немецкой философии, Гегелем.

Которое из этих двух воззрений имеет за себя более данных, это лучше всего обнаруживается исследованием фактов. В своей "Философии истории" Шлегель пытался начертать с своей точки зрения исторический ход человечества. Он противополагает свой взгляд, который он называет религиозным или законным, либеральной теории прогресса, которая видит в человеке только усовершенствованное животное и представляет себе развитие как прямую нить, начинающуюся от животного царства и идущую в бесконечность. В этой теории исторический прогресс не имеет ни начала, ни конца, и самое объяснение середины представляет неодолимые трудности, ибо в действительности совершенствование не идет непрерывною нитью, а проходит через периоды упадка и возрождения. Религиозное воззрение, напротив, понимает историю как круговращение, исходящее от Бога и возвращающееся к Богу. Оно видит в человеке не усовершенствованное только животное, а нечто высшее, сосуд божественного огня, причастный физической природе, но возвышающийся над последнею первоначально вложенным в него Словом. Без этого предположения нет человеческой истории и невозможна историческая наука; существенное содержание ее исчезает*.

______________________

* Schlegel Philosophie der Geschichte. Wien, 1829. 1. S. 14-15, 232-235.

______________________

Первобытная цельность человеческой природы лежит, впрочем, вне пределов исторического исследования. В преданиях древнейших народов мы можем только уловить смутные черты утраченного образа Божьего и первоначально данного человеку откровения. История застает человека уже павшим, в полном разладе. Но отсюда мы можем проследить путь постепенного восстановления образа Божьего. Этот путь проходит через три ступени развития. В первый период, на Востоке, человечество живет еще следами первоначально вложенного в него Слова. Во второй период, центр которого составляет классическая Древность, является высшая Сила, которая выражается сначала в земной борьбе и в завоевательных стремлениях народов, но которая под конец уступает нравственной силе любви христианской. Наконец, в третий период, обнимающий собою Новое время, первоначальное слово и сила любви порождают Свет, который в настоящее время борется еще с мраком, но окончательно должен озарить все человечество. Итак, Слово, Сила и Свет - таковы три начала, характеризующие три периода человеческого развития и постепенного восстановления образа Божьего*.

______________________

* Schlegel. Philosophie der Geschichte. 7 Vorl. S. 240-241.

______________________

Шлегель сознается, однако, что эти три начала не соответствуют ступеням, по которым идет восстановление образа Божьего в отдельном человеке - через чувство, дух и душу. Мы видели, что в "Философии жизни" Шлегель понимал историческое движение человечества именно как постепенное озарение трех основных элементов человеческого естества. Здесь он отступил от этой теории, потому что не в состоянии был подвести под нее факты. Точно так же эти триады не соответствуют и трем элементам божественного естества, которые Шлегель определял как Жизнь, Слово и Свет. В истории Слово является первым, а Сила, неизвестно почему, следует за ним. Наконец, если мы посмотрим на приложение этой теории к историческим фактам, то здесь мы найдем уже полнейший произвол и нескончаемые натяжки. Первый период характеризуется разрывом человеческих способностей, из которых каждая, по мнению Шлегеля, является преобладающею в известном народе. Китай представляет односторонний разум, Индия - фантазию, Египет - ум, евреи - волю. Ассириянам и вавилонянам не остается более места в этом разделе, а потому они вместе с персами должны составлять переход ко второму периоду, в котором преобладает сила. Здесь действуют главным образом греки и римляне. Хотя греки и не подходят под идею завоевательного государства, но в них является зато высшая сила в науке и искусстве. Римляне же отличаются силою государственною, которая, однако, окончательно должна подчиниться высшей силе христианской любви. Последняя составляет начало третьего периода; но тут вместо постепенного распространение света внезапно является упадок нравственности и религии. Этот упадок начинается уже с Средних веков. Возрастающее процветание христианской церкви и государства искажается взаимными их распрями, в то время как наука, в схоластике, предается одностороннему рационализму. Со времен великого раскола в католической церкви более и более чувствуется потребность реформы. И реформа наконец наступает, но вместо общего преобразования происходит совершенное отпадение одной части церкви от векового ее корня. Это отрицательное отношение к прошедшему влечет за собою новые отрицания, пока, наконец, Французская революция со всеми своими последствиями завершает это движение.

Шлегель сознается, что такое преобладание зла в новой истории совершенно необъяснимо. Это - неисповедимая тайна божественного Промысла*. Он все-таки часть окончательного примирения католицизма с протестантизмом, церкви с государством, науки с религиею и возвращения всех в лоно единой церкви; но это чаяние остается сердечным верованием, лишенным фактической опоры**. Даже те слабые признаки религиозно-консервативного возрождения, которые представляла эпоха реставрации, скоро исчезли.

______________________

* Ibid. U.S. 218.
** Ibid. 18 Vorles.

______________________

Очевидно, что воззрение Шлегеля не выдерживало прикосновения с фактами. Попытка его написать философию истории оказалась вполне неудачною. Ему принадлежит, однако, некоторая заслуга в этой области, именно противопоставление теории круговорота либеральной теории бесконечного развития и указание на то, что существенное содержание истории составляет принадлежащая человеку искра божественного разума. История человечества не составляет только продолжение развития животного царства; она представляет собою новый, духовный мир, возвышающийся над физическою природою. Это ясно для всякого серьезного исследователя. Но содержание истории не исчерпывается нравственною противоположностью добра и зла. Понявши существующий в человеке разлад не как последствие естественного развития, а как произвольное отпадение от первобытного совершенства, Шлегель должен был впасть в неразрешимые противоречия и в совершенно произвольное толкование фактов. Мы увидим далее, насколько оправдывается фактами воззрение Гегеля.

В итоге богословская школа в старании своем примирить мировые противоположности нравственно-религиозным началом, потерпела полную неудачу. Сознание своего бессилия в области диалектики было принято ею за бессилие разума вообще, что и заставило ее обратиться к положительной религии, которой она хотела подчинить науку. Но тут примирение оказалось еще менее возможным. При всем том развитие этой школы показывает нам, что она была не случайным явлением в истории мысли или произвольною реакциею против натиска либеральных идей. Во всяком цикле учений нравственный элемент играет существенную роль, и в своем развитии он непременно доходит до крайностей и до противоречий. Это - общий диалектический закон, который повторяется и здесь. С этой точки зрения богословская школа, несмотря на свою односторонность, представляет не только необходимую, но и в некоторых отношениях высшую ступень против предыдущих учений. Но на почве идеализма она менее всего могла держаться. Задача идеализма состояла в примирении противоположностей, а нравственное начало само представляет одну из противоположностей. Поэтому богословская школа могла быть здесь только переходным моментом, который и в теории, и в жизни скоро должен был уступить место высшему развитию мысли*.

______________________

* И тут мы не можем не заметить того значительного влияния, которое воззрения богословской школы имели на наших славянофилов. Мы встречаем у них те же неопределенные толки о "жизни", о "цельности человека", то же подчинение науки религии и стремление примирить жизненные противоположности положительною догмою, наконец, то же фантастическое построение истории и поклонение прошедшему. То, что выдавалось за самобытное произведение русской мысли, в сущности, было только бледным отражением философских учений Запада. Особенность славянофилов состоит в том, что они в русском простонародье видели высший нравственный идеал.

______________________





Дата публикования: 2015-02-20; Прочитано: 205 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...