Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Семейная Педагогика в Исламе 11 страница



ُديِرُي اَمَّنِإ􀄁

ِرِسْيَمْلاَو ِرْمَخْلا يِف ءاَضْغَبْلاَو َةَوا َدَعْلا ُمُكَنْيَب َعِقوُي نأَ􀄁 ُناَطْيَّشلا

َنوُهَتنُّم مُتنأَ􀄁 ْلَهَف ِةَالَّصلا ِنَعَو ِهّللا ِرْكِذ نَع ْمُكَّدُصَيَو

«Воистину, шайтан при помощи вина и майсира (азартная игра) хочет посеять между вами вражду и ненависть и отвраттить вас от поминания Аллаха и совершения молитвенного обрряда. Устоите ли вы [перед ними]?» (Аль-Маида, 5/91)

Алкоголь наносит урон, как благосостоянию человека, так и его здоровью. Один мыслитель сказал как-то: «Кубок, полный зелья (спиртного), омерзителен, а находится в нем шайтан».

Некий государственный деятель, желая подчеркнуть вред спиртных напитков, сказал следующие слова: «Возможно, найддутся люди, которые станут защищать спиртное, но вряд ли спиртное когда-либо станет защищать их. Некоторые говорят, что алкоголь употребляют для того, чтобы забыть о неприятнностях, горе, печали и провести весело время. На мой взгляд, это ошибочное мнение и это – дезинформация. Ибо человек может прекрасно проводить время и не будучи пьяным, не употребляя алкоголь…».

Как и во всем мире, так и в нашей стране количество трагедий, связанных с употреблением алкоголя велико. Положение, отнюдь, не радостное. С большим огорчением мы узнаем, что за последние 10 лет потребление алкоголя увеличилось на 350%.138 Эта печальнная тенденция пугает. Между тем, все спиртосодержащие напитки

138. Эпидемия использования наркотиков и рапорт о мерах, предприня-

тых в этом направлении, с. 85

О 133 ТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ

вредны для здоровья человека, невзирая на количество содержанния в них алкоголя. И малое количество алкоголя, как и большое его количество, одинаково запрещено нашей религией. Прислушшайтесь к словам нашего дорогого Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям): «Любой напиток, приносящий опьянение, запретен».139 «Если кто-либо станет употреблять спиртные напитки и не покается в этом грехе, то лишится возможности попробовать райского напитка».140

Наверное, уже и не осталось людей, которым не пришлось бы видеть алкоголиков и не пришлось бы слышать о тех ситуациях, в которые они попадают. Однако некоторые люди, зная обо всех посследствиях употребления алкоголя, все же не оставляют эту вредннейшую привычку, что, видимо, свидетельствует об отсутствии у них разума. Настоящий мусульманин стремится к делам, приносящим пользу, а не вред. Поэтому он и избегает пивных и других питейных заведений. Пусть Аллах внушит людям веру и отвратит их от употтребления спиртных напитков!

Азартные игры

Ещё одним бедствием для человека является азартная карточнная игра, запрещенная нашей религией. При этом запрещена не только карточная игра, но и всякая игра, ставящая перед человеком цель выиграть деньги. Азартная игра – это незаконный путь зарабботка. Играющим она приносит вместо пользы один лишь вред. То, что зарабатывается сегодня, пускается по ветру завтра. Привычкка к азартным играм всегда приводит к печальным последствиям. Ибо человек не получает в итоге ничего, кроме печали, страданий, нищеты и горя. Азартный игрок по мере потерь и проигрышей всё больше распаляется, и им, в конце концов, овладевает жажда мессти, последствия которой очень печальны. Джордж Вашингтон так отозвался об азартной игре: «Азартная игра – это дитя жадности, алчности, брат зла, отец вреда и ущерба».

Азартные игры запрещены Исламом, так как они являются прич139.

Мехмед Софуоглу, Перевод Сахихи Муслима, т. 6, с. 227.

140. Мехмед Софуоглу, Перевод Сахихи Муслима, т. 6, с. 239

134 СЕМЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА

чиной расточительства денег, здоровья и времени. Выигрыш, получченный в результате азартных игр, считается грязным. Совершать грех – значит, поступать против установлений Аллаха и совершать дела, запрещаемые Всевышним Аллахом. Азартные игры так же, как и употребление спиртных напитков, пагубно влияют на нервную систему. Игроки становятся нервными и вспыльчивыми. Они вспыххивают по ничтожному поводу и могут совершить преступление.

С какой бы стороны ни взглянуть на азартные игры, можно увиддеть, что они приносят один лишь вред. Да и наш дорогой Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал следующее: «Любой игрок в азартные игры считается восставшим против Всевышнего Алллаха и Его Пророка».

Наркотические вещества

Еще одним и самым опасным пристрастием является употреббление наркотиков. Как известно, пристрастием называется «отриццательная привычка к употреблению вредного вещества, впервые попробованного по незнанию или преднамеренно при помощи поссредников, от которой человек не может избавиться, несмотря на знание им вредности этого вещества, из-за отсутствия у него силы воли».141 Такие наркотики, как героин, морфий, кокаин и тому поддобные вещества производятся естественным или синтетическим путем, а затем поступают в продажу на «черный рынок». Они таят в себе огромный вред, так как у человека вырабатывается привычка к их употреблению уже после одного или нескольких применений. Изббавление от их употребления весьма затруднительно, ибо человек становится зависимым от них.

Поэтому я бы хотел сказать нашей молодежи: «Милые юноши и девушки! Вы – дети великого народа. Мы верим в вас и видим, что подавляющее большинство из вас степенны, воспитаны, заняты работой или учебой. Но, возможно, есть среди вас обманутые реббята, которых хотят использовать как орудие для достижения своих мерзких целей бесчестные люди. Укажите этим ребятам правильнный путь. Знайте же, что наркотики – это приманка в капкане, пригот141.

Эпидемия наркотиков и меры предупреждения её» с. 15.

О 135 ТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ

товленном для нашей молодежи, для нашего народа внутренними и внешними врагами. Не притрагивайтесь к этому яду!»

Использование наркотических веществ запрещено как законамми нашей страны, так и нашей религии. Удаление от этой опасности зависит в большей степени от самого человека, от его веры, нравсственности, от степени понимания им своих обязанностей. На всех нас лежит огромная ответственность за здоровье нации, начиная с органов безопасности, правоохранительных органов и заканчивая семьей, школой, религиозными учреждениями.

Однако тут мне хотелось бы высказать следующую мысль: саммым эффективным и действенным оружием в борьбе против нарккотиков, употребления алкоголя, азартных игр является развитие у ребенка чувства ответственности, воспитание в нем уважения к закону. Мы не должны забывать о том, что несем ответственность перед Всевышним Аллахом. Сила воли человека будет крепнуть, если воспитанию его души будет уделяться достаточно внимания. Только тогда человек сможет противостоять всяким проявлениям зла и не поддаваться никакому отрицательному воздействию изввне. Это истина, которую невозможно отрицать.

Подражание

Это слово означает попытку человека быть похожим на кого-либо, а также его попытку сделать что-то похожее. Кроме того, оно употребляется для обозначения чего-то поддельного, фальшивого. С точки зрения религии, это означает совершать какое-либо дейсствие, отталкиваясь не от требований религии, а глядя на других, совершать подобие этого действия.

Возможно, мы все немного подражаем, когда начинаем учитьсся чему-либо или пытаемся что-либо сделать. Подражание может считаться нормальным действием, если оно необходимо для боллее детального ознакомления с особенностями того дела, которому мы пытаемся научиться, прикладывая для этого свои старания и умения, или же испытываем желание совершить что-то лучше, чем есть. Однако если речь идет о слепом, бездумном подражании, без траты энергии и сил души, то такого рода подражание не одобряетс136

СЕМЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА

ся. Такой вид подражания атрофирует порывы души человека, преппятствуя развитию его личности и хороших задатков характера.

Индивид или общество, ставшие жертвой такого недуга, станновятся марионетками в руках обладателей сильной воли. Наш любимый Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), предупреждая о разрушительной силе подражательства, наносящей вред общесству и его самобытному характеру, сказал следующие слова: «Если кто-либо подражает людям какого-либо племени, то он – из их числа».142 Так Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) завещал нам сохранять нашу веру и самобытность.

Подражательство среди людей, потерявших веру в себя, – это своего рода оторванность от самого себя, своей сущности. Находдящийся в таком положении человек должен контролировать свои желания, воспитывая свою силу воли. Он должен знать пути и методды, которые позволили бы ему обуздать свои чрезмерные желания, должен искать их. Ибо умение владеть собой – это непременное условие самовоспитания.

Одной из форм увеличения силы воли является противостояяние желаниям, своим и чужим. А для этого необходима останавлливающая энергия воли, путем работы, путем тренировки её. Кажддому известно, насколько большое значение имеет умение останнавливаться, тормозить в лыжном спорте. Возможность научиться останавливаться на краю пропасти реализуется только при помощи тренировок. «Гимнастика души есть также ни что иное, как тренирровка на краю пропасти». 143

Подражательство открывает путь к исчезновению обычаев и традиций, свойственных тому или иному народу. Ибо обычаи и траддиции – это духовная граница, определяющая возникновение разлличий между народами. Чуждые разрушительные элементы перехходят в наступление, взяв за ориентир, прежде всего, эти самые границы. Они берут на мушку нашу духовность, которую мы назывваем самобытной ценностью народа, расхваливают недостойные мысли, поведение, называя их современными, прекрасными. Они пытаются привить недоверие ко всему хорошему, что у нас есть

142. Фатхуль-Кабир, т. 3, с.178.

143. Ф.В. Форестре, Хороший человек – хороший гражданин, с. 19-20.

О 137 ТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ

в характере, кривя в усмешке губы, унижая нас и подстрекая нас к дурному. Наша устойчивость и сопротивление пропаганде будет успешной в той же мере, в какой мы будем привязаны к нашим духховным ценностям, к нашей религии, насколько будет сильна наша национальная гордость. Всевышний Аллах повелел нам следующщее:

ْاوُقَّتَت نَإ􀄁 ْاوُنَمآ􀄁 َنيِذَّلا اَهُّيأَ􀄁 اِي

ْرِفْغَيَو ْمُكِتاَئِّيَس ْمُكنَع ْرِّفَكُيَو ًاناَقْرُف ْمُكَّل لَعْجَي َهّللا

ِميِظَعْلا ِلْضَفْلا وُذ ُهّللاَو ْمُكَل

«О вы, которые уверовали! Если вы будете богобоязненнны, Аллах даст вам способность различать [истину и ложь], простит вам ваши проступки и отпустит [грехи] – ведь Аллах Велик, Щедр». (Аль-Анфаль, 8/29)

А в 13-ом аяте суры «Аль-Ахкаф» говорится так:

اَنُّبَر اوُلاَق َنيِذَّلا َّنِإ􀄁

َنوُنَزْحَي ْمُه اَلَو ْمِهْيَلَع ٌفْوَخ اَلَف اوُماَقَتْسا َّمُث ُهَّللا

«Воистину, те, которые говорят: «Наш Господь – Аллах», и твердо стоят на этом, не будут знать ни страха, ни скорби».

Противоположность подражательству – это расследование, которое означает объяснение истинности чего-либо с опорой на правду. В исламской терминологии это означает укрепление веры. Нельзя забывать о том, что сердца достигают полного покоя, именнно с укреплением веры. Верующие, полностью, без остатка, опираюющиеся на повеления Всевышнего Аллаха, всегда будут стойкими. Они никогда не окажутся под чьим-либо негативным воздействием, не будут заниматься имитацией и подражательством. Ибо они по справедливости доверяют тому, что сообщил нам Всевышний Алллах: ِروُمأُ􀒙ْلا ِمْزَع ْنِمَل َكِلَذ َّنِإ􀄁 َرَفَغَو َرَبَص نَمَلَو

138 СЕМЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА

«Несомненно, если кто терпелив и прощает, то это поххвальный поступок». (Аш-Шура, 42/43)

ِرُوُّنلا ىَلِإ􀄁 ِتاَمُلُّظلا َنِّم مُهُجِرْخُي ْاوُنَمآ􀄁 َنيِذَّلا ُّيِلَو ُهّللا

«Аллах – покровитель тех, кто уверовал. Он ведет их от мрака к свету». (Аль-Бакара, 2/257)

ا

وُنَمآ􀄁 َنيِذَّلا اَّلِإ􀄁 ٍرْسُخ يِفَل َناَسنِإ􀒙ْلا َّنِإ􀄁

ِرْبَّصلاِب اْوَصاَوَتَو ِّقَحْلاِب اْوَصاَوَتَو ِتاَحِلاَّصلا اوُلِمَعَو

«…люди, несомненно, [понесут] урон, кроме тех, которые уверовали, вершили добрые деяния и заповедали друг другу истину и терпение». (Аль-Аср, 103/2-3)

Если мы подчиним полностью наши дела, мысли, поступки Алллаху, Его предписаниям и рекомендациям нашего Пророка Мухамммада (саллаллаху алейхи ва саллям), если будем сохранять наши народные обычаи и традиции, то тогда мы не потеряем свою индиввидуальность, свою сущность и не станем никому подражать.

Мода

Есть ещё одно пристрастие, получающее день ото дня все большее распространение. Имя ему – мода. Одержимость модой подобно расточительности, ведущей и индивида, и общество в целлом к катастрофе, ибо это болезнь. Мода подстёгивает расточительнность. Мода и расточительность – это те вещи, которые способны развалить экономику, нравственность и семейное счастье. Сколько новых и способных послужить еще людям вещей выбрасывается ежегодно на помойку под предлогом того, что мода на них уже прошшла, что они уже устарели! Особенно это распространено в зажитточной среде. Мода менять одежду с наступлением каждого нового сезона только на руку нацеленным на это фирмам, эксплуатирующщим эту вредную людскую привычку. Давайте не будем забывать о том, что мода – это большой козырь в деле ускорения распада общества, потерявшего свои духовные и национальные ориентирры. Эта потребительская «истерия», которую с прискорбием при-ходится констатировать, становится причиной того, что у некоторой части наших слабохарактерных девушек появляются нарушения в поведении, доходящие вплоть до распущенности, разврата и просституции. Это – очень грустная, печальная, вызывающая чувство стыда ситуация.

Между тем, о назначении одежды в Коране говорится так:

ًاساَبِل ْمُكْيَلَع اَنْلَزنأَ􀄁 ْدَق َمَدآ􀄁 يِنَب اَي

ًاشيِرَو ْمُكِتاَءْوَس يِراَوُي

«О сыны Адама! Мы ниспослали вам одежды для прикрыттия ваших срамных частей и украшения [для одежд]…». (Аль- А’раф 7/26)

То есть у одежды есть три полезных свойства: устранение негаттивных воздействий на тело человека, прикрытие постыдных мест, а также украшение. Разум человека побуждает его защищаться под покровом одежды, чтобы уберечься от вредного и приобрести поллезное. Ведь в Священном Коране говорится:

مُكَل َلَعَجَو ًالَالِظ َقَلَخ اَّمِّم مُكَل َلَعَج ُهّللاَو

ُمُكيِقَت َليِباَرَس ْمُكَل َلَعَجَو ًاناَنْكأَ􀄁 ِلاَبِجْلا َنِّم

ُهَتَمْعِن ُّمِتُي َكِلَذَك ْمُكَسْأ�َب مُكيِقَت َليِباَرَسَو َّرَحْلا

َنوُمِلْسُت ْمُكَّلَعَل ْمُكْيَلَع

«Из того, что Он сотворил, Аллах пожаловал вам тень, убежжище в горах, одеяния, чтобы укрыться от жары, дал доспеххи, которые прикрывают вас в битве. Так Он завершает свое благоволение по отношению к вам, – быть может, вы станете муслимами». (Ан-Нахль, 16/81)

Украшение красивой одеждой дозволено верующим. Вместе с тем, указываются и рамки того, какими должны быть украшения мусульман: человек, который украшается одеждой, не должен станновиться от этого горделивым и заносчивым, равно как и не долж140

СЕМЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА

жен забывать, что блага эти от Аллаха. Ведь Он требует, чтобы мусульмане были скромными и снисходительными. Также говорил и Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям): «Всевышний Аллах повелевал мне: «Будьте благосклонны и снисходительны друг к другу, и пусть никто из вас не станет возноситься друг над другом»».144

Ислам во всём призывает следовать умеренности, среднему пути. Хадисы говорят о том, что человеку не следует быть неаккурратным в своём внешнем виде, равно как не быть и заносчивым в отношении одежды. А истинное искусство заключается в соблюденнии этих двух требований, ибо небрежность во внешнем виде ведёт к упадку и неуважению, а чрезмерность – к легкомыслию и даже к абсурдности.145

Как мы видим, главное, что касается одежды в Исламе, – это сокрытие ею наготы человека и её чистота. Одежда, от которой треббуется скромность и не чрезмерность, не должна быть и отталкиваююще небрежной. А посему рекомендована чистая, простая одежда, которую носят все.

Мода – это болезнь, затрагивающая не только индустрию одеждды. Она дает знать о себе и в потреблении машин, бытовой техники, драгоценностей. Сколько семейных очагов гаснет ежедневно из-за этой болезненной страсти, сколько пустеет кошельков, касс! Груз трудностей и боль от этого несет на себе все общество.

А если это так, то настала пора положить конец этим безрасссудным тратам. Наша религия, по велению Всевышнего Аллаха защищающая интересы как общества в целом, так и каждого его члена, велит нам делать это незамедлительно. И мы обязаны этогго придерживаться. Анас (радыйаллаху анху) в одном из хадисов передает, что наш дорогой Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал так: «Ваша вера будет крепкой только тогда, когда кажддый из вас пожелает другому того же, что и себе».146

Каждый, сердцем принявший это высочайшее повеление, должжен дома, в офисе – словом, повсюду быть экономным, рачительн144.

Муслим, Джаннат, 64. Также Абу Дауд, Адаб, 40; Ибн Маджа, Зухд, 16, 23.

145. Маварди, Адабуд-Дунья вад-Дин, 341, 342.

146. Риядус-Салихин, т.1, хадис №234.

О 141 ТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ

ным и стараться противостоять бедствию моды. Должен бороться, дабы укрепиться в своей вере.

Прелюбодеяние

Человек совершает свои поступки под влиянием рассудка и чувств. Если его мысли и чувства ориентированы на положительнное, то и поступки у него благие. Если же они ориентированы на негативное, то это может привести к печальным последствиям. Ибо в человеке заложены как хорошие, так и плохие наклонности. Если человек не в ладу со своим разумом и является заложником своих страстей, в частности плотских, то он может совершить противопправное действие. В соответствии с Шариатом прелюбодеянием являются интимные отношения между мужчиной и женщиной, не связанными законным браком (никяхом). Подобные отношения – это действия противозаконные в нашей религии, и поэтому удоввлетворение такого рода желаний запрещено. В Священном Коранне по этому поводу говорится следующее:

ِلْدَعْلاِب ُرُمْأ�َي َهّللا َّنِإ􀄁

ءاَشْحَفْلا ِنَع ىَهْنَيَو ىَبْرُقْلا يِذ ءاَتيِإ􀄁َو ِناَسْحِإ􀒙لاَو

َنوُرَّكَذَت ْمُكَّلَعَل ْمُكُظِعَي ِيْغَبْلاَو ِرَكنُمْلاَو

«Воистину, Аллах велит вершить справедливость, добрые деяния и одаривать родственников. Он запрещает разврат, предосудительные деяния и беззаконие. Он наставляет вас, – быть может, вы последуете совету». (Ан-Нахль, 16/90)

Слово «разврат» в этом контексте объясняется исламскими учеными так: «Распущенность – это страсти человека, выходящее за границы дозволенного. Здравомыслящие люди питают отвращенние к людям, идущим на поводу своего нафса. Низменные пристрасстия человека не приветствуются Исламом и следование им назыввают развратом».147

Верхний предел разврата это – прелюбодеяние. Оно запрещен147.

О.Н. Бильман, Перевод Священного Корана, т. 4, 1816.

142 СЕМЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА

но в нашей религии. Даже приближение к прелюбодеянию запретнно, не говоря уже о самом факте. В 32-ом аяте суры «Аль-Исра» есть такое повеление, обращенное к нам:

ًاليِبَس ءاَسَو ًةَشِحاَف َناَك ُهَّنِإ􀄁 ىَنِّزلا ْاوُبَرْقَت َالَو

«И не приближайтесь к прелюбодеянию, ибо оно – мерззость и мерзкий путь».

Прелюбодеяние противоречит истинной природе человека и очень некрасиво. Оно таит в себе множество опасностей и с меддицинской, и с нравственной, и с общественной точек зрения. Оно – причина многих зол и несчастий. Поэтому о прелюбодеянии говоррится так: «Прелюбодеяние – это поведение, которое пачкает своей грязью благородную, чистую жизнь человечества, а занимающиеся прелюбодеянием люди обречены в обоих мирах на нищету, стыд и позор».148 Понятие «честь» священно в нашей религии, в наших традициях и обычаях. Прелюбодеяние уничтожает целомудрие человека. Наши предки говорили: «Лучше умереть, чем жить без чести и достоинства». Так они подчеркивали значение сохранения чести и достоинства, во что бы то ни стало, пусть даже и ценой жизнни. В нашей Священной Книге так говорится о достигших спасения и счастья людях:

َنوُظِفاَح ْمِهِجوُرُفِل ْمُه َنيِذَّلاَو

«Которые не имеют сношений ни с кем (сохраняют свою честь)». (Аль-Муминун, 23/5)

Исламские ученые, характеризуя прелюбодеяние как преступпление, говорят: «В блуде есть идея убийства». Это означает следдующее: «Полная жизни субстанция, попадая в противозаконное, не надлежащее для этой субстанции место, создает предпосылки для возникновения новой жизни. Этих незаконных детей пытаются убить еще в утробе матерей или уже после их рождения. Даже если на жизнь ребенка и не покусились, то все равно его презирают, и он проживает несчастливую жизнь. А это означает потерю живого

148. Журнал Министерства по духовным делам, т. 7, 77.

О 143 ТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ

существа для общества».

В обществе, где преобладает разврат, ухудшается генофонд, может происходить кровосмешение, родственные связи слабеют, а само общество обречено на гибель. Смертельная опасность для общества кроется в том, что, поскольку плотские инстинкты удоввлетворяются путем прелюбодеяния, в конце концов, институт суппружества будет парализован. Таким образом, семья потеряет свою ценность, своё значение и уйдет на задний план. Там, где больше всего прелюбодеяний, разврата, там близок крах народа. История человечества является свидетелем этой истины, с самых ранних лет его возникновения и по сей день.149 По причине этой опасности Ислам запрещает прелюбодеяние и считает его одним из величайшших грехов.

Как известно, человеку присуще половое влечение, которое облладает большой силой. Если его не контролировать, то оно может толкнуть человека на путь разврата. Во избежание этого Ислам заоострил внимание человека на тех моментах, которые могут спровоццировать его на прелюбодеяние, установив рамки общения между полами. Так, например, без крайней необходимости не разрешается лицам мужского и женского пола находиться наедине друг с другом. Женщине запрещается наряжаться для мужчин, за исключением своего мужа. Ислам поощряет помощь тем, кто хочет жениться, поббуждая людей быть посредниками в знакомстве будущих супругов, достойных друг друга. Ислам не приветствует обряды, вызывающие затруднение в осуществлении бракосочетания, такие как калым (выкуп за невесту) и т.д.

Совершившим прелюбодеяние наказание будет тяжким.150 Корран запрещает не только прелюбодеяние, но даже и приближение к нему. И истиной, подтвержденной современной статистикой, явлляется тот факт, что прелюбодеяние и его крайняя форма – просституция – наносят вред здоровью, как отдельного человека, так и всего общества. Сифилис, гонорея, СПИД распространяются чаще всего этим путем.





Дата публикования: 2015-03-29; Прочитано: 142 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.017 с)...