Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Семейная Педагогика в Исламе 6 страница



Пример мухаджиров из Мекки и ансаров из Медины, которые распахнули свои объятья друг другу – это пример братства, которрому не было равных во всей истории человечества. Благодаря благородству, присущему исламскому образу жизни и межличностнным отношениям, строящимся на основе любви и уважения друг к другу, в кратчайшее время Ислам распространился и укрепился и в других регионах земли. Ислам – это религия, которая больше, чем чему бы то ни было, придает значение чести, достоинству и правам

83. Сахих Муслим и его перевод. Перевод, М. Софуоглу. Хадис №2564.

84. То же произведение, хадис №2564.

85. Избранные хадисы, хадис №95.

О 73 ТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ

человека. Она рекомендует быть обходительными и относиться по-братски также к представителям других религий. Прекрасным приммером этому может послужить договор о гражданстве, заключеннный нашим Пророком (саллаллаху алейхи ва саллям) в Медине с иудеями. Права на свободу вероисповедания, свободу передвиженния и на торговлю, предоставленные во время Османской империи немусульманскому населению – это исторические истины, которые невозможно отрицать. Эта система прав есть прекрасный образец, выражающий чувствительность и деликатность к человеческим взаиимоотношениям, проявляемым Исламом.

Ислам рекомендует быть всегда благоразумными, уравновешшенными, воздержанными, не переходить границ и подходить ко всему с благими намерениями. Посягательство на личность классиффицируется как нарушение закона о свободе личности, неуважение к правам человека, как насилие над ним, а пренебрежение к правиллам хорошего тона и их нарушение определяются как невоспитаннность и грубость.

В Исламе считается добродетельным делом исправление заммеченных в себе недостатков. Кроме того, в Исламе подчеркиваеется необходимость того, чтобы человек избавлялся от поступков и свойств характера, далеких от человечности, доброты и гуманнности.

В заключение хотелось бы сказать следующее. Человека безоответственного и неучтивого в общении, думающего только о себе и считающего правым только себя, называют эгоистом. Такие люди чаще остальных разбивают сердца людей и делают гораздо больше ошибок. Они нетерпимы к критике. Даже если вы и правы, они толькко по причине своего эгоизма не признают этого. В своих поступках и поведении они нерациональны. Они быстро вспыхивают из-за сущществующего у них комплекса неполноценности. Свои недостатки они пытаются скрыть за нарочитой грубостью.

А знающий, грамотный человек должен, прежде всего, познать самого себя. В процессе самопознания человек замечает свои ошибки и недостатки, и это очень ценно. В их устранении человекку следует быть твердым и решительным. Необходимо исправлять своё поведение, развивать способности, взяв образцом для подр74

СЕМЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА

ражания благочестивых, деликатных, благородных людей. Однако не следует подражать им внешне или имитировать их поведение. Надо стараться измениться внутренне, избавившись от недостаткков и развив в себе добродетели. Ценность человека возрастает, если он избавляется от всего отрицательного в своём характере и поведении, если он старается свести к минимуму количество своих ошибок.

Однако человеку следует с детства объяснять, что хорошо, а что плохо, т.е. его нужно воспитывать и ни в коем случае не оставллять без внимания.

Надеюсь, что краткое описание некоторых свойств характера и поведения человека, которое мы приведем ниже, поможет родителлям в воспитании детей. Изучение этих свойств и стремление примменять эти знания в жизни, по мере необходимости, зависит только от понимания и осознания важности этого самим человеком, а такжже от его желания и воли.

Перечислим некоторые свойства характера, которые помогают людям подняться на более зрелую ступень человеческих взаимоотнношений: сочувствие, умение сострадать, справедливость, дружба, благовоспитанность, надежность, стыд, мудрость, кротость, покроввительство, мягкость, целомудрие, чувство собственного достоинсства, честь, совесть, доброта, умение вести беседу, любовь, обходдительность, учтивость, приветствование, заступничество, почитанние, скромность, смирение, степенность, взаимопомощь и т.д. А неккоторые неправильные поступки и негативные свойства характера людей, способные ослабить отношения между ними, следующие: враждебность, неприязнь, ненависть, хитрость, увертки, отговорки, болтливость, невежество, насилие, скупость, интриганство, козни, самодовольство, разврат, гнев, ярость, злословие, высокомерие, зависть, употребление алкоголя, клевета, месть, расточительность, страсть к азартным играм, ревность, неблагодарность, лицемерие, непокорность, подозрительность, хвастовство и т.д.

А теперь приступим к объяснению положительных качеств харрактера и поведения человека.

* * *

О 75 ТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ

Основные положительные стороны характера

и поведения человека, а также их проявление

в межличностных отношениях

А) Положительные свойства характера

и поведение человека

Сострадание

Главным долгом каждого человека является выполнение своих обязанностей перед Всевышним Аллахом, а затем – отношение с милосердием и состраданием ко всем созданиям, существующим на этом свете. Нежность, сочувствие – это наивысшая степень милосердия. Знаменитый писатель-мыслитель Оноре де Бальзак назвал чувство сострадания «королевой добродетели». И в самом деле, чувство сострадания – это великая Милость Всевышнего Алллаха, дарованная человеку. Это чувство избавляет верующего от раздражительности, распущенности, дерзости и тирании. А иначе чем можно объяснить то, что сильный человек протягивает руку поммощи слабому, то, что доктор проявляет сочувствие и сострадание к своему пациенту, мать испытывает любовь и нежность к своему ребенку? Чувство сострадания заставляет человека прощать ошибкки и недостатки его родственников, превращает вражду в дружбу. Человек с развитым чувством сострадания далек от эгоизма и неннависти, у него высокий нравственный потенциал, он добродетеллен. Но есть люди, у которых, возможно, из-за плохого воспитания, не очень развито чувство милосердия и сострадания. Этим людям ничего не стоит причинять страдание и неудобства своим соседям и близким людям. Такой человек обладает жестоким сердцем. Он не протянет руку помощи ни больному, ни нуждающемуся, ни оставшшемуся в безвыходном положении человеку: обычно он думает только о своей выгоде. Это люди, которых не одобряет наша религгия. В связи с этим, Всевышний Аллах в нашей Священной Книге повелевает следующее:

ُعاَطُي ٍعيِفَش اَلَو ٍميِمَح ْنِم َنيِمِلاَّظلِل اَم

76 СЕМЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА

«…Нет у угнетателей ни близкого друга, ни заступника, котторого они послушались бы». (Аль-Мумин, 40/18)

А в другом аяте говорит так:

ٍراَصنأَ􀄁 ْنِم َنيِمِلاَّظلِل اَمَو

«… И нет заступников для угнетателей». (Аль-Бакара, 2/270)

Наш дорогой Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) был человеком прощающим и являл миру прекрасные образцы миллосердия и сострадания. Повсюду, где бы он ни был, он боролся с проявлениями жестокосердия, ущемления прав людей и несправведливости. Еще четырнадцать веков тому назад наш Пророк (салллаллаху алейхи ва саллям) предупреждал нас:

«Остерегайтесь совершать несправедливые дела, ибо нессправедливость в Судный День обернется для вас мраком».86

Невозможно вести речь о спокойствии и душевном равновесии, в то время как люди в обществе не доверяют друг другу, не испытыввают милосердия и сострадания, если они покушаются на имущесство, честь, достоинство и на саму жизнь друг друга. Такое общесство не способно спокойно разрешить ни одну из своих проблем. А настоящий мусульманин должен быть высоконравственным, милоссердным, надежным человеком с тонкой душевной организацией. Один из исламских мыслителей как-то сказал: «Простить, имея возмможность отомстить, и пожертвовать из щедрости тем, в чем нужддается кто-либо, – это самый прекрасный образец доброты». Ибо доброта, прощение грехов и милосердие являются самыми ценнымми человеческими добродетелями.

Щедрость, великодушие

Готовность человека придти на помощь является прекрасным свойством характера и добродетельным поступком. В Священном Коране говорится:

86. Риядус-Салихин, т. 1, с. 252, хадис №201.

О 77 ТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ

ِهّللا ِليِبَس يِف ْاوُرِصحأُ􀄁 َنيِذَّلا ءاَرَقُفْلِل

ُمُهُبَسْحَي ِضْرأَ􀒙لا يِف ًابْرَض َنوُعيِطَتْسَي َال

ْمُهاَميِسِب مُهُفِرْعَت ِفُّفَعَّتلا َنِم ءاَيِنْغأَ􀄁 ُلِهاَجْلا

ٍرْيَخ ْنِم ْاوُقِفنُت اَمَو ًافاَحْلِإ􀄁 َساَّنلا َنوُلأَ� ْسَي َال

ٌميِلَع ِهِب َهّللا َّنِإ�َف

«[Вы подаете милостыню] беднякам, которые целиком поссвятили себя делам во имя Аллаха или не могут передвигаться по земле, [чтобы заниматься торговлей]. Невежда считает их богачами, так как они из скромности не попрошайничают. Ты узнаешь их по приметам: они не просят милостыни с наглыми вымогательствами. Аллах знает о том, что вы тратите из своегго добра [во имя Аллаха]». (Аль-Бакара, 2/273)

Дающая рука благословеннее берущей: так поощряется щеддрость и великодушие людей. Противоположностью щедрости явлляется скупость, которая характеризуется в Исламе как скверная черта характера. Наш Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) велит следующее: «Остерегайтесь скупости своей. Ибо скупость поггубила тех, что были до вас. Она толкнула их на путь кровопроллития, превратив для них запретное в дозволенное».87

И это действительно так. Ибо скупой человек жестокосерден, лишен чувства милосердия, сострадания. Он корыстолюбив и споссобен на всякого рода хитрости, уловки, коварство ради собственнной выгоды. А человек щедрый богат душой, он скромен. Для него помощь, которую он оказывает тем, кто попал в трудную ситуацию, – это праздник души. Не следует забывать что:

Щедрость – это ключ к счастью,

Щедрость – это квинтэссенция дружбы,

Щедрость – это цветок справедливости.88

Наша история богата конкретными примерами материальной и духовной щедрости наших предков. Все ныне действующие инстит87.

Риядус-Салихин, хадис №565

88. Артугрул Сарачбаши, Незабвенные слова, с. 80.

78 СЕМЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА

туты, такие как благотворительные фонды и учреждения (вакфы), питьевые фонтанчики возле мечетей, больницы, бани, рынки, карраван-сараи, великолепные мечети появились благодаря щедрости меценатов – наших братьев-мусульман, обладавших широкой и щеддрой душой.

На нашу же долю выпадает охранять эти прекрасные творения рук человеческих и помогать созданию новых.

Верность, правдивость

Это означает «действовать согласно предписаниям религии, идти, не сбиваясь с пути, верной дорогой, защищать справедливвость». Верность – это духовная ценность, обеспечивающая споккойное и уравновешенное продолжение межличностных отношений в обществе. Потеря взаимного доверия между людьми, нарушение честного и правильного поведения членов общества способны привести его к развалу. Поэтому, человеку в своих отношениях с другими людьми следует быть честным, правдивым и верным. Праввильность означает ещё соответствие правде и истине. Тот, кто посступает по истине, никогда не будет посрамлён: он будет всегда в выигрыше и благополучии. Ведь Всевышний Аллах велит нам следдующее:

َنيِقِداَّصلا َعَم ْاوُنوُكَو َهّللا ْاوُقَّتا ْاوُنَمآ􀄁 َنيِذَّلا اَهُّيأَ􀄁 اَي

«О вы, которые уверовали! Страшитесь Аллаха и будьте в числе правдивых». (Ат-Тауба, 9/119) َتْرِمأُ􀄁 اَمَك ْمِقَتْساَف

«Будь же стоек на прямом пути, как тебе велено…». (Худ, 11/112)

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) напоминаеет о нашей огромной ответственности перед Всевышним Аллахом, призывая нас быть честными и правильными людьми. После того как Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) получил в Откровении 112-ый аят суры «Худ», он сказал: «Сура «Худ» меня

О 79 ТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ

состарила».

А в одном из своих хадисов Гордость Вселенной Пророк (салллаллаху алейхи ва саллям) нам велит следующее:

«Держитесь за истину, ибо она ведёт человека к добру, а доббро приведёт его в Рай. Если человек будет постоянно стреммится к истине и будет прилагать усилия, чтобы всегда быть честным, правдивым, то перед Аллахом он будет числиться, как самый правильный человек (сыддык)». (Муслим)

Знаменитый греческий философ Еврипид сказал следующие слова: «Надежда людей на счастье – только в истине».

Завершим же мы эту тему словами Зия Паши, который сказал, что Всевышний Аллах – Помощник всех праведных, честных и исккренних людей.

Дружба

Чувство, возникшее между двумя или большим количеством людей, связанных друг с другом узами искренней любви и уваженния, – это дружба.

В Исламе дружба во Имя Аллаха приветствуется и восхваляеется, но дружба, основанная на выгоде, расчёте осуждается. Ислам объявил, что все истинно верующие мусульмане являются друзьямми и братьями друг к другу. В Священном Коране говорится так:

َنوُمَحْرُت ْمُكَّلَعَل َهَّللا اوُقَّتاَو ْمُكْيَوَخأَ􀄁 َنْيَب اوُحِلْصأَ�َف ٌةَوْخِإ􀄁 َنوُنِمْؤُمْلا اَمَّنِإ􀄁

«Ведь верующие - братья. Потому устанавливайте мир между братьями, бойтесь Аллаха, - быть может, вас помилуюют». (Аль-Худжурат, 49/10) ِفوُرْعَمْلاِب َنوُرُمْأ�َيَو ِرْيَخْلا ىَلِإ􀄁 َنوُعْدَي ٌةَّمأُ􀄁 ْمُكنِّم نُكَتْلَو

َنوُحِلْفُمْلا ُمُه َكِئَلْوأُ􀄁َو ِرَكنُمْلا ِنَع َنْوَهْنَيَو

«И образуется из вас община, которая будет призывать к

80 СЕМЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА

добру, побуждать к благому и отвращать от дурного. И будет таким людям блаженство». (Аль-Бакара, 2/104)

ِرُوُّنلا ىَلِإ􀄁 ِتاَمُلُّظلا َنِّم مُهُجِرْخُي ْاوُنَمآ􀄁 َنيِذَّلا ُّيِلَو ُهّللا

«Аллах - Покровитель тех, кто уверовал. Он ведет их от мрака к свету». (Аль-Бакара, 2/257)

Быть порядочными по отношению друг к другу всегда и во всём – это повеление нашей веры и наш человеческий долг. Джанабу Шахабетдину принадлежат следующие слова: «Человек, ищущий друга только для удоввлетворения собственных желаний, ищет себе слугу». Так он подчёркиввает, что в дружеских отношениях должна присутствовать порядочность.

Благовоспитанность и благонравие

Благовоспитанность – это овладение человеком правилами хорошего тона, которых следует придерживаться людям всегда и везде. Это и вежливость, и учтивость, и деликатность, и соблюддение правил приличия. Духовный рост человека, созревание его личности происходят при условии наличия у него вышеуказанных свойств.

Благовоспитанность и благонравие – это добродетели и главнное украшение человека. Благовоспитанность защищает человека от дурных желаний и стремлений. Не зря говорят: «Приличие человвека дороже золота».

Так же, как человеку требуется еда и питьё для поддержания своего физического здоровья, энергии и формы, точно в такой же степени он должен быть благовоспитанным, чтобы поддерживать свое духовное, нравственное здоровье и обладать здравым рассудкком. В старину говорили:

«Неукрашенный учтивостью, добрым нравом ум подобен геррою без оружия, которому никогда не удастся выполнить что- либо сообразно своей силе».

Шамс Табризи в связи с этим говорит следующее:

«Сударь! Ты пойми, что благовоспитанность, приличие для челО

81 ТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ

ловека – то же самое, что и душа для тела. Свет в сердцах людей и свет в их глазах происходят именно от воспитания. Человек – это существо возвышенное, благородное. Не считай его низким и ниччтожным созданием. Красота, порядок под сводом Вселенной – это нравственность. Если хочешь одолеть шайтана, раскрой глаза, поймми, что нравственность убивает шайтана. Если сын Адама невоспиттан, значит, он – не человек. Ибо нравственность отличает человека от животного. Раскрой глаза, взгляни на Слово Аллаха – Коран. В нем аят за аятом раскрывается главное – смысл всего сущего, всего мира, целой Вселенной – нравственность».89

Наши предки говорили, что товар дешевеет, когда его много. Но это не относится к такой категории, как нравственность. Ибо чем больше вежливости, учтивости, добронравия в человеке, тем выше его значимость, тем выше его совершенство и достоинство. И ещё: благовоспитанность выражает присутствие у человека чувства стыдда и совести, которые свидетельствуют о его духовности. Благовосппитанные люди бывают степенными, великодушными и скромными людьми, выполняющими все заветы, повеления Аллаха и остереггающимися запретов Аллаха. Это – люди в высшей степени доброддетельные. Как счастливы обладатели этих прекрасных качеств!

Доверие

Это означает «верить, доверять, чувствовать себя в безопаснности». Надеяться и верить во что-то, доверяться чему-то – это выссокая способность и свойство человека, идущие от его истинности и правильности. Противоположность этому – коварство, измена даннному слову, предательство. Когда исчезает чувство доверия между людьми, то тогда их отношения разрушаются, общество начинает разлагаться, и анархия неизбежна. Религия Ислам отвергает злоуупотребление доверием и классифицирует это как двуличность. Ислам велит человеку быть истинным верующим мусульманином, а не клеветником и смутьяном, от которых люди стремятся отдаллиться. Муки их в Судный День будут ужасны, ибо «Аллах велит быть правдивым». (Худ, 11/112)

89. Ахмет Рифат, Тасвири Ахляк, с.63

82 СЕМЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА

Наши предки прославились как надёжные, порядочные, благорродные и достойные уважения мужи. В характере истинного мусульмманина отсутствуют такие черты, как низость, подлость, трусость и бесчеловечность. Но если мы утеряли свойства характера, достойнные уважения, то это показывает, в какой степени мы отдались от выполнения Божественных предписаний, и какими мы стали равноддушными и безучастными к ним (предписаниям). Нам следовало бы стремиться как можно скорее исправить этот наш недостаток. Ибо украшение и человека, и всего человечества – это надёжность. Не стоит забывать о том, что если между членами общества возникнет недоверие друг к другу, то в этом обществе будут утеряны дружбба, справедливость, совесть и милосердие. Произойдет подмена понятий о праве и справедливости взяточничеством, коррупцией, протекционизмом (покровительством), уловками и обманом. Если у людей нет страха перед Всевышним Аллахом, а доверие к системе правосудия утеряно, то это значит, что в обществе приближается катастрофа.

Лишь богобоязненность и механизм государственного правосуддия способны обеспечивать целостность и спокойствие общества. А для этого людям необходимо следовать всем повелениям Всеввышнего Аллаха и славной Сунны нашего любимого Пророка Муххаммада (саллаллаху алейхи ва саллям), ибо Аллах в Священном Коране повелел следующее:

ْاْوَغْطَت َالَو َكَعَم َباَت نَمَو َتْرِمأُ􀄁 اَمَك ْمِقَتْساَف

ٌريِصَب َنوُلَمْعَت اَمِب ُهَّنِإ􀄁

«Будь же стоек на прямом пути, как тебе велено, вместе с теми, кто обратился [к Аллаху]. И не преступайте [границ доззволенного], ибо, воистину, Он видит то, что вы вершите». (Худ, 11/112)

Кротость

Обладать мягким, покладистым характером – значит быть человвеком учтивым и кротким. Кротость в Исламе – это очень желанное и

О 83 ТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ

востребованное качество характера, ибо обладатель кроткого, мягккого нрава несет в себе любовь и притягательную силу, распространняющуюся на окружающих его людей и успокаивающую их. Одной из величайших особенностей нашего дорого Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) было то, что он обладал кротостью. Аллах любит степенных, обладающих мягким, покладистым нравом рабов Своих. В Священном Коране Аллах так говорит об этом:

ْمُهَل َتنِل ِهّللا َنِّم ٍةَمْحَر اَمِبَف

َكِلْوَح ْنِم ْاوُّضَفنَال ِبْلَقْلا َظيِلَغ اًّظَف َتنُك ْوَلَو

«Лишь с милосердия Аллаха воздержан ты и кроток с ними, а будь ты груб и сердцем непреклонен, они б покинули тебя и разбрелись». (Али Имран, 3/159)

Призывая людей и воспитывая их, стараясь улучшить их нравсственность, Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) всегдда брал за основу мягкое и доброжелательное отношение к людям. Советуя своим последователям быть вежливыми и воспитанными, он говорил следующее:

«Господь милостив к Своим рабам. И кто пытается облегччить жизнь людей, Аллах доволен им. И что касается тех, кто затрудняет жизнь людям, то Он забирает у них все хорошее и отдает тем, кто облегчает».90

В другом хадисе Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва салллям) говорил:

«Где есть мягкость и легкое обхождение, там всегда приссутствует красота. Где нет хороших отношений, там нет ниччего хорошего».91

Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) обходительно и учтиво относился к людям, особенно к бедуинам, недавно принявшшим Ислам и не получившим нормального воспитания, поэтому лишенным элементарных правил поведения. Он никогда не поступ90.

Бухари, Адаб, 35; Муслим, Бирр, 77.

91. Муслим, Бирр, 78; Абу Дауд, Адаб, 10.

84 СЕМЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА

пал с ними грубо, совсем наоборот, он делал все возможное, чтоббы привлечь их к себе. Из жизни Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) можно узнать множество примеров, когда он с пониманием относился к грубым выходкам новообращенных. Абу Хурайра (раддыйаллаху анху) рассказал такую историю:

«К Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям) пришел некий беддуин. Совершив намаз в углу мечети, он поднял руки и стал возноссить следующую молитву:

«О мой Господь! Окажи милость мне и Мухаммаду. Никому, кроме нас двоих, не оказывай свою милость!»

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям), который в это время находился в мечети, услышав странную просьбу бедуинна, стал улыбаться. Затем, повернувшись к бедуину, промолвил: «Ты слишком ограничил безграничную милость Аллаха!» Бедуин посидел немного рядом с Пророком (саллаллаху алейхи ва салллям), а когда ему захотелось сходить по нужде, он, не выходя из мечети, отошел в угол и там справил малую нужду. Присутствующщие в мечети сподвижники, заметив поступок бедуина, опешили и растерялись. Некоторые стали кричать: «Не делай этого!», другие разозлились и бросились прямо на него, чтобы удержать от этого постыдного поступка. Однако Пророк Мухаммад (саллаллаху алейххи ва саллям) сразу вмешался, сказав:

«Оставьте его в покое, пусть он закончит свое дело!»

Затем он приказал вылить на то место, где бедуин справил свою нужду, большое ведро воды. Следом успокоил своих сподввижников, сказав им:

«Вы посланы в этот мир для того, чтобы облегчить жизнь людей, а не для того, чтобы затруднить!»92

Каким бы добродетельным ни был человек, каким бы мастерсством и талантом он ни обладал, но если у него жесткий, резкий характер, то это способно заставить забыть все его добродетели. В этой связи, наш дорогой Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) говорит следующее:

92. Абу Дауд, Тахарат, 136.

О 85 ТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ

«Лишённые кротости и мягкости люди, лишаются всех благ и добра».93

«Всевышний Аллах – Кроткий и любит кротость и мягкость. Он одаривает кротких и мягких по нраву людей такими милостямми, какими не одаривает жестких и черствых людей никогда.94 А раз так, давайте не будем проводить свои дела и слова в жизнь при помощи насилия и угнетения других людей. Не будем забывать о том, что «крепкий уксус причиняет вред сосуду, в котором он находдится», не забывать и о том, что Господь говорит:

َنوُقِفنُي َنيِذَّلا

َنيِفاَعْلاَو َظْيَغْلا َنيِمِظاَكْلاَو ءاَّرَّضلاَو ءاَّرَّسلا يِف

َنيِنِسْحُمْلا ُّبِحُي ُهّللاَو ِساَّنلا ِنَع





Дата публикования: 2015-03-29; Прочитано: 160 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.019 с)...