Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Семейная Педагогика в Исламе 7 страница



«Которые расходуют [свои] средства [во имя Аллаха], будь они в достатке или в бедности, которые сдерживают гнев и являют снисходительность к людям. Воистину, Аллах любит тех, кто вершит добрые деяния». (Али Имран, 3/134)

Терпимость

Ислам рекомендует быть всегда терпимыми друг к другу. Ибо терпимость, снисходительность и добрые намерения способствуюют усилению уз любви и уважения между людьми, предотвращая возникновение чувств антипатии и ненависти. Если бы терпимость была главным элементом наших суждений и поступков, то тогда наше поведение было бы куда более цивилизованное, а поступки соответствовали бы предписаниям Всевышнего Аллаха. Ибо Всеввышний Аллах обещает простить грехи тем, кто умеет укрощать свой гнев, совершать добро и относится с милосердием к людям. В связи с этим, Священный Коран велит нам следующее:

93. Избранные хадисы, хадис№80

94. Риядус-Салихин, т. 2, хадис №637

86 СЕМЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА

اَهُضْرَع ٍةَّنَجَو ْمُكِّبَّر نِّم ٍةَرِفْغَم ىَلِإ􀄁 ْاوُعِراَسَو

َنوُقِفنُي َنيِذَّلا َنيِقَّتُمْلِل ْتَّدِعأُ􀄁 ُضْرأَ􀒙لاَو ُتاَواَمَّسلا

َنيِفاَعْلاَو َظْيَغْلا َنيِمِظاَكْلاَو ءاَّرَّضلاَو ءاَّرَّسلا يِف

َنيِنِسْحُمْلا ُّبِحُي ُهّللاَو ِساَّنلا ِنَع

«Стремитесь же обрести прощение Господа вашего и Рай, простирающийся на небесах и на земле и уготованный для богобоязненных, которые расходуют [свои] средства [во имя Аллаха], будь они в достатке или в бедности, которые сдержживают гнев и являют снисходительность к людям. Воистинну, Аллах любит тех, кто вершит добрые деяния». (Али Имран, 3/133-134)

Согласно нашей религии, мусульманин, у которого в сердце живут такие добродетельные чувства, как любовь, милосердие, сосстрадание, терпимость и доброта – это человек, достигший полной зрелости и в вере, и в знаниях. Такие люди не могут быть тиранами и эгоцентриками. Они не дают места в своём сердце таким принижжающим духовного человека чувствам, как ненависть, месть и поррочность. К любому человеку, кто бы он ни был, они относятся с лаской и с милосердием. Они желают и для других мусульман того, чего они желали бы себе. Они и в словах, и в поступках всегда взвешшены и всегда проявляют терпимость к недостаткам людей. Именно о таких мусульманах наш дорогой Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Самые добродетельные из вас – это те, которые обладаюют высокой моралью и нравственностью».

С самого рождения мы обречены на то, чтобы жить в обществе. В нашем окружении могут быть люди, имеющие и другие взгляды, и другую веру. Если эти люди живут согласно закону и порядку, то у нас нет права ненавидеть, унижать и угнетать их. Жизнь нашего дорогого Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) полна примерами милосердия и терпимости. Даже лютые враги Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) после знакомства и беседы с ним не могли скрыть своего восхищения им. Нет никакого сомнения в том,

О 87 ТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ

что причиной восхваления Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) в Коране служит, прежде всего, высочайшая нравственность этого благородного человека. Он – образец чистейшей добропорядочноссти, которому были присущи бесконечное терпение, милосердие, терпимость и безграничная любовь к людям.

Примером такого отношения Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) к людям является рассказ Анаса бин Малика (радыйаллаху анху):

«Однажды мы шли вместе с ним. На нем был толстый плащ, сшитый из грубой ткани Наджрана. И вдруг нас нагнал некий бедуин и, схватив за плащ, сильно дернул вниз. Рывок был такой силы, что на шее Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) осталлись следы от плаща. Затем бедуин сказал ему:

– О Мухаммад! Нагрузи мои верблюды тем имуществом Аллахха, которое находится на хранении у тебя. Ведь ты будешь грузить не свои средства. К тому же они достались тебе не по наследству!

Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) улыбнулся, услышав слова бедуина. Потом подозвал к себе одного из сподвижников и повелел ему:

– Нагрузи на одного верблюда овес, а на другого – финики!»95

И если мы возьмём его образ жизни в качестве примера для подражания и будем совершенствовать себя, то тогда удостоимсся заступничества Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва салллям). Мы ничего не потеряем, если будем относиться друг к другу по-доброму и снисходительно, а приобретем очень многое.

Доброта

Ислам, исходя из предписаний Аллаха, всегда рекомендовал доброту и благодеяние. В Священном Коране есть немало наставллений, призывающих к добру и предостерегающих от дурного и скверного. Кроме того, Коран велит принимать решение, не руковводствуясь чувствами, а опираясь на справедливость, соответствуюющую предписаниям Аллаха.

95. Муслим, Закят, 128; Абу Дауд, Адаб, 1.

88 СЕМЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА

В Исламе истинное добро добродетельно, оно соответствует законам религии. И это то, что одобряется людьми, обладающимми здравым рассудком. Зло же – противоположность добра. И это то, что приносит вред человеку. За каждое добро есть своё вознагграждение, и во многих аятах Священного Корана напоминается об этом. Вот, например:

ِهِسْفَنِلَف ًاحِلاَص َلِمَع ْنَم

ِديِبَعْلِّل ٍماَّلَظِب َكُّبَر اَمَو اَهْيَلَعَف ءاَسأَ􀄁 ْنَمَو

«Тот, кто творит добро, [поступает] лишь на пользу себе. Тот, кто творит зло, [поступает] во вред себе. А Господь твой не притесняет [Своих] рабов». (Фуссылят, 46)

Человек свободен в своём волеизъявлении, однако, он не своббоден от своей ответственности. Ответственность нужна человеку, чтобы контролировать свои поступки. Если бы каждый мог делать то, что вздумается, и там, где захочется, то нигде не было бы ни порядка, ни душевного спокойствия. Собственно говоря, если бы человек не был ответственен за свои поступки, тогда бы не было никакого смысла ни в добре, ни во зле, ни в правильности, ни в ошиббочности. Спокойствие и порядок в обществе обеспечивает жизнь согласно Божественным предписаниям и законам. Есть много муддрости и в разрешённых, и в запрещенных Всевышним Аллахом вещах. Но, увы, мы не даем себе труда поразмыслить о мудрости запретов и предписаний Всевышнего Аллаха. Согласно нашей реллигии, зрелый мусульманин, в истинном смысле этого слова – это цивилизованный человек. А стать им можно, только идя по доброддетельному пути, освещенному добротой, красотой и истинностью. Этот путь в Священном Коране так и называется «Тарикуль-мустаккым – Истинный путь». Это – путь истины, Божественный путь. И нет на этом пути ни заговоров, ни смуты, ни обмана, ни унижения человека, ни покушения на жизнь, честь, достоинство, имущество человека – словом, нет места несправедливости и угнетению. Этот путь призывает человека стремится к любви и уважению других людей, к солидарности, братству, к справедливости, состраданию и милосердию, к труду, к исследованию, то есть ко всему добромО

89 ТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ

му и хорошему, и призывает его бежать от всяческих проявлений зла. Это – путь почитающих правду и справедливость. Это – путь верующих во Всевышнего Аллаха. И самый прекрасный пример на этом пути – это образ жизни полной назидания и уроков для нас, образ жизни нашего любимого Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям). Изучая жизнь Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), каждый человек может извлечь что-то полезное для себя. Вот взгляните, что нам повелел наш Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям): «Не пренебрегайте никаким проявлением добра, пусть даже встречей и приветствием своего брата по вере доброй улыбкой».96

«Тому, кто призывает людей к добру, полагается такое же воздаяние, как и тем, кто совершил добрые дела».97

Есть ещё немало весьма мудрых и назидательных наставлений Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), адресованных нам. Добро и красота никогда не утеряют своего значения среди цивилизованных людей.

Однако не следует забывать и о том, что добро должно соответсствовать исламским и общечеловеческим критериям. Совершенное добро, о котором постоянно напоминают, теряет и свою благость, и своё значение. Совершённое нами для кого-то добро, ни в коем случае, не должно вызывать чувства подавленности и униженности у того, для кого мы совершили это добро.

Довольство малым, нетребовательность

Довольство малым означает быть благодарным Аллаху, доввольствуясь малыми вещами и не идти на поводу у собственных прихотей и желаний. Однако не следует ложно истолковывать это понятие. Ибо довольствоваться малым вовсе не означает игнорирровать труд, старание, стремление, исследование, изучение. Оно означает использование наилучшим образом возможностей, имеюющихся у вас, и ни в коем случае не означает сворачивание на неззаконный путь в поисках приобретения большего. Иными словами,

96. Риядус-Салихин, т.1, хадис №121

97. То же произведение, хадис № 172

90 СЕМЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА

человек должен быть благодарен Аллаху за представленные ему блага и милости. Ибо там, где нет благодарности, возникают вожделления, страсть, амбиции и самомнение. А это превращает человека в раба своих страстей, делая его жадным, скупым и завистливым. В подавляющем большинстве случаев на опасный путь толкают именно алчность, скупость и завистливость. Люди, не умеющие доввольствоваться малым, лишены душевного спокойствия и равноввесия. Ибо они всегда завидуют тому, что есть у других и недовольнны состоянием своих собственных дел. Такие люди не могут быть счастливы. Существование для них превращается в муку. А наша вера, между тем, призывает к тому, чтобы человек был спокоен и уравновешен. Она помогает ему отыскать пути, ведущие к умироттворению его души. Люди, не умеющие довольствоваться малым, становясь рабами своих страстей, теряют очень многое в духовном плане. Феридуддин Аттар сказал о людях так: «Даже все богатсства мира не способны обогатить человека, который не умеет довольствоваться тем, что у него есть». А наш дорогой Проррок (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал следующие слова: «Насстоящее богатство не в большом имуществе, а в богатстве души». Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) приннадлежат и следующие слова: «Довольство – это нескончаемое богатство».98 Так Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва салллям) привлёк наше внимание к важности этого высокого качества, отсутствие которого ведёт к зависти, т.е. состоянию, в котором челловек желает отсутствия возможностей у другого человека. В Исламме это чувство принято считать свойством скверного характера.

Хочу ещё раз повторить, что нетребовательность и довольство малым отнюдь не означает лености. Нетребовательность – это уменние человека быть благодарным Аллаху за милости и блага, предсставленные ему, а также его очищение от вожделений и страстей. В связи с этим есть слова, сказанные нашим дорогим Пророком (салллаллаху алейхи ва саллям): «Смотрите на тех, кто в отношении мирских благ находится в худшем положении, чем вы, а не на тех, кто находится в лучшем положении. Ибо самое подходящее для вас – это проявлять уважение к благам и милостям Аллаха».99

98. Фатхуль-Кабир, т.2, с. 309

99. Избранные хадисы, Вторая книга, хадис №79

О 91 ТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ

Манера речи

Самое действенное средство, помогающее людям понимать друг друга – это беседа. Одним из основных условий для приобреттения друзей является приветливость и мягкость речи. Наши предкки говорили: «Приятная речь способна даже змею вытащить из её гнезда».

Какое бы положение в обществе ни занимал человек, на каккой бы ступени иерархической лестницы он ни находился, с кем бы ни беседовал, он обязан уделять большое внимание своей манере общаться и вести беседу. Недаром сказано: «Скажи мне фразу, а я скажу тебе кто – ты». И действительно: «Слово человека – это выразитель его мыслей и ума, это показатель его образованности, добродетельности и его состояния».100 Ибо манера вести беседу в наилучшем виде отражает личность говорящего, уровень его культтуры и опыта. Наши великие писатели и поэты сказали немало преккрасных слов об умении вести беседу. Каждое слово, сказанное ими, полно мудрости и назидания. К примеру, поэт Кул Насими реккомендовал в одном из своих стихотворений быть воздержанными в своей речи, говоря, что все наши ошибки происходят от невоздержжанности на язык. А Низами призывает нас к вежливости в речи, к её взвешенности, говоря: «Все беды на нашу голову навлекает наш невоздержанный язык».

Выходит, что цивилизованный человек должен своей речью не огорчать окружающих людей, не причинять им боль, а, напротив, радовать их душу своим мягким, приветливым общением. К тому же, одним из величайших достоинств человека в Исламе является его умение хорошо говорить, завоёвывая души людей.

В общении мы должны учитывать, в какой обстановке и в бесседе с кем можно использовать те или иные выражения и слова. Однако речь не должна быть лживой и неискренней, чтобы о нас говорили, будто «наши уста, словно мед». Слово, порой способное прекратить ссору, может стать и причиной беды для человека. Нацциональный поэт Турции Юнус Эмре в одном из своих стихотворенний говорит так:

100. Ахмет Рыфат, Тасвири Ахляк, с.199

92 СЕМЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА

Есть слово, что способно прекратить войну,

И слово, что сказав, иному не сносить и головы.

Есть сладкие слова, подобно мёду…

Но есть слова – как яд они горьки.

Вам удастся совершить гораздо меньше ошибок, если в беседе вы будете соблюдать следующие принципы:

• Будьте серьёзным и избегайте развязности и панибратсства.

• Обдумывайте каждое слово и употребляйте его к месту.

• В разговоре будьте естественным.

• Произносите слова чётко и выразительно.

• Не повышайте тона, не говорите резким голосом.

• Не говорите тихо и так медленно, что собеседник может засснуть.

• Избегайте усиленной мимики и жестикуляции во время разгговора.

• Не говорите постоянно фразы вроде: «Да, что я вам хотел сказать» или «Скажу я вам». Не используйте другие слова-«паразитты».

• Не брызгайте слюной во время разговора.

• Не употребляйте в разговоре слова вроде: растяпа, лопух, балбес и т.п.

• Обращайтесь больше на «вы», чем на «ты».

• Во время поздравлений и выражения сочувствия говорите кратко.

• Избегайте напыщенной речи, изобилующей словарными выражениями.

• Не заставляйте вашего собеседника слушать вас.

• Обращайтесь к женщинам, детям и пожилым людям, в сооответствии с их возрастом.

• Старайтесь говорить не только сами, слушайте также соббеседника.

• Не перебивайте речь вашего собеседника. Если же совершшили эту оплошность, то попросите у него прощения.

О 93 ТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ

А теперь я приведу вам несколько примеров того, какое огромнное и важное значение придавал умению беседовать наш дорогой Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям).

«Пусть верующий в Аллаха и в Судный День или говорит что-то доброе, или молчит».

Абу Хурайра (радыйаллаху анху) передаёт нам следующую бесседу, состоявшуюся между сподвижниками и Посланником Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям):

- О Посланник Аллаха, каким следует быть мусульманину, для того чтобы попасть в Рай?

-

Он должен бояться Всевышнего Аллаха и быть высоконравсственным человеком.

Когда же спросили у Посланника Аллаха:

- Что чаще всего служит поводом для того, что человек попаддает в Ад?

-

Язык человека и его половые органы, - ответил Пророк (салллаллаху алейхи ва саллям).101

Как видите, наш Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) напомминает нам о необходимости следить за своей речью, использоввать её только с благими и добрыми целями во избежание неприяятностей, которые могут случиться в жизни. Наш дорогой Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал ещё и эти мудрые слова: «Молчать, пока тебя не спросят, гораздо полезнее, чем говоррить, пока тебя не заставят молчать».

Из этих слов становится ясно, что человек должен знать, как и в какой форме ему следует говорить. Ибо слово может как сблизить людей, объединяя их, так и оттолкнуть их друг от друга, если оно было использовано неправильно. И тогда оно может вовлечь человвека в грех и принести ему несчастье.

Терпение

Как и всякое живое создание на земле, человек, прожив опредделённую ему Всевышним Аллахом жизнь, умирает. Нам не дано

101. Риядус-Салихин, т. 2, хадис №629

94 СЕМЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА

знать, когда и в каком возрасте умрет каждый из нас. В Коране говворится:

َنوُعَجْرُت اَنْيَلِإ􀄁 َّمُث ِتْوَمْلا ُةَقِئاَذ ٍسْفَن ُّلُك

«Каждая человеческая душа [непременно] вкусит смерть. А потом к Нам вы будете возвращены». (Аль-Анкабут, 29/57)

Эти Божественные повеления неизменны и неопровержимы. Однако было бы неверно с нашей стороны оставить все земные блага из-за того, что мы умрем рано или поздно. Было бы неверно также, оставить своих детей нищими, без средств к существованию. Пока мы живы, мы обязаны трудиться для обоих миров. Таково поввеление нашей религии.

На нашем жизненном пути может произойти множество событий. Земная жизнь будет порой радовать, а порой огорчать нас, ибо она капризна и полна всяких перипетий. Поэтому чтобы мы опомнились и пришли в себя, Всевышний Аллах сообщил нам о Своем решении, которое должно служить руководством в течение всей нашей жизни:

ا

وُنَمآ􀄁 َنيِذَّلا اَّلِإ􀄁 ٍرْسُخ يِفَل َناَسنِإ􀒙ْلا َّنِإ􀄁

ِرْبَّصلاِب اْوَصاَوَتَو ِّقَحْلاِب اْوَصاَوَتَو ِتاَحِلاَّصلا اوُلِمَعَو

«… люди, несомненно, [понесут] урон, кроме тех, которые уверовали, вершили добрые деяния и заповедали друг другу истину и терпение». (Аль-Аср, 2-3)

Этими аятами, исполненными великой мудрости, Всевышний Аллах извещает людей о том, что они будут в проигрыше, если пойддут на поводу своих желаний и страстей, и что они не навредят себе только в том случае, если будут обладать крепкой верой в Аллаха, если их поступки и дела будут истинными, добрыми и полезными. И ещё: Всевышний Аллах напоминает нам о необходимости быть всегда сторонниками справедливости и о том, что на протяжении всей нашей жизни, нам следует быть терпеливыми.

Наш труд порой может не увенчаться результатом, который

О 95 ТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ

нам хотелось бы иметь, наши решимость и воля могут быть недосстаточны, наше настроение может омрачаться. Но никогда не следдует впадать в состояние уныния и безнадёжности! Любое дело, за которое мы взялись, любую свою обязанность мы должны с бескконечным терпением и непоколебимой силой доводить до самого конца. В нашей Священной Книге есть более семидесяти аятов, в которых идёт речь о терпении, о важности быть терпеливым, о пользе терпения для человека. Например, в 24-ом аяте суры «Ас-Саджда» сообщается о том, что терпеливые люди могут подняться до такого уровня, что будут способны выполнять роль лидера среди людей. И действительно, в жизни есть немало примеров того, как люди настойчивые и терпеливые достигали очень высокого проффессионального уровня, общественного положения, добивались славы, почёта и уважения среди людей. Все Пророки для своих общин – это образцы долготерпения. А самый главный фактор в основе успеха учёных, исследователей, великих полководцев – это их огромное терпение. Именно благодаря терпению такие великие люди, как Джаляладдин Руми, Юнус Эмре, Эдисон, Ньютон и ещё много-много других знаменитых людей остались бессмертными в истории человечества.

Главное условие успеха и зрелости человека – это терпение. Ведь Всевышний Аллах сказал следующее: ِروُمأُ􀒙ْلا ِمْزَع ْنِمَل َكِلَذ َّنِإ􀄁 َرَفَغَو َرَبَص نَمَلَو

«Несомненно, если кто терпелив и прощает, то это поххвальный поступок». (Аш-Шура, 42/43)

Терпение, в каком-то смысле, выражает и категорию времени… Бывают в жизни моменты, когда нас охватывают тревога и печаль. Кажется, что всему пришел конец. Но если немного потерпеть, то мы увидим, что время повернулось к нам, в нашу пользу. Поэтому и говорят: «Терпение – это сладкий плод. Однако требуется много времени, чтобы он созрел» А раз так, то давайте не будем впадать в уныние и пессимизм! Постараемся же настойчиво, терпеливо, правильно подниматься по ступеням жизни!

96 СЕМЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА

Приветствие

В Исламе уделяется очень большое внимание приветствию друг друга. Приветствие выражает нашу дружбу, пожелание здорровья. В нашей религии приветствие равнозначно ду’а. В этом смысле, приветствие означает просить у Аллаха милосердия и прощщение грехов нашему брату по вере. Однажды у нашего дорогого Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) спросили: «Какие деяния в Исламе самые добродетельные?» Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил: «Приветствовать людей (знакомых и незнакомых) и кормить их». Абу Хурайра (радыйаллаху анху) расссказывал, что однажды Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) повелел:

«Клянусь Аллахом, в Воле которого находится моя душа, пока вы не уверуете, вы никогда не войдете в Рай. Пока вы не поллюбите друг друга, вы, поистине, не уверуете. Сообщить ли вам о том, благодаря совершению чего вы можете полюбить друг друга? Распространяйте приветствие!»102

Как следует из содержания этого хадиса, приветствие и добрые пожелания друг другу являются признаками любви и духовного соввершенства.103

В священном Коране в связи с темой приветствия говорится так:

ْاوُّيَحَف ٍةَّيِحَتِب مُتْيِّيُح اَذِإ􀄁َو

ًابيِسَح ٍءْيَش ِّلُك ىَلَع َناَك َهّللا َّنِإ􀄁 اَهوُّدُر ْوأَ􀄁 اَهْنِم َنَسْحأَ�ِب

«Когда вас приветствуют, вы отвечайте лучшим приветсствием или тем же самым. Воистину, Аллах ведет счет всему сущему». (Ан-Ниса, 4/86)

В наши дни чудесный обычай приветствовать друг друга, к сожжалению, почти исчез. Многие люди приветствуют только своих саммых близких знакомых и даже не смотрят в сторону других. А ведь это прекрасный повод к сближению людей и повод для начала друж102.

Муслим, Иман, 94.

103. Риядус-Салихин, т. 2, хадис № 848

О 97 ТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ

жеских отношений. Давайте же будем прилагать усилия к тому, чтоббы обычай этот возродился.

Любовь

Исламские ученые говорят, что Вселенная зиждется на любвви, и от любви же происходит все, что существует вокруг нас. И действительно, всему причиной является любовь. Ею скрепляются общины людей, она удерживает членов семьи в рамках уважения и почитания друг друга. Она – украшение и отрада семейных очагов. Любовь – это радость, очищающая людские сердца. Она – источник добродетелей, благодеяний, великодушия. Если бы не было этого чувства, то матери и отцы не любили бы собственных детей, а их дети не проявляли бы к ним уважения и не старались бы завоевать их расположения. Человек рожден для того, чтобы любить и быть любимым, ибо проявление любви – это причина для того, чтобы быть любимым. Поэтому человек должен проявлять самую возввышенную любовь, прежде всего, к Всевышнему Аллаху, который создал его. Человек должен больше всего любить Аллаха, чтобы удостоиться милости и прощения своих грехов. Любовь – это Божжественная милость, пожалованная сердцу человека, и если реаллизовать её правильно, то она увеличит зрелость и совершенство человека. Джаляладдин Руми сказал о любви такие слова: «Благоддаря любви мутные воды становятся прозрачными, как слеза. Все страдания излечиваются благодаря любви. От любви падишахи становятся рабами». Если человек захочет, то он во всем может найти то, что достойно любви. Надо только заметить эту красоту. Надо только принять, что «созданное было создано Создателем». Наш дорогой Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) в одном из своих славных хадисов сказал следующие слова: «Вам не удастся попасть в Рай, пока вы не станете верующими в Аллаха, истиннными мусульманами. А мусульманами вы не станете до тех пор, пока не полюбите друг друга».104

Этот славный хадис выражает ясную и четкую мысль о том, что для того чтобы стать истинным мусульманином, мы прежде всего должны испытывать чувство искренней любви друг к другу. Но любвви, воспитанной не на Божественных принципах, не будет достат104.

Риядус-Салихин,т.2, хадис № 851

98 СЕМЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА

точно для счастья ни в этой, ни в следующей жизни. Мусульманин, сердце которого наполнено любовью, не может поступать грубо и эгоистично. Те люди, которые брали за образец жизнь нашего доррогого Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), прислушивались к его рекомендациям и подчинялись предписаниям Всевышнего Алллаха, никогда не оказывались в проигрыше. Им удалось прожить прекрасную жизнь, полную спокойствия и душевного равновесия. Не враждебность и ненависть развивают отношения людей в положжительном направлении, а любовь. А раз так, то давайте постараеемся любить и быть любимыми. И ни на минуту не станем забывать следующие строки из стихотворения Юнуса Эмре:

Не для брани я пришел, а для любви.

Дом Друга твоего – сердца людей.

Я радовать сердца пришел.

Скромность (Смиренность)

Религия Ислам развила в высочайшей степени принципы и правила, которым должны подчиняться люди, выполняя целый ряд обязанностей, за которые они несут ответственность перед Всеввышним Аллахом. Есть много пользы и мудрости и в запретах, и в повелениях Всевышнего Аллаха. Одно из самых востребованных качеств человека – это его смиренность или скромность. В связи с этим, в нашей Священной Книге говорится так:

َنيِنِمْؤُمْلا َنِم َكَعَبَّتا ِنَمِل َكَحاَنَج ْضِفْخاَو





Дата публикования: 2015-03-29; Прочитано: 158 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.018 с)...