Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Семейная Педагогика в Исламе 5 страница



«Тот из вас, кто обучит по десять человек грамоте, чтению и письму, будет отпущен на волю без уплаты выкупа».

Это событие – яркий пример того значения, которое придаетсся в Исламе образованию и воспитанию детей. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) ценой передачи знаний дал возмможность освободиться из плена идолопоклонникам, заветной целлью которых было уничтожить его.

Другой исторический случай также наводит на серьёзные разммышления, поскольку подчеркивает необходимость проявления должного внимания к педагогу и к учёному мужу…

«Султан Явуз Салим возвращался домой после завоевания Египта. Когда он добрался до города Аданы, начался страшный ливень, мгновенно превративший всё вокруг в море грязи и воды. Переждав ливень в шатре, султан вновь двинулся в путь. Рядом с ним на своём коне ехал один из знаменитых учёных того времени – Кемаль Пашазаде. В какой-то миг конь Кемаля Пашазаде вдруг споткнулся, а затем вырвался вперёд. Ученый, натянув поводья,

60. О. Кесикоглу, Воспитание и обучение в Исламе, с.24

60 СЕМЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА

повернул коня назад… В этот момент он увидел, что грязь из-под копыт его коня испачкала одежду султана. Ученый побледнел от страха, ибо незадолго до этого из-за небольшой оплошности был казнён великий Садразам Юнус Паша. Придворные со всех ног броссились чистить кафтан султана. Однако Явуз, наблюдая краешком глаза за ученым, захохотал, а потом приказал своим придворным: «Оставьте! Не счищайте грязь, принесите-ка лучше новый кафтан. А этот пусть положат на мою гробницу после моей смерти, ибо даже грязь из-под копыт коня ученого-богослова является священной и достойной уважения и почитания». Так султан не только спас ученного из затруднительного положения, но и в прекрасной форме проддемонстрировал своё уважительное отношение к науке и к ученому человеку.61

Наш национальный поэт Мехмед Акиф Эрсой выразил в стиххотворной форме своё чувство возмущения и негодования отсталлостью, леностью востока и его удаленностью от выполнения религгиозного предписания, касающегося отношения к труду и учебе. В своем стихотворении поэт использует цитаты из Священного Коранна, в частности, следующую цитату: «Разве могут быть равны знаюющие и незнающие?» Далее он говорит, что только обладающий знаниями может претендовать на звание человека. Человека же, не обладающего знаниями, он ставит в один ряд с животными. Он призывает весь народ избавиться от национального позора – неввежественности, встряхнуться от вековой спячки:

Взгляни вокруг – всё живо, бодрствует,

Пока не спит весь мир, твой сон – позор!

О мой народ, побойся Бога и проснись!

Ты – жертва темноты своей!

Наш поэт прав в своём упреке, ведь путь прогресса – это путь знания, науки. А темнота, невежество, регресс ведут к фанатизму заблуждений. Ислам всегда был за движение вперед, ибо ключ к счастью в обоих мирах – это наука и знание.

Давайте же будем поощрять стремление наших детей к учебе, давайте будем им помогать в деле овладения знаниями. Давайте протянем руку поддержки и помощи образовательным и воспитат61.

Тахсин Уналь, Борьба за добродетель у Османцев.

ДИ 61 СЦИПЛИНА ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ

тельным учреждениям и людям, трудящимся на этом поприще!

8. Духовное воспитание детей

а) Духовное воспитание детей начинается в их семьях

Как уже было сказано выше, семья – это ядро человеческого общества. А самый драгоценный ее плод – это дитя, которое явлляется зеркалом семьи и общества. Недаром социологи говорят: «Общество формируется в тесной зависимости от того, как воспиттывались в юности индивидуумы, являющиеся членами этого общесства».62

Самой главной нашей обязанностью является воспитание покколения трудолюбивого, свободолюбивого, толерантного, шагаюющего в ногу со временем, уважительного и придерживающегося обычаев, традиций и веры своего народа. Несомненно, ответственнность за воспитание положительных людей, которые будут составллять завтрашнее общество, лежит, прежде всего, на семье. Поэтомму мне бы хотелось эту главу посвятить религиозному воспитанию детей в семье.

Как известно, дитя приходит в этот мир в семье. Первыми людьмми, которых он видит, являются его мать и отец. При их поддержке и заботе он растет, подражая поведению, поступкам своих родителей. Ребенок подобен губке: он впитывает в себя буквально всё, увиденнное им. Вскоре в нем, как в зеркале, найдет отражение всё, что он видел и слышал. Поэтому ребенка с самого раннего возраста неообходимо обучать не только правильным, благим делам, но и учить познавать мир на собственных ошибках. Обучение усиливает веру ребенка в себя, вызывает желание изменить себя.

Человек – это существо, находящееся в процессе постоянного, непрерывного изменения. Поэтому обучение охватывает всю его жизнь, возникая из сути самого индивидуума.63 Одной из задач реллигиозного семейного воспитания является пробуждение сознания человека, а также развитие того, что в человеке неизменно и свято.

62. Самуэль Смилес, Характер, с. 27

63. Карим Явуз, Оценка религиозного воспитания в свете религиозной пси-

хологии и некоторые методические предложения, с. 183.

62 СЕМЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА

Фундамент личности ребенка закладывается в его духовной сфере. Психологи утверждают, что в ребенке есть неугасимое чувство люббознательности в религиозной сфере и несокрушимая сила поиска. «Сколько бы ни услышал ребенок, столько же ему хочется видеть и слышать еще».64 Поэтому вера для ребенка – это естественное его состояние. «Определенно следует развивать внутренние силы, заставляющие ребенка верить, путем его воспитания и обучения».65 И наш дорогой Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) еще четырнадцать веков назад сказал:

«Каждый ребенок рождается мусульманином. Это потом его роддители делают из него иудея, христианина или огнепоклонника».66

Из этого совершенно очевидно, что влияние родителей на религиозное воспитание ребенка и на формирование его мировозззрения чрезвычайно велико.

б) Как следует осуществлять подход к религиозному насставлению?

Во время духовных наставлений родителям не следует забыввать о психологических особенностях своего ребенка. Нельзя забыввать и о том, что неправильный подход и метод – без учета уровня развития ребенка – не только не будут способствовать ориентировванию его на путь истины, но даже напротив, могут вызвать у него обратную реакцию, подобно неправильно подобранному лекарству. Поэтому коротко напомним родителям об особенностях, присущих различным периодам развития ребенка, и о самих периодах.

Первый период развития ребенка начинается с момента его рождения. Проявляющиеся в большинстве случаев на втором году жизни попытки ребенка к самостоятельному хождению, его умение отличать одни предметы от других, развитие у него речи свидетельсствуют о деятельности и развитии его умственных способностей. Зачатки характера ребенка начинают проявляться именно в этот период.

64. То же произведение, с. 184.

65. То же произведение, с. 184.

66. Таджриди-Сарих, 2-ое издание, т. 4, с. 592.

ДИ 63 СЦИПЛИНА ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ

Второй период длится с трех до шестилетнего возраста. Это очень важный период дошкольного воспитания, когда тело и душа ребенка находятся в согласии.

Третий период включает в себя время до наступления половой зрелости (пубертатного возраста).67 Очень важный период в обученнии и воспитании детей – это период между семью и двенадцатью годами жизни ребенка. Согласно общему мнению современных педдагогов и психологов, с семилетнего возраста у ребенка начинаеет развиваться способность различать, объяснять, выражать свои мысли.68 Недаром наш Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) еще четырнадцать столетий назад повелел: «Когда вашему ребенку испполнится семь лет, научите его молиться».69

Для того чтобы привить ребенку религиозные навыки, необходдимо, чтобы он жил в духовной, религиозной атмосфере. Эту атммосферу должны создать его родители. Особенно важна тут роль и позиция матери. «Мусульманка должна знать, что вера означает превосходство духа над материей, что цель воспитания заключаеется в развитии духовной личности ребенка. Также ей следует поннимать, что там, где есть человек, там должна быть любовь, и осоззнавать свою высокую ответственность за воспитание ребенка».70

Обучая ребенка религиозным правилам, всегда следует помннить о его возрасте и ни в коем случае не применять насилия по отнношению к нему. Попытки насильно обучать ребенка без учета его эмоций, желания поиграть, его потребности в отдыхе не увенчаются успехом. Тем более, если родители захотят, чтобы их ребенок выпполнял все религиозные предписания, которые сами не выполняют, то положительного результата не будет. От давления, нажима у реббенка возникает скука и пропадает интерес. Я знаю людей, которых в детстве отцы заставляли ходить в мечеть и которые убегали отттуда. Повзрослев, они вообще не посещают богослужения. Именно поэтому следует быть чрезвычайно осторожными и деликатными в подходе к религиозному воспитанию детей.

67. Саиме Инал Сави, Первый религиозный семинар, с. 252-253.

68. Карим Явуз, Религиозное чувство у ребенка и развитие у него сужде-

ний, с.3.

69. Кашфуль-Хафа, Аджлуни, т. 2, с. 169.

70. Саиме Инал Сави, Религиозное воспитание в семье, с. 254.

64 СЕМЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА

Лейтмотивом в духовном наставлении должна быть любовь, но не нажим. Невозможно как приобретение духовных ценностей, так и обретение психического здоровья детьми, выросшими в атмосферре, лишенной любви, понимания и поддержки со стороны взрослых. Только в сердечной обстановке, беря пример со своих родителей, ребенку будет гораздо легче развить свою личность и усвоить духховные приоритеты. Родители, не умеющие давать ни ласки, ни любви своему ребенку, не являющиеся образцом для подражания, не смогут дать и религиозного воспитания своему потомству. Толькко любовь делает людей добродетельными.71 Нельзя пренебрегать этим обстоятельством ни в коем случае.

Нельзя позволять себе говорить ребенку: «Если не вымоешь рук, то Аллах тебя накажет». Или же: «Если ты скажешь неправду, то у тебя отсохнет язык». Или: «Не поступай так, не то Аллах на тебя разгневается». А в некоторых семьях, где толком не знают, что правильно, а что ошибочно, прежде чем объяснить ребенку в нужнной форме, что считается греховным поступком, начинают каждый неверный его поступок называть грехом. Так ребенок теряет истиннные ориентиры и воспитывается в страхе перед любыми действиямми. С точки зрения религиозного воспитания – это неверно. В такого рода наставлениях и внушениях взрослые пытаются представить Аллаха, словно служащего полиции, обеспечивающего порядок и дисциплину в доме. Это величайшая ошибка и заблуждение, ибо при таком подходе ребенок начинает воспринимать Аллаха не как Любящего, Прощающего, а как страшного, наказывающего Своих рабов за каждый их проступок тем, что сжигает их в пламени Ада, при каждом удобном случае.

Воспитанный в таком духе ребёнок становится беспокойным, переживающим чувство страха из-за боязни совершить какую-ниббудь ошибку. В результате из такого ребёнка вырастает человек, который ощущает себя игрушкой, зажатой в угол своей судьбы. Он не может пользоваться свободой волеизъявления и не может нести никакой ответственности, поскольку он уверен в том, что все, плоххое и хорошее, совершается помимо него, без его участия. Но это

71. Аталай Йёрукоглу, Психическое здоровье, моральные ценности и ре-

лигиозное воспитание. Первый семинар по религиозному воспитанию в Турции, с. 213.

ДИ 65 СЦИПЛИНА ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ

люди категоричные, лишенные гибкости и терпимости. Они считают всех, включая и себя, греховными. Они могут быть безжалостными, фанатичными как к самим себе, так и к другим людям.72

Поэтому, рассказывая об Аллахе маленькому ребенку, надо больше говорить не о Гневе, а о любви Аллаха к людям. Им следует больше говорить о том, что Аллах доволен их хорошим поведением и хорошими поступками, о том, что Аллах будет заботиться о нас тем больше, чем больше мы будем Его любить и слушаться. Мы должны говорить детям, что все, что мы имеем, нам дал Всевышнний Аллах. Что нам Аллах поможет во всех наших добрых и хорошших делах. Только так нам удастся подготовить почву для здороввой, крепкой веры в Аллаха в сердце у маленького мусульманина, опирающейся на чувства любви и доверия.

Согласно проведенным исследованиям среди детей от трех до девяти лет, стремление к совершению намаза, соблюдению поста, благодарной молитве Аллаху после еды и совершению других виддов поклонения Аллаху переходит к нашим детям от нас. Ребят нужнно только приохотить, увлечь, но не принуждать совершать богослужжения.73 Рассказы, сказки, наставления очень влияют на духовную жизнь малышей. Я вспоминаю, как моя покойная матушка, когда мне было лет пять-семь, укладывала меня в постель, садилась у изголовья, и мы вдвоем произносили вот эту молитву, похожую на стихи:

Я лег в кроватку, мой Аллах,

А утром встану, инша Аллах…

Вера моя – Ислам, книга моя – Коран,

А Пророк – Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям).

Ашхаду алля иляха илляллах

Ва ашхаду анна Мухаммадан Абдуху ва Расулюх.

Как было уже сказано ранее, роль матери в приобщении ребенкка к религии очень велика. Поэтому мать должна обладать хотя бы минимумом знаний о религии, о нравственности. Мы говорили и о том, что линия поведения в семье влияет на становление личности ребенка: поступки, поведение членов семьи отражаются на ребенке

72. Ибрахим Джанан, Воспитание в Сунне Пророка Мухаммада, т. 5, с. 138

73. Доктор, Хайрани Алтынташ, см. то же произведение, с. 127.

66 СЕМЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА

и переходят к нему. Например, когда ребенок видит взаимопомощь членов семьи, ему легче приобрести привычку помогать людям. А это порождает чувство единения с людьми, облагораживает его отнношения с ними.74 Когда ребенок видит, что родители моют руки, чистят зубы до и после еды, а, приступая к еде, произносят «Бисммилляхир-Рахманир-Рахим» (Во Имя Аллаха Милостивого и Милоссердного), то и они начинают совершать эти действия. Позже они узнают, что это является этикой Ислама.

Ребенок приобретает привычку молиться, также подражая членнам семьи. Он вначале пристраивается к ним, вместе с ними встает, совершает поклоны. Однако с течением времени он узнает, что это – форма совершения богослужения мусульман. Точно также ребеннок проявляет живой интерес к священным дням и ночам, таким, например, как Ляйлятуль-Кадр (Ночь Могущества), Ляйлятуль-Миррадж (Ночь вознесения), Маулид (день рождения Посланника Алллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), к приготовлению пищи для разговенья во время Рамадана, к праздникам и богослужениям, связанным с ними, к обмену подарками между членами семьи. Все это приводит ребенка в волнение и восторг. Ребенок обдумывает всё увиденное им, часто задает вопросы. Пытается выяснить и поннять суть происходящего. Родители должны рассказывать ему о значении и смысле мусульманских праздников в доступной для деттей форме, с учетом их возраста и уровня развития.75 Объяснения родителей должны быть простыми и сопровождаться конкретными реальными примерами, далекими от мифов, небылиц и выдумок, ибо в этом возрасте дети легко усваивают полученные знания. В противном же случае, если полученные знания не будут отражать действительности, в будущем у этих детей может возникнуть недовверие к религии. Поэтому следует быть чрезвычайно осторожными и внимательными.

В связи с этим, я хотел бы предложить вашему вниманию два примера. Когда Анасу (радыйаллаху анху) было лет семь-восемь, его отдали в обучение нашему Пророку (саллаллаху алейхи ва салллям). Анас рассказывает следующее: «Однажды наш дорогой Прор74.

Саиме Инал Сави, Первый семинар по духовному воспитанию в Тур-

ции, с. 256.

75. Хайрани Алтынташ. См. то же произведение, с. 261.

ДИ 67 СЦИПЛИНА ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ

рок (саллаллаху алейхи ва саллям) говорит мне:

«Учись хранить тайну, доверенную тебе, старайся поступпать так, чтобы тебе доверяли, ритуальное омовение (уду) соввершай полностью и тщательно, выполняй пятикратные намаззы, никогда не держи на сердце зла против кого бы то ни было».76

А Хасан (радыйаллаху анху) говорит, что в его детстве Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) давал ему следующие наставления:

«Оставь всё, что вызывает у тебя сомнения, держись того, что не вызывает сомнений. Ибо человеку приносит удовлетворенние и покой только честность, прямота и правдивость. Ложь и сомнения пробуждают в человеке беспокойство».

Еще один пример. Рафии бин Амр рассказывает: «В детстве я сбивал камнями финики у одного ансара.77 Однажды он схватил меня и повел к Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям). Пророк Мухаммад спросил у меня:

– Дитя моё, зачем ты бросал камни в дерево?

– О Посланник Аллаха, я был голоден и хотел сбить финики.

–Ты больше не сбивай финики с дерева, а бери и ешь те, что лежат под ним. Аллах не даст тебе умереть с голоду.

Затем Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) погладил меня по голове и помолился, сказав: «О мой Аллах, накорми его досыта».78

Эти хадисы демонстрируют нам весьма ценный метод воспиттания детей. Наш Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) вначале справляется у ребенка, совершил или не совершил он проступок. Выяснив, что тот его совершил, Пророк (саллаллаху алейхи ва салллям) дает ребенку совет впредь так не поступать. Затем наш Проррок (саллаллаху алейхи ва саллям) говорит ребенку, как он должен поступать, прибегая к помощи Аллаха посредством своей молитв76.

Ибрахим Джанан, Воспитание в Сунне Пророка, с. 138.

77. Ансары - Коренные жители Медины, принявшие, мусульман совершив

ших Хиджру из Мекки.

78. Халис Айхан, Духовное воспитание в семье. Духовный журнал, т. 10,

№№114,115.

68 СЕМЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА

вы. При этом Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) говорит ребенку, что Аллах станет любить его еще больше, если он будет вести себя подобным образом. Словом, наш Пророк (салллаллаху алейхи ва саллям) учит нас руководить поступками детей, сначала выслушав их и выяснив истину, затем, объяснив им, как следует поступать в тех или иных случаях. К тому же, Пророк (салллаллаху алейхи ва саллям) дает нам пример стимулирования у деттей хорошего поведения. Ведь если они будут вести себя хорошо и обращаться к помощи Аллаха, к Его защите, то Аллах их полюбит еще больше.

Нельзя ни в коем случае предоставлять ребенка самому себе в вопросах религии. Без усилий со стороны родителей невозможно развивать и совершенствовать религиозное чувство, присущее реббенку от рождения. Точно так же, как мы, выяснив наклонность реббенка к математике, рисованию или к музыке, стараемся развивать в нем эту наклонность, мы должны, признав наличие у ребенка от рождения и религиозного чувства, трудиться над развитием и соввершенствованием этого чувства. Если же мы этого не сделаем, то религиозное воспитание ребенка будет пущего на самотек. Ребеннок, сам того не желая, может оказаться под посторонним влияниеем и ступить на неправильный путь.79 Семьи, понимая это, обязаны охранять своих детей от влияния некомпетентных, имеющих низккий уровень духовного развития людей.

в) Влияние богослужений на развитие ребенка

Если ребенок стал выполнять богослужения с охотой, то это начинает отражаться на его поведении и поступках. Например, прежде чем приступить к молитве, он совершает омовение. Он приввыкает к тому, что следует быть аккуратным, чистить зубы и мыть руки. А необходимость совершать намаз в определенное время поммогает ему стать дисциплинированным и учит действовать своеврременно. Это предотвращает у него возникновение дурных привыччек. Заучивание наизусть сур из Корана укрепляет память ребенка и повышает его стремление к учебе. Кроме того, обучение без приннуждения совершению полезных, благих, красивых поступков вкупе

79. Хайрани Алтынташ. См. то же произведение, с. 269.

ДИ 69 СЦИПЛИНА ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ

с внушениями о том, что есть хорошо, а что – плохо, помогает реббенку развивать добродетельные качества личности.

Пост настолько сильно влияет на формирование характера реббенка, что трудно переоценить его значение. К примеру, ребенок, испытывая во время поста чувство жажды и голода, не притрагиввается ни к пище, ни к воде, несмотря на то, что они находятся под рукой. Он дорастает до осознания того, что существует запрет до наступления определенного времени принимать пищу. Позже это вырабатывает у ребенка привычку не протягивать руку к тому, что ему не принадлежит по праву. Таким образом, он будет остерегатьсся совершать поступки против морали и закона, ибо в его сознании укрепился запрет на совершение противоправных действий.

Закят и милостыня развивают стремление к взаимопомощи. Ребенок осознанно станет спешить на помощь, в случае надобноссти, своим сверстникам. Он даже может начать давать милостыню нищим из своих карманных денег, урезая свои расходы.

Ребенок, получивший хорошее религиозное воспитание, приучченный с детства к совершению богослужений, которые ориентируюют на совершение добра, ребенок, которому родители ненавязчиво и с любовью дали верное направление в жизни, вырастая, обычно становится высоконравственной и сильной личностью.

Наши предки, столетиями оставаясь преданными национальнным, религиозным и нравственным ценностям, сохранили религиоозный уклад жизни в своих семьях. Исламские традиции и обычаи – крепкие родственные отношения, поддержка, взаимопомощь членнов семьи – были всегда с ними. Так они сумели сохранить до наших дней основу мусульманской семьи. Мы также сможем с бóльшей уверенностью смотреть в будущее, если сохраним структуру семьи с её нравственными ценностями и сумеем воспитать наших детей в таком же духе.

Третья Глава

ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ

Отношения между людьми в Исламе

В Исламе придается огромное значение цивилизованной и гарммоничной форме сосуществования людей. Такие добродетели, как любовь, уважение, мягкость, терпимость являются главными качесствами. Ислам рассматривает в качестве обязанностей человека приветливость к людям, вежливость по отношению к ним, а также скромность. Мусульманин – это человек, который не должен приччинять вред другим людям ни речью, ни поступками. В Священном Коране существует очень много предписаний об этом. К примеру:

َهَّللا اوُقَّتاَو ْمُكْيَوَخأَ􀄁 َنْيَب اوُحِلْصأَ�َف ٌةَوْخِإ􀄁 َنوُنِمْؤُمْلا اَمَّنِإ􀄁

ٍمْوَق نِّم ٌموَق ْرَخْسَي اَل اوُنَمآ􀄁 َنيِذَّلا اَهُّيأَ􀄁 اَي َنوُمَحْرُت ْمُكَّلَعَل

ًارْيَخ َّنُكَي نأَ􀄁 ىَسَع ءاَسِّن نِّم ءاَسِن اَلَو ْمُهْنِّم ًارْيَخ اوُنوُكَي نأَ􀄁 ىَسَع

ُمْسِالا َسْئِب ِباَقْلأَ􀒙ْلاِب اوُزَباَنَت اَلَو ْمُكَسُفنأَ􀄁 اوُزِمْلَت اَلَو َّنُهْنِّم

َنوُمِلاَّظلا ُمُه َكِئَلْوأُ�َف ْبُتَي ْمَّل نَمَو ِناَميِإ􀒙ْلا َدْعَب ُقوُسُفْلا

«Ведь верующие - братья. Потому устанавливайте мир междду братьями, бойтесь Аллаха, - быть может, вас помилуют».

«О вы, которые уверовали! Пусть одни люди не глумятся над другими: может быть, те, [над кем они смеются], лучше их. И женщины [пусть не насмехаются] над другими женщинами: быть может, те, [над кем они смеются], лучше их. Не злословьт71

ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ

те друг о друге и не обменивайтесь [обидными] прозвищами. После того как [человек] уверовал, называть его нечестивым именем скверно. Именно те, которые не отреклись [от неверрия], суть нечестивцы». (Аль-Худжурат, 49/10-11)

ٍةَزَمُّل ٍةَزَمُه ِّلُكِّل ٌلْيَو

«Горе всякому клеветнику, хулителю». (Аль-Хумаза, 104/1)

ٌمْلِع ِهِب َكَل َسْيَل اَم ُفْقَت َالَوًالوُؤْسَم ُهْنَع َناَك َكِئلوأُ􀄁 ُّلُك َداَؤُفْلاَو َرَصَبْلاَو َعْمَّسلا َّنِإ􀄁

«Не следуй тому, в чем ты не сведущ, ибо слух, зрение и сердце будут призваны к ответу». (Аль-Исра, 17/36)

Эти несколько приведенных нами Божественных повелений показывают, что в отношениях между людьми должны всегда приссутствовать любовь и уважение, что следует избегать поступков, способных уничтожить эти чувства. У нашего Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) есть ряд весьма мудрых и поучительных наставллений об этом. Вот несколько примеров из них:

«Мусульманин – это тот, от языка и руки которого другие мусульмане находятся в безопасности».80

«Ваша вера не будет совершенной, пока вы не пожелаете другому того же, что желаете себе».81

«Если два мусульманина, повстречавшись, пожмут друг друггу руки, то их грехи простятся еще до их расставания».82

«Мусульманин – брат мусульманина. Мусульманин не должен угнетать мусульманина. Он не должен оставлять его без поммощи, когда тот в чем-либо нуждается. Мусульманин не должен относиться с презрением к собрату своему или принижать его. Если кто-то из мусульман нанес оскорбление своему брату по

80. Риядус-Салихин, т. 1, хадис № 209.

81. То же произведение, хадис №209.

82. То же произведение, хадис № 891

СЕМЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА

вере, то этого достаточно, чтобы считаться плохим человекком. Большой грех для мусульманина – это посягательство на жизнь, честь, достоинство и имущество его брата по вере».83

Наш Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), при каждом удобнном случае призывавший мусульман к обходительности, учтивости и вежливости, в одном из славных хадисов говорит следующие слова:

«Воистину, Аллах – наш Помощник. Он Милостив по отношеннию к Своим рабам. Он любит обходительность, тонкость, делликатность, мягкий нрав. То, что Он не дает грубой физической силе, жестокости, Он отдает учтивости».84

Весьма поучителен с точки зрения важности человеческих отнношений следующий славный хадис Пророка Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям): «Улыбка и приветливость к твоему брату по религии – это твоя милостыня (садака). Отдалять его от дурных поступков и давать добрые наставления – это твоя милостыня. Показать дорогу заблудшему – это твоя милостыня. Показывать дорогу слепому, находясь с ним рядом, – это твоя милостыня».85

Известно, что существует еще очень много прекрасных насставлений, касающихся морали, поведения человека, завещанных нашим дорогим Пророком (саллаллаху алейхи ва саллям). Мы хоттим подчеркнуть, что люди, взявшие за образец поведения саму жизнь Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), всегда оказывались в выигрыше, сумев прожить жизнь в спокойствии и душевном равнновесии.





Дата публикования: 2015-03-29; Прочитано: 239 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.02 с)...