Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Семейная Педагогика в Исламе 8 страница



«И простри крылья своего [благоволения] над теми из веррующих, кто следует за тобой». (Аш-Шуара, 26/215)

А наш Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал по этому поводу следующее:

«Да возрадуются те, кто проявил покорность судьбе, сохраннив своё достоинство, кто не проявил дерзость и нескромность, кто, заработав честным трудом деньги, потратил их на благие, добрые дела, кто сочувствует бедным и обездоленным, а также те, кто сближается с людьми знающими и мудрыми. Да возрадО

99 ТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ

дуются те, чей заработок честен и те, кто не совершает по отношению к людям дурных поступков. Как счастливы те, кто, вооружившись знаниями, совершает добрые и благие дела, кто излишки своего добра отдаёт обездоленным в качестве милосстыни, и те, кто держит данное ими слово».105

Смиренный человек – это человек, осознавший такие поняттия, как снисходительность, терпимость, достоинство, и следующщий этим понятиям в своей жизни. Смиренность или покорность не означает ни в коем случае приниженность, не означает, что человек позволяет попирать своё достоинство и свою честь, становясь жалкким, ничтожным и немощным человеком.

Быть смиренным означает быть во всех своих делах и поступкках взвешенным, мягким, ласковым, покладистым. Желания же у смиренного человека всегда разумны и логичны.

Скромный человек – это разумный человек. Он не фантазер, но реалист. Это человек, уверенный в себе, обладающий силой воли, умеющий прощать ошибки людей и спешащий к ним, в случае надобности, на помощь. Он не высокомерен, не надменен. Наша религия и наш Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) приветствуюют людей, обладающих такими качествами. Недаром Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал так: «Кто станет смиренным и скромным из-за боязни перед Всевышним Аллахом, того Аллах возвысит».106

И покорность такого рода не лицемерна. Ибо это показатель зрелости, совершенства человека, его высочайшего морального обллика. Это достойно похвалы. Покорный, смиренный человек – это, отнюдь, не трусливый человек. Один ученый сказал так по этому поводу: «Если хочешь добиться высокого положения – выбери смиррение. Ибо, для того чтобы взобраться на вершину положения, нет никакой другой лестницы, кроме смирения».

В течение всей своей жизни Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) беспрекословно следовал Божественному поввелению, являя собой вершину нравственности и образец скромнос105.

Избранные хадисы, 2-ая книга, хадис 27.

106. Риядус-Салихин, т. 2, хадис №605

100 СЕМЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА

сти. Он предпочел поклоняться Аллаху, чем быть земным правителлем, ибо для этого перед ним открывались широкие возможности, однако он был непреклонен и решительно шел по выбранной стезе. В одной из летописей сообщается следующее:

«Однажды Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) беседовал с ангелом Джабраилем (алейхиссалям). В это время с небес спустился некий ангел, который, согласно сообщению Джаббраиля (алейхиссалям), первый раз спускался на землю. Ангел восккликнул:

– О Пророк Мухаммад! Меня послал к тебе Владыка Вселенной и повелел спросить у тебя о том, каким Пророком желаешь стать: Пророком-правителем или же Пророком-рабом?

Тогда Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) поссмотрел на Джабраиля (алейхиссалям), и тот посоветовал ему:

– О Посланник Аллаха! Будь скромным перед Аллахом!

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям), продемонсстрировав верх скромности, воскликнул:

– Я желаю быть Пророком-рабом!107

После этого исторического выбора возможность быть рабом Аллаха стала самой высокой степенью, которой может достичь обыкновенный смертный.

Быть великим – это прерогатива Аллаха. Мы же являемся людьмми, у которых есть немало недостатков. Поэтому, помня об этом, мы не должны презирать и отвергать достоинства других людей, а должнны быть смиренными и скромными. Не стоит забывать о том, что добброта и скромность способны искоренить всякую вражду вокруг нас.

Взаимопомощь

Готовность к взаимовыручке – это одна из самых прекрасных черт, свойственных истинному мусульманину. А начинается она с семьи – самой малой единицы общества. Взаимопомощь и солидарнность между членами семьи дают направление и обществу. Это сам107.

Имам Ахмад бин Ханбаль, II, 231.

О 101 ТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ

мые яркие черты, присущи нашему народу. Наши предки повсюду, где они правили, создавали и развивали, прежде всего, институты помощщи и солидарности в виде различных благотворительных фондов и учреждений – вакуфов. В Священном Коране есть предписания, пооощряющие доброту и оказание помощи друг другу. В одном из аятов говорится так:

َالَو ًائْيَش ٍسْفَّن نَع ٌسْفَن يِزْجَت َّال ًامْوَي ْاوُقَّتاَو

َنوُرَصنُي ْمُه َالَو ٌلْدَع اَهْنِم ُذَخْؤُي َالَو ٌةَعاَفَش اَهْنِم ُلَبْقُي

«Страшитесь дня, когда ни один человек не примет наказзания за другого, когда никому из людей не будет дозволено заступничество [другого], когда человеку нельзя будет откуппиться [от совершенных грехов] и грешникам не будет снисххождения». (Аль-Бакара, 2/48)

Наш дорогой Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) дал весьма много рекомендаций о взаимопомощи. Вот, к примеру, в одном из своих славных хадисов он говорит: «Мусульманин – брат мусульманину. Мусульманин не станет угнетать своего брата и не отдаст его в руки врага (станет защищать его). Если некто поможет своему брату-мусульманину в удовлетворении его нужд, то и Аллах ему поможет. Если он удовлетворит одну потребность своего брата по вере, то Аллах избавит его от одной из трудносстей в Судный День. Если некто прикроет стыд одного мусульманнина, то Всевышний Аллах в Судный День прикроет его стыд».108

А еще в одном хадисе сказано так: «Ваша вера не будет соввершенной, пока вы не пожелаете другому того же, что желаете себе».109

И если общество будет поступать согласно идее, заложенной в Священном Писании, разве не наступит в нём социальное спокойсствие? Без сомнения, духовное братство в обществе будет крепнуть и развиваться только при условии, что члены этого общества будут уважать, любить и протягивать руку помощи друг другу. Здание общщества будет крепким и устоит на ногах только благодаря усилиям

108. Риядус-Салихин, т. 1, хадис №231.

109. То же произведение, хадис №234.

102 СЕМЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА

связанных воедино, защищающих и поддерживающих друг другу людей. Люди, которые не помогают другим в горести и в радости, никем не интересуются по принципу: «Моя хата с краю, ничего не знаю» – это люди и нецивилизованные и не живущие по канонам Ислама. Мусульманин – это милосердный, сострадательный и доббродетельный человек. Мусульманин – это человек, который верит в то, что дающая рука гораздо благословеннее, чем рука берущая. Какой же это благородный поступок – помочь обрести покой, протяннуть руку помощи обездоленному, нуждающемуся, сироте, взяв их под свое покровительство. Моральное удовлетворение, получаемое при этом невозможно описать словами. Не следует забывать о том, что взаимопомощь и солидарность – это главные условия сближенния людей и возникновения у них братских чувств. Общество, состояящее из любящих, уважающих друг друга людей, связанных узами братства, является обществом сильным, а существование его будет длительным.

Визиты

Посещение друг друга является одним из добродетельных посступков, ибо во время визита закладывается фундамент для сближжения, взаимопонимания и дружбы. Кроме того, мы узнаем ближже друг друга. Посещать и благосклонно принимать приглашения очень рекомендовано нашей религией. Визит – это повод для того, чтобы познакомиться с человеком поближе и завязать с ним дружжеские отношения. Ведь дружба – это основа для согласия, взаиимопонимания и единства. Одному из наших поэтов принадлежат следующие слова: «Дружба – это бальзам, приносящий успокоение душе». А еще один поэт, предостерегая нас, говорит так: «Дружба без уважения лишается своего самого главного украшения». Это обстоятельство особенно не следует забывать. И давайте не будем пренебрегать нашим обычаем ходить друг к другу в гости. Испокон веков мы, мусульмане, отличались своей преданностью в дружбе: не оставляли друзей ни в радости, ни в беде, ни в печали.

Однако можем ли мы сказать, что и сейчас мы продолжаем оставаться таковыми? В наше время в дни религиозных праздников люди зачастую не остаются дома, даже не звонят своим близким

О 103 ТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ

и знакомым. Этим особенно отличаются состоятельные люди. Они предпочитают проводить праздники на морском побережье или в других местах отдыха. И это приняло чуть ли не характер соревноввания друг с другом. В огромном доме, за исключением трех-пяти семей, не остается почти никого. И эта тенденция избегать друзей и приятелей с каждым годом всё усиливается. С одной стороны, жаллуемся на дороговизну жизни, а с другой – в праздничные дни пусскаемся в расточительство, к тому же, при помощи кредитов.

Чем можно объяснить такую ситуацию? На мой взгляд, она свиддетельствует о начале исчезновения между людьми чувства любви и стремления служить человеку. А между тем, наша религия наззывает служением Богу доставление человеку радости. Наш дороггой Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал, в связи с этим, следующие слова: «Среди деяний, вызывающих довольство Всеввышнего Аллаха, после обязательных богослужений – доставить радость сердцу человека». 110

А вызывать чувство радости в сердце человека можно, любя и навещая его. Нежелание же людей посещать друг друга ставит под угрозу их отношения. В дальнейшем это может стать причиной разрыва отношений между ними, а это, в свою очередь, может приввести к разложению и деградации общества. Завершим эту тему славным хадисом нашего любимого Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям): «О люди! Приветствуйте друг друга, кормите людей, посещайте ваших родственников».111

Б) Негативные черты характера и

плохое поведение

Враждебность

Враждебность включает в себя такие понятия, как вражда и неннависть. Эти чувства способны разорвать узы любви и уважения, существующие между людьми, а чувство мести – положить конец

110. Фатхуль–Кабир, т. 1, с. 46.

111. Риядус-Салихин, т. 2, хадис № 852

104 СЕМЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА

человеческим отношениям вообще. Враждебность всегда была причиной боли, раскаянья, сожаления, как у отдельных людей, так и у общества в целом. Однако, как ни жаль, это чувство и эта позицция враждебности сопровождают человечество на протяжении почтти всей истории его существования. Вражда между людьми может носить явный, видимый или тайный, скрытый характер. Открытый враг всеми своими поступками и линией поведения подчеркивает то, что он не является другом. Поэтому можно легко принять каккие-то меры безопасности. Но очень трудно принять меры против тайной, скрытой вражды. Ибо неясно, когда, где и что может предппринять тайный враг. Весьма различные факторы могут послужить причиной возникновения вражды между людьми. Чаще всего это происходит из-за личной выгоды, из-за расчета. Например, такие материальные и психологические причины, как стремление завладдеть большим количеством имущества, добиться коммерческого преимущества, стремление занять более высокое место на иерарххической лестнице, комплекс родового преимущества, идеологичесская конфронтация, религиозные и политические разногласия – все они могут стать причинами для возникновения вражды между людьмми. Враждебность, являющаяся причиной падения и даже разложжения общества, является нежеланным и неодобряемым религией Ислам качеством человеческого характера. Ислам, цель которого – счастье людей в обоих мирах, призывает людей жить в мире. В Священном Коране говорится:

ًاريِبَخ َنوُلَمْعَت اَمِب َناَك َهّللا َّنِإ�َف ْاوُقَّتَتَو ْاوُنِسْحُت نِإ􀄁َو

«…Но если вы будете творить добро и будете богобоязнненными, то, воистину, Аллах ведает о том, что вы вершите». (Ан-Ниса, 4/128)

Кроме того, Коран призывает мусульман не питать вражду друг к другу, а относиться с добром, состраданием и милосердием. В Коране сказано:

ْمُهْنِّم ًاجاَوْزأَ􀄁 ِهِب اَنْعَّتَم اَم ىَلِإ􀄁 َكْيَنْيَع َّنَّدُمَت َال

َنيِنِمْؤُمْلِل َكَحاَنَج ْضِفْخاَو ْمِهْيَلَع ْنَزْحَت َالَو

О 105 ТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ

«Не устремляй [алчных] взоров к благам [земным], которрые Мы предоставили некоторым неверным, не горюй о них, будь терпимым и смиренным с верующими». (Аль-Хиджр, 15/88)

Это Божественное обращение к людям напоминает нам о том, как надо строить свои отношения с людьми. Ибо Ислам говорит, что все мусульмане – духовные братья. Противоречие и конфликты же наша религия предлагает разрешать мирными путями. В 10-ом аяте суры «Аль-Худжурат» есть следующее повеление:

َهَّللا اوُقَّتاَو ْمُكْيَوَخأَ􀄁 َنْيَب اوُحِلْصأَ�َف ٌةَوْخِإ􀄁 َنوُنِمْؤُمْلا اَمَّنِإ􀄁

َنوُمَحْرُت ْمُكَّلَعَل

«Ведь верующие – братья. Потому устанавливайте мир междду братьями, бойтесь Аллаха, – быть может, вас помилуют».

А в 1-ом аяте суры «Аль-Анфаль» говорится так:

ْمُكِنْيِب َتاَذ ْاوُحِلْصأَ􀄁َو َهّللا ْاوُقَّتاَف

َنيِنِمْؤُّم مُتنُك نِإ􀄁 ُهَلوُسَرَو َهّللا ْاوُعيِطأَ􀄁َو

«…Так страшитесь же Аллаха, будьте в ладу между собой, повинуйтесь Аллаху и Его Посланнику, если вы – верующие».

Основной принцип религии Ислам состоит в ориентировании человека на добрые дела и добрые поступки, отдаляя его от всего дурного и скверного. Однако при этом ни в коем случае не рекоменддуются сила и давление на человека. Действовать нужно только с добром. Поэтому наш дорогой Пророк (саллаллаху алейхи ва салллям) в одном из своих славных хадисов сказал следующие слова: «Для того, кто ведет по пути добра, есть награда такая же, как и для того, кто совершает добро».112

А в другом своем хадисе Посланник Аллаха (саллаллаху алейххи ва саллям) даже предлагает пути и методы ориентирования люддей на добро: «Облегчайте – не затрудняйте, радуйте хорошим

112. Риядус-Салихин, т. 1, хадис № 172

106 СЕМЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА

известием – не отвращайте».113 Ислам, определяя качества благгочестивого, богобоязненного мусульманина, называет его прощаюющим:

َنيِفاَعْلاَو َظْيَغْلا َنيِمِظاَكْلاَو ءاَّرَّضلاَو ءاَّرَّسلا يِف َنوُقِفنُي َنيِذَّلا

َنيِنِسْحُمْلا ُّبِحُي ُهّللاَو ِساَّنلا ِنَع

«Которые расходуют [свои] средства [во имя Аллаха], будь они в достатке или в бедности, которые сдерживают гнев и являют снисходительность к людям. Воистину, Аллах любит тех, кто вершит добрые деяния». (Али Имран, 3/134)

В Исламе показатель величия – это умение прощать:

ِروُمأُ􀒙ْلا ِمْزَع ْنِمَل َكِلَذ َّنِإ􀄁 َرَفَغَو َرَبَص نَمَلَو

«Несомненно, если кто терпелив и прощает, то это поххвальный поступок». (Аш-Шура, 42/43)

Мы ясно видим теперь, что наша религия желает не вражды, а только мира и спокойствия. Ибо прогресс общества возможен толькко в условиях взаимной любви, уважения чести и достоинства.

Не может быть и речи о гармонии и спокойствии в обществе, если между его членами нет чувства любви и милосердия. Такое общество рано или поздно потерпит крах. Поэтому наш дорогой Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) и сказал: «В обществе – милость, а в разлуке – мука».114

А раз так, то давайте не будем питать друг к другу чувства неннависти и антипатии. Будем же любить, уважать друг друга! И даввайте не будем забывать слова Всевышнего Аллаха:

ْاوُنَواَعَت َالَو ىَوْقَّتلاَو ِّربْلا ىَلَع ْاوُنَواَعَتَو

ِباَقِعْلا ُديِدَش َهّللا َّنِإ􀄁 َهّللا ْاوُقَّتاَو ِناَوْدُعْلاَو ِمْثِإ􀒙لا ىَلَع

113. Фатхуль–Кабир, т. 1, с. 424.

114. См. То же произведение, т.2, с. 65.

О 107 ТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ

«…Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненноссти, но не помогайте друг другу в грехе и вражде. И страшитесь Аллаха. Воистину, Аллах суров в наказании!» (Аль-Маида, 5/2)

Эгоизм

Это свойство характерно тем, что человек, обладающий им, бывает самодовольным, у него развито чувство превосходства над другими людьми. Он самовлюблен, не видит собственных недосстатков. Эгоизм происходит от высокомерия, спеси, заносчивости и надменности. В Священном Коране говорится об этом так:

ِضْرأَ􀒙ْلا يِف ِشْمَت اَلَو ِساَّنلِل َكَّدَخ ْرِّعَصُت اَلَو

ٍروُخَف ٍلاَتْخُم َّلُك ُّبِحُي اَل َهَّللا َّنِإ􀄁 ًاحَرَم

«Не являй на лице презрения к людям и не шествуй по землле горделиво - воистину, Аллах не любит всяких гордецов и хвастунов». (Лукман, 31/18)

Наш дорогой Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) характерризует высокомерие так: «Высокомерие – это непризнание истинны и неуважение к людям».115

Эгоцентрик не может быть счастливым человеком никогда, ибо сердце его неспокойно, а негативные чувства разжигают его самоддовольство, самомнение и лишают его покоя. У эгоистичных людей не бывает доверия, даже к самим себе. Из-за существующего у них комплекса они не могут быть рациональными ни в чем: ни в своих чувствах, ни в поступках. Их поступками движут эмоции. Свои недосстатки они пытаются прикрыть эгоизмом. Они считают, что они все знают лучше всех. Они получают огромное удовольствие, говоря о себе положительные вещи, проще говоря, хвастая. Эгоисты не терппят критики и вселяют чувства тревоги и беспокойства в сердца люддей, которые окружают их. Недаром Бальзак сказал: «Эгоизм – это яд, который отравляет дружбу». А Ганди принадлежат следующие слова: «Глаза у эгоизма закрыты». Эгоистов не любят люди в общ115.

Риядус-Салихин, т. 2, хадис № 614

108 СЕМЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА

ществе, у них нет друзей. В большинстве случаев они презирают и принижают людей, не думающих так, как они. А между тем, зрелый человек никого не принижает. Зрелость – это качество, присущее скромным людям, чья вера достигла совершенства. Эгоисты же не могут быть скромными и смиренными людьми, так как они являются незрелыми людьми, а вера у них некрепка. Автор «Тасвири Ахляк» так описывает самонадеянных людей, эгоистов: «Мой дорогой! Возввеличивающих себя ты не принимай за людей. Кипарис, который прям, годится лишь для могил, от него не жди плода. Плод же ты ищи у плодоносящих деревьев – в ветвях, что согнулись к низу». Есть немало весьма назидательных повелений, в связи с этим, у нашего дорого Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям): «Аллах возвысит того мусульманина, который будет скромным в отношшениях со своими братьями по вере. Но того, кто будет показыввать своё превосходство, он опустит низко».116

«Надменный человек, бахвалящийся тем, чего у него нет, не войдет в Рай».117

У людей, страдающих эгоизмом, очень слабая сила воли. Для того чтобы исправиться, им следует добиться победы воли над страстями. Они должны быть рационалистами, а не фантазерами и мечтателями. Если эгоистичный человек, признав свои недостаткки и ошибки, возьмет за пример хороших людей и прислушается к Божественным повелениям, то он сможет исправиться.

Болтливость

Это слово означает «говорить необдуманно, необоснованно и неосторожно, вести пустые, праздные разговоры». Болтливость может послужить причиной разрыва отношений, раздоров, расккрытия важных тайн и секретов. Поэтому всеми принято считать болтливость скверной привычкой. Болтливый человек своими неууместными и ненужными разговорами навевает, порой, скуку и разддражение. Очень часто он является причиной разрыва дружеских отношений между людьми. Поэтому люди должны следить за своим поведением и речью. Нельзя забывать о пословице, которая глас116.

Избранные хадисы, хадис №15.

117. То же произведение, хадис №14.

О 109 ТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ

сит: «Слово – серебро, а молчание – золото». Говоря же, человек должен сообщать о том, что он знает. В нашей Священной Книге повелевается следующее:

ٌمْلِع ِهِب َكَل َسْيَل اَم ُفْقَت َالَو

ًالوُؤْسَم ُهْنَع َناَك َكِئلوأُ􀄁 ُّلُك َداَؤُفْلاَو َرَصَبْلاَو َعْمَّسلا َّنِإ􀄁

«Не следуй тому, в чем ты не сведущ, ибо слух, зрение и сердце будут призваны к ответу». (Аль-Исра, 17/36)

Следует всегда иметь это в виду, то есть всегда помнить об этом повелении. Вот что говорит наш дорогой Пророк (саллаллахху алейхи ва саллям), в связи с этим: «Как счастлив тот, кто действует, вооружившись знаниями, кто излишки своего добра жертвует на благие дела, и тот, кто не говорит впустую».118

Из этого хадиса выясняется, что достойны похвалы те из муссульман, которые стремятся к знаниям, которые милосердны к создданиям Аллаха и оказывают им помощь. Они умеют держать свой язык под контролем и не говорят необдуманных речей. Эту тему я хотел бы завершить следующими словами нашего дорогого Проррока (саллаллаху алейхи ва саллям): «Человек, не задумываясь, может сказать слово, из-за которого угодит в такое место Ада, расстояние до которого больше, чем расстояние между западом и востоком».119

Насилие, принуждение

Принуждение, насилие и давление вызывают у людей ответнную реакцию в виде отвращения и ненависти. Насилие – это противвоестественный поступок для человека. Поэтому в Исламе запрещщено заставлять человека принимать какую-либо точку зрения или принуждать выполнять какое-либо дело. В Исламе вместо давленния главенствуют принципы убеждения, оказания содействия и обллегчения. В Священном Коране говорится:

118. Бильман, Пятьсот славных хадисов, хадис №226.

119. Риядус-Салихин,т.3, хадис №1543

110 СЕМЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА

َرْسُعْلا ُمُكِب ُديِرُي َالَو َرْسُيْلا ُمُكِب ُهّللا ُديِرُي

«…Аллах желает вам облегчения, а не затруднения…» (Аль-Бакара, 2/185)

Это глубокий по смыслу Божественный аят подчеркивает важнность оказания содействия, проявления терпимости в человеческих отношениях, вместо насилия и принуждения. Этот аят рекомендует человечеству метод, улучшающий отношения между людьми, меттод, который следует проводить в жизнь. Вот почему в Исламе нет насилия и принуждения. Вот оттого-то никто и не наделен правом использования своей силы против тех, кто думает иначе, а также правом навязать собственное мнение. Этот аят, в то же время, дает разрешение каждому человеку на право суждения, на свою точку зрения. Ислам сторонник того, чтобы вызывать симпатию и любовь у людей, а не отвращать их. Недаром наш дорогой Пророк (саллалллаху алейхи ва саллям) повелел: «Облегчайте – не затрудняйте, радуйте хорошим известием – не отвращайте».120

Грубая сила – это проявление жестокости, невоспитанности и невежественности. Зрелый, цивилизованный человек будет примменять не грубую физическую силу, а ласку и любовь, ведь «совершшенный мусульманин – это человек, внушающий доверие остальнным мусульманам, он не болтлив и умеет владеть собой»121.

Такова характеристика зрелого, истинного мусульманина. Сколько монархов, правителей, властителей закончили печально свои жизни, пытаясь насильно навязать свои убеждения и желания. Увы, это исторический факт. Нерон, Хаджадж Залим – притеснитель мусульман, Сталин, Гитлер и подобные им личности, упоминаются сегодня не иначе, как тираны, из-за их пристрастия к грубой физичческой силе и угнетению людей, для оказания давления на них. Для перемены во взглядах и в поведении людей сила и принуждение никогда не будут эффективны. Век грубой силы короток. Но если покорить сердца любовью, убеждением, то системы и идеологии будут жить веками. Притеснения, пытки, мучения, давление – ничто не проходит незамеченным Всевышним Аллахом. Рано или поздно





Дата публикования: 2015-03-29; Прочитано: 421 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.016 с)...