Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Семейная Педагогика в Исламе 1 страница



перевод с турецкого - ООО «Издательская группа «САД» 2008

Все созданное в этом мире развивается по определенным закконам. Человеческое дитя – не исключение. Оно рождается с опредделенными задатками, заложенными в нем Всевышним Аллахом. Развитие этих способностей требует соответствующего воспитания. Религия Ислам уделяет воспитанию человека первостепенное значенние. Данное произведение повествует о целях и методах воспитания детей с точки зрения Ислама.

Сегодня, когда мир сотрясается от волн насилия, жестокости, нравственной деградации, нашим детям особенно нужны мудрые и благородные родители, педагоги и наставники. Надеемся, книга найддет среди них должный отклик.

Рекомендуется для широкого круга читателей.

Все права защищены.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Человек – это деятельное, общественное создание, обладающщее разумом. Он живет, строя отношения с другими людьми, руковводствуясь своими причинами и потребностями. Область человечесских взаимоотношений можно представить в виде концентрических окружностей, в центре которых находится семья. Появившийся на свет человек постепенно приобретает определенные способности, такие как умение понимать, говорить, проявлять самые различные реакции. Человек становится личностью, благодаря имеющимся и приобретаемым им новым качествам. Постепенно, шаг за шагом он изучает систему ценностей той среды, где находится, учится деллать выводы и строить свои умозаключения. Он начинает изучать, анализировать, обобщать различные точки зрения, идеологии. С накоплением им опыта и знаний, возрастает и его способность к принятию самостоятельных решений. Способности человека, приообретаемые с младенческих лет и развиваемые с течением временни, в огромной степени влияют на всю его последующую личную и профессиональную жизнь.

На становление личности человека и подготовку его к самосстоятельной жизни самое большое влияние оказывает семья, в которой он растет. Семейное окружение является той средой, где закладывается первоначальный опыт человеческих взаимоотношенний. Если отношения в семье гармоничны, то семейный очаг этот счастлив. Дети из таких семей, как правило, имеют мало проблем, а процент их успеваемости высок. Я имел возможность наблюдать это в период своей преподавательской и административной деяттельности в школе.

Время от времени мне приходилось также выступать по этим вопросам на радио и телевидении, писать статьи в газеты и журналлы.

Затем, по рекомендации некоторых моих друзей, я счел нужнным собрать все свои статьи в книге под названием «Опасности, которые подстерегают наших детей». «Семейная педагогика» – это название второй моей книги.

Первую главу книги я посвятил семейным отношениям, вторую дисциплине в семье и духовному воспитанию ребенка. В третьей же главе я попытался рассмотреть основные примеры положительнного и негативного поведения, подчеркивая важность и значение отнношений людей друг с другом.

Мне бы хотелось, чтобы наши дети, которые завтра составят наше будущее, выросли гармоничными и счастливыми людьми. С надеждой на то, что мои невольно допущенные ошибки будут встреччены с пониманием и снисхождением, желаю всем семьям счастья, а детям – долгих лет счастливой жизни и крепкого здоровья.

Кемаледдин Эрдиль

5 декабря 1998 г.

СЕМЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА

ВСТУПЛЕНИЕ

Человек создан, чтобы жить в обществе людей. И пока он живвет на этом свете, у него возникает множество потребностей, удоввлетворение которых вынуждает его к постоянному налаживанию отношений с другими людьми. А это, в свою очередь, заставляет его придерживаться определенных правил.

История человечества демонстрирует нам, что люди оставаллись приверженцами отдельных фундаментальных принципов и основ для того, чтобы отношения в обществе развивались гармоннично и уравновешенно. Этими основами являются религия, нравсственность, гражданские права, а также некоторые обычаи и традицции общества.

Первоначально человек получает представление о правилах общества в своем домашнем очаге. Семья делает человека сущесством социальным. Семья – первое воспитательное учреждение для ребенка, поэтому ее роль чрезвычайно велика. Наши предки говорили: «Человека делает человеком его дом, его семья». Эту же мысль подтверждают педагоги: «В процессе воспитания детей семья является первой и самой важной школой формирования харрактера человека».

И действительно, самое главное место, где раскрывается душа человека, вырабатываются его привычки, пристрастия, где осознанние переходит в действие, а личность развивается в благом или дурном направлении – это, конечно же, его дом. Первые духовные наставления, представления о моральных принципах и правилах приличия человек получает в своем доме. Эти самые первые знанния влияют на него в течение всей его последующей жизни.

На это обстоятельство обратил внимание наш любимый Пророк

ВСТУПЛЕНИЕ

(саллаллаху алейхи ва саллям) еще четырнадцать веков назад:

«Каждый ребенок от рождения – мусульманин, это позже родиттели делают из него иудея, христианина или огнепоклонника».

Этот славный хадис показывает, насколько велика роль отцов и матерей в воспитании пришедшего в этот мир чистого и невинногго человеческого дитя.

Не стоит забывать о том, что в воспитании детей очень важно единство требований со стороны родителей. В противном случае, это может негативно сказаться на характере ребенка. Поэтому если родители ребенка желают видеть его уравновешенным, спокойным и гармонично развивающимся, они обязаны быть очень внимательнными к своей внутрисемейной жизни и уделять много внимания отношениям друг с другом.

Поскольку ребенок обладает великой способностью подражжать, специалисты говорят, что его воспитание надо начинать с моммента первого вдоха. В одной пословице говорится: «Дерево гнется пока молодо».

Воспитание ребенка – это непростое дело. Недаром наш муддрый народ сказал: «Воспитывать и растить ребенка – все равно, что копать колодец иглой». Эта поговорка напоминает нам о том, что, воспитывая ребенка, следует быть знающими, терпеливыми и самоотверженными. Именно из-за серьезности, трудности и огромнного значения, которое имеет воспитание детей, исламские ученные, опираясь на сведения, почерпнутые из хадисов, считают дело воспитания детей одним из самых значительных видов служения Аллаху.

В Исламе детское воспитание рассматривается как фундаменттальный предмет. Родители несут ответственность за хорошее восппитание своих детей. В одном из славных хадисов говорится так:

«Все вы пастухи и ответственны за тех, кто находится в вашем подчинении: мужчина является пастухом для своей семьи и несет за нее ответственность, женщина отвечает за дом

. Таджриди-Сарих, т. 4, с. 529.

. Айхан Халис, Богословский журнал, т. 10, №114-115.

СЕМЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА

своего супруга …».

В Священном Коране также есть Божественные предписания на эту тему. Например, в 6-ом аяте суры Ат-Тахрим говорится:

ْمُكيِلْهأَ􀄁َو ْمُكَسُفنأَ􀄁 اوُق اوُنَمآ􀄁 َنيِذَّلا اَهُّيأَ􀄁 اَي

ٌدا َدِش ٌظاَلِغ ٌةَكِئاَلَم اَهْيَلَع ُةَراَجِحْلاَو ُساَّنلا اَهُدوُقَو ًاراَن

«О вы, которые уверовали! Остерегайтесь вместе с вашимми семьями огня, топливом для которого служат люди и камни. К нему приставлены ангелы - суровые, сильные, которые не отсступают от повелений Аллаха и выполняют то, что им велят».

Наш любимый Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва салллям) повелел следующее:

«Обращайтесь со своими детьми хорошо и хорошо их восппитывайте».

Следовательно, мы должны добросовестно выполнять свои обязанности родителей, воспитывая детей – гарантию нашего буддущего.

В связи с этим, хочу коротко коснуться следующего аспекта. Самое прекрасное создание Аллаха на земле – это человек. Соввершенство человека – это милость Всевышнего Аллаха человеку. Вот послушайте, что говорится в нашей Священной книге об этом:

ٍميِوْقَت ِنَسْحأَ􀄁 يِف َناَسنِإ􀒙ْلا اَنْقَلَخ ْدَقَل

«Мы сотворили человека в прекраснейшем облике». (Ат-Тин, 95/4)

А вот что говорится в следующем аяте:

َمَدآ􀄁 يِنَب اَنْمَّرَك ْدَقَلَو

«Несомненно, Мы даровали почет сынам Адама…». (Аль- Исра, 17/70)

. Риядус-Салихин, т. 1,с. 337.

. Избранные хадисы, 3-я книга, хадис № 45.

ВСТУПЛЕНИЕ

И еще один аят:

ِضْرأَ􀒙ْلا يِف َفِئاَلَخ ْمُكَلَعَج يِذَّلا َوُه

«Он - тот, кто сделал вас наследниками [друг друга] на земле…». (Фатыр, 35/39)

Человек создан из трех составляющих: душа, разум и тело. Из вышеприведенных аятов следует, что человек является самым прекрасным, развитым и обладающим самыми превосходными каччествами созданием Аллаха. Он обладает разумом, силой воли и мышлением. Наряду с этим, у человека есть и слабые стороны, котторые находятся в сфере духовной. Духовная чистота так же важна для человека, как и здоровье телесное, так как она способствует развитию ума и благородству поступков. Когда нарушается равноввесие между этими двумя составляющими, человек может потерять представление о том, где есть истина и добро, а где – зло. То есть если человеку с малых лет не показать путь истинной веры и убежддений, то он может впасть в заблуждение. Именно это стало приччиной необходимости воспитания и указания ориентиров в жизни человека.

Но следует помнить о том, что воспитание человека – это неппрерывный и длительный процесс, который требует знаний и терппения. Если мы хотим оставить после себя гармоничное, уравновешшенное общество, мы должны устремлять наши планы и программмы на выполнение этой задачи. Пренебрежение этой целью может стать причиной вырождения, деградации общества.

Вступительную часть книги, я бы хотел завершить следующим прекрасным хадисом:

«Самые благие деньги – это те деньги, которые человек расходует на свою семью. Кто может быть добродетельней и целомудренней, чем тот человек, который, обеспечив своих деттей одеждой и пропитанием, не заставляет их нуждаться в поссторонней помощи?»

. Сахих Муслим, т. 3, с. 188.

СЕМЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА

Глава Первая

СЕМЕЙНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ

1. Семья и ее значение

Семья является самой малой единицей общества, которая образуется в результате бракосочетания между мужчиной и женщщиной, пришедшими к взаимному согласию. В Исламе придаётся огромное значение семейному очагу и его счастью:

ًةَّدَوَّم مُكَنْيَب َلَعَجَو اَهْيَلِإ􀄁 اوُنُكْسَتِّل اًجاَوْزأَ􀄁 ْمُكِسُفنأَ􀄁 ْنِّم مُكَل َقَلَخ ْنأَ􀄁 ِهِتاَيآ􀄁 ْنِمَو َنوُرَّكَفَتَي ٍمْوَقِّل ٍتاَيآ􀒙َل َكِلَذ يِف َّنِإ􀄁 ًةَمْحَرَو

«[Другое] из знамений Его - то, что Он сотворил из вас самих жен для вас, чтобы вы находили успокоение в них, и учредил любовь и [взаимную] благосклонность между вами. Воистину, во всем этом - ясные знамения для людей, которые размышляют». (Ар-Рум, 30/21)

Наш дорогой Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) повелел следующее:

«Сочетайтесь браком, множьтесь, ибо в Судный День я буду гордиться тем, что вас больше по сравнению с другими общинами».

По поводу предпочтений при выборе супругов Посланник Аллаха (салллаллаху алейхи ва саллям) обращает наше внимание на следующие аспекты:

«Жену выбирают по четырем качествам: состояние, знатн.

Фатхуль-Кабир, т. 2, с.38

СЕМЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА

ность рода, красота и богобоязненность. Выбирай богобоязненнную женщину, тогда будешь счастлив».

Тут мне хотелось бы затронуть один вопрос. Некоторая часть людей заявляет следующее: «Тип мусульманской семьи до сих пор является патриархальным и феодальным по своему укладу. Эфффективность и важная роль семьи в становлении человека – вещи очевидные. В мусульманской семье ее главой является отец. Его авторитет и влияние распространяются на экономический, религиоозный и даже на общественный порядок. Роль же матери весьма заурядна и неприметна. Несмотря даже на свой вклад в экономикку семьи, женщина продолжает оставаться существом зависимым. Она проводит жизнь вместе со своими детьми в подчинённом полложении, не умея в полной мере помочь им в становлении их личнностей».

Что же касается нас, то мы, отнюдь, не разделяем эту точку зрения. Мы трактуем понятие «авторитарность» несколько иначе. Мы думаем, что понятие «авторитарность», существующее в муссульманской семье, вовсе не означает излишнее давление на членнов семьи и лишение их права голоса. Функцию отца семейства и его лидерскую роль мы рассматриваем как роль направляющего, роль руководителя. В самой же семье за ее членами сохраняется право голоса. Отец этого семейного совета является его председателем, не подавляющим, но координирующим и осуществляющим его деяятельность. Относиться к женщинам, к детям по-доброму и с милоссердием – это категорический приказ для мусульманской семьи. Мы думаем, что опора именно на такую систему и сохраняет структуру этого типа семьи, не давая ей распадаться, что позволят сохранить ее целостность и жизнеспособность в течение многих веков. Неправвильное поведение и ошибочная позиция некоторых невежественнных родителей не может служить доказательством ошибочности системы. Наряду с тем, что согласно нашим обычаям и традициям, отец является главой семьи, а мать – его самым ближайшим совветником, во многих семьях женщина принимает непосредственное

. Риядус-Салихин, т. 1, хадис №363, Фатхуль-Кабир, т. 2, с.38

. Кёкналь Озджан, Современная молодёжь в Турции; Барым Рухсар, Физи-

ческие, эмоциональные, умственные особенности в юношеском возррасте.

СЕМЕЙНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ

участие в направлении детей на путь истинный.

В Исламе есть немало предписаний, касающихся семейных отнношений. Вот, к примеру, некоторые из них:

ىَسَعَف َّنُهوُمُتْهِرَك نِإ�َف ِفوُرْعَمْلاِب َّنُهوُرِشاَع

ًاريِثَك ًارْيَخ ِهيِف ُهّللا َلَعْجَيَو ًائْيَش ْاوُهَرْكَت نأَ􀄁

«Обращайтесь с вашими женами достойно. Если же они неприятны вам, то ведь может быть так, что Аллах неприятное вам обратит во благо великое…». (Ан-Ниса, 4/19)

И наш дорогой Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) в своей прощальной хутбе (проповеди) объявил миру следующее:

«О моя община! Относитесь к женщинам с великодушием и добротой, ибо они находятся в вашем подчинении. У вас нет права контролировать их больше, чем дозволено. Кроме как если женщина совершит прелюбодеяние… Знайте же, что как у вас есть права перед женщинами, так и у женщин есть права перед вами. Женщины должны сохранять свою честь и не позволять посещать ваш дом неуугодным вам лицам без вашего разрешения, и это ваши права перед ними. А их права перед вами заключается в том, чтобы вы хорошо одевали и кормили их».

В другом хадисе, переданном Муавией бин Хайда (радыйаллаху анху), говорится, что между ним и Пророком (саллаллаху алейхи ва саллям) состоялся следующий диалог: «О Посланник Аллаха! Каковы права наших женщин?» И вот, что повелел в ответ Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям): «Корми её той же пищей, что ешь сам. Уделяй её одежде такое же внимание, как и своей собственной. Не бей женщину по лицу. Не хули и не порочь её. Когда же, обидевшшись на неё, ты решишь лечь в постель отдельно, делай это толькко в своём доме».10

Пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям) принадллежат и следующие слова:

. Риядус-Салихин, т. 1, хадис №274

10. То же произведение, хадис №275

14 СЕМЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА

«Самые совершенные из мусульман – это те, которые обладдают высокой степенью морали, а самые благословенные из вас те, которые приносят счастье и добро женщине».11

«Мужчины, поднимающие руку на женщин, не являются благгочестивыми людьми».12

Совершенно очевидно из приведённых нами Божественных поввелений и рекомендаций, что Пророк (саллаллаху алейхи ва салллям) напоминает нам о необходимости с подобающим уважением относиться к правам женщин, призывает нас жить в согласии, мире и любви, а также призывает воздерживаться от поступков, способнных причинить вред единству наших семей.

Вне всякого сомнения, основной единицей общества является семмья, которая с присущими ей правилами обеспечивает продолжение человеческого рода. А основным условием существования счастливогго, полного покоя семейного очага являются, прежде всего, взаимное доверие и уважение к правам друг друга. И, действительно, насколько в отношениях между супругами присутствуют чувства привязанности, взаимной любви, верности, уважения, доверия, настолько семья и крепка. А отсюда следует вывод: насколько общество будет состоять из крепких и прочных семей, настолько же оно будет сильным.

Порядок в семье – есть гарантия общественного порядка. Ведь таккие чувства как любовь к Аллаху, к своему ближнему, к Родине, чувство сопричастности к нации, к обычаям и традициям народа первоначальнно прививаются именно в семье. Самая первая и самая главная школа воспитания для развивающегося ребёнка – это его родительское гнезддо. То, что увидел, услышал, чему выучился в своей семье ребёнок, прочно поселяется в его сердце и памяти на всю оставшуюся жизнь.

Наша религия поощряет бракосочетание с целью создания семмейного очага. Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) в связи с этим сказал:

«Сочетаться браком для того, чтобы создать семейный очаг – это моя Сунна».13

11. Риядус-Салихин, т. 1, хадис №276

12. То же произведение, хадис №277

13. Таджриди-Сарих, т. 11, хадис №1786

СЕМЕЙНЫЕ В 15 ЗАИМООТНОШЕНИЯ

Он напоминал также о необходимости жить в мире, в гармонии и согласии после заключения брака, о необходимости проявлять терпимость, быть снисходительными, уважительными и любящими друг друга супругами. «Рекомендую вам относиться к женщине с добром», – повелел наш Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям). Он постоянно напоминал об ответственности женщин перед своимми мужьями и призывал их сохранять своё целомудрие.

Наша религия придаёт огромное значение крепкому семейнному очагу и не приветствует расторжения браков без острой неообходимости, желая, чтобы супружество длилось в течение всей жизни мужчин и женщин. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Самое нелюбимое Аллахом дело из разрешенных Шариатом – это развод супругов».14

Супружество в Исламе, основанное на любви, уважении, взаиммопонимании, исключает измену супругов друг другу. Главнейшими этическими правилами в Исламе является забота о сохранении и безопасности детей, умение держать себя в нормах морали, уменние управлять своими страстями. Поэтому категорически возбранняется прелюбодеяние и незаконное сожительство. Мы обязаны показывать нашим детям прекрасные примеры, для того чтобы они смогли создавать благополучные, счастливые семьи, а значит, и счастливое завтрашнее общество, состоящее из наших детей. Мы должны преуспеть в том, чтобы своим образом жизни, своими посступками продемонстрировать преимущества крепкого, счастливогго семейного очага и научить их строить его. Мы должны показать им на своём примере, что семейный очаг – это не неволя, не тюрьмма, а цветущий розарий.

2. Отношения в семье

Человек приходит в этот мир в результате союза между мужчинной и женщиной, являющихся его родителями. Его глаза начинают прозревать в лоне семьи. Именно его родители, а затем и остальнные члены семьи становятся теми лицами, которые он впервые вид14.

Избранные хадисы, 3-я книга, хадис №86

16 СЕМЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА

дит, слышит, узнаёт и с которыми он строит свои отношения.

В семье человек обретает суть своего характера. Вначале челловек копирует поведение и поступки своих близких родственников. Семейный очаг для него является самой первой школой обучения и воспитания. В семье ребёнок впервые познает житейские правила, любовь, уважение, накапливает опыт совместной работы, переживвает вместе с членами семьи радость и горе. Во внутрисемейных отношениях присутствуют сердечность, искренность. Все члены семьи относятся к друг другу тепло и сердечно. Между ними нет официальности, как на работе. Отношения складываются на основве любви и уважения, а наставления и указания не выдаются в виде циркуляров, а высказываются устно. В случае какого-либо инцидентта члены семьи разделяют чувства друг друга. Все взаимоотношенния формируются и развиваются в зависимости от образа жизни. Все члены семьи, выполняя в меру своих сил обязанности по отношшению друг к другу, не испытывают чувства принуждения.

Подрастающий в семье ребенок становится юношей. Затем, когда наступит срок, он вступает в брак. Бракосочетание служит повводом для того, чтобы строить свои отношения с новыми родственнниками. Таким образом расширяется круг человеческих взаимосвяззей. Хотя роли и функции во взаимоотношениях с родственниками приобретают несколько другой вид, однако в целом, отношения проддолжаются так же, как и внутри семьи.

Поистине, продолжительность существования семьи будет в той степени долгой, полной любви, уважения, доверия, беззаветной преданности друг другу, в какой она имеет под собой крепкие основвы. И такая семья есть источник счастья общества, ибо общество состоит из семей. В связи с этим не будет преувеличением сказать, что порядок в семье – самая верная гарантия спокойствия и порядкка в обществе.

В самых различных аятах Священного Корана повелевается относиться к родителям с добром и любовью. Точно также и роддители считаются ответственными за хорошее воспитание своих детей и за то, чтобы быть осведомленными обо всех их мирских и религиозных знаниях. Спокойствие в семье будет обеспечено толькко при условии неукоснительного выполнения всех обязанностей,

СЕМЕЙНЫЕ В 17 ЗАИМООТНОШЕНИЯ

выпавших на долю мужчины и женщины. Это послужит и тому, что отношения внутри семьи станут искренними, душевными, гармонничными. А ведь это имеет огромное значение для психического, духовного развития ребёнка. Вот почему следует обращать особое внимание на отношения между членами семьи, а также на отношшения между родителями и ребёнком. Поскольку фундамент семьи составляют мужчина и женщина, каждый из них обязан знать выпаддающие на их долю права и обязанности, а также нести ответственнность за их выполнение.

3. Обязанности мужчин и женщин в браке по отношению друг к другу

Существует целый ряд прав и обязанностей у каждого из суппругов, являющихся двумя главными членами созданной ими семьи. Супружество в Исламе наделено особой ответственностью, в этом союзе есть границы, определённые Аллахом и описанные нашим Пророком (саллаллаху алейхи ва саллям), которые нельзя преступпать. Именно поэтому в Исламе брачный союз называют «худудулллах» (границы, установленные Аллахом), что означает существованние в браке в рамках, начертанных Самим Всевышним Аллахом. Ибо супружество – это не только событие, происходящее между двумя людьми: брак формируют фундамент будущей семьи, семья же явлляется главным стержнем общества. Счастье и спокойствие семьи напрямую связано с чувствами взаимной любви и доверия между супругами, которые, в свою очередь, зависят от соблюдения запретта на нарушение границ прав человека, определённых Всевышним Аллахом. Нарушать эти границы означает разрушать брак.15

В нашей религии все права и обязанности супругов вплоть до мельчайших деталей определены с той целью, чтобы супруги моглли сохранить свой брак и жить в спокойствии. Приведем несколько хадисов нашего Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), наилучшшим образом выражающих суть этой темы:

«Пусть никто не питает злобу к своей супруге, ибо если у неё имеются свойства характера неприятные ему, то есть и свойства, которые будут ему приятны».

15. Топалоглу Бекир, Женщина в Исламе, с.72

18 СЕМЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА

«Жену выбирают по четырем качествам: состояние, знатнность рода, красота и богобоязненность. Ты выбирай богобоязнненную женщину, тогда Аллах умножит и увеличит твоё состояяние».

«Самый благочестивый из вас – обладающий высокой нравсственностью. Самый добродетельный из вас – тот, кто обращаеется по-доброму с женщинами».

«Самый тяжелый для людей день – это Судный День, самый дурной человек – это тот, кто раскрывает секреты супругов и разносит сплетни».

«Деньгами, потраченными во Имя Аллаха, считаются деньги, отданные на освобождение раба, отданные нуждающемуся, преббывающему в безвыходном положении, а также деньги, потраченнные на членов семьи. С точки зрения воздаяния, самым богоугоднным делом является использование денег на членов своей семьи».

«Пренебречь своими обязанностями достаточно, чтобы считтаться совершившим грех».

«Тот, кто клевещет, доносит дурные сплетни о жене её мужу, тот не из нашего числа».

«Поднимающие руки на своих жён, без сомнения, не являются добродетельными людьми. Мирская жизнь – это богатство, это досстояние. А самое добродетельное его достояние – это супруга, поммогающая своему мужу в вопросах, относящихся к вечной жизни».

«Женщина, принарядившаяся для посторонних мужчин, а не для своего мужа, и вышедшая на улицу, в Судный День будет словнно беспросветная мгла».

«Мирская жизнь – это благо и добро, но самое благое в ней – это богобоязненная женщина».

«Есть четыре свойства, обладателям которых будут отдданы блага обеих миров. Это благодарное сердце, язык, восхвалляющий Имя Аллаха, тело, способное терпеть несчастья и беды, также умение женщины не предавать собственного мужа и не наносить ущерба его имуществу».

СЕМЕЙНЫЕ В 19 ЗАИМООТНОШЕНИЯ

«Когда мужчина позовет супругу к семейному ложу, ей следдует исполнить его волю, даже если она в это время готовит пищу».

«Женщина – хранительница очага и дома своего супруга, она несёт ответственность за тех, кто под её присмотром».

«Грешно женщине без уважительной причины требовать развода у мужа».

«Если женщина совершает намаз пять раз в день, поститсся в месяц Рамадан, бережёт себя от посторонних, повинуется своему мужу, то ей будет сказано: «Войди в Рай через любые воррота!»

«Каждая мусульманка, которой доволен её супруг, после смерти войдёт в Рай».

«Если в дунье женщина станет причинять страдания своемму мужу, то его супруга из числа гурий, порицая её, скажет следдующие слова: «Да покарает тебя Аллах, не притесняй этого челловека. Он в этом мире лишь гость, находящийся рядом с тобой. Скоро он покинет тебя и присоединится к нам».

«Четыре вещи приветствуются Пророком: красить руки хной, употреблять благовония, пользоваться мисваком (зубоччисткой) и сочетаться браком».





Дата публикования: 2015-03-29; Прочитано: 415 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.018 с)...