Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Семейная Педагогика в Исламе 9 страница



120. Фатхуль-Кабир,т.3,стр. 424.

121. То же произведение, т, 3, стр. 257.

О 111 ТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ

все понесут ответственность за содеянное ими. Эта истина упоминнается в Священном Коране и звучит она так:

ُلَمْعَي اَّمَع ًالِفاَغ َهّللا َّنَبَسْحَت َالَو

ُراَصْبأَ􀒙لا ِهيِف ُصَخْشَت ٍمْوَيِل ْمُهُرِّخَؤُي اَمَّنِإ􀄁 َنوُمِلاَّظلا

«И не помышляй [о Мухаммад] будто Аллах не ведает о том, что творят нечестивцы. Он только дает им отсрочку до того Дня, когда [люди], возведя взоры [к небесам]». (Ибрахим, 14/42)

Низость

Слово это объединяет такие понятия, как греховность и безннравственное поведение. Оно означает «сбившись с истинного, верного пути, ступить на бунтарскую, мятежную тропу». Кроме того, это слово еще характеризует самое отвратительное из негативных качеств, присущих безнравственным, морально разложившимся людям.122 Как известно, такие негативные явления, как взяточниччество, коррупция, воровство, предательство, разврат, распущеннность, проституция появляются как результат того, что люди удалляются от норм нравственности, морали и этики. Такие люди, лишшенные чувства ответственности за свои поступки, часто попадают в неприятные ситуации. Поэтому человеку следует избавляться от отрицательных качеств, присущих ему, и от негативного образа жизни, который он ведет. Уберечь же человека можно, если его воввремя предостерегать и правильно воспитывать. Если человека не научить отличать хорошее от дурного, добродетельное от греховнного, запретного, то ему будет очень нелегко усвоить правильный образ жизни. Ибо в природе каждого человека заложены и хорошшие, и дурные наклонности. Если человек не научится укрощать свои желания и чрезмерные страсти, не станет прислушиваться к Божественным мудрым наставлениям и повелениям, то у него буддет проявляться, прежде всего, его животное начало.

Сила, толкающая человека на негативные поступки, называе122.

Ахмет Рыфат, Тасвири Ахляк, с. 75.

112 СЕМЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА

ется «нафс аммара», или низменной страстью. Сила же, ведущая человека к добру, называется «нафс мутмаинна» или удовлетворренность, умиротворение. После того как человек преодолеет свои плотские желания и желания шайтана, он попадает под влияние «нафс лавамма», когда начинает с осуждением относиться к «нафс аммара», или к своим низменным страстям. Затем, по мере усилления его набожности и благочестия, он вступает в фазу умироттворенности – «нафс мутмаинна». Он обретает счастье в любви к Всевышнему Аллаху, тем самым, облагородив и возвысив себя. Поднявшийся до такой ступени мусульманин удостаивается Божесственного известия о Рае:

يِعِجْرا ُةَّنِئَمْطُمْلا ُسْفَّنلا اَهُتَّيأَ􀄁 اَي

يِتَّنَج يِلُخْداَو يِداَبِع يِف يِلُخْداَف ًةَّيِضْرَّم ًةَيِضاَر ِكِّبَر ىَلِإ􀄁

[В тот день праведникам будет сказано]: «О душа, обретшшая покой! Вернись к Господу своему снискавшей радость и довольство! Войди в круг Моих рабов! Войди в Мой Рай!» (Аль- Фаджр, 89/27-30)

Однако если человек будет далек от Божественных повелений и не будет их придерживаться, то тогда он не научится контролирровать страсти. Так он придет в состояние подверженности любым внушениям, любому злу. Не знающий самого себя человек, которомму неведомо, что разрешено, а что запрещено, способен попасть в беду, пребывая еще на земле. А после своей смерти он может навлечь на себя Гнев Всевышнего Аллаха.

Следовательно, мы должны воспитывать человека таким обрразом, чтобы он знал свои обязанности, знал, что они означают для него и для его счастья в обоих мирах. Эта ответственность по восппитанию человека лежит на всех, начиная, прежде всего, с семьи. Ибо принимать меры – это первейшая обязанность каждого человекка. Не стоит забывать, что в Коране говорится следующее:

اَهِماَمْكأَ􀄁 ْنِّم ٍتاَرَمَث نِم ُجُرْخَت اَمَو ِةَعاَّسلا ُمْلِع ُّدَرُي ِهْيَلِإ􀄁

َنْيأَ􀄁 ْمِهيِداَنُي َمْوَيَو ِهِمْلِعِب اَّلِإ􀄁 ُعَضَت اَلَو ىَثنأُ􀄁 ْنِم ُلِمْحَت اَمَو

О 113 ТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ

ٍديِهَش نِم اَّنِم اَم َكاَّنَذآ􀄁 اوُلاَق يِئاَكَرُش

«Знание о [Судном] часе принадлежит только Ему. Не выррастет ни один плод из завязи, не зачнет и не разрешится от бремени ни одна самка без Его ведома. В тот день, когда Он воппросит: «Где те, кому вы поклонялись помимо Меня?» - [многоббожники] ответят: «Говорим Тебе, что никто из нас не признаеется [в своем многобожии]». (Фуссылат, 41/47)

Есть много прекрасных наставлений о преодолении страстей. В каждом из них содержится бездна мудрости. Надо только поразммыслить над ними.

Имеющий рассудок

Да убоится страстей своих!

Это строки из стихотворения известного поэта Юнуса Эмре. В другом своем стихотворении поэт говорит о пагубном влиянии чрезмерных желаний и страстей на жизнь человека, идущего у них на поводу. Мавляне Джаляладдину Руми принадлежат следующие строки: «Самое разумное – прежде чем приступить к делу, спросить у себя совета и поступить наоборот». «Как жаль бесценную жизнь человека, прожившего все дни свои в разврате, грехе и безнравсственности, а потом бесплодно сгинувшего за свои преходящие страсти и вожделения».123 Пусть же Всевышний Аллах пошлет поммощь погрязшим в болоте греха людям, дабы они смогли как можно скорее выбраться из него.

Гнев

Мы рождены, чтобы жить в обществе себе подобных. Поэтомму существуют правила совместного проживания. Если в нашей совместной жизни мы будем всегда последовательны в словах и поступках, то облегчим себе жизнь и будем легче разрешать все наши проблемы. Однако если мы оглянемся вокруг, то увидим, что в общественном характере и поведении появились некоторые измменения. Прежде всего, мы стали забывать о снисходительности и терпимости. Вместо них господствуют вспыльчивость, раздражит123.

Ахмет Рыфат, Тасвири Ахляк, 76

114 СЕМЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА

тельность, сварливость, неуживчивость. Реагировать на несправведливость, обижаться на отсутствие справедливости – это наша психическая особенность. Однако когда это состояние переходит всякие разумные границы, здравый смысл и нормы этики, то оно способно вместо пользы принести нам вред. Психология дает таккое определение чувству гнева: «Гнев – это импульс человека досставить страдание, боль другому человеку, являющемуся препятсствием в его стремлении удовлетворить свои желания». Исходя из этого определения, мы пониманием, что гнев, толкающий человека к совершению поступка, переходящего всякие разумные границы, гнев, затмевающий его разум – это психическое состояние. Челловек в состоянии гнева не способен контролировать себя и свои поступки. Пришедшие в такое состояние люди в большинстве случчаев бывают агрессивными. Один мыслитель сказал так: «Вместе с обидой и ум исчезает». «Ничто в природе не способно лишать индивидуума его человеческих качеств больше, чем необузданный гнев». А шейх Саади, автор «Гулистана», сказал следующие слова: «Пламя гнева обжигает самого человека, а его искра может и не долететь до врага». Этими словами шейх Саади хотел сказать о том, что гнев – это большое несчастье и беда для самого человека. Наша великая религия Ислам учит быть всегда скромными, доброжжелательными, прощающими и миролюбивыми. В Священном Корране говорится так:

َنيِفاَعْلاَو َظْيَغْلا َنيِمِظاَكْلاَو ءاَّرَّضلاَو ءاَّرَّسلا يِف َنوُقِفنُي َنيِذَّلا

َنيِنِسْحُمْلا ُّبِحُي ُهّللاَو ِساَّنلا ِنَع

«Которые расходуют [свои] средства [во имя Аллаха], будь они в достатке или в бедности, которые сдерживают гнев и являют снисходительность к людям. Воистину, Аллах любит тех, кто вершит добрые деяния». (Али Имран, 3/134)

А в другом аяте говорится следующее:

ُةَئِّيَّسلا اَلَو ُةَنَسَحْلا يِوَتْسَت اَلَو

ُهَّنأَ� َك ٌةَوا َدَع ُهَنْيَبَو َكَنْيَب يِذَّلا اَذِإ�َف ُنَسْحأَ􀄁 َيِه يِتَّلاِب ْعَفْدا

О 115 ТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ

اَهاَّقَلُي اَمَو اوُرَبَص َنيِذَّلا اَّلِإ􀄁 اَهاَّقَلُي اَمَو ٌميِمَح ٌّيِلَو

ٍميِظَع ٍّظَح وُذ اَّلِإ􀄁

«Не равны добро и зло. Отринь [зло] тем, что лучше, и тогда тот, с кем ты враждуешь, станет таким, как твой близкий друг. И не обретет этого никто, кроме того, кто терпел; не обрретет этого никто, кроме того, кто наделен великим уделом». (Фуссылат, 41/34-35)

Однажды к нашему дорогому Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям) пришел некий человек, чтобы попросить у него наставленний. Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) ему сказал: «Не гневвайся». Человек трижды просил дать ему наставление. И всякий раз Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) отвечал ему: «Не гневайся».124

Ведь для того чтобы быть уравновешенным человеком и уметь принимать правильные решения, нужно обладать разумом, уметь держать себя в руках. Гнев же может затмить разум, ибо кровь в состоянии гнева бросается в голову. А это не способствует выбору правильного решения. Человек, разум которого затмил гнев, принносит вред и себе, и окружающим его людям. Наш дорогой Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), в связи с этим, сказал следующие слова: «Гнев – от шайтана, а шайтан порожден огнем. Вода гасит огонь. Поэтому когда вы находитесь в состоянии гнева, тотчас совершите омовение». Для того чтобы управлять своими чувствамми и поступками, надо обладать сильной волей и выдержкой.

Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) был очень доволен, когда Абу Бакр (радыйаллаху анху) сохранял молчание, когда некто продолжал его оскорблять. Через некоторое время непрекращающщиеся нападки переполнили чашу его терпения, и Абу Бакр (радыйааллаху анху) стал отвечать своему оппоненту. Увидев это, Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) хотел покинуть собрание. И когда Абу Бакр (радыйаллаху анху) спросил у него, правильно или непправильно он поступил, Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил ему:

124. Риядус-Салихин,т.1, хадис № 48.

116 СЕМЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА

«В тот момент, когда ты молчал, рядом с тобой сидел ангел и отвечал тому человеку. Но когда ты собрался отвечать на его нападки, ангел покинул это место, и вместо него пришел шайттан. А где находится шайтан, там я не могу находиться».125

Личность человека усиливается благодаря вере, образованию, воспитанию, владению самим собой и терпению. Терпеливый человвек может защитить себя во многих ситуациях. Если мы запрем ключчом терпения дверь обиды и гнева, то покой нам будет обеспечен. Наши отношения друг с другом изменятся, будут гораздо крепче. Цивилизованному человеку, верующему мусульманину к лицу, отббросив все дурное и неверное, стремиться к добру и красоте.

Злословие

Одна из худших духовных болезней человека, ослабляющих его связи с другими людьми – это злословие. Это слово означает «осуждать кого-то за глаза, порицать, хулить». Злословие в Ислламе считается свойством скверного характера. Поэтому человек, имеющий такое свойство, считается духовно больным человеком. Заниматься злословием и сплетнями – огромный грех, в котором нужно покаяться и исправиться, избавившись от него. Ибо злословвие может стать причиной возникновения споров, ссор, а в дальннейшем и причиной совершения преступления. Ислам относится негативно к злословию и проявляет к нему такое же отвращение, как к поеданию падали. В связи с этим Священный Коран велит следующее:

ٌمْثِإ􀄁 ِّنَّظلا َضْعَب َّنِإ􀄁 ِّنَّظلا َنِّم ًاريِثَك اوُبِنَتْجا اوُنَمآ􀄁 َنيِذَّلا اَهُّيأَ􀄁 اَي

نأَ􀄁 ْمُكُدَحأَ􀄁 ُّبِحُيأَ􀄁 ًاضْعَب مُكُضْعَّب بَتْغَي اَلَو اوُسَّسَجَت اَلَو

ٌميِحَّر ٌباَّوَت َهَّللا َّنِإ􀄁 َهَّللا اوُقَّتاَو ُهوُمُتْهِرَكَف ًاتْيَم ِهيِخأَ􀄁 َمْحَل َلُكْأ�َي

«О вы, которые уверовали! Избегайте частых подозрений, ибо некоторые подозрения грешны. Не подглядывайте и не злословьте [за спиной] друг друга. Разве захочет кто-либо из

125. Ахмад бин Ханбаль, 2/436.

О 117 ТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ

вас поедать мясо своего покойного брата? Отвратительно вам это! Так бойтесь Аллаха, ведь Аллах - Прощающий, Милосерднный». (Аль-Худжурат, 49/12)

А наш дорогой Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) рассказзывает, в связи с этим обстоятельством, следующее: «Когда Всеввышний Аллах вознес меня на небеса, я увидел племя, люди котторого, своими медными когтями разрывали себе грудь и лица. Увидев это, я спросил у Джибриля: «О Джибриль, кто эти люди? И Джибриль мне ответил: «Это те, что питались мертвечинной, человеческим мясом (т.е. сплетничали, злословили по поводу других людей)».126

Точно так же, как существует много мудрости и пользы в вещах, дозволенных Аллахом, есть много назидания и в том, что запрещает нам Всевышний Аллах. Злословие запрещено в нашей религии, ибо оно – проявление скверного характера. Если же человек осуждает, кого бы то ни было за несуществующие грехи, то это клевета, которрая также является грехом. Зрелый, совершенный мусульманин не станет говорить за спиной своего духовного брата, а об его ошибкке скажет ему прямо в глаза в деликатной форме, без унижения и оскорбления его достоинства. В одном славном хадисе говорится так: «Как счастлив тот, который занят своими собственными ошибками, вместо того, чтобы замечать их у других».

В Священном Коране есть такое повеление:

يِف َنوُضوُخَي َنيِذَّلا َتْيأَ􀄁َر اَذِإ􀄁َو

َكَّنَيِسنُي اَّمِإ􀄁َو ِهِرْيَغ ٍثيِدَح يِف ْاوُضوُخَي ىَّتَح ْمُهْنَع ْضِرْعأَ�َف اَنِتاَيآ􀄁

َنيِمِلاَّظلا ِمْوَقْلا َعَم ىَرْكِّذلا َدْعَب ْدُعْقَت َالَف ُناَطْيَّشلا

«Когда ты встретишь тех, кто суесловит о Наших знаменияях, покинь их [и не возвращайся], пока они не заведут другой разговор. Если по наущению шайтана ты забудешь [об этом], то, после того как вспомнишь, не общайся с нечестивыми людьми». (Аль-Ан’ам, 6/68)

126. Риядус-Салихин,т.3, хадис №1555

118 СЕМЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА

Самое лучшее средство избежать пересудов – не вести ни о ком необдуманных речей, а если это происходит в вашем присутсствии, даже, несмотря на ваше предупреждение, то лучше всего неммедленно покинуть это место. Обязанность каждого мусульманина – это защита и самого себя, и своего духовного брата от сплетен и пересудов. Абу Дарда (радыйаллаху анху) рассказывает, что в одном из своих хадисов Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) повелел так: «Если кто-либо защитит своего духовного брата от злословия и пересудов в его адрес, защитит его честь и достоинство от посягательств, то Всевышний Аллах спасет его от Ада».

Рассказ, который я собираюсь привести вам в качестве приммера, весьма поучителен. Он помогает сделать вывод о том, нассколько отвратительными и мерзкими являются сплетни, пересуды и злословие.

Один из познавших Аллаха Халид Раби (рахматуллахи алейхи) рассказывает: «Несколько верующих, собравшиеся в небольшой мечети, стали сплетничать о некоем мусульманине, несмотря на мои уговоры и предостережения. Сам не заметив как, я, сказав нессколько слов, присоединился к ним. В ту же ночь мне приснился длинный черный, как смоль, человек с тарелкой свинины в руках. Указывая на содержимое тарелки, он сказал мне:

– Будешь это есть.

Я же ответил ему:

– Я мусульманин, в моей религии свинина считается нечистой, оскверненной. Нет, я не стану её есть.

Тогда человек мне сказал:

– Ты сегодня днем совершил еще более грязное дело. Эта свиннина по сравнению с тем, как ты поступил, гораздо чище.

Халид Раби (рахматуллахи алейхи), продолжая свой рассказ, добавил:

– Когда я проснулся, меня преследовал запах этого запретного мяса, а затем в течение сорока дней я еще ощущал тошноту во время еды».

О 119 ТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ

Давайте же и мы постараемся уберечь себя от такого порока, как злословие.

Зависть

Это слово выражает состояние человека, который не выноссит другого, испытывая чувство ревности к его успехам. Зависть – самая опасная болезнь, способная испортить отношения между людьми. Это чувство беспокойства из-за материального или духовнного превосходства другого человека и желание, чтобы тот человек потерял своё превосходство. Ученый Омар Насухи Бильман, коммментируя суру «Аль-Фаляк», дает такое определение завистника: «Завистник – это подлый по своей природе субъект, испытывающий ревностное чувство к благам другого человека и желающий, чтобы их у того не было. Он готов для этого предпринимать меры словом или делом, способные навредить другому человеку».127 Исходя из этого, нам становится ясно, каким скверным качеством характера является завистливость. Имам Газали выделил шесть основных причин зависти:

1. Гордость.

2. Враждебность.

3. Желание превосходства.

4. Страх упустить цель из рук.

5. Неодолимая жажда лидерства.

6. Безнравственность.

Зависть не к лицу зрелому мусульманину. Мусульманин, облладающий крепкой верой во Всевышнего Аллаха, не станет завиддовать своему брату по вере, его успехам, а напротив, он одобрит его и поздравит с успехом. Ибо совершенный мусульманин желает своему брату по вере того же, что и самому себе. Если же он посступает не так, значит, его вера еще не столь крепка, а моральный облик еще не столь безупречен. Истинному мусульманину присущи чувства любви и дружеской привязанности по отношению к брату по вере, а не ненависть и зависть. А там, где нет любви и привязаннности друг к другу, невозможны единство, взаимопонимание, покой

127. Толкование и перевод Корана, т. 8, 4119.

120 СЕМЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА

и порядок. А это значит, что и человеческие отношения там также не развиваются. Завистливость является одной из скверных черт характера, запрещаемых религией Ислам. Наш дорогой Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал так: «Избегайте чувства зависти. Ибо подобно тому, как огонь пожирает дрова, зависть уничтожает добрые деяния».128

А в другом хадисе наш Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал следующее: «Не питайте злобу друг к другу, не завидуйтте, не обижайтесь и не отворачивайтесь друг от друга. О рабы Аллаха! Станьте братьями. Не разрешается мусульманину держжать обиду на брата по вере больше трех дней».129

А если дело обстоит так, то давайте же не будем завистливымми, а прислушаемся к прекрасным, добрым советам нашего Проррока (саллаллаху алейхи ва саллям). Давайте не будем нарушать нашего единства, используя те или иные причины для этого.

В связи с этим, я бы хотел обратить ваше внимание на очень тонкий аспект. Исламские ученые считают, что есть разрешенный вид зависти. Он заключается в том, что человек желает удостоитьсся таких же или подобных благ и милостей, что и другой человек.130 К примеру, добиться знаний, как у ученого человека, стремиться приобрести добродетели и стать благочестивым, богоугодным челловеком. При этом человек не хочет, чтобы другой лишился этих милостей. А порицаемая зависть включает в себя желание, чтобы у другого человека не было никаких благ вообще. Не забывайте разнницу, существующую между этими двумя проявлениями чувства.

Расточительность

Расточительность (исраф) также запрещена нашей религией. Расточительность – это страшное несчастье, ведущее к обнищаннию, как отдельных людей, так и общества в целом. Это болезнь, ведущая к бесполезной, ненужной, неумеренной трате материальнных и духовных средств (богатств). Ислам, запрещающий всё то,

128. Фатхуль-Кабир, т. 1, 489.

129. Избранные хадисы, 2-ая книга, хадис № 67.

130. Омар Насухи Бильман, Большой сборник религиозно-житейских пра-

вил, обязательных для мусульман, 637.

О 121 ТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ

что может нанести вред человеку и обществу, наложил запрет на расточительство. Вот что говорится по этому поводу в Священном Коране:

َنيِفِرْسُمْلا ُّبِحُي َال ُهَّنِإ􀄁 ْاوُفِرْسُت َالَو ْاوُبَرْشاَو ْاوُلُكو

«…Ешьте и пейте, но не излишествуйте, ибо Аллах не люббит излишествующих». (Аль-А’раф, 7/31)

ًاروُفَك ِهِّبَرِل ُناَطْيَّشلا َناَكَو ِنيِطاَيَّشلا َناَوْخِإ􀄁 ْاوُناَك َنيِرِّذَبُمْلا َّنِإ􀄁

«Ибо расточители – братья шайтанов, а шайтан отплатил своему Господу [черной] неблагодарностью». (Аль-Исра, 17/27)

А наш дорогой Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) в связи с этим говорит так: «О верующий в Аллаха, береги свое добро и распоряжайся им разумно». «Умеющий беречь и экономить не буддет нуждаться никогда».131

Эти предписания демонстрируют нам, что расточительность воспринимается Исламом как скверное качество, и поэтому она заппрещена. Расточительность в наше время распространена на всех уровнях общества, этого нельзя отрицать. Только в одном производсстве хлеба есть потери, исчисляемые миллионами тонн пшеницы в год. Если не положить этому конец, то нас впереди ожидает ещё немало бед. Некоторые говорят: «Товар – мой, деньги – мои, кому какое дело?» Это ошибочный, противоречащий Исламу образ мыслли. Не надо забывать о том, что и добро, и имущество, и здоровье – все принадлежит Аллаху. Если им не знать цены, это может выззвать Гнев Аллаха, дарующего нам блага.

Расточительное поведение порождает в обществе чувство заввисти. А это может привести к ослаблению связей между людьми, и они будут относиться враждебно друг к другу. Это нанесёт вред единству и спокойствию в обществе и облегчит дело врагов нашей религии. Не забывайте, что не зря предки наши говорили: «Если тратить деньги неумеренно, то не хватит и целого состояния». Поээтому чтобы не впасть в нищету и не познать горя, следует избегать

131. Фатхуль-Кабир, т.3, 168

122 СЕМЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА

расточительности. Как прекрасны слова одного мыслителя, который сказал: «Не греши, дабы смерть твоя была лёгкой, не влезай в долгги, чтобы жить свободно». Тот, кто хочет жить свободно, должен быть не расточительным, а бережливым, хозяйственным и экономным.





Дата публикования: 2015-03-29; Прочитано: 141 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.016 с)...