Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Таким образом, ведя речь об образовательно-воспитательных системах, процессах, сферах, пространстве, необходимо упорядочить, структурировать информацию о них. Как мы пытались показать выше, структурная иерархия знания, относящегося к педагогической сфере, традиционная для советской педагогики (общая педагогика, дидактика, теория воспитания), не подходит для этих целей в современных, изменившихся условиях. Представления о структуре педагогических знаний, характерные для западной научной школы, не совсем адекватны сложившимся отечественным традициям.
Для объяснения этого феномена обратимся к истории развития термина «педагогика» и терминологическим дискуссиям, характеризующим традиции западной научной школы.
По мнению Ф. Бест, история педагогики как теоретической дисциплины тесно связана с историей педагогических учебных заведений. Так, во Франции курс педагогики был введен в 1883 г. Однако преподаватели вскоре почувствовали необходимость различать «общую педагогику», то есть систематическое и последовательное изложение философских основ педагогических доктрин Платона, Монтеня, Руссо, Монтессори, Ферьера, Декроли, Дьюи и др. и «специальную» или «практическую» педагогику, призванную помочь будущим учителям в преподавании той или иной конкретной дисциплины. Таким образом, можно было говорить о «педагогике математики», «педагогике чтения», «педагогике естествознания», восходящих к так называемому предметному уроку (lecon de chose).
Одновременно в университетах создавались кафедры педагогической науки, возглавлявшиеся философами, известными социологами, такими, например, как Дюркгейм, но отнюдь не педагогами. В результате произошло разделение между университетской элитой, занимавшейся педагогической наукой, и нормальными школами, на долю которых выпали практические аспекты педагогики.
К тому времени детская психология уже полностью сложилась в самостоятельную науку, труды Пиаже и Валлона получили мировое признание, особенно после Второй мировой войны, и педагогика претерпевает свое первое превращение — она становится «психопедагогикой». В 50-60-е гг. в университетах создаются кафедры психопедагогики. Однако в те же годы многие специалисты выступали против использования этого термина как «плохо продуманного и необоснованного».
В 1971 г. М. Дебесс и Г. Миаларе, пытаясь внести ясность в терминологические споры и освободить педагогику от ее двойственного и псевдонаучного статуса, предложили использовать термин «педагогические науки».
Безусловно, что касается статуса, педагогические науки обрели заметное преимущество благодаря определению границ и методов исследования, а также установлению связей с уже сложившимися научными дисциплинами. Следуя этой, тенденции, возрастная психология, когнитивная психология, социология образования, история педагогики и социальная психология воспитания утвердились как самостоятельные научные отрасли, в большей степени связанные с социальными науками, нежели с такой специфической областью, как педагогические науки. Следствием этого стала маргинализация термина «педагогика», тесно связанная с европейской традицией выхолащивания его первоначального содержания и фрагментации знаний о воспитании.
Параллельно с этой непроизвольной маргинализацией термина и понятия «педагогика» в 70-е гг. появилась тенденция отождествления ее с социальной психологией и даже «динамикой» малых групп.
Эти тенденции привели к еще одному существенному превращению: недирективная педагогика, взявшая за образец направление американской социальной психологии
К. Роджерса, стала претендовать на всеобъемлющую роль. Не следует недооценивать воздействия смешения одного из педагогических направлений и собственно педагогики, поскольку именно вокруг него возобновились в 1984 г. горячие споры. Желание раз и навсегда «покончить с педагогикой, намеренно смешивая ее с недирективным обучением» еще более обострилось и сказалось на педагогических исследованиях. Дискуссия эта касалась и терминологии.
Так, в английском языке термин «educational sciences» (педагогические науки) не нашел широкого применения и более широко используется словосочетание «educational research» (педагогические исследования). Дело не просто в терминологических различиях или трудностях перевода, так как само выражение «педагогические науки» известно в англоязычных странах давно благодаря Герберту Спенсеру, написавшему в 1861 г. книгу «Педагогика как наука». Разумно было бы предположить, что из-за огромного объема научных публикаций в англоязычных странах предпочтение отдается обсуждению результатов исследований, а не мировоззренческим проблемам, связанным с правомерностью названия и самого существования педагогических наук как таковых.
Что касается термина «педагогика», то он также не получил широкого распространения в английском языке. Соответствующая словарная статья отсутствует в «Британской Энциклопедии» (Encyclopaedia Britanica, 1985), а индекс отсылает читателя к статьям «Обучение», «Искусство как средство воспитания», «Философия образования» и «Социальные аспекты образования». Отсутствует такая статья и в «Международной энциклопедии образования» (International Encyclopedia of Education, 1985, 1989). В то же время французская «Универсальная энциклопедия» (Encyclopaedia Universalis, 1985) посвящает этой теме 15 страниц и 4 статьи.
По мнению М. Дебовэ (Дебовэ М. К полемике о природе педагогических наук // Перспективы, 1990, № 3. С. 77), во франкоязычных странах термин «sciences de l'education» (науки об образовании) утвердился в последние десятилетия и постепенно вытесняет термин «pedagogie» (педагогика). Аналогичные изменения происходят в ис- пано- и португалоязычных странах. Термин «педагогика», по-видимому, более прочно укрепился в немецком, в меньшей степени в итальянском языке. Но споры между сторонниками педагогической науки в единственном числе (Ersiehungswissenschaft) и педагогических наук во множественном числе (Ersienhungswissenshaften) не затухают.
Во франкоязычных странах дискутируется само содержание «наук об образовании»: область приложения нескольких дисциплин; комплекс смежных отраслей, сохраняющих неразрывные связи с дисциплиной — прародительницей, или же полноправная самостоятельная наука. Ограничительная концепция, преобладающая в настоящее время во Франции, выделяет дидактику из сферы наук об образовании и противопоставляет их педагогике. Термин «didaktik» заимствован из немецкого педагогического вокабуляра и означает знание взаимосвязи между содержанием обучения, учащимися и учителями. Постепенно множественное число «didactiques» вытесняет единственное, как бы подчеркивая, что конкретное содержание
каждого предмета так же значимо, как и способ презентации того или иного конкретного знания.
Таким образом, пройдя длительный путь развития, общая педагогика в структуре европейского научного знания стала либо философией образования, либо социологией образования, либо социальной психологией образования. С другой стороны, специальная педагогика превратилась в дидактику. Эти различные области, к которым следует добавить историю педагогики, когнитивную психологию и психосоциологию, объединены под названием «науки об образовании».
Следовательно, можно констатировать, что в рамках западной научной школы в течение последнего столетия произошел существенный пересмотр позиций, связанных с педагогической наукой. Возникло множество самых разнообразных и разноплановых наук, относящихся к сфере образования. Как видно из приведенного обзора, такая наука, как педагогика, фактически потеряла свой предмет и утратила свою значимость и свое место как отрасль научного знания. Однако и в других своих названиях науки об образовании связаны исключительно с образовательной сферой. Куда же исчезло понятие «воспитание»?
Дело в том, что процессы воспитания практически выключены из европейских институциональных образовательных структур. Поэтому воспитание не выделяется (на уровне государственной политики) в качестве структурного звена в работе образовательных учреждений. Сам же феномен «воспитание» конечно подвергается исследованию и изучению. Но исследуется он в двух практически мало связанных между собой направлениях. Первое направление рассматривает процесс воспитания либо в плане роста и развития человека вообще (педагогическая антропология), либо в плане определения его смысла, целей, социальных ориентиров и т. д. (философия воспитания). Второе направление имеет своей целью исследование и доведение до уровня практических рекомендаций способов и приемов межличностного взаимодействия взрослых с детьми разного возраста (детская и возрастная психология, психология общения); а также группового взаимодействия и взаимодействия с группой (социальная психология, социальная психология воспитания).
Таким образом, науки, связанные с воспитанием, также теряют свой предмет в ареале научной области, определяемой как «педагогика», и становятся либо философией воспитания, либо практической психологией воспитания.
В нашей стране, как известно, сложились иные подходы к воспитанию и образованию. На уровне государственной политики, традиционно, образовательные учреждения отвечали и отвечают не только за осуществление процессов образования, но и за воспитание детей в рамках этих учреждений. А такая наука, как педагогика, не только не утратила своего прежнего значения, но можно даже говорить о повышении ее статуса и рейтинга в ряду гуманитарных и социальных дисциплин. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что «педагогика» как учебная дисциплина с 1995 г. включена в обязательный гуманитарный образовательный стандарт вузов.
Хотя нельзя исключить и того, что изоляция советской педагогической науки от мировой в течение 70 лет просто затормозила тенденции «размывания» педагогической науки, наблюдающиеся в западном научном мире. Очевидно, эти тенденции скажутся в скором времени и на состоянии российской педагогической науки.
Наиболее употребляемыми сегодня классификациями педагогических наук являются следующие отечественные классификации:
1. По структуре:
История педагогики включает в себя изучение истории развития педагогических идей и историю развития образовательных систем в разных странах и у разных народов;
Теория педагогики включает в себя следующие основные разделы:
— общую педагогику — раздел педагогики, изучающий общие закономерности и принципы воспитания и образования, методологию и методику педагогического исследования;
— теорию образования и обучения (дидактику) — раздел педагогики, раскрывающий сущность, содержание, методы и средства обучения и контроля;
— теорию воспитания — раздел педагогики, раскрывающий сущность, закономерности, движущие силы воспитания, его структурные элементы;
— теорию организации и управления в системе образования — раздел педагогики; изучающий комплекс принципов, методов, организационных норм и технологических приемов управления образовательными процессами, направленный на повышение их эффективности.
Частные методики включают в себя методики обучения различным учебным дисциплинам, а также методику воспитательной работы.
2. По возрастному и предметному признакам:
— Дошкольная педагогика рассматривает проблемы обучения и воспитания детей дошкольного возраста, начиная с рождения ребенка.
— Школьная педагогика — одна из самых разработанных научных областей педагогики. Школьная педагогика занимается изучением проблем обучения и воспитания школьников разных возрастов.
— Педагогика профессионального образования рассматривает проблемы образования и воспитания учащихся и слушателей системы профессионального образования и переподготовки кадров.
— Педагогика высшей школы — отрасль педагогики, изучающая вопросы обучения и воспитания студентов высших учебных заведений, подготовки и переподготовки кадров для высшей школы.
— Производственная педагогика — отрасль педагогики, занимающаяся изучением наиболее оптимальных способов и приемов овладения производственными умениями и навыками.
— Военная педагогика — отрасль педагогической науки, занимающаяся поиском наиболее оптимальных способов и приемов подготовки к военным профессиям.
— Космическая педагогика — отрасль педагогической науки, занимающаяся поиском наиболее оптимальных способов и приемов подготовки к космическим профессиям.
— Социальная педагогика — отрасль педагогики, исследующая воздействие социальной среды на воспитание и формирование личности; разрабатывающая систему мероприятий с учетом конкретных условий социальной среды. Термин введен немецким педагогом А. Дистервегом в XIX в.
— Сравнительная педагогика — отрасль педагогики, занимающаяся сравнительным анализом содержания и процессов в области образования в разных странах с точки зрения определенных критериев. Термин введен в конце XVIII в. французским исследователем Жюльеном Парижским.
— Этнопедагогика — отрасль педагогики, занимающаяся исследованием и сравнением культурных, национальных, народных, этнических традиций образования и воспитания
— Геронтопедагогика — отрасль педагогики, исследующая особенности старческого периода жизни человека с точки зрения возможностей образования и воспитания людей пожилого возраста.
3. По ценностно-смысловому признаку:
— Авторитарная педагогика (педагогика необходимости) — направление в педагогике, рассматривающее пути и средства приобщения растущего человека к должному, познавательной или нравственной норме. Ребенок в этой педагогике — «предмет воспитания», «объект воздействия».
— Гуманистическая педагогика (недирективная педагогика) — направление в современной теории и практике обучения и воспитания, возникшее в конце 50-х—начале 60-х гг. XX в. в США как воплощение идей гуманистической психологии К. Роджерса. В основе этой педагогики — мотивация, интерес, потребности ребенка.
— Педагогика права — новое направление в современной педагогике, которое занимается изучением вопросов воспитания и обучения, построенных на принципе: права человека абсолютны, интересы государства относительны.
— Педагогика православная — педагогика, разрабатывающая вопросы обучения и воспитания подрастающего поколения в традициях православного христианства.
— Педагогика сотрудничества — направление в отечественной педагогике, в котором с середины 70-х гг. XX столетия стали возрождаться прогрессивные гуманистические идеи. Основные положения: отношения сотрудничества и взаимодействия с воспитанниками; учение без принуждения; идеи трудной цели, опоры, свободного выбора, опережения, крупных блоков, самоанализа и самооценки, создания высокого интеллектуального фона класса, личностного подхода.
4. По коррекционно-развивающему признаку:
Специальная педагогика (дефектология) — наука об особенностях развития и закономерностях обучения и воспитания детей, имеющих физические и психические дефекты:
— сурдопедагогика изучает закономерности обучения и воспитания глухих и слабослышащих;
— тифлопедагогика изучает особенности обучения и воспитания слепых и слабовидящих;
— олигофренопедагогика — проблемы умственно отсталых детей;
— Логопедагогика — исправление речевых дефектов;
Коррекционная педагогика:
— исправительно-трудовая педагогика занимается вопросами перевоспитания правонарушителей всех возрастов;
— кондуктивная педагогика ориентирована на работу с детьми- инвалидами и детьми с ограниченными возможностями. Термин введен венгерским ученым Пето;
— лечебная педагогика — отрасль педагогики, разрабатывающая медицинские и учебно-воспитательные приемы и средства, имеющие целью исправление (коррекцию) характера и личности аномальных и трудных детей. Термин введен В. П. Кащенко;
— превентивная педагогика изучает пути и методы предупреждения социальных отклонений среди подростков и молодежи;
— реабилитационная педагогика разрабатывает вопросы педагогического воздействия на больного или труднообучаемого ребенка с целью оптимизации эмоционального состояния, интеллектуальной деятельности, ликвидации педагогической запущенности.
Педагогика особой одаренности — сравнительно новая отрасль педагогики, занимающаяся изучением педагогических подходов в работе с одаренными детьми.
ТЕМА 2. ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС: ИСТОЧНИКИ, ЦЕЛИ, СОДЕРЖАНИЕ
§ 1. Развитие и формирование личности
Характеристику образовательно-воспитательного процесса начнем с разведения понятий: «развитие» и «формирование» личности, их взаимосвязи с понятиями воспитание и образование. Развитие личности определяется как «процесс закономерного изменения личности в результате ее социализации» (Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь., М,, 2000). Таким образом, ключевым словом в этом определении, являющимся одновременно синонимом термина «развитие», является «изменение». При этом изменение может быть не только позитивным, прогрессивным, но возможно и репрессивное изменение, когда, скажем, речь идет о старении, увядании, деградации. Следовательно, термин «развитие» относится ко всему процессу жизнедеятельности человека: от рождения до смерти. Термин «формирование» определяется как «процесс становления личности под влиянием внешних воздействий воспитания, обучения, социальной среды» (там же, с. 160). Корнем термина «формирование» является «форма» — как нечто более или менее устойчивое. Следовательно, развитие происходит в течение всех фаз жизни человека, формирование же связано лишь с первой фазой — фазой стабилизации, придания определенной формы конституции, характеру, внешнему облику человека. Попробуем на основании этого вывода определить основные тенденции индивидуального развития личности, выходя на построение индивидуальной траектории развития (рис. 2).
В первой фазе жизни процесс развития наиболее интенсивен: ребенок, человек накапливает огромное число индивидуальных качеств и свойств. Эту фазу можно обозначить фазой формирования. Далее процесс индивидуального развития несколько замедляется, траектория развития приобретает более пологую форму. Эту фазу можно обозначить фазой совершенствования. В этом периоде жизни человек совершенствует, изменяет те качества, которые были получены на первом этапе формирования. И, наконец, завершение жизненного пути характеризуется, как правило, некоторым снижением жизненных функций (памяти, внимания, старения организма в целом), что связывают с фазой деградации.
позитивные качества
и свойства личности
Таким образом, в процессе развития личности можно (хотя и довольно условно) выделить три возможные стадии (фазы) этого процесса: формирование, совершенствование и деградацию. Совершенно очевидно, что деградация — отнюдь не обязательная фаза и она далеко не всегда связывается со старческим возрастом. Деградация может наступить и на этапе формирования личности (в случае тяжелых жизненных потрясений, алкоголизма, наркомании и т. д.). Более того, деградацию можно преодолеть («выйти» из нее) посредством активной деятельности самой личности, изменения жизненных условий, помощи окружающих. В этом случае траектория развития личности будет такой, как изображено на рис. 3.
В случае нескольких жизненных кризисов может быль несколько «провалов» (связанных с деградацией) на траектории развития. Таким образом, у каждого человека выстраивается индивидуальная траектория развития.
Однако в своем идеальном варианте она не должна содержать фазы деградации (рис. 4), поскольку до конца жизни человек может сохранять не только трудоспособность, но и способность к совершенствованию и прогрессивному развитию, чему можно найти массу примеров в истории и современности (Ганди, мать Тереза, Л. Н. Толстой и др.).
Следовательно, можно сделать вывод о том, что конечной целью воспитания, которое в большей степени реализуется на первой стадии (формирования личности), является его отрицание на стадии со-
вершенствования, но воспитание в целом как результат формирования оказывается целесообразным лишь в том случае, если личность не выходит на стадию деградации.
позитивные качества
и свойства личности
Выявив общие тенденции развития личности, можно переходить к трактовке педагогических понятий в разных философско-мировоз- зренческих системах или в рамках разных модельных представлений. Эти модели описываются во многих философско-педагогических работах последних лет, в частности в работах П. С. Гуревича, К. Н. Лю- бутина, А. Л. Беляевой и др. Имеется в виду теоцентрическая, натур- центрическая, социоцентрическая, антропоцентрическая модели педагогического процесса. В самих названиях моделей явно обозначен центр — та точка отсчета, которая лежит в основе их построения: в основе социоцентрической модели — «социо» (общество); натур- центрической — «натура» (природа); теоцентрической — «тео» (божественное начало); антропоцентрической — «антропос» (человек). Рассмотрим последовательно сущность этих моделей с точки зрения основных педагогических категорий.
§2. Социоцентрическая модель образовательно-воспитательного процесса
Для выяснения смыслообразующего начала этой модели обратимся к терминологии. Одним из корней термина «социоцентрический» является «социо» (societas — лат.) — корень, обозначающий «общество». Следовательно, социоцентрическая модель воспитания — это такая модель, в основу которой положены цели воспитания, исходящие не от индивида, а от общества, социума.
Основоположником социоцентрической модели можно назвать Аристотеля, который впервые в истории выдвинул идеи об универсальности этапов развития человека, а соответственно и об универсальности (одинаковости) процессов обучения и воспитания для всех. Как известно, Аристотель выдвинул идею о трех этапах формирования человека, впервые предложив возрастную периодизацию: от рождения до 7 лет душа ребенка находится на растительной стадии (ей соответствует физическое воспитание; от 7 до 14 лет душа находится в животном состоянии (ей соответствует нравственное воспитание); и лишь с 14 лет душа переплавляется в разумную или волевую (чему соответствует умственное воспитание).
Социоцентрическая модель возникла в противовес представлениям об изначальном неравенстве людей, была очень прогрессивна, поскольку доказывала, что все люди, а следовательно, и все дети должны иметь равные права и возможности для развития. Однако какие же на основании этого гуманистического тезиса делались выводы уже в более поздние исторические времена? Поскольку общество не в состоянии обеспечить всем своим гражданам равных возможностей для развития, то необходимо всех детей, независимо от их происхождения, изъять из общества, поместить на острова (желательно до этого необитаемые), как это виделось Т. Мору, или разместить где- то за городом (главное — оградить от влияния общества), создать детям равные условия, поставить хороших воспитателей и учителей, четко и неукоснительно выполняющих «социальный заказ», а когда дети вырастут — возвратить их в общество, и именно они будут переустраивать государственное устройство на новый, справедливый лад. Причем не только социалисты-утописты придерживались этой идеи. Судя по педагогическим дискуссиям 20-х гг., в нашей стране существовали довольно реальные планы создания так называемых «Детских городков», в которых дети воспитывались бы отдельно от родителей. Идею создания подобных детских домов можно найти и у А. С. Макаренко: «Детский дом, и только детский дом, есть будущая форма советского воспитания... Только детский дом, наполненный здоровым детством, знающим, что где-то на фабрике работают отец и мать, имеющие с ним связь и не лишенные ласки матери и заботы отца, только такой детский дом будет настоящим советским соцвосом...»
В нашей стране социоцентрическая модель воспитания в целом сложилась в 30-е гг. XX столетия. Для нее характерны: единое содержание обучения; организационно-методическое единообразие учебной и воспитательной работы; изоляция школьного воспитания от реальной жизни; вырождение детской самодеятельности; подчинение авторитарному учителю и др. Последующей достройке социо- центрической модели способствовали введение единых обязательных учебников, централизованное определение наименований и содержания воспитательных мероприятий, утверждение устава школы, спущенного сверху и обязательного как для учителей, так и для всех учащихся, введение единой формы одежды для школьников.
Таким образом, чем более тоталитарным является государство, тем ближе системы его образования приближаются к социоцен- трической модели. Кроме примеров Древней Спарты и Советского Союза сюда же можно отнести системы образования фашистской Германии и других милитаризованных государств. Основной особенностью такой модели является четко выраженный социальный заказ образованию.
Характеристики современной социоцентрической образовательной модели можно сформулировать следующим образом: имеется определенная цель, поставленная перед воспитанием в виде модели личности с определенным набором параметров, определяемых либо группой (достаточно многочисленной) людей, представляющих собой какую-либо социальную общность, либо обществом в целом; практическая реализация цели воспитания требует определенной модели формирования личности (развития, образования, воспитания), представленной чаще всего в форме ступеней, этапов формирования с заранее заданными параметрами, которые являются промежуточными при определении «правильности» развития личности в соответствии с конечной целью. При этом в качестве обоснования модели формирования берется либо гипотетический конструкт (модель образования Томаса Мора, Т. Кампанеллы), являющийся продуктом мысле- деятельности отдельного человека или группы людей, разработчиков модели, на основе определенной, чаще всего философской, идеологической доктрины; либо эмпирический опыт (образовательные модели Я. А. Коменского, Дж. Локка, А. Дистервега, К. Д. Ушинского и других известных педагогов-практиков); либо определенная психологическая теория, выявляющая, закономерности развития психики, интеллекта, двигательной активности и т. д. и т. п. В любом случае разрабатываемая образовательно-воспитательная модель претендует на универсальность применения, поскольку основывается на выявлении наиболее общих закономерностей развития, отбрасывая, как малосущественные, индивидуальные различия. Собственно все теории, разрабатываемые в русле социоцентризма, имеют два наиболее существенных отличия от теорий, разрабатываемых в русле других образовательных моделей, а именно: наличие внешне задаваемой образовательно-воспитательной цели и модель формирования личности, претендующей на универсальность применения.
Именно поэтому все теории, относящиеся к социоцентрическим, легко выделяются на уровне теоретического анализа. Имеющиеся между ними отличия позволяют сгруппировать их по следующим направлениям: 1) теории, развиваемые в русле «ранней» педагогической антропологии; 2) теории, развиваемые в русле эмпирической педагогики; 3) психологические теории, выявляющие возрастные изменения психики, поведения, интеллекта, а также психологические теории научения.
По сути дела ранняя педагогическая антропология, к основателям которой можно отнести наших соотечественников Н. Г. Чернышевского и К. Д. Ушинского, в качестве основополагающей идеи предлагала объединение сведений из разных наук применительно к педагогическому процессу для его более оптимального построения. При этом образовательный процесс мыслился в рамках традиционной педагогической парадигмы, рассматривающей образование как трансляцию опыта. Более глубокое знание физиологии, психологии, этнографии, географии и пр. должно было, по мнению создателей педагогической антропологии, помочь педагогам более целесообразно и эффективно выстраивать образовательные практики.
К теориям, развиваемым в русле эмпирической педагогики, можно отнести классно-урочную, предметную систему обучения, разработанную в свое время Я. А. Коменским, ее дополняли и развивали многие и многие, известные и неизвестные педагоги на протяжении последних трех столетий. Собственно, практически все педагоги, оставившие какой-то след в истории педагогики вплоть до начала нынешнего столетия, так или иначе «работали» на социоцентриче- скую модель, отыскивая эмпирическим путем проб и ошибок наиболее интересные методы, способы, приемы обучения и воспитания, которые можно было бы эффективно применить в любой ситуации, к любому ребенку, независимо от его индивидуальных особенностей. В своеобразную педагогическую «копилку» попадали эмпирическим путем установленные закономерности и правила, отвечающие требованиям традиционной педагогической парадигмы. Из числа последних, наиболее интересных из них, можно назвать систему опережающего обучения и комментированного управления
С. Н. Лысенковой, систему крупноблочного с применением опор обучения В. Ф. Шаталова, систему быстрого чтения В. Н. Зайцева и другие, подобные им.
Однако, пожалуй, самую характерную картину, соответствующую социоцентрической модели воспитания, мы можем получить, анализируя работы и деятельность А. С. Макаренко, которые также можно отнести к разряду эмпирических. Разработанные и опробованные им на практике теория и методика формирования детского коллектива позволяют со всей очевидностью выделить как плюсы, так и минусы социоцентрической модели.
Руководствуясь общими принципами построения советского социалистического государства. А. С. Макаренко исходил из того, что
решающее значение имеют новые цели воспитания. Под целями воспитания он понимал не цели отдельных мероприятий, а всю «программу человеческой личности, программу человеческого характера», причем в понятие характера он вкладывал «все содержание личности, то есть и характер внешних проявлений и внутренней убежденности, и политическое воспитание, и знания — решительно всю картину человеческой личности».
Макаренко четко формулировал цель воспитания в виде определенной, достаточно жестко очерченной модели личности, исходя из потребностей общества на то время и в том понимании, которое было тогда доминирующим. Причем в цель (модель) он включал все возможные характеристики личности, добиваясь как раз того, чтобы на первый план выходил не интеллект, а качества, присущие человеку- гражданину, живущему в обществе, подчиняющемуся его законам и озабоченному усовершенствованием этого общества.
Всю систему воспитания А. С. Макаренко пытался технологи- зировать, усматривая большое сходство «между процессами воспитания и обычными процессами в материальном производстве». Он предлагал ввести то, что можно обозначить как госстандарт в воспитании, и строго спрашивать с тех, кто этот стандарт не выполняет.
А. С. Макаренко разработана целостная методика формирования детского коллектива, выявлены и подтверждены практикой законы, принципы, основные этапы этого процесса, условия его наиболее плодотворного протекания, разработаны требования к педагогам, осуществляющим этот процесс. Таким образом, им создана целостная система сознательного управления развитием личности на основе четко заданных конечных и промежуточных параметров, алгоритмизации шагов движения с четким предписанием законов, правил поведения всех субъектов этого процесса на каждом этапе движения.
К психологическим теориям, развиваемым в русле социоцентрической модели, можно отнести когнитивную психологию Ж. Пиаже, бихевиоризм, теорию поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина и Н. Ф. Талызиной, теорию формирования морального сознания личности Л. Кольберга, теорию и технологию развивающего обучения В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина и др.
Как известно, Ж. Пиаже принадлежит теория стадийного умственного развития детей. Она объясняет процесс познания в рамках традиционной педагогической парадигмы. Пиаже высказал предположение и о тесной связи умственного и морального в целостном процессе формирования личности. Л. Кольберг продолжил разработку идей Ж. Пиаже и предложил в качестве основы нравственного воспитания схему поэтапного развития морального сознания.
Основной вывод Кольберга сводится к тому, что во всех культурах, независимо от степени их зрелости, существуют одинаковые, инвариантные формы нравственного мышления индивидов, универсальные моральные принципы, нормы и ценности. «Все индивиды во все эпохи опираются на одни и те же моральные категории, понятия или принципы; все индивиды в любой культуре проходят один и тот же путь морального развития, одни и те же стадии, хотя они и различаются в темпах и во времени этого развития».
Идеи оперантного поведения Скиннера также вписываются в рамки идей, развиваемых в русле социоцентрических образовательных моделей. По мнению Скиннера, необходимо создать специальную науку о поведении, которую он называет «технологией поведения», в соответствии с которой активная деятельность человека достигается системой подкрепления, или оперантным поведением, суть которого состоит в том, что действие, вызванное внешними стимулами (положительными или отрицательными), повторяется. «Хорошо сформированная цивилизация — это совокупность факторов подкрепления. Члены этой цивилизации ведут себя таким образом, чтобы ее поддерживать, давая ей возможность преодолевать разного рода неожиданности и изменять ее для того, чтобы она более эффективно функционировала в будущем». Отсюда следуют практические рекомендации Скиннера — манипулировать человеком в нужном обществу направлении. Подобно тому как общество планирует часы работы людей, оно планирует и их поведение.
Разработанные на основе скиннеровских идей система программированного обучения, теория поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина и Н. Ф. Талызиной, технология модульно- рейтингового обучения и некоторые другие, хотя и являются довольно разномасштабными явлениями в рамках исторического психолого- педагогического подхода, тем не менее достаточно полно характеризуют и добавляют недостающие штрихи к общему «портрету» современной социоцентрической модели педагогической деятельности.
Траектория формирования личности в социоцентрических модельных представлениях выглядит так, как изображено на рис. 5.
Дата публикования: 2015-03-29; Прочитано: 3145 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!