Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Развития современного человекознания



Поскольку педагогика относится к разряду гуманитарных, че- ловековедческих наук и неразрывно связана с осознанием и пони­манием места и роли человека в современном мире и поскольку XX в., по мнению большинства ученых (и не только гуманитариев), можно считать, в какой-то степени, переломным в этом отношении, то тенденции развития современного человекознания, проявившиеся на рубеже тысячелетия, самым непосредственным образом будут сказываться (и уже сказываются) и на изменении основных педа­гогических понятий, категорий, закономерностей и взаимосвязей, а следовательно, и на изменении педагогики как науки в целом.

В связи с тем что тенденции, проявляющиеся в общемировом пространстве, не всегда совпадают с тенденциями, проявляющимися в нашей стране, а в некоторых случаях эти тенденции имеют пря­мо противоположную направленность, возникает необходимость их отдельного рассмотрения. Начнем с рассмотрения общемировых, об- щецивилизационных тенденций, характеризуя каждый раз направ­ленность и особенности их проявления в нашей стране.

1. Появление нового мышления, осознание новой роли и места человека в мире. Эта тенденция связана, прежде всего, с изменени­ем критериев, по которым судят о богатстве и могуществе отдель­ных стран. Если во все предшествующие века такими критериями являлись, как минимум, обширность контролируемых территорий, вооруженность и количественный состав армии (воспользовавшись этими критериями сегодня, мы с удивлением обнаружим, что самой богатой и могущественной должна быть наша страна), то в настоя­щее время основным критерием могущества является количественное и качественное владение и скорость разработки новых технологий, а они, в свою очередь, связаны с уровнем развития науки, с количе­ством ученых, способных разработать новые подходы и технологии. Не зря такое распространение получило выражение «утечка умов». Таким образом, мы начинаем понимать, что главное богатство любой страны — это человек, а главный способ повышения могуще­ства и благосостояния страны — повышение уровня образования населения, развитие творческих способностей отдельного человека. Следовательно, вложения в образование сегодня — это не затраты, а инвестиции, способные дать довольно быстрый экономический эф­фект. Те страны, которые понимают это, довольно быстро выходят на передовые рубежи прогрессивного развития (Япония, Южная Корея). К сожалению, к нашей стране это не относится в полной мере.

2. Чрезвычайно интенсивное развитие наук о человеке. История развития науки и научных открытий показывает, что первоначальные открытия делались в области математики (абстрактных величин), за­тем в области физики, астрономии, химии, географии (неживые объ­екты природы), где закономерные связи и зависимости носят прямой линейный характер, XX-й век — век открытий в области биологии (живые объекты природы). Ученые предсказывают, что следующий век будет веком открытий в человекознании,, то есть в области пси­хологии, педагогики, гуманитарных и социальных наук. Уже сделан­ные биологические открытия, в частности открытие такого явления, как клонирование, исследование генома человека, дают основание утверждать, что жизнь как отдельного индивида, так и человечес­кого социума может в очень сильной степени измениться, точно так же будут меняться наши представления о ресурсных, скрытых, по­тенциальных возможностях человека, а соответственно, и о целях, содержании и способах воспитания и образования человека.

3. Изменение социально-политической ситуации в мире:

а) «взросление» человечества, выражающееся в изменении при­нципов разрешения конфликтных ситуаций: принцип силы («мень­шинство подчиняется большинству») постепенно замещается при­нципом консенсуса (до тех пор, пока хоть один участник переговоров не будет готов принять на себя добровольное согласие, переговоры будут продолжаться), по крайней мере, при решении глобальных мировых проблем. Это, в свою очередь, приводит и к изменению принципов взаимодействия и взаимоотношений взрослых и детей:

б) «глобализация» мира и поликультурный характер коммуника­ций обозначает изменение восприятия мира в целом. Если в пред­шествующие времена и эпохи отдельный человек мог всю жизнь прожить в сравнительно замкнутом и ограниченном территориаль­ном пространстве, то возникновение трансатлантических корпора­ций, авиалайнеров, позволяющих за считанные часы пересекать кон­тиненты и океаны, компьютерной интернет-связи превращает мир, по образному выражению ЮНЕСКО, в «глобальную деревню», что приводит к очень интенсивному развитию процессов мировой инте­

грации. Ярким тому подтверждением является объединение Европы, довольно частое употребление выражений «мир без границ», «граж­данин мира» и подобных. Процессы интеграции имеют как позитив­ное значение (мир без войн и конфликтов), так и сложно прогнози­руемое негативное значение (стирание национальных, культурных, языковых традиций). Эта тенденция требует расставления иных ак­центов при выработке приоритетов в воспитании подрастающего по­коления.

2. Изменение социально-экономических условий жизни чело­века:

а) изменение бытовых условий жизни отдельной семьи, переход на качественно новый уровень жизни, связанный с высвобождением человека от тяжелого физического труда по обеспечению бытовых условий, превращение «дома» в место отдыха и общения членов се­мьи друг с другом. К сожалению, процесс коммуникаций на уровне «человек—человек» замещается зачастую коммуникацией на уровне «человек — техника» (телевизор, компьютер, телефон), что приводит к усилению чувства одиночества, изолированности и тревожности (особенно это касается членов семьи, в меньшей степени включен­ных в общественные связи и отношения вне дома — (пожилых лю­дей, домохозяек, детей);

б) изменение взаимоотношений между членами семьи: переход от патриархально-авторитарных отношений зависимости членов се­мьи друг от друга (в первую очередь — экономической) к эгалитар­ным (равноправным, партнерским) отношениям. Причем «выравни­вание» отношений относится не только к взрослым членам семьи, но и взаимоотношениям на уровне «взрослый-ребенок», что свидетель­ствует о явном проявлении тенденции гуманизации воспитательных отношений.

3. Изменение фенотипа человека:

Прежде всего необходимо затронуть проблему акселерации, выра­жающуюся в интенсивном физическом росте подрастающего организ­ма, более раннем физическом и половом созревании молодых людей. Исследования, проводившиеся во многих странах мира (Tanner J. М. Phisical Growth. In: Carmichael's Manual of Child Phisychology. New York: Wiley, 1970; Rodney Stark. Sociology. Belmont, California, 1989), показывают, что столетие назад большинство людей достигало свое­го взрослого веса и роста не ранее 25-летнего возраста. Сегодня же большинство людей завершает свой рост к 18 годам, а половой зре­лости достигают в 12-13 лет по сравнению с 17-18 годами столетие назад. Ученые пытаются выяснить причины акселерации, однако нас в большей степени волнуют их последствия, оказывающие влияние на образовательный процесс.

В первую очередь, последствия раннего созревания сказываются на изменении сексуальных норм. Если в прежние времена воз­раст половой и социальной зрелости практически совпадал, а регу­ляция социальных и сексуальных норм осуществлялась посредством брака, то увеличение возрастного разрыва биологического и соци­ального созревания до 10 лет и более приводит к тому, что традици­онный образ действий в отношениях «сексуальная зрелость — свадь­ба» становится все более неприемлемым. Результатом этого явился великий сдвиг в сексуальных нормах. Предсупружеское сексуальное поведение сейчас широко распространено и уже завоевало значи­тельное социальное признание как во всем цивилизованном мире, так и у нас в стране.

Может возникнуть вопрос: какое отношение имеет сексуальная революция к воспитательно-образовательной сфере? На наш взгляд, прямое. Если раньше сексуальные отношения были свойственны ис­ключительно «взрослому» возрасту, а на сексуальные отношения на­кладывалось определенное «табу» до момента взросления, имеющего четко определенные границы, то теперь, когда граница нарушена, размыта, размываются и нормы «взрослости». Взрослые раньше име­ли определенные преимущества, а следовательно, обладали большим авторитетом и властью над детьми, которым некоторые вещи были категорически запрещены. Изменение сексуальных норм приводит к потере преимуществ, а следовательно, к потере власти над детьми. Непререкаемость и властность становятся все менее характерными во взаимоотношениях «взрослый — ребенок».

Акселерация приводит не только к изменению сексуальных норм. Нельзя забывать еще об одном немаловажном факторе, а именно о том, что согласно традиционным представлениям, когда человек становится достаточно большим (по росту и комплекции), полагают, что он достаточно взрослый и по годам. По этой причине невысокие взрослые имеют определенные проблемы по поводу своей взрослос­ти. Однако сегодня молодые люди достаточно высоки задолго до того момента, когда их в действительности можно считать взрослыми.

Это опять же создает проблему авторитета взрослых, поскольку он для детей всегда основывался на том, что взрослые выше и сильнее. Многие проблемы авторитета в школах и семьях, по данным М. Тру- зи (Truzzi М. Liiiputians in Gullivers Land: The social role of the Dwarf. In: Sociology and everyday life. Englewood Cliffs. N. J. 1968), обост­ряются именно потому, что подростки сейчас по внешнему виду не отличаются от взрослых.

Таким образом, трансформация социальных условий жизни, при­водящая к изменению фенотипа человека, самым кардинальным об­разом сказывается и на изменении воспитательно-образовательной сферы, по крайней мере, в той ее части, которая касается отноше­ний «ребенок — взрослый». На смену взаимоотношениям, основан­ным на безукоснительном и безоговорочном выполнении требова­ний взрослых, авторитете, зиждившемся исключительно на внешних признаках, постепенно приходят взаимоотношения, в основе которых совсем другие принципы поведения. Это вовсе не означает, что авто­ритет силы и безграничной власти над детьми окончательно ушел в прошлое, его проявления можно наблюдать и сегодня, однако наряду с ним гораздо большую популярность завоевывают другие виды ав­торитета. Очевиден переход от примитивного — авторитетен тот, кто сильнее (физически) — до более цивилизованного и более полифо- ничного авторитета. Авторитет единый для всех практически пере­стал существовать, на его место приходит многоликий авторитет, множественность различных видов авторитета, плюрализм в приня­тии или непринятии определенного авторитета. С одной стороны, это свидетельство цивилизованного роста свободы человека, признание прав личности, прав ребенка, а с другой — приспособиться к изме­нившимся «правилам игры» многим людям довольно непросто.

К чему приведут последствия этих ухудшений в образовательно- воспитательной сфере можно только предполагать. С одной стороны, уменьшение количества детей в семье, ухудшение их здоровья не может не привести к усилению тенденции более щадящего отноше­ния к детям, в том числе и в учебно-воспитательных учреждениях.

С другой стороны, резкое и довольно сильное расслоение об­щества на бедных и богатых, необходимость пробивать себе путь молодому поколению не может не привести к определенной страти­фикации образовательных систем, к ужесточению конкурентных ус­ловий. в которые вынужден будет включаться молодой человек при

получении образования. Вспышки агрессии и жестокости не толь­ко в подростковой и молодежной среде, но и со стороны взрослых (зачастую родителей и учителей) по отношению к детям являются все более частым явлением. Нередко это способ «разрядки», снятия психологического напряжения, психологической защиты от невыно­симых условий существования, в которые поставлена немалая часть взрослого населения.

6. Более терпимое отношение (толерантность) к проявлению не­ординарности мнений, в поведении и внешнем облике отдельных лю­дей. Последние годы характеризуются значительно более терпимым отношением к людям, имеющим отличную от мнения большинства точку зрения по поводу каких-то явлений и процессов. Если во все предшествующие времена нетерпимость к инакомыслию проявля­лась в очень жестких формах (вспомним религиозную нетерпимость, идеологическую нетерпимость во времена фашизма, сталинизма, то сегодняшнее время характеризуется плюралистическим принятием разных точек зрения, касается ли это политики, идеологии, религии и пр. (коммунизм, капитализм, христианство, буддизм и пр.). При­чем толерантность проявляется не только в отношении политики, идеологии и религии, но и в вопросах, касающихся нормы и патоло­гии в психиатрии (столетие назад шизофрения, например, считалась тяжелым психическим заболеванием, сегодня же, по данным ВОЗ, у 95% населения, в той или иной степени, можно выявить симптомы этого заболевания), поведенческих реакций (гомосексуализм, вуйяе- ризм), внешнего вида (хиппи, панки) и пр. Таким образом, проис­ходит определенное стирание грани между «нормой» и «патологией», что ведет к усложнению целей педагогической деятельности. Если раньше совершенно определенно были определены нормы «хороше­го» и «плохого» и это давало взрослым «путеводную нить» в воспи­тании детей и молодежи, то теперь, когда грань между «хорошим» и «плохим» стирается, осуществить процесс педагогического целепола- гания чрезвычайно сложно.

7. Лавинообразное нарастание информации и изменение средств коммуникации. Столетие назад человек, в процессе своего образо­вания, получал знания, которых хватало на всю оставшуюся жизнь. Изменение информации шло крайне медленно. Сегодняшнее время определяется как время информационного бума, информационного взрыва. Информация стареет, не успевая дойти до своего потребителя, особенно это относится к научно-технической, профессионально ориентированной информации. Отсюда возникает проблемы отбора содержания образования. Как совершенно справедливо замечает

П. Г. Щедровицкий: «понимание того, что человек обременен быстро устаревающими и нефункциональными знаниями, умениями и навыками; понимание того, что чем больше человек знает и умеет, тем он слабее по отношению к постоянно меняющемуся миру; по­нимание того, что наиболее гибким, мобильным и сильным является тот, кто умеет превращать пространство своего интеллекта в «чистый лист бумаги», понимание того, что самой важной оказывается фун­кция забывания, стирания, и именно способность осуществить эту функцию делает человека участником процесса развития — все это является симптомами тихой революции, которая произошла в сфере педагогики».

8. Необходимость постоянно доучиваться, переучиваться, изме­нять свою жизнь. Общеизвестно, что если до конца XIX в. требо­вания к формам производственно-практической деятельности меня­лись приблизительно с той же частотой, что и поколения, то сегодня отдельному человеку приходится несколько раз менять специализа­цию и даже профессию на протяжении своей жизни.

По мнению П. Г. Щедровицкого, произошло существенное рас­согласование цикла жизни человека и циклов жизни его занятий (специализаций, профессий). В этих условиях существование вре­менного разрыва, связанного с разработкой учебных материалов, учебных предметов и учебных дисциплин, а также необходимость долговременной подготовки человека к выполнению сложных видов деятельности превратилось в самостоятельную проблему. Мало того, что человек учится в течение 15-18 лет (что соразмерно его трудо­вому циклу), но к тому времени, как он освоит определенный тип деятельности, эта деятельность уже может перестать существовать как общественно значимая специализация. Циклы жизни учебных программ разошлись с циклами социальных и рабочих функций (специальностей, профессий).

В конце прошлого века была сделана попытка преодолеть этот разрыв за счет создания системы переподготовки кадров и повыше­ния квалификации, но эта стратегия оказалась малоэффективной. На современном этапе стратегия функционирования сферы образо­вания, ориентированная на подготовку людей для выполнения ими конкретных частичных функций внутри производственных процес­сов, отвергается везде в мире.

Связано это с тем, что сама человеческая совокупная деятельность принципиально изменилась, изменились принципы ее функциональ­ной организации, совершенно исчезла та фабрика и тот конвейер, которые были характерны для начала XX века. Людям все больше приходится управлять технологиями и строить коммуникацию друг с другом для достижения общих целей, а значит им необходимо ориен­тироваться в знаниевом пространстве, уметь без сожаления отказаться от сложившихся стереотипов и форм поведения и мышления. Как совершенно справедливо замечает П. Г. Щедровицкий: «наша задача состоит не в том, чтобы стереть предыдущие формы деятельности, а в том, чтобы из этого выросло следующее состояние (про которое мы ничего не можем сказать), не закрывающее пути дальнейшего развер­тывания (направленность которого нам не известна)». Таким образом, в области профессиональной подготовки можно констатировать пере­ход от принципа стабильности к принципу мобильности.

9. Возрастание образовательного уровня населения и образова­тельного ценза. XX в. характеризуется весьма интенсивным и значи­тельным повышением образовательного уровня населения планеты и возрастанием образовательного ценза (обязательного уровня обра­зования) в наиболее цивилизованных странах мира. Достаточно ска­зать, что за период с 1971 г. по 1994 г. количество студентов в США увеличилось с 6,2 млн до 8,9 млн, в Англии — с 0,2 до 0,5 млн, во Франции — с 0,7 до 1,4 млн чел. Увеличение количества образо­ванных людей должно приводить и приводит к изменению образо­вательной стратегии в целом. Стратегической целью преобразований в области образования является поиск гибкой, динамично развиваю­щейся модели образовательной системы, включающей в себя как об­щие (инвариантные) компоненты государственной образовательной системы в уровневой иерархии «по вертикали» (от детского сада до послевузовского образования взрослых), так и специфические для отдельных территорий компоненты в их взаимосвязи «по горизонта­ли» (профильное многообразие) в зависимости от географических и национально-этнических особенностей региона, сложившихся тра­диций, потребностей и возможностей населения и региона с целью усиления гармонизирующего эффекта нововведений, усовершенс­твований и трансформаций.

Развитие образовательных систем предполагает:

— развитие общественного и личного осознания образования как ценности, то есть мотивированного и стимулированного отноше­ния территориального сообщества и отдельного человека к уровню собственного образования, его качеству;

— формирование, устойчивое функционирование и развитие образования как системы, то есть взаимосвязанного множества об­разовательных (государственных и негосударственных) учреждений, различающихся по уровню и профилю, но обладающих в своей со­вокупности такими инвариантными качествами, как гибкость, дина­мичность, вариативность, преемственность, целостность;

— прогрессивное развитие образования как процесса, то есть технологизированного продвижения от целей к результату посредс­твом личностно-социального взаимодействия педагогов и учащихся, что предполагает персонифицированное, эмоционально-мотивацион- ное совершенствование личности и деятельности педагога:

— выведение на качественно новый уровень образования как результата, включающее в себя повышение уровня функциональной грамотности (грамотности, доведенной до общественно и личностно необходимого максимума), профессиональной компетентности спе­циалистов разного профиля и общекультурного уровня разных кате­горий населения.

Таким образом, за прошедшее столетие представление об обра­зовании, о возможностях человека трансформировалось коренным образом.

В рамках традиционной педагогической парадигмы, существую­щей практически без изменения со времени Яна Амоса Коменско- го, образование представлялось как трансляция социального опы­та, культуры, накопленных предшествующими поколениями, новым идущим на смену поколениям. Машина образования, как трансляции опыта, работала в течение нескольких веков практически без срывов: одни отбирали содержание передаваемых сведений, «загоняли» его в учебники и учебные программы, другие целенаправленно занима­лись поиском оптимизированных технологий обучения, конкретных методик преподавания, третьи — обучали всему этому учителей. А учителя успешно выступали в роли «трансляторов». Основные принципы, на которых основана вся традиционная педагогическая парадигма, сводились к оптимизации, интенсификации, унификации

учебно-воспитательного процесса (подразумевающей типизацию про­грамм и массовость обучения), что фактически значительно удешев­ляло систему образования, а это устраивало любое не очень богатое государство и не очень богатых родителей. Жизнь же обычного че­ловека в рамках традиционной педагогической парадигмы представ­лялась как последовательно сменяемые друг друга фазы — освоение социального опыта, накопленного предшествующими поколениями; его прирост посредством собственной трудовой деятельности; и на­конец, — передача следующему поколению «прирощенного» опыта. Причем первая фаза жизни человека (детство и начало юности), фаза освоения социального опыта в традиционных представлениях есть пока еще не сама жизнь, а лишь подготовка к ней.

Подобные представления существовали на протяжении веков. Од­нако социальные изменения, произошедшие в течение последнего века, приводят к значительной трансформации педагогической сферы.





Дата публикования: 2015-03-29; Прочитано: 350 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...