Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

И развития педагогических идей



Термин «педагогика» (лагбаушуг/л) греческого происхождения, имеет в своем составе два корня: лшбос; — ребенок и аусо — веду, вождение. Таким образом, дословный перевод этого термина — «де- товодство» или «детовождение». «Пайдагогами» в Древней Греции называли рабов, которые водили детей в школу. Учителями же в школах Древней Греции были «дидаскалы» (от греч. бгбахщо^ — поучающий), этот древнегреческий термин лег в основу названия одного из разделов педагогики — дидактики (теории обучения). Детоводство или детовождение во времена Древней Греции носило буквальный смысл: «брать детей за руку и вести их (в школу) за знаниями», однако с течением времени этот буквальный смысл тер­мина «педагогика» все более заменяется смыслом переносным: де­товодство как «ведение по жизни», как руководство формированием детей, а детоведение начинает рассматриваться как «использование знаний о ребенке с целью более эффективного воспитания и обра­зования ребенка».

Таким образом, первоначальные педагогические знания появ­ляются с началом появления первых образовательных учреждений, а зачатки первых педагогических учений, развивавшихся в рамках философии, относят примерно к V-IV в. до нашей эры. Однако ста­новление педагогики как науки происходит значительно позднее — в XVII в. Основоположником педагогической науки считают Яна Амоса Коменского — великого чешского педагога, создавшего труд «Великая дидактика» (XVII в.), являющий собой начальную точку от­счета современной педагогической науки. Я. А. Коменский определил педагогику как науку о воспитании ребенка, раскрыл сущность, цели, задачи и закономерности воспитания, его роль в жизни общества и развитии личности. Идеи Коменского в XVII-XIX вв. развивали и дополняли такие выдающиеся педагоги? как Иоганн Генрих Песталоц- ци, Адольф Дистервег, Жан-Жак Руссо и др. К XIX в. оформляется российская педагогическая научная школа. Ее основоположником за­служенно считают Константина Дмитриевича Ушинского, автора книги «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии». Конец XIX—начало XX вв. — «золотой век» отечественной педаго­гической научной школы, он отмечен появлением таких выдающихся педагогов, как П. Ф. Каптерев, В. П. Вахтеров, Лесгафт, Л. Н. Толстой, а чуть позже, уже в советское время, — А. С. Макаренко, П. П. Блон- ский, С. Т. Шацкий, В. А. Сухомлинский.

К концу XX века, в связи с появлением новых знаний и новых данных о развитии человека, понимание «педагогики» как науки о воспитании ребенка начинает сдерживать развитие научных исследо­ваний, поскольку становится очевидно, что детство — лишь неболь­шой (хотя и очень важный) этап в жизни человека. Человек учится, развивается, формируется, воспитывается на протяжении всей своей жизни, поэтому, рассматривая педагогику как науку о воспитании ребенка, мы ограничиваем, отсекаем от изучения большую часть жиз­ни человека. Этот факт, а также появление большого числа отрасле­вых педагогик (педагогики высшей школы, производственной, воен­ной, педагогики взрослых, геронтопедагогики), выходящих в своих предметных областях за рамки детского возраста, привели к тому, что название науки перестало отвечать своему содержанию. Все чаще стали появляться предложения о переименовании педагогики. Однако новые названия, предлагаемые различными авторами, такие как «эдукология» (от анг. education — образование) — наука об образовании, антропо- или андрогогика (от греч. — человек) — человековедение, или педагогическая антропология — педагогическое человекознание, хотя и употребляются в научном лексиконе, однако, пока не заменили общеупотребительную «педагогику», рассматриваемую се­годня как науку о воспитании человека.




Дата публикования: 2015-03-29; Прочитано: 274 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...